МБОУ Алтайская СОШ
Тема урока: «Путешествие вокруг света в страну ГрИнландию под алыми парусами при свете зеленой лампы»
(урок размышление)
2 часа
Учитель литературы : Цыкунова Виктория Анатольевна
п.Алтай
Цели: создание литературной реальности на основе
интеграции нескольких произведений одного автора,
проникновение в текст произведения в соотнесенности с
мировоззрением автора., оказывающим воздействие на
художественный мир произведения
Задачи: исследовать тексты произведений, найти в них ответы на волнующие автора вопросы. Сформулировать свое видение героев и событий произведений., сделать выводы
Произведения для обсуждения:
«Вокруг света», «Зеленая лампа», «Алые паруса»
Ход урока
1.Знакомство с отдельными страницами биографии А.Грина, его мировоззрением
Сообщения учащихся(из книги Паустовского «ЖизньАлександра Грина»)
Приходим к выводу, что отдельные страницы полной лишений жизни Грина напоминают жизнь М.Горького. Отмечаем некоторое портретное сходство писателей. Проводим параллель: М.Горький –Пешков, Грин-Гриневский. Ранний Горький-романтик, Грин-романтик. Горький уводит нас в другую реальность, созданную воображением его героев, вслед за Грином мы отправляемся в созданную его воображением страну, с городами, которых нет на географической карте., со странными именами героев, с событиями, похожими на сказку, уводящими от обыденной жизни в необычный , созданный воображением писателя ,мир.
2. Работа с высказыванием Д.Гранина
«Грин-один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости»
-Как вы понимаете это высказывание?
( Ожирение сердца-это черствость души, отсутствие сочувствия, соучастия. сострадания, умения сопереживать)
- Надеюсь., что нам., отправляющимся в путь, вслед за героями А .Грина это заболевание не грозит!
3. Работа с текстом рассказа «Вокруг света»
-Каким мы видим Жиля Седира в начале рассказа?
(Жиль счастлив несказанно, он выиграл пари, заключенное с богачом Фрионом два года назад. «Эксцентрик Фрион, жестокой забавы ради, предложил ему обогнуть земной шар за сто тысяч, покинув город без денег, съестных припасов и спутников.Нотариус скрепил это условие. Опаздывая сверх 2-х лет на одну минуту(секунды прощались) Жиль не получал ничего.Но он выполнил задание неделей раньше условленного срока. Конец нищете!» Теперь он и его любимая жена АССОЛЬ(символично) заживут счастливо. Аглавное. Жиль-изобретатель сможет воплотить свое изобретение в жизнь)
-Какой страшный удар ожидал Жиля и его жену?
(Они узнают. ,что Фрион разорился и денег заплатить не может)
-Так что же, все жертвы напрасны?
(Грин любил ставить своих героев в исключительные ситуации, в которых раскрываются их характеры. Он любил противопоставлять своих любимых героев тем, чья цель –нажива, кому не дано мечтать.)
-Какое предложение и с какой целью делает Жилю богач Аспер?
(Он предлагает Жилю опять отправиться в путешествие вокруг света и, если Жиль уложится в два года. То заплатит ему не сто, а двести тысяч. )
- А что же Жиль?
(Он поцеловал на прощание Ассоль и не отдохнув. Без денег опять отправляется в путешествие.)
-Что же им движет?
(Им движет светлая мечта!)
-Если бы рассказ закончился на этом, какое бы осталось впечатление?
(Мечта разбилась. Нет смысла мечтать. Мечты не осуществляются???)
-Но рассказ продолжается и происходит чудо! Какое?
(Богач Аспер догоняет Жиля на постоялом дворе и говорит: «Вернитесь. Я скоро поехал догонять вас. Пустой формальностью было бы выжидать два года. Живите,
изобретайте!.
А через пару дней в компании богачей он заявил о Жиле: «Это сокрушитель судьбы, и я ему, живому поставлю памятник в круглой оранжерее»)
-Как вы объясните поведение и слова Аспера?
(Даже он потрясен мужеством и силой воли мечтателя Жиля)
4. Работа с текстом стихотворения «Движение» А.Грина
Мечта разыскивает путь-
Закрыты все пути
Мечта разыскивает путь
Намечены пути
Мечта разыскивает путь-
Открыты все пути
(Нужно очень чего-то хотеть и тогда у тебя все получится. Нельзя останавливаться на полпути или ждать. когда кто-то за тебя решит все твои проблемы)
-А вот . что говорит К.Паустовский: «Нужно уметь мечтать страстно. Глубоко и действенно, нужно воспитывать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного…»
5. Работа с текстом повести «Алые паруса»
Идею любого гриновского произведения трудно передать. Она таится в языке, в системе художественных средств, образов.
