СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Группа 1-6 Астрономия

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Группа 1-6 Астрономия»

ПРЕДМЕТ: АСТРОНОМИЯ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ : 24.03.2020 ГОД

ГРУППА: 1-6

ТЕМА УРОКА: СИСТЕМА «ЗЕМЛЯ –ЛУНА»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ТИП УРОКА: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ХАЛИТОВА М.А.


Цель урока: ознакомить обучающихся с физической природой единственного естественного спутника нашей планеты -Луной

Задачи урока
1. Общеобразовательные рассмотреть физические условия на Луне, рельеф, породы, внутреннее строение. Ознакомить с исследованиями Луны и их значением, строением и фазами Луны, сформировать понятия: «моря» и «материки» Луны, кратеры, лунный реголит, обратная сторона Луны и др. Сформировать представление о приливных действиях 

  2. Воспитательные — формирование научного мировоззрения обучающихся в ходе знакомств с историей изучения и природой Луны и других спутников планет; патриотическое воспитание при ознакомлении с ролью российской науки и техники и исследовании Луны средствами астрономии и космонавтики

 3. Развивающие: продолжить формирование представлений о естественном спутнике Земли; научить выделять главное при анализе природы небесных тел (общая характеристика, особенности атмосферы, температурные условия, поверхность и т. д.).

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Вспомните, что вы знаете о Земле из курсов географии, природоведения и физики.

Земля – это третья по удаленности от Солнца планета. Среднее расстояние от Солнца до Земли 150 млн. км.

Масса Земли - 6·1024 кг. Средняя скорость движения вокруг Солнца 29,8 км/с.

Радиус 6378 км, средняя температура 15°С. Поверхность на ¾ покрыта водой, атмосфера - азот, кислород, водяные пары, аргон, углекислый газ (слайды 2-3)

3. Объяснение нового материала.

Поговорим о ближайшем к нам небесном теле-Луне

В 1913г. Русский поэт Максимилиан Волошин так писал о Луне:

Ни сумрака, ни воздуха, ни вод-

Лишь острый блеск гранитов, сланцев, шпатов.

Ни шлейфы зорь, ни веера закатов

Не озаряют черный небосвод.

Поэт создал на редкость яркий, запоминающийся образ безжизненного лунного мира:

И страшный шрам на кряже лунных Альп

Оставила небесная секира.

Ты, как Земля, с которой сорван скальп,-

Лик Ужаса в бесстрастности эфира!

Да, Луна напоминает Землю, с которой сорван скальп. Луна не имеет такого чехла, какой имеет Земля, и которому мы с вами и все живое обязаны своим существованием. Луна не имеет атмосферы.(слайд 4)



А почему на Луне нет атмосферы? Вопрос этот принадлежит к тем, которые уясняются, если сначала их, так сказать, перевернуть. Прежде чем говорить о том, почему Луна не удерживает вокруг себя атмосферы, поставим вопрос: почему удерживается атмосфера вокруг нашей собственной планеты? Вспомним, что воздух, как и всякий газ, представляет хаос не связанных между собой молекул, стремительно движущихся в различных направлениях. Средняя их скорость при 0° – около ½ км в секунду (скорость ружейной пули). Почему же не разлетаются они в мировое пространство? По той же причине, по какой не улетает в мировое пространство и ружейная пуля. Ис- тощив энергию своего движения на преодоление силы тяжести, молекулы падают обратно на Землю. Вообразите близ земной поверхности молекулу, летящую отвесно вверх со скоростью ½ км в секунду. Как высоко вверх может она взлететь? Нетрудно вычислить: скорость v, высота подъёма h и ускорение силы тяжести g связаны следующей формулой: 2gh=v2 . Подставим вместо v его значение – 500 м/сек, вместо g – 10 м/сек2 ; имеем  25000=20 h , откуда h  12500м.

Небольшая часть молекул имеет скорость 3500м/с. Эта скорость достаточна, чтобы молекулы могли взлететь на высоту 600 км. Но для того, чтобы покинуть земной шар, молекулы должны иметь v=11 км/с, а подобными скоростями обладают только единичные молекулы. Вот почему Земля так прочно удерживает свою атмосферную оболочку.

Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли; соответственно этому скорость, необходимая для преодоления там силы тяжести, тоже меньше и равна всего 2360 м/сек. А так как скорость молекул кислорода и азота при умеренной температуре может превышать эту величину, то понятно, что Луна должна была бы непрерывно терять свою атмосферу, даже если бы она у нее образовалась. (слайд 5)

Высказывалась мысль – вернее, мечта, – что со временем, когда земное человечество посетит и покорит Луну, оно окружит её искусственной атмосферой и сделает таким образом пригодной для обитания. Теперь нам ясна несбыточность подобного предприятия. Отсутствие атмосферы у нашего спутника – не случайность, не каприз природы, а закономерное следствие физических законов.

Отсутствие атмосферы на Луне приводит к резкому перепаду температур от 400К (+130oС днем) до 100К (-170oС ночью)

Солнечное затмение

Земле достался один-единственный спутник. Но зато какой! Луна в 400 раз меньше Солнца и в 400 раз ближе него, поэтому на небе Солнце и Луна кажутся дисками одинакового размера. Так что Луна может заслонить собой Солнце.



Когда Луна при своём движении вокруг Земли полностью или частично заслоняет Солнце, происходит Солнечное затмение. Во время полного затмения луна закрывает весь диск Солнца, благодаря тому, что видимые диаметры луны и солнца почти одинаковы. Солнце имеет вид чёрного диска, окружённого нежным сиянием. Дневной свет настолько ослабевает, что можно увидеть на небе планеты и яркие звёзды. (слайд 6)

Тень Луны на Земле. Полные солнечные затмения можно наблюдать только в тех областях Земли, по которым проходит полоса тени Луны. Диаметр тени не превышает 270 км, поэтому полное затмение Солнца видно лишь на малом участке земной поверхности.

Кольцеобразное затмение Солнца. Если видимый диаметр Луны оказывается немного меньше Солнечного, то затмение приобретает кольцеобразную форму.

В 2018 г. Мы сможем наблюдать три подобных явления.

15.02.18 в 23:52 по Москве посмотреть на данное явление получится у пингвинов с учеными в Антарктиде, а также населению Южной Америки. Россиянам не представится такая возможность, поэтому солнечное затмение 15 февраля 2018 г. Пройдет вдали от наших взоров.
13.07.18 утром в 06:02 по Москве люди на юге Австралии, востоке Антарктиды, в Тасмании и в водах Индийского океана смогут следить за данным солнечным затмением.

11.08.18 в 12:47 –Монголия, Казахстан, Сибирь, Дальний Восток, Китай


Если бы житель Земли мог очутиться на Луне, внимание его привлекли бы три необычных обстоятельства.

1)Чёрный небосвод

Сразу же бросился бы в глаза странный цвет дневного неба на Луне: вместо привычного голубого купола расстилался бы совершенно чёрный небосвод, усеянный – при ярком сиянии Солнца! – множеством звёзд, четко выделяющихся, но совершенно не мерцающих. Причина заключается в отсутствии на Луне атмосферы. «Голубой свод ясного и чистого неба, – говорит Фламмарион свойственным ему живописным языком, – нежный румянец зорь, величественное зарево вечерних сумерек, чарующая красота пустынь, туманная даль полей и лугов, и вы, зеркальные воды озёр, издревле отражающие в себе далекие лазурные небеса –ваше существование и вся красота ваша зависят исключительно лишь от той легкой оболочки, которая простирается над земном шаром»

2) Земля на небе Луны

Вторая достопримечательность на Луне- висящий в небе огромный диск Земли: поперечник его вчетверо больше поперечника лунного диска на земном небе. В «земные ночи» на Луне можно было бы читать мелкую печать (слайд 7)



Земля на небе Луны



3) Мир без звуков.

Итак, лунный мир-это мир без воды и без воздуха, а, следовательно,- это мир без звуков, т.к. в безвоздушном пространстве звук не распространяется. И что бы ни произошло на Луне- извержение ли вулкана, падение гигантского метеорита или посадка космического аппарата, тишина на Луне остается ненарушенной.

