СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ГрИнландия"-творчество А.Грина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-размышление о человеческих качествах на основе произведений А.Грина. Мы размышляем над Рассказами "Вокруг света","Зеленая лампа", феерией "Алые паруса"

Просмотр содержимого документа
«"ГрИнландия"-творчество А.Грина»

МБОУ Алтайская СОШ







Тема урока: «Путешествие вокруг света в страну ГрИнландию под алыми парусами при свете зеленой лампы»

(урок размышление)

2 часа



Учитель литературы : Цыкунова Виктория Анатольевна























п.Алтай



Цели: создание литературной реальности на основе

интеграции нескольких произведений одного автора,

проникновение в текст произведения в соотнесенности с

мировоззрением автора., оказывающим воздействие на

художественный мир произведения

Задачи: исследовать тексты произведений, найти в них ответы на волнующие автора вопросы. Сформулировать свое видение героев и событий произведений., сделать выводы

Произведения для обсуждения:

«Вокруг света», «Зеленая лампа», «Алые паруса»



Ход урока



1.Знакомство с отдельными страницами биографии А.Грина, его мировоззрением

Сообщения учащихся(из книги Паустовского «ЖизньАлександра Грина»)

Приходим к выводу, что отдельные страницы полной лишений жизни Грина напоминают жизнь М.Горького. Отмечаем некоторое портретное сходство писателей. Проводим параллель: М.Горький –Пешков, Грин-Гриневский. Ранний Горький-романтик, Грин-романтик. Горький уводит нас в другую реальность, созданную воображением его героев, вслед за Грином мы отправляемся в созданную его воображением страну, с городами, которых нет на географической карте., со странными именами героев, с событиями, похожими на сказку, уводящими от обыденной жизни в необычный , созданный воображением писателя ,мир.

2. Работа с высказыванием Д.Гранина

«Грин-один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости»

-Как вы понимаете это высказывание?

( Ожирение сердца-это черствость души, отсутствие сочувствия, соучастия. сострадания, умения сопереживать)

- Надеюсь., что нам., отправляющимся в путь, вслед за героями А .Грина это заболевание не грозит!

3. Работа с текстом рассказа «Вокруг света»



-Каким мы видим Жиля Седира в начале рассказа?

(Жиль счастлив несказанно, он выиграл пари, заключенное с богачом Фрионом два года назад. «Эксцентрик Фрион, жестокой забавы ради, предложил ему обогнуть земной шар за сто тысяч, покинув город без денег, съестных припасов и спутников.Нотариус скрепил это условие. Опаздывая сверх 2-х лет на одну минуту(секунды прощались) Жиль не получал ничего.Но он выполнил задание неделей раньше условленного срока. Конец нищете!» Теперь он и его любимая жена АССОЛЬ(символично) заживут счастливо. Аглавное. Жиль-изобретатель сможет воплотить свое изобретение в жизнь)

-Какой страшный удар ожидал Жиля и его жену?

(Они узнают. ,что Фрион разорился и денег заплатить не может)

-Так что же, все жертвы напрасны?

(Грин любил ставить своих героев в исключительные ситуации, в которых раскрываются их характеры. Он любил противопоставлять своих любимых героев тем, чья цель –нажива, кому не дано мечтать.)

-Какое предложение и с какой целью делает Жилю богач Аспер?

(Он предлагает Жилю опять отправиться в путешествие вокруг света и, если Жиль уложится в два года. То заплатит ему не сто, а двести тысяч. )

- А что же Жиль?

(Он поцеловал на прощание Ассоль и не отдохнув. Без денег опять отправляется в путешествие.)

-Что же им движет?

(Им движет светлая мечта!)

-Если бы рассказ закончился на этом, какое бы осталось впечатление?

(Мечта разбилась. Нет смысла мечтать. Мечты не осуществляются???)

-Но рассказ продолжается и происходит чудо! Какое?

(Богач Аспер догоняет Жиля на постоялом дворе и говорит: «Вернитесь. Я скоро поехал догонять вас. Пустой формальностью было бы выжидать два года. Живите,

изобретайте!.

А через пару дней в компании богачей он заявил о Жиле: «Это сокрушитель судьбы, и я ему, живому поставлю памятник в круглой оранжерее»)

-Как вы объясните поведение и слова Аспера?

