СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая форма работы как способ повышения мотивации при изучении географии на примере урока «Мировой океан» в 6 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На даный момент невероятно актуален поиск наиболее действенных  методов обучения географии, нейтрализующих низкую мотивацию и отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ по данному предмету. Следовательно, в рамках указанных условий, выбор должен пасть на игровую форму проведения урока, включающую в себя коммуникативные, соревновательные элементы. Одним из наиболее подходящих под перечисленные критерии является групповой метод работы.

Просмотр содержимого документа
«Групповая форма работы как способ повышения мотивации при изучении географии на примере урока «Мировой океан» в 6 классе»

Групповая форма работы как способ повышения мотивации при изучении географии на примере урока «Мировой океан» в 6 классе

Эртюкова О.В., учитель географии МОБУ СОШ № 25 г. Якутска


Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”

В.А. Сухомлинский


По данным Рособрнадзора [1] за последние 8 лет (2010-2018гг.) выявилась ярко выраженная тенденция снижения количества учащихся 11 классов выбирающих географию для сдачи государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Согласно аналогичным показателям за указанный период по другим предметам, география является одним из наименее «популярных», которой уступают только французский, немецкий и испанский языки. Вероятно, основной причиной этого является тот факт, что результаты сдачи ЕГЭ по географии требуются при поступлении лишь на узконаправленные специальности, что в значительной степени снижает мотивацию к его изучению.

География является одним из базовых предметов естественно-научного цикла формирующих представление о себе и окружающем мире, закладывающих основы любви к природе и родному краю. Кроме того, государство создает запрос на воспитание нового поколения с широким кругозором включающим достаточно глубокие познания в сфере географии о чем свидетельствуют - Просветительская акция «Всероссийский географический диктант», всероссийские проверочные работы по географии.

Согласно концепции развития географического образования в Российской Федерации [2], основной методической проблемой преподавания географии является «Преобладание традиционного способа обучения, не в полной мере учитывающего личностный опыт обучающихся и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентиры, недостаточное использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения; недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной, проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия».

Таким образом, в данный момент невероятно актуален поиск наиболее действенных методов обучения географии, нейтрализующих низкую мотивацию и отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ по данному предмету. Следовательно, в рамках указанных условий, выбор должен пасть на игровую форму проведения урока, включающую в себя коммуникативные, соревновательные элементы. Одним из наиболее подходящих под перечисленные критерии является групповой метод работы.

К преимуществам групповых видов занятий относят [5]: 

1. Высокая учебная и познавательная мотивация;

2. Низкий уровень тревожности учащихся;

3. При работе в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Рассмотрим особенности группового занятия на примере урока географии в 6 кассе на тему «Мировой океан». Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемыми результатами являлись:

Личностные: уметь вести диалог на основе взаимного уважения, называть и показывать на карте части Мирового океана, сравнивать размеры океанов, определять по карте границы океанов и принадлежность морей к бассейнам океанов.

Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные: называть и показывать на карте части Мирового океана, выявить разницу меду понятиями «залив», «пролив» и «море».

Ход урока:

Класс делится на 4 группы случайным образом, в соответствии с цветом карточки, полученной учащимися при входе в кабинет географии. Карточки представляют собой разделенные на части контурные образы океанов – Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого.

Для усвоения материала учащимся были предложены следующие задания:

  1. Во-первых, группы, объединенные единым цветом карточек, должны были собрать и распознать океан и дать ему название, ориентируясь по карте учебника [3, с. 186-187].

На данном этапе группа становится единым целым, учащиеся осознают свою принадлежность к команде. Собирая контур океана, учащиеся продолжают осваивать навыки самостоятельной работы с картой. Обучение основано на зрительном восприятии информации.

  1. Далее детям было предложено с использованием учебника [3, с.97] выделить основные особенности океана, соответствующего их команде. После изучения материала его должен устно изложить один из участников команды.

Это задание позволит детям самостоятельно поработать с учебным материалом, выделить необходимую информацию и изложить ее в устной форме.

  1. Для ознакомления с понятиями «залив», «пролив» и «море» детям была предложена таблица:

Тихий океан

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

Моря: Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Филиппинское, Южно-Китайское, Коралловое, Тасманово, Залив Аляска,

Проливы: Берингов, Магелланов.

Моря: Средиземное, Северное, Черное, Балтийское, Саргассово, Карибское.

Заливы: Мексиканский, Бискайский, Гвинейский, Гудзонов

Проливы: Ла-Манш, Гибралтарский, Дрейка.

Моря: Красное, Аравийское.  
Бенгальский залив.

Мозамбикский пролив

Моря: Баренцево Баффина, Белое море, Бофорта, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых. Норвежское, Чукотское.

Пролив Гудзонов



Учащиеся должны были найти все географические объекты на карте учебника [3, с. 186-187] и составить рассказ путешественника в следующей форме: Здравствуйте! Меня зовут Имя (прозвище)! Я путешествую по Тихому (Атлантическому, Индийскому, Северному Ледовитому) океану. Сначала я на своей шхуне (другое транспортное средство) посетил залив (пролив, море) и описать весь свой маршрут с использованием всех географических названий (таблица). Весь рассказ сопровождается показом маршрута на карте всеми участниками группы.

Ознакомившись с рассказами всех «путешественников», учитель просит сформулировать понятия «залив», «пролив» и «море».

Таким образом, выполнив данное задание учащиеся получат знания как о географических объектах, так и самостоятельно освоят географическую терминологию изучаемой темы.

Рефлексия урока проводятся в виде составления учащимися «синквейна», что позволит выстроить ассоциативный ряд в соответствии с тематикой урока.

Результат своей деятельности на уроке учащиеся делают самостоятельно, оценивая свою активность на уроке, полезность и интересность работы.

Таким образом, показано, что групповой подход в изучении темы «Мировой океан» позволил комплексно изучить географические и терминологические аспекты темы. Построение такого урока позволило использовать такие навыки учащихся как зрительное восприятие информации, творческий подход с элементами индивидуальных выступлений, охватить широкий круг терминов и географических объектов. В ходе урока наблюдалась высокая активность, работоспособность и степень мотивации. Разнообразная деятельность обеспечила непрерывный познавательный интерес к изучаемой теме. Работа в группе способствовала формированию коммуникативных компетенций учащихся.

Список литературы.

  1. https://www.ucheba.ru/article/6217

  2. https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250

  3. География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Е. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.

  4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 кл. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.

  5. https://multiurok.ru/blog/prieimushchiestva-ghruppovoi-raboty-na-urokakh-2.html






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!