Строение Луны

Луна состоит из коры, верхней мантии (астеносферы), средней мантии, нижней мантии и ядра. Атмосфера практически отсутствует. Поверхность Луны покрыта реголитом — смесью тонкой пыли и скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеоритов с лунной поверхностью. Ударно-взрывные процессы, сопровождающие метеоритную бомбардировку, способствуют взрыхлению и перемешиванию грунта, одновременно спекая и уплотняя частицы грунта. Толщина слоя реголита составляет от долей метра до десятков метров

Толщина коры Луны меняется от 0 до 105 км. По данным со спутников гравитационной разведки GRAIL, толщина лунной коры больше на том полушарии, которое обращено к Земле (слайд 8)









Фазы Луны

Луна – не самосветящееся тело: она светит отражённым солнечным светом. В зависимости от положения, которое Луна занимает по отношению к Земле и Солнцу, мы видим Луну в разных формах: то полную то половинку, то совсем не видим. Наблюдаемая с земли освещённая часть лунного диска называется фазой Луны. Граница освещённой и неосвещённой части называется терминатор, а лунный серп – лимбом. (слайд 9)



  • 4 фазы Луны. Различают 4 фазы Луны: новолуние, 1 четверть, полнолуние, последняя четверть.

  • Фазы луны (относительно Солнца) Проследим смену лунных фаз.

  • Новолуние – Луна проходит между Солнцем и Землёй и обращена к нам своей тёмной стороной не видна.

  • 1-2 день в западной части неба появляется и растёт серп «молодой» Луны.

  • 7 сутки – видна вся правая половина Луны – первая четверть

  • (Луна восходит днём, к вечеру видна в южной области неба и заходит ночью)

  • 14 – 15 день – полнолуние – Солнце освещает всё лунное полушарие, обращённое к Земле. (Луна восходит при заходе Солнца, и заходит при его восходе, в середине ночи видна в южной стороне неба)

  • Потом Луна постепенно приближается к Солнцу с запада и освещается им слева.

  • 7 дн. – последняя четверть – Луна восходит около полуночи, к восходу Солнца оказывается в южной стороне неба и заходит днём.

  • При дальнейшем сближении с Солнцем Луна становится видна в виде серпа. Можно увидеть под утро и заходит перед заходом Солнца.

Синодический и сидерический месяц. Время, за которое Луна делает полный оборот вокруг Земли, называется сидерическим месяцем. Он равен примерно 27 сут. Промежуток времени между одинаковыми фазами Луны называется синодическим месяцем. Он равен 29,5 суток. (слайд 10)

Сарос. Ещё древние астрономы заметили, что затмения повторяются через определённый промежуток времени. Этот промежуток они назвали САРОС (в переводе с египетского «повторение»). Сарос составляет примерно 18 лет 11 дней. В течение каждого сароса происходи 70 затмений: 42 солнечных и 28 лунных. Однако лунные затмения наблюдаются чаще, чем солнечные, т.к. лунные видны со всего ночного полушария Земли. Полное солнечное затмение в данной точке земной поверхности видно раз в 200 лет. Промежуток между солнечным и лунным затмением составляет примерно 2 недели (т.е. от новолуния до полнолуния). В году бывает 2 солнечных и 2 лунных затмения. В 1982 году было 7 затмений (это максимальное количество)



Видимая и обратная стороны Луны

Луна делает полный оборот вокруг Земли примерно за 27 суток. За это же время Луна делает полный оборот вокруг своей оси. Период вращения Луны вокруг оси равен периоду её обращения вокруг Земли, поэтому к Земле обращено всегда одно и то же полушарие Луны. (слайд 11)



Впервые обратная сторона Луны была сфотографирована советской АМС «Луна-3» 7 октября 1959 года. Прием сигнала осуществляли в Симеизской обсерватории. В массовой печати впервые изображение обратной стороны Луны, полученное АМС «Луна-3», появилось 27 октября 1959 года, оно было опубликовано в газете «Правда» и в других советских изданиях



















АМС «Луна-3» (слайд 12)





Поверхность Луны

В 1609 году Галилео Галилей впервые наблюдал Луну в свой маленький самодельный телескоп. Он увидел огромные углубления с темной поверхностью и принял их за моря и океаны. С тех пор на картах Луны остались поэтические названия «Море дождей», «Море спокойствия», «Море облаков», «Океан бурь». (слайд 13)

Моря и материки

С Земли мы видим невооруженным глазом объекты диаметром в 100км, а в телескоп – 1км. Поверхность стала твердой 4 млрд. 527 млн лет назад.