(Даже он потрясен мужеством и силой воли мечтателя Жиля)

4. Работа с текстом стихотворения «Движение» А.Грина

Мечта разыскивает путь-

Закрыты все пути

Мечта разыскивает путь

Намечены пути

Мечта разыскивает путь-

Открыты все пути

(Нужно очень чего-то хотеть и тогда у тебя все получится. Нельзя останавливаться на полпути или ждать. когда кто-то за тебя решит все твои проблемы)

-А вот . что говорит К.Паустовский: «Нужно уметь мечтать страстно. Глубоко и действенно, нужно воспитывать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного…»

5. Работа с текстом повести «Алые паруса»

Идею любого гриновского произведения трудно передать. Она таится в языке, в системе художественных средств, образов.

Буднично прозвучит пересказ сюжета феерии «Алые паруса»

(феерия-волшебное. сказочное действие)

Бедная девочка Ассоль( такое же как имя героини рассказа «Вокруг света») верит в свою мечту. В то. что однажды, под алыми парусами приплывет принц. Они встретятся и будут счастливы.

Но эта же история, изложенная языком мастера слова, превращается в поэму. Утверждающую «силу человеческого духа, просвеченную насквозь. Как утренним солнцем , любовью к жизни, к душевной юности и верой в то. что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса»(К.Паустовский)

-Попытаемся разобраться, в чес же заключается своеобразие гриновких творений.

В основе произведения лежит антитеза-противопоставление. С одной стороны Лонгрен, любящий отец, а с другой –жители городка. ненавидяще его и его дочь Ассоль.

На конрасте построено и описание внешности главных героев: Ассоль и Артура Грея.

(найдите в тексте и прочитайте)

-«Ассоль была в стиранном много раз ситцевом платье.»

Одной этой детали достаточно для того. чтобы судить о бедности девочки.

-Грэй, воспитанный в обеспеченной семье, в полном достатке и даже в роскоши, был юношей « с маленькими руками и внешностью переодетой девочки…обладателем изящного саквояжа, тонких. Как перчатка , лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами».

- Рассказывая о Грэе, вопреки желанию матери мечтавшем стать «дьявольским» моряком, он пишет:»Понемнгу он потерял все, кроме главного-своей странной летящей души, он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром..»

Пейзажи. созданные писателем пронизаны свежим. благоухающим воздухом гриновской природы-совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием.

-Найдите в тексте описание моря, подтвердите высказанную мысль (зачитывают текст)

-Парус во все времена считался символом свободы.,отваги, мечты, а белый корабль под алыми парусами превратился в воплощение счастья., любви. Символично его название –«Секрет». Не тайна,не загадка, а секрет двух любящих сердец.

-Какие чувства остаются после прочтения этого произведения?

(Светлые чувства, добрые намерения, радость от ощущения сбывшейся мечты героини. Вера в то. что для каждого из нас существуют свои «алые паруса»)

6. «Зеленая лампа»-небольшой рассказ», в котором Грин задает вопросы о том . как надо относиться к людям? Какова роль человека в его судьбе? Какова роль денег в человеческом обществе? Что нужно делать для того, чтобы мечты сбывались?

-Давайте и мы попробуем ответить на гриновские вопросы.

(«Зеленая лампа»-это рассказ о том, как бродяга Джон Ив, умирающий на лондонских улицах, благодаря жестокой шутке богача Стильтона стал достойным человеком.)

Рассказ строится на антитезе: богач Стильтон и бродяга Ив.

Стильтон считает, что деньги в этом мире решают все. Поэтому он считает, что может делать из людей живые игрушки, покорные его воле.

-Чем руководствуется Стильтон, когда решает помочь Иву выбраться из нищеты?

(Явно не из чувства сострадания и даже не из жалости. Просто ему захотелось развлечься. Предложение зажигать в течение неопределенного времени зеленую лампу-это жестокая шутка. Он превращает человека в марионетку, которая послушно выполняет желание хозяина)

-Какой же сюжетный ход ожидает нас впереди? Неужели Ив будет послушно выполнять требования «хозяина»? Автор переносит нас на несколько лет вперед И что же происходит с героями?

(Теперь уже Стильтон разорившийся , жалкий. Больной бродяга. А Джон Ив стал врачом. И теперь он уже спасает Стильтона. Но не потому что рассчитывает на награду, просто он доктор и спасать людей-это его прямая обязанность.)

-Почти волшебное превращение помогает нам понять-не деньги главное в жизни! Главное – человеческие качества, вера в свои силы, постоянное желание узнать новое, сила воли., терпение., упорство

«Зеленая лампа, озаряющая темноту ночи»-это символ надежды на лучшее, символ стремления жить, символ исполнения мечты, даже самой несбыточной!

7. Спасибо за работу на уроке. Домашнее задание: Размышление на тему «Мечта прокладывает путь»



Приложение:













 


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!