СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая дискуссия, ее психологические механизмы и феномены

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая дискуссия относится к методам групповой психокоррекции. Наряду с термином "групповая дискуссия" употребляются такие понятия, как "свободная дискуссия", "неструктурированная дискуссия", и др. Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится преимущественно вербальный материал. Подобное деление несколько условно, так как анализ невербального поведения согласованности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.

Просмотр содержимого документа
«Групповая дискуссия, ее психологические механизмы и феномены»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»

Институт непрерывного образования

Ключевой центр дополнительного образования детей

«Дом научной коллаборации имени М.П. Хабаева»













ДОКЛАД

на тему

Групповая дискуссия, ее психологические механизмы и феномены









Выполнила: Шадрина О.А.,

Учитель химии, МАОУ «СОШ №57

г. Улан-Удэ им. А.Цыденжапова»
















Улан-Удэ

2020 г.


ВВЕДЕНИЕ

Дискуссия от латинского "discussion" (рассмотрение, исследование):

1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Групповая дискуссия относится к методам групповой психокоррекции. Наряду с термином "групповая дискуссия" употребляются такие понятия, как "свободная дискуссия", "неструктурированная дискуссия", и др. Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится преимущественно вербальный материал. Подобное деление несколько условно, так как анализ невербального поведения согласованности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.

Дискуссия - это один из эффективных способов активизации группы для решения многих других задач, достижение иных аффектов и результатов. Обычно дискуссия протекает часа за полтора [3]. Применяется этот метод в целях обучения, развития, установления взаимоотношений в группе, а также в психотерапевтических целях.

По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций [2].

  1. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МЕТОДА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФАЗЫ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ
    1. История происхождения

Одной из главнейших задач современного руководителя является организация процесса принятия группового решения. В истории известно немало случаев, когда групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные. В настоящее время, когда деятельность групп активизируется во многих звеньях общественной системы, эта проблема приобретает особую актуальность.

В социальной психологии и в повседневной практике разработаны различные методы принятия групповых решений. Наиболее исследована роль групповой дискуссии, которая обычно предшествует принятию группового решения. В целом групповая дискуссия — это метод групповой психологической работы, позволяющий воздействовать на установки (мировоззрение, убеждения, стереотипы и др.) и мотивацию участников в ходе совместного обсуждения определенной проблемы. 

Групповая дискуссия — процесс полилогического общения членов группы (т.е. в беседе одновременно участвуют несколько человек), в ходе которого накапливается опыт обсуждения и решения проблем. Эффекты групповой дискуссии ослабляют интеллектуальные проблемы, позволяют активно проявиться творческим способностям, расширяют возможности применения усвоенных в традиционном обучении знаний и умений [7].

    1. Эксперимент по воздействию на мнения

На экспериментальном уровне проблема групповой дискуссии, как и другие вопросы групповой динамики, была изучена К. Левином. Эксперимент был осуществлен в США в годы Второй мировой войны и имел прикладное значение. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в США снизилось количество пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, однако домохозяйки бойкотировали их покупку. Цель экспериментального исследования К. Левина состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек, оказываемое традиционной формой, используемой рекламой, — лекцией, и новой формой — выработкой собственного группового решения на основе групповой дискуссии [7].

Было создано шесть групп добровольцев-домохозяек из Красного Креста, каждая группа по 13-17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить, насколько изменились мнения домохозяек [1,6].

В результате экспериментов было обнаружено, что: 1) в группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения мнений; 2) в группах, где проходили групповые дискуссии, — 32%. К. Левин предложил свою психологическую интерпретацию данных: в процессе лекции домохозяйки пассивно слушали предлагаемые рассуждения и интерпретировали излагаемые им факты с позиций своего прошлого опыта. После лекции они могли либо покупать, либо не покупать субпродукты. Важно, что в момент лекции решение не было принято, так как никакой поддержки группой в пользу принятия решения не было. В данной группе нс возникло социальной нормы, которой бы могли следовать члены группы. Поэтому изменение мнения базировалось исключительно на эффективности убеждения, а она оказалась невысокой. Напротив, в ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовал себя включенным в принятие решения, что ослабляло сопротивление нововведению. В ходе дискуссии стал очевидным факт: другие члены группы также движутся в направлении определенного решения — это укрепляло собственную позицию каждого члена. Таким образом, решение подготавливалось постепенно, шаг за шагом, и принятое решение превращалось в своеобразную групповую норму, поддержанную и принятую участниками дискуссии (решение было принято группой) [7].


    1. Закономерности групповой дискуссии

В ходе подобных экспериментов К. Левином были выявлены следующие закономерности групповой дискуссии [1]:

  • групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации;

  • если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.

К специфике метода групповой дискуссии практики относят, прежде всего, происходящее в ней сопоставление (сравнение) информации, мнений, идей, предложений ее участников. При этом цель дискуссии — анализ или решение какой-то проблемы, а в задачи могут входить, например, сбор и упорядочение информации но обсуждаемой проблеме, поиск альтернативных подходов к ее решению, их обоснование, выбор оптимальной альтернативы.

В социально-психологическом плане обычно выделяют три этапа развития дискуссии: ориентацияоценка и консолидация [6]. 

    1. Фазы дискуссии

В организационном плане ход дискуссии складывается из нескольких фаз [7].