Более темные (Моря) без воды на видимой стороне 30% поверхности (на обратной стороне меньше). Это сравнительно ровная поверхность – впадины до 3 км, покрыты лавой (когда-то извержения вулканов). Море: Дождей, Кризиса, Холода, Влажности, океан Бурь и т.д. Возраст морей больше 3 млрд. лет. (слайд 14)




Более светлые (материки) занимают на видимой стороне 70% поверхности.


Кратеры (слайд 15-16)

Характерная особенность лунного рельефа – кольцевые структуры (кратеры). Самых разных размеров, на видимой стороне более 1700 размером более 3,5км (размером более 1км можно насчитать более 300000). В центре – горка у большинства крупных кратеров и они окружены возвышенностью в 2-3км с пологими склонами. Название кратеров – это в большинстве фамилии ученых: Аристарх, Тихо, Коперник, Кеплер и т.д.

Образование кратеров:

1.Падение метеоритов. Удар – взрыв, разлетаются осколки, образуя более мелкие кратеры и лучевые системы-цепочки кратеров тянущихся на сотни км (от кратеров Тихо, Коперник, Кеплер, и т.д).

2. Извержение вулканов (крупные кратеры).

Лучший период наблюдений кратеров – граница освещенной и не освещенной части (терминатор).



Горы (слайд 17)


Горы – горные хребты, возраст порядка 4млрд. лет (светлые участки, видны в телескоп). Максимальная высота 9км. Альпы, Карпаты, Кордильеры, Алтай, Кавказ и т.д. Первые название ввел Ян Гавелий.

Последние 2 млрд.лет рельеф практически не меняется т.к:

1. Закончилась вулканическая деятельность.

2. Уменьшилась интенсивность падения метеоритов.

Лунный грунт(слайд 18)

Впервые лунный грунт был доставлен на Землю экипажем космического корабля «Аполлон-11» в июле 1969 года в количестве 21,7 кг. В ходе лунных миссий по программе Аполлон всего на Землю было доставлено 382 кг лунного грунта. Автоматическая станция «Луна-16» доставила 101 г грунта 24 сентября 1970 года (уже после экспедицийАполлон-11 и Аполлон-12).

«Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24» доставили грунт из трёх районов Луны: Моря Изобилия, материкового района вблизи кратера Амегино и Моря Кризисов в количестве 324 г, и он был передан в ГЕОХИ РАН для исследования и хранения.





Приливы и отливы (слайд 19-21)



Прили́в и отли́в — периодические вертикальные колебания уровня океана или моря, являющиеся результатом изменения положений Луны и Солнца относительно Земли совместно с эффектами вращения Земли и особенностями данного рельефа и проявляющиеся в периодическом горизонтальном смещении водных масс. Приливы и отливы вызывают изменения в высоте уровня моря, а также периодические течения, известные как прили́вные течения, делающие предсказание приливов важным для прибрежной навигации.

Гравитационное воздействие Земли на Луну и наоборот довольно велико. Разные части Земли по разному подвергаются притяжению Луны: сторона, повернутая к Луне, - в большей степени, обратная сторона – в меньшей, так как дальше находится от нашего спутника. В результате разные части Земли стремятся прийти в движение в направлении Луны с разными скоростями. Поверхность, обращенная к Луне, вздувается, центр Земли смещается меньше, а противоположная поверхность вовсе отстает, и с этой стороны тоже образуется вздутие – из-за «отставания». 

Во время приливов и отливов ежесуточно затрачивается огромная знергия. Эта энергия расходуется Луной. Потеря этой энергии проявляется в том, что и Луна, и Земля замедляют свое вращение вокруг своих осей, вследствие чего расстояние между ними увеличивается



Залив Фанди во время прилива и отлива









Происхождение Луны.

  • Гипотеза центробежного разделения: от быстро вращающейся протоземли под действием центробежных сил отделился кусок вещества, из которого затем образовалась Луна. Эту гипотезу в шутку называют «дочерней».

  • Гипотеза захвата: Земля и Луна образовались независимо, в разных частях Солнечной системы. Когда Луна проходила близко к земной орбите, она была захвачена гравитационным полем Земли и стала её спутником. Эту гипотезу в шутку называют «супружеской».

  • Гипотеза совместного образования: Земля и Луна образовались одновременно, в непосредственной близости друг от друга (в шутку — «сестринская» гипотеза).

