МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОЛАСПИНСКАЯ ШКОЛА»
ГРУППОВАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
Педагогическое творчество учителя начинается там, где учитель не удовлетворен результатами своего индивидуального труда, где он ищет пути увеличения эффективности
и результативности своей педагогической деятельности .
Н.А.Коссе
ГРУППОВАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ. ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ (КООПЕРАТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, В ХОДЕ КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, ДОСТИГАЕТСЯ ИХ ПОЗИТИВНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ТРЕБУЮЩЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЖДОГО.
ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
Равноправное участие каждого в работе группы.
Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ (КООПЕРАТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:
- Определить цели и задачи урока.
- Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
- Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
- Продумать методы создания групп.
- Выбрать помощников (руководителей групп).
- Определить этапы работы групп.
- Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
- Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
- Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ГРУПП
1. Определение размера группы (от 2 до 6 человек) в зависимости от целей деятельности, опята, уровня обученности и обучаемости детей, наличия учебных материалов, специфике задания.
2. Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые ученики находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе.
3. Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди одноклассников
4. Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для каждой группы и инструктаж
5. Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КООПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ НА УРОКЕ
1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы. 2. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом. 3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся. 4. Необходимо выдерживать график работы групп. 5. Выступление групп и их отчет о проделанной работе. 6. Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися: Что удалось сделать? Почему? Что не удалось сделать? Почему? Как усовершенствовать работу группы в следующий раз? 7. Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе). 8. Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.
- Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть. - С овладением учащимися умениями кооперативной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.
ЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ДАЕТ ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ?
Во-первых , на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.
- Во-вторых , коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
- В-третьих , меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
- В-четвертых , в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
- В-пятых , использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
- В-шестых , в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
ПАМЯТКА ЛИДЕРУ ГРУППЫ
1. Старайся создать дружескую атмосферу в группе.
2. Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.
3. Распредели задания между членами группы в соответствии с их особенностями, возможностями, интересами.
4. Помоги товарищам в выполнении задания.
5. В случае возникновения затруднений при выполнении задания обратись за помощью к учителю.
6. В работе группы руководствуйся правилом сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.
7. Оцени деятельность каждого члена группы.
ИНСТРУКТАЖ УЧАЩИМСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ В ГРУППАХ
1. Учитель называет тему или проблему изучения, исследования.
- 2. Называет цель работы в группе.
- 3. Объясняет, какую работу выполнить.
- 4. Сообщает график работы в группе (время подготовки, время обсуждения и защиты ответов, коллективного анализа и оценки).
- 5. Рекомендует, как оформить результат коллективной деятельности.
- 6. Объясняет, по каким критериям этот результат будет оцениваться.
- 7. Называет критерии оценки работы каждого члена группы.
- 8. Если необходимо, распределяет роли в группе или специальные задания.
- 9. Учитель (или его помощники) раздают задания и материалы для работы, список рекомендованной литературы.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
- 1. Избегайте слов «разделяться», «разделять» (детей на пары, тройки, группы и т. д.). Лучше употреблять слово «объединяйтесь »!
- 2. Все, что предлагают ученики, должно быть принято и обговорено.
- 3. Решение учащихся надо воспринимать серьезно, если вы желаете наладить процесс обучения, взаимодействия и развития навыков критического мышления.
- 4. Эффективной будет работа в группе, которая не превышает пяти-шести участников. Большие группы требуют других технологий!
Рационально организованная групповая (кооперативная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.