Фаза 1. Подготовка дискуссии — обеспечение некоторых внешних условий для успешной работы:

  • определение состава участников — рекомендуется включать в группу не более 15 человек;

  • регламент (продолжительность) работы должен быть оговорен совместно и заранее;

  • стоит предусмотреть и исключить возможные помехи — отключить телефоны, выключить радио и пр.;

  • техническое обеспечение обычно состоит из доски (флипчарта) или графопроектора с экраном, позволяющим фиксировать промежуточные и окончательные итоги дискуссии;

  • пространственно участников следует расположить так, чтобы обеспечить коммуникацию каждого с каждым, т.е. образовать круг или подкову;

  • проведение процедуры знакомства, установление правил коммуникативного этикета (форма обращения) и коммуникативного взаимодействия (очередность, форма и продолжительность высказываний).

Фаза 2. Обозначение темы и цели дискуссии ведущим процесса.

Фаза 3. Сбор информации, т.е. знаний, суждений, мнений, идей, предложений от участников дискуссии.

Фаза 4. Упорядочение информации — обоснование и совместная оценка полученной информации.

Фаза 5. Подведение итогов — сопоставление намеченных целей дискуссии с полученными результатами работы группы [7].















  1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ
    1. Цели

Проведение групповой дискуссии направлено на достижение комплекса психолого-педагогических целей.

1. Научить участников группы видеть любую проблему с разных сторон.

2. Устранить личную пристрастность и эмоциональную предвзятость в оценке собственной позиции и позиции партнеров по дискуссии.

З. Развить коммуникативные качества участников группы — умение слушать другого, взаимодействовать с другими людьми, доказывать свою точку зрения.

4. Показать возможность выработки групповых решений на основе учета мнений разных людей [3].

Групповая дискуссия чрезвычайно захватывает участников, вызывает бурный эмоциональный отклик, как при отстаивании собственной позиции, так и при переходе на чужую, не разделявшуюся личностью первоначально [4].

    1. Психологические функции групповой дискуссии

Глубокое погружение участников в процесс обсуждения любой проблемы обусловлено тем, что групповая дискуссия выполняет важные психологические функции.

• Удовлетворение потребности в общении — и в форме признания и уважения со стороны других людей, и, наоборот, в виде критики, неодобрения.

• Познание себя и самораскрытие через актуализацию, и осознание самооценок и личностных качеств, что происходит в ходе дискуссии и провоцируется ее состязательным характером.

• Активизация процессов групповой динамики (структурирование группы, выдвижение лидеров, распределение ролей) в тренинге [2].

Названные психологические функции дискуссии пробуждают у ее участников соответствующую мотивацию, которая обеспечивает динамическую сторону взаимодействий и поддерживает активность членов группы на очень высоком уровне в ходе всей дискуссии, а зачастую и после ее формального окончания.

Групповая дискуссия как один из базовых методов активного социально-психологического обучения служит средством изменения установок и убеждений личности. Однако происходит этот процесс не одномоментно, а в течение довольно продолжительного времени. В ходе обсуждения любой проблемы мнения людей претерпевают ряд изменений, в которых можно выделить определенные стадии (этапы).

1. Выяснение разницы во мнениях по поводу обсуждаемой проблемы. Открытие несовпадения точек зрения и психологическое потрясение из-за этого.

2. Усиление (поляризация) мнений. Даже первоначально нейтральные позиции склоняются к одному из противоположных полюсов.

З. Консолидация мнений, которая носит внешний, поверхностный характер. Побеждает не та точка зрения, которая более объективна, а более авторитетная либо более эффектно, аргументировано преподнесенная. Все мнения сходятся к одному общему.

Поисковая активность участников группы в направлении одного из поляризованных мнений, наблюдаемая после окончания работы группы. Участники группы пытаются переубедить кого-либо, доказать свою точку зрения, спрашивают мнение «незаинтересованных лиц» — своих знакомых, близких людей.

5. Изменение установки, позиции человека по поводу обсуждавшейся проблемы в сторону одного из поляризованных мнений [3].

Таким образом, изменение точек зрения не только происходит в ходе групповой дискуссии на тренинговом занятии, но может продолжаться и спустя некоторое время после ее окончания.

В групповой дискуссии участники выполняют определенные дискуссионные роли. Традиционное распределение ролей было задано в уже упомянутых работах К. Ленина. Существует два подхода к распределению ролей в групповой дискуссии.

Задать роли в готовом виде. Этот вариант может иметь самостоятельное значение для целей психологической коррекции, так как каждая роль, данная как «поручение», осознается и целенаправленно исполняется участниками группы. Руководитель может использовать это для того, чтобы участники накопили опыт переживания разных ролей в дискуссии (отстаивание своей позиции, критика позиции другого, беспристрастная оценка). Смена ролей в данном случае может даже послужить приемом побуждения к личностному росту или выработки коммуникативных умений, в зависимости от характерологических особенностей участника и уровня его коммуникативной компетентности.

• Дать возможность участникам группы выстроить собственную стратегию распределения и выполнения ролей. Для руководителя наблюдение за ходом распределения ролей выполняет функции диагностики как процессов групповой динамики (выявляются лидеры и исполнители других типичных функций), так и индивидуальных достижений участников группы [8].














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.














СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. С. 221, 222.

  2. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии» Москва, 1993

  3. Борисова Г.В. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. СПб. 2007.

  4. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось-89», 1999.

  5. Ермакова Л.А. Группы развития личности. – М., 1994.- 118 с.

  6. Корягина Н. А. Социальная психология. Теория и практика. С. 397—399.

  7. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Методы активного социально-психологического обучения.С. 53.

  8. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2005.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!