  • Гипотеза испарения: из расплавленной протоземли были выпарены в пространство значительные массы вещества, которые затем остыли,сконденсировались на орбите и образовали протолуну.

  • Гипотеза многих лун: несколько маленьких лун были захвачены гравитацией Земли, затем они столкнулись друг с другом, разрушились, и из их обломков образовалась нынешняя Луна.

  • Гипотеза столкновения: протоземля столкнулась с другим небесным телом, а из выброшенного при столкновении вещества образовалась Луна.



4.Закрепление

Физические условия на Луне (обучающиеся отвечают)

1. Нет атмосферы (может и была) т.к. масса Луны в 81 раз меньше земной и вторая космическая скорость для Луны 2,38км/с

2. Небо черное, видны хорошо звезды, планеты (нет магнитного поля поэтому ориентация по звездам).

3. Диск Земли с Луны в 4 раза больше диска Солнца.

4. Продолжительность суток около месяца (29,5 дня) – две недели день, две недели ночь.

5. Резкий перепад температур от 400К (+130oС днем) до 100К (-170oС ночью) из-за отсутствия атмосферы. На глубине десятков см Т = const., грунт (реголит, достигающий в некоторых местах толщины 10-12м) имеет плохую теплопроводность.

6. Луна повернута к нам одной стороной (с небольшими колебаниями) – оборот вокруг оси и вокруг Земли за 27,3 сут.

Свяжем астрономию с литературой:



    1. Фрагмент стихотворения В.Я.Брюслва «Август»

Здравствуй, август, венчан хмелем, смуглый юноша-сатир!

Мы ковры под дубом стелем, мы в лесу готовим пир!..

Август милый! Отрок смуглый! Как и мы, ты тоже пьян.

Свечерело. Месяц круглый озарил круги полян.

В какой области неба находится месяц?

В поэме «Песнь о Гайавате» есть такие строки:



В гневе солнце заходило, пролагая путь багряный,

Зажигая тучи в небе, как вожди сжигают степи,

Отступая пред врагами.

А Луна- ночное солнце- вдруг восстала из засады

И направилась в погоню по следам его кровавым

В ярком зареве пожара

В какой фазе была Луна?

3) Опровергните мнение «мы видим только 1 полушарие Луны потому, что Луна не вращается вокруг своей оси»

4) Что такое фаза Луны?

5) Назвать их (по картинкам)

6) Что такое синодический месяц? Чему он равен?

7) Что такое сидерический месяц? Чему он равен?

8) При каком условии происходит лунное затмение?

9) При каком условии происходит солнечное затмение?

5. Домашняя работа

Выучить конспект





ПРЕДМЕТ: АСТРОНОМИЯ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ : 31.03.2020 ГОД

ГРУППА: 1-6

ТЕМА УРОКА: «ДВЕ ГРУППЫ ПЛАНЕТ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ТИП УРОКА: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Халитова М.А.



Цель: 

Образовательная: Сформировать общие представления об особенностях природы планеты; Познакомиться с общей характеристикой планет, их внутренние строением, атмосферой, спутниками планет и их кольцами.

Развивающая: Развивать познавательную активность у учащихся.

Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности за нашу планету, Вселенную в целом.

 Тип урока: комбинированный урок

План:

1) Организационный момент. Актуализация знаний.

2) Изучение нового материала.

3) Закрепление изученного. Итог урока.

Ход урока:

1)Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

2)Изучение нового материала

Астрономия — это одна из древнейших и самых увлекательных наук, которая изучает объекты и явления, наблюдаемые во Вселенной. На первом нашем с вами уроке мы узнаем, что такое астрономия и что она изучает. Познакомимся с главными особенностями астрономии. Узнаем, как возникла эта наука, и охарактеризуем её главные периоды развития. А также поговорим о структуре и масштабах Вселенной.

Познакомимся с основными физическими характеристиками больших планет. По физическим характеристикам восемь больших планет (исключая Плутон) можно разделить на две группы. Одну из них — планеты земной группы — составляют Земля и сходные с ней Меркурий, Венера и Марс. Во вторую входят планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Разделение планет на группы прослеживается сразу по трем характеристикам (размерам, плотности и массе), причем по плотности — наиболее четко.

