Групповая форма работы как способ повышения мотивации при изучении географии на примере урока «Мировой океан» в 6 классе
Эртюкова О.В., учитель географии МОБУ СОШ № 25 г. Якутска
“Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”
В.А. Сухомлинский
По данным Рособрнадзора [1] за последние 8 лет (2010-2018гг.) выявилась ярко выраженная тенденция снижения количества учащихся 11 классов выбирающих географию для сдачи государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Согласно аналогичным показателям за указанный период по другим предметам, география является одним из наименее «популярных», которой уступают только французский, немецкий и испанский языки. Вероятно, основной причиной этого является тот факт, что результаты сдачи ЕГЭ по географии требуются при поступлении лишь на узконаправленные специальности, что в значительной степени снижает мотивацию к его изучению.
География является одним из базовых предметов естественно-научного цикла формирующих представление о себе и окружающем мире, закладывающих основы любви к природе и родному краю. Кроме того, государство создает запрос на воспитание нового поколения с широким кругозором включающим достаточно глубокие познания в сфере географии о чем свидетельствуют - Просветительская акция «Всероссийский географический диктант», всероссийские проверочные работы по географии.
Согласно концепции развития географического образования в Российской Федерации [2], основной методической проблемой преподавания географии является «Преобладание традиционного способа обучения, не в полной мере учитывающего личностный опыт обучающихся и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентиры, недостаточное использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения; недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной, проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия».
Таким образом, в данный момент невероятно актуален поиск наиболее действенных методов обучения географии, нейтрализующих низкую мотивацию и отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ по данному предмету. Следовательно, в рамках указанных условий, выбор должен пасть на игровую форму проведения урока, включающую в себя коммуникативные, соревновательные элементы. Одним из наиболее подходящих под перечисленные критерии является групповой метод работы.
К преимуществам групповых видов занятий относят [5]:
1. Высокая учебная и познавательная мотивация;
2. Низкий уровень тревожности учащихся;
3. При работе в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
4. Улучшается психологический климат в классе.
Рассмотрим особенности группового занятия на примере урока географии в 6 кассе на тему «Мировой океан». Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемыми результатами являлись:
Личностные: уметь вести диалог на основе взаимного уважения, называть и показывать на карте части Мирового океана, сравнивать размеры океанов, определять по карте границы океанов и принадлежность морей к бассейнам океанов.
Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: называть и показывать на карте части Мирового океана, выявить разницу меду понятиями «залив», «пролив» и «море».
Ход урока:
Класс делится на 4 группы случайным образом, в соответствии с цветом карточки, полученной учащимися при входе в кабинет географии. Карточки представляют собой разделенные на части контурные образы океанов – Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого.
Для усвоения материала учащимся были предложены следующие задания:
Во-первых, группы, объединенные единым цветом карточек, должны были собрать и распознать океан и дать ему название, ориентируясь по карте учебника [3, с. 186-187].
На данном этапе группа становится единым целым, учащиеся осознают свою принадлежность к команде. Собирая контур океана, учащиеся продолжают осваивать навыки самостоятельной работы с картой. Обучение основано на зрительном восприятии информации.
Далее детям было предложено с использованием учебника [3, с.97] выделить основные особенности океана, соответствующего их команде. После изучения материала его должен устно изложить один из участников команды.
Это задание позволит детям самостоятельно поработать с учебным материалом, выделить необходимую информацию и изложить ее в устной форме.
Для ознакомления с понятиями «залив», «пролив» и «море» детям была предложена таблица:
Тихий океан | Атлантический океан | Индийский океан | Северный Ледовитый океан |
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Филиппинское, Южно-Китайское, Коралловое, Тасманово, Залив Аляска, Проливы: Берингов, Магелланов. | Моря: Средиземное, Северное, Черное, Балтийское, Саргассово, Карибское. Заливы: Мексиканский, Бискайский, Гвинейский, Гудзонов Проливы: Ла-Манш, Гибралтарский, Дрейка. | Моря: Красное, Аравийское. Бенгальский залив. Мозамбикский пролив | Моря: Баренцево Баффина, Белое море, Бофорта, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых. Норвежское, Чукотское. Пролив Гудзонов |
Учащиеся должны были найти все географические объекты на карте учебника [3, с. 186-187] и составить рассказ путешественника в следующей форме: Здравствуйте! Меня зовут Имя (прозвище)! Я путешествую по Тихому (Атлантическому, Индийскому, Северному Ледовитому) океану. Сначала я на своей шхуне (другое транспортное средство) посетил залив (пролив, море) и описать весь свой маршрут с использованием всех географических названий (таблица). Весь рассказ сопровождается показом маршрута на карте всеми участниками группы.
Ознакомившись с рассказами всех «путешественников», учитель просит сформулировать понятия «залив», «пролив» и «море».
Таким образом, выполнив данное задание учащиеся получат знания как о географических объектах, так и самостоятельно освоят географическую терминологию изучаемой темы.
Рефлексия урока проводятся в виде составления учащимися «синквейна», что позволит выстроить ассоциативный ряд в соответствии с тематикой урока.
Результат своей деятельности на уроке учащиеся делают самостоятельно, оценивая свою активность на уроке, полезность и интересность работы.
Таким образом, показано, что групповой подход в изучении темы «Мировой океан» позволил комплексно изучить географические и терминологические аспекты темы. Построение такого урока позволило использовать такие навыки учащихся как зрительное восприятие информации, творческий подход с элементами индивидуальных выступлений, охватить широкий круг терминов и географических объектов. В ходе урока наблюдалась высокая активность, работоспособность и степень мотивации. Разнообразная деятельность обеспечила непрерывный познавательный интерес к изучаемой теме. Работа в группе способствовала формированию коммуникативных компетенций учащихся.
Список литературы.
https://www.ucheba.ru/article/6217
https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250
География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Е. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 кл. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.
https://multiurok.ru/blog/prieimushchiestva-ghruppovoi-raboty-na-urokakh-2.html