Буднично прозвучит пересказ сюжета феерии «Алые паруса»
(феерия-волшебное. сказочное действие)
Бедная девочка Ассоль( такое же как имя героини рассказа «Вокруг света») верит в свою мечту. В то. что однажды, под алыми парусами приплывет принц. Они встретятся и будут счастливы.
Но эта же история, изложенная языком мастера слова, превращается в поэму. Утверждающую «силу человеческого духа, просвеченную насквозь. Как утренним солнцем , любовью к жизни, к душевной юности и верой в то. что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса»(К.Паустовский)
-Попытаемся разобраться, в чес же заключается своеобразие гриновких творений.
В основе произведения лежит антитеза-противопоставление. С одной стороны Лонгрен, любящий отец, а с другой –жители городка. ненавидяще его и его дочь Ассоль.
На конрасте построено и описание внешности главных героев: Ассоль и Артура Грея.
(найдите в тексте и прочитайте)
-«Ассоль была в стиранном много раз ситцевом платье.»
Одной этой детали достаточно для того. чтобы судить о бедности девочки.
-Грэй, воспитанный в обеспеченной семье, в полном достатке и даже в роскоши, был юношей « с маленькими руками и внешностью переодетой девочки…обладателем изящного саквояжа, тонких. Как перчатка , лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами».
- Рассказывая о Грэе, вопреки желанию матери мечтавшем стать «дьявольским» моряком, он пишет:»Понемнгу он потерял все, кроме главного-своей странной летящей души, он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром..»
Пейзажи. созданные писателем пронизаны свежим. благоухающим воздухом гриновской природы-совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием.
-Найдите в тексте описание моря, подтвердите высказанную мысль (зачитывают текст)
-Парус во все времена считался символом свободы.,отваги, мечты, а белый корабль под алыми парусами превратился в воплощение счастья., любви. Символично его название –«Секрет». Не тайна,не загадка, а секрет двух любящих сердец.
-Какие чувства остаются после прочтения этого произведения?
(Светлые чувства, добрые намерения, радость от ощущения сбывшейся мечты героини. Вера в то. что для каждого из нас существуют свои «алые паруса»)
6. «Зеленая лампа»-небольшой рассказ», в котором Грин задает вопросы о том . как надо относиться к людям? Какова роль человека в его судьбе? Какова роль денег в человеческом обществе? Что нужно делать для того, чтобы мечты сбывались?
-Давайте и мы попробуем ответить на гриновские вопросы.
(«Зеленая лампа»-это рассказ о том, как бродяга Джон Ив, умирающий на лондонских улицах, благодаря жестокой шутке богача Стильтона стал достойным человеком.)
Рассказ строится на антитезе: богач Стильтон и бродяга Ив.
Стильтон считает, что деньги в этом мире решают все. Поэтому он считает, что может делать из людей живые игрушки, покорные его воле.
-Чем руководствуется Стильтон, когда решает помочь Иву выбраться из нищеты?
(Явно не из чувства сострадания и даже не из жалости. Просто ему захотелось развлечься. Предложение зажигать в течение неопределенного времени зеленую лампу-это жестокая шутка. Он превращает человека в марионетку, которая послушно выполняет желание хозяина)
-Какой же сюжетный ход ожидает нас впереди? Неужели Ив будет послушно выполнять требования «хозяина»? Автор переносит нас на несколько лет вперед И что же происходит с героями?
(Теперь уже Стильтон разорившийся , жалкий. Больной бродяга. А Джон Ив стал врачом. И теперь он уже спасает Стильтона. Но не потому что рассчитывает на награду, просто он доктор и спасать людей-это его прямая обязанность.)
-Почти волшебное превращение помогает нам понять-не деньги главное в жизни! Главное – человеческие качества, вера в свои силы, постоянное желание узнать новое, сила воли., терпение., упорство
«Зеленая лампа, озаряющая темноту ночи»-это символ надежды на лучшее, символ стремления жить, символ исполнения мечты, даже самой несбыточной!
7. Спасибо за работу на уроке. Домашнее задание: Размышление на тему «Мечта прокладывает путь»
Приложение:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/04/s_5aec4a4f47b5d/894714_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/04/s_5aec4a4f47b5d/894714_2.jpeg)