Планеты каждой из групп по плотности мало различаются между собой, но средняя плотность планет земной группы примерно в 5 раз больше средней плотности планет-гигантов. Различие плотности тел в окружающей нас природе может объясняться как различием их химического состава, так и различием агрегатного состояния. Большая часть массы планет земной группы приходится на долю твердого состояния вещества — оксидов и других соединений тяжелых химических элементов: железа, магния, алюминия и других металлов, а также кремния и других неметаллов. На долю четырех наиболее обильных в твердой оболочке нашей планеты (литосфере) элементов — железа, кислорода, кремния и магния — приходится свыше 90% ее массы. Самыми многочисленными являются атомы кислорода.

Малая плотность планет-гигантов (у Сатурна она меньше плотности воды) объясняется тем, что основная часть их массы находится в газообразном и жидком состояниях. В составе планет-гигантов преобладают водород и гелий. Этим они похожи на Солнце и многие другие звезды, у которых водород и гелий составляют примерно 98% массы. Разумеется, в планетах-гигантах есть и те вещества, которые составляют основу планет типа Земли. Например, на одном только Юпитере их больше, чем во всех планетах земной группы, вместе взятых, однако они составляют примерно лишь 1% его массы. Атмосфера планет-гигантов содержит различные соединения водорода, в частности метан и аммиак.

Отличия между планетами двух групп проявляются и в том, что планеты-гиганты быстрее вращаются вокруг оси, и в числе спутников: на четыре планеты земной группы приходится всего 3 спутника, на четыре планеты-гиганта — 54.

Столь значительные различия двух групп планет можно объяснить только на основе современных представлений о формировании Солнечной системы.

Особенности планет Солнечной системы



  • В 20 веке была создана классификация, в которую входит 9 планет Солнечной системы.

  • В 2006 году на международном конгрессе, из-за своих маленьких размеров (карлик, в диаметре не превышающий трех тыс. км), Плутон был исключен из числа классических планет, и их осталось восемь. Теперь строение нашей Солнечной системы приняло симметричный, стройный вид. Она включает в себя четыре планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Землю и Марс , потом идет пояс астероидов, после него следуют четыре планеты-гиганта: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун .

  • На окраине Солнечной системы тоже проходит пояс астероидов, который ученые назвали поясом Койпера. Именно в нем и расположен Плутон.



Особенности планет земной группы

Основные характеристики

внутренних планет:

  • относительно небольшие

размеры;

  • твердая поверхность, высокая

плотность и схожий состав (кислород, кремний, алюминий, железо, магний и прочие тяжелые элементы);

  • наличие атмосферы;

  • одинаковое строение: ядро из железа с примесями никеля, мантия, состоящая из силикатов, и кора из силикатных пород (кроме Меркурия - у него коры нет);

  • малое количество спутников - всего 3 на четыре планеты;

  • довольно слабое магнитное поле.



Первая по счету планета – Меркурий

Ближайшая к Солнцу и наименьшая планета системы,

всего 0.055% от размера Земли. 80% ее массы составляет

железное ядро. Поверхность камениста, изрезана кратерами и

воронками. Атмосфера сильно разрежена, состоит из

углекислого газа. Температура солнечной стороны составляет

+500 0 С, обратной стороны -120 0 С. Гравитационного и магнитного

поля на Меркурии нет. Воды на поверхности не нашли.



Венера

Венера обладает очень плотной атмосферой, состоящей из

двуокиси углерода. Температура поверхности достигает 450 0 С,

что объясняется постоянным парниковым эффектом, давление

порядка 90 Атм.

Размер Венеры равняется 0.815 размера Земли.

Ядро планеты сложено из железа. На поверхности имеется

небольшое количество воды, а также множество метановых морей. У Венеры отсутствуют спутники. Особенностью планеты является то, что вращается она в противоположном направлении, по сравнению с большинством планет.



Планета Земля

  • Единственная планета, на которой существует жизнь.

  • Атмосфера состоит из сложной смеси кислорода, азота, углекислого и инертных газов.

  • Большая гравитация среди планет земной группы.

  • Очень сильное магнитное поле.

  • Высокая плотность.

  • Она единственная среди всех планет обладает гидросферой, что способствовало образованию жизни. Почти 70% поверхности покрыто водой.

  • Она имеет самый большой, по сравнению со своими размерами, спутник.

Планета Марс

Особенностью четвертой планеты является наличие двух спутников: Фобос и Деймос.

