СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая форма деятельности учащихся на уроке.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое творчество учителя начинается там, где учитель не удовлетворен результатами своего индивидуального труда, где он ищет пути увеличения эффективности и результативности своей  педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Групповая форма деятельности учащихся на уроке.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СТАРОЛАСПИНСКАЯ ШКОЛА» ГРУППОВАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.  Педагогическое творчество учителя начинается там, где учитель не удовлетворен результатами своего индивидуального труда, где он ищет пути увеличения эффективности и результативности своей педагогической деятельности . Н.А.Коссе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРОЛАСПИНСКАЯ ШКОЛА»

ГРУППОВАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

Педагогическое творчество учителя начинается там, где учитель не удовлетворен результатами своего индивидуального труда, где он ищет пути увеличения эффективности

и результативности своей педагогической деятельности .

Н.А.Коссе

ГРУППОВАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.   ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ (КООПЕРАТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, В ХОДЕ КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, ДОСТИГАЕТСЯ ИХ ПОЗИТИВНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ТРЕБУЮЩЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЖДОГО.

ГРУППОВАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ. ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ (КООПЕРАТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, В ХОДЕ КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, ДОСТИГАЕТСЯ ИХ ПОЗИТИВНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ТРЕБУЮЩЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЖДОГО.

ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ: Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы). Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы). Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке). Равноправное участие каждого в работе группы. Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися). Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).

ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).

Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).

Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).

Равноправное участие каждого в работе группы.

Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).

Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ (КООПЕРАТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся: - Определить цели и задачи урока. - Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся. - Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока. - Продумать методы создания групп. - Выбрать помощников (руководителей групп). - Определить этапы работы групп. - Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов. - Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.). - Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ (КООПЕРАТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:

- Определить цели и задачи урока.

- Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.

- Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.

- Продумать методы создания групп.

- Выбрать помощников (руководителей групп).

- Определить этапы работы групп.

- Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.

- Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).

- Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ГРУПП  1. Определение размера группы (от 2 до 6 человек) в зависимости от целей деятельности, опята, уровня обученности и обучаемости детей, наличия учебных материалов, специфике задания. 2. Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе. 3. Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди одноклассников 4. Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для каждой группы и инструктаж 5. Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ГРУПП

1. Определение размера группы (от 2 до 6 человек) в зависимости от целей деятельности, опята, уровня обученности и обучаемости детей, наличия учебных материалов, специфике задания.

2. Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе.

3. Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди одноклассников

4. Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для каждой группы и инструктаж

5. Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КООПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ НА УРОКЕ 1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.  2. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.  3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.  4. Необходимо выдерживать график работы групп.  5. Выступление групп и их отчет о проделанной работе.  6. Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:  Что удалось сделать?  Почему?  Что не удалось сделать?  Почему?  Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?  7. Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).  8. Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КООПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ НА УРОКЕ

1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы. 2. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом. 3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся. 4. Необходимо выдерживать график работы групп. 5. Выступление групп и их отчет о проделанной работе. 6. Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися: Что удалось сделать? Почему? Что не удалось сделать? Почему? Как усовершенствовать работу группы в следующий раз? 7. Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе). 8. Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.

- Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.  - С овладением учащимися умениями кооперативной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.

- Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть. - С овладением учащимися умениями кооперативной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.

ЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ДАЕТ ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ?

Во-первых , на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.

  • Во-вторых , коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
  • В-третьих , меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
  • В-четвертых , в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
  • В-пятых , использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
  • В-шестых , в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
 ПАМЯТКА ЛИДЕРУ ГРУППЫ   1. Старайся создать дружескую атмосферу в группе.   2. Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.   3. Распредели задания между членами группы в соответствии с их особенностями, возможностями, интересами.   4. Помоги товарищам в выполнении задания.   5. В случае возникновения затруднений при выполнении задания обратись за помощью к учителю.   6. В работе группы руководствуйся правилом сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.   7. Оцени деятельность каждого члена группы.  

ПАМЯТКА ЛИДЕРУ ГРУППЫ

  1. Старайся создать дружескую атмосферу в группе.

  2. Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.

  3. Распредели задания между членами группы в соответствии с их особенностями, возможностями, интересами.

  4. Помоги товарищам в выполнении задания.

  5. В случае возникновения затруднений при выполнении задания обратись за помощью к учителю.

  6. В работе группы руководствуйся правилом сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.

  7. Оцени деятельность каждого члена группы.

 

ИНСТРУКТАЖ УЧАЩИМСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ В ГРУППАХ   1. Учитель называет тему или проблему изучения, исследования. 2. Называет цель работы в группе. 3. Объясняет, какую работу выполнить.  4. Сообщает график работы в группе (время подготовки, время обсуждения и защиты ответов, коллективного анализа и оценки). 5. Рекомендует, как оформить результат коллективной деятельности.  6. Объясняет, по каким критериям этот результат будет оцениваться.  7. Называет критерии оценки работы каждого члена группы.  8. Если необходимо, распределяет роли в группе или специальные задания.  9. Учитель (или его помощники) раздают задания и материалы для работы, список рекомендованной литературы.

ИНСТРУКТАЖ УЧАЩИМСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ В ГРУППАХ

  1. Учитель называет тему или проблему изучения, исследования.

  • 2. Называет цель работы в группе.
  • 3. Объясняет, какую работу выполнить. 
  • 4. Сообщает график работы в группе (время подготовки, время обсуждения и защиты ответов, коллективного анализа и оценки).
  • 5. Рекомендует, как оформить результат коллективной деятельности. 
  • 6. Объясняет, по каким критериям этот результат будет оцениваться. 
  • 7. Называет критерии оценки работы каждого члена группы. 
  • 8. Если необходимо, распределяет роли в группе или специальные задания. 
  • 9. Учитель (или его помощники) раздают задания и материалы для работы, список рекомендованной литературы.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: 1. Избегайте слов «разделяться», «разделять» (детей на пары, тройки, группы и т. д.). Лучше употреблять слово «объединяйтесь »! 2. Все, что предлагают ученики, должно быть принято и обговорено. 3. Решение учащихся надо воспринимать серьезно, если вы желаете наладить процесс обучения, взаимодействия и развития навыков критического мышления. 4. Эффективной будет работа в группе, которая не превышает пяти-шести участников. Большие группы требуют других технологий!

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

  • 1. Избегайте слов «разделяться», «разделять» (детей на пары, тройки, группы и т. д.). Лучше употреблять слово «объединяйтесь »!
  • 2. Все, что предлагают ученики, должно быть принято и обговорено.
  • 3. Решение учащихся надо воспринимать серьезно, если вы желаете наладить процесс обучения, взаимодействия и развития навыков критического мышления.
  • 4. Эффективной будет работа в группе, которая не превышает пяти-шести участников. Большие группы требуют других технологий!
Рационально организованная групповая (кооперативная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

Рационально организованная групповая (кооперативная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!