Из-за большого содержания окиси железа в грунте, Марс имеет ярко красный цвет. Его размер в 10 раз меньший, чем земной.

Атмосфера состоит из углекислого газа, сильно разреженная, а давление на поверхности почти в 200 раз меньше, чем на Земле. Поверхность покрыта кратерами и потухшими вулканами, наивысший из которых Олимп, его высота составляет 21,2 км.

Особенности планет-гигантов

Характеристики:

  • большие размеры и массы;

  • не имеют твердой поверхности и состоят из газов, в основном э то гелий и водород (поэтому их еще называют газовыми гигантами);

  • жидкое ядро, состоящее из металлического водорода;

  • высокая скорость вращения;

  • сильное магнитное поле, чем объясняется необычность многих процессов, протекающих на них;

  • в этой группе 98 спутников, большинство из которых принадлежат Юпитеру;

  • это наличие колец.

Юпитер

Юпитер имеет много характерных особенностей:

  • это третье по яркости небесное тело после Луны и Венеры;

  • на Юпитере самое сильное магнитное поле среди всех планет;

  • полный оборот вокруг оси он совершает всего за 10 земных часов;

  • интересной особенностью является большое красное пятно;

  • как и все планеты-гиганты, он имеет кольца;

  • имеет самое большое количество спутников. Их у него 63.

Самые известные - это Европа, на которой нашли воду, Ганимед - самый большой спутник планеты Юпитер, а также Ио и Калисто.

Сатурн.

Сатурн в 95 раз крупнее Земли, но его плотность наименьшая среди всех планет Солнечной системы.

Ее плотность меньше, чем у воды . Вращается этот газовый гигант очень быстро - один оборот совершает за 10 земных часов, в результате чего планета сплющивается с боков . Огромные скорости на Сатурне и у ветра – до 2000 километров в час. У Сатурна есть еще одна отличительная особенность - он держитв поле своего притяжения 60 спутников. Самый крупный из них – Титан - является вторым по величине во всей Солнечной системе.

Но самая главная особенность Сатурна - это наличие ярких колец. Четыре кольца Сатурна - это самое удивительное явление в Солнечной системе.

Ледяной гигант – Уран

Седьмая от Солнца планета - Уран.

Она самая холодная из всех – температура опускается до -224 °С. Ученые не обнаружили в ее составе металлического водорода, а нашли модифицированный лед. Потому Уран относят к отдельной категории ледяных гигантов.

Удивительная особенность Урана в том, что вращается он, лежа на боку. Необычна также смена времен года на планете: 42 земных года там царит зима, лето также длится 42 года. Как и у всех планет-гигантов, у Урана есть кольца и много спутников.

13 колец вращается вокруг него, но они не такие яркие, как у Сатурна, а спутников планета удерживает всего 27. Если сравнивать Уран с Землей, то он в 4 раза больше ее, в 14 раз тяжелее.

Нептун: планета-невидимка

Особенности планеты: из-за наличия в атмосфере большого количества метана цвет планеты из космоса кажется сине-зеленым; орбита Нептуна почти идеально круглая; вращается планета очень медленно - один круг совершает за 165 лет; Нептун в 4 раза больше Земли и в 17 раз тяжелее, но сила притяжения почти такая же, как и на нашей планете; самый большой из 13 спутников этого гиганта - Тритон. Он всегда повернут к планете одной стороной и медленно к ней приближается. По этим признакам ученые предположили, что он был захвачен притяжением Нептуна.

3) Закрепление изученного. Итог урока.

4) Домашнее задание.  

Вопросы

1. По каким характеристикам прослеживается разделение планет на две группы?

Задание

1) определите, по какой из физических характеристик планеты наиболее четко разделяются на две группы; 
2) сформулируйте основные отличительные особенности каждой группы планет.

,





















ПРЕДМЕТ: АСТРОНОМИЯ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ : 7.04.2020 ГОД

ГРУППА: 1-6

ТЕМА УРОКА: «ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ТИП УРОКА: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Халитова М.А.



Цели урока:

Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.

Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.

Задачи урока:

  1. Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.

  2. Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.

  3. Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Планеты земной группы», раздаточный материал в группы. 











Структура урока

  1. Организационный этап. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Учитель: «Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.
Феон Александрийский (древний иудейский философ)

    1. О чем говорится в выражении Ф.Александрийского?

    2. Чем являются Земля, Меркурий, Венера и Марс?

    3. Назовите тему нашего урока.

    Актуализация знаний. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, осуществляется устно.

Закончить высказывания.

1.На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета ...

2.На самое близкое расстояние к Земле подходит планета..

3.Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета ...

4.Самая большая по размеру планета земной группы – ...

5.Самую большую массу имеет планета ...

6.Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета ...

7.Самую большую среднюю плотность имеет планета ...

8.Быстрее всех вокруг оси вращается планета ...

9.Не имеют спутников планеты ... и ...

10.К планетам земной группы относятся ...



3. Мотивационно - целевой: - вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме:

- организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока.

Обучающиеся выступают с сообщением «Характеристика Земли», остальные заполняют строку Земля в обобщающей таблице.

1.Узнали ли вы для себя что-то новое?

2. Что даст нам сравнение природы Земли с природой других планет? (выявить общность их свойств и индивидуальных особенностей).

3. А зачем это нужно? (чтобы понять особенности эволюции нашей планеты и те процессы, которые на ней происходят).


4.Изучение нового материала согласно плану характеристики планет

Используя план характеристики планет, заполните обобщающую таблицу:

- рельеф и цвет планеты,

- масса и радиус планеты
-внутреннее строение,

- плотность атмосферы, 
- температура на поверхности планеты,

- магнитное поле,
- оборот вокруг Солнца; 
- спутники;


  1. Закрепление изученного материала: выявление отличительных особенностей каждой из планет с Землей (в устной форме, беседа).



При обсуждении характеристик Меркурия.

1. Какова близость к Солнцу у Меркурия? Что представляет собой его орбита?

2. В чем причина отсутствия атмосферы у Меркурия?

3. С чем связано колебание температуры на Меркурии?

4. Почему поверхность Меркурия сильно повреждена?

5. Есть ли у Меркурия спутники?

Интересные факты. Значительная продолжительность солнечных суток — на экваторе планеты день и ночь сравнимы с меркурианским годом.

По международному соглашению крупным кратерам присваиваются названия в честь выдающихся деятелей гуманитарных наук и искусства.

Среди них — М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский и др.

При обсуждении характеристик Венеры.

1. Чем похожи Земля и Венера?

2. Из чего состоит атмосфера Венеры? Какова её плотность?

3. К чему приводит высокая плотность атмосферы?

Интересный факт. Следствием своеобразия атмосферы выступает явление «сумеречной дуги» — вблизи нижнего соединения Венеры в фазе узкого серпа «рога» удлиняются, а иногда и смыкаются друг с другом — и объясняется преломлением солнечного света в атмосфере планеты.

4. Почему рельеф Венеры испещрен кратерами?

5. Какова скорость вращения Венеры вокруг собственной оси и в чем заключается особенность её вращения?

При обсуждении характеристик Марса.

1. Почему Марс называют красной планетой?

2. Почему на Марсе, в отличие от Меркурия, есть атмосфера?

3. Чем сформирована поверхность Марса?

4. В чем сходство между Марсом и Землей?

5. Есть ли спутники у Марса?

Интересный факт. Вследствие выраженной эллиптической орбиты планеты каждые 15—17 лет происходит Великое противостояние, когда планета максимально приближена к Земле.

  1. Контроль и самоконтроль

Самостоятельная работа.

Закончите предложения.

Вариант 1

1.Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты ...

2.Высокая температура поверхности Венеры обусловлена ...

3.Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это ...

4.Большая часть поверхности покрыта водой у планеты ...

5.В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты ...

Вариант 2

1.Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С, - это ...

2.Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С, - это ... и ...

3.Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это ...

4.Практически не имеют атмосферы планета ...

5.Планета, обладающая биосферой, - это ...





6. Рефлексия

Анализ своего эмоционального состояния: напишите ответы на вопросы:

  1. понравился ли вам урок?

  2. как вам работалось на уроке?

  3. чего вам не хватило?

  1. Домашнее задание. Подготовить сообщение о планетах - гигантах.




рельеф и цвет планеты

Масса, радиус

внутреннее строение

Плотность

атмосферы

температура на поверхности планеты

магнитное поле

оборот вокруг Солнца

спутники

Земля









Меркурий









Венера









Марс





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!