СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Групповая форма работы как средство активизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Письмо представляет собой более высокий уровень коммуникации по сравнению  с устной.

Просмотр содержимого документа
«"Групповая форма работы как средство активизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы"»

Открытый урок по русскому языку в 7-м классе "Степени сравнения наречий"

Петрова Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы.



Цели урока:



• ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;



• формирование умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий;



• формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий;



• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.



Тип урока: урок объяснения нового материала.



Оборудование:



1) карточки с индивидуальными заданиями;



2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.



Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.



Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА


Содержание урока.



1. Сообщение темы, цели урока.(Слайд 1)

1) Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке. Садитесь. Сегодняшний урок я хочу начать со слов Конфуция: «Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление, второй, самый лёгкий, подражание, третий, самый горький, опыт.» (слайд 2)

- Какой путь выбираете вы?

Ответы учеников. (размышление)

2) Индивидуальное задание, анализ предложения. (слайд 3)

Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно. (М.Горький)



3) Лингвистическая разминка.

Задание. Продолжите строчку, учитывая разряд наречия. (слайд 4)

Внизу, ... (места).

Завтра, ... (времени).

Горячо, ... (образа действия).

Сослепу, ... (причины).

Назло, ... (цели).

Очень, ... (меры и степени).

2. Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии. Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи?

(наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)

А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство)

  1. Объяснение нового материала. (слайд 5)

1. Степени сравнения наречий. Работа с учебником.

Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Например:

красиво танцевать – начальная форма;

танцевать красивее (более красиво) – сравнительная степень;

красивее всех – превосходная степень.

Таким образом, наречия образа действия на о, образованные от качественных имен прилагательных, изменяются по степеням сравнения.

Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.


Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:

бежать быстрее всех;

любить сильнее всего.


Простые формы наречий с суффиксами -ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании:

Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).

Весной солнышко светит веселее (наречие).

1. Закрепление нового материала.

Работа с предложением.(слайд 7)

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

(А.С.Пушкин)

Найдите в предложении однокоренные слова, определить их часть речи (доказать)

Отвечают два ученика

печальные – прилагательное, относится к существительному «поляны», отвечает на вопрос Какие?; обозначает признак предмета;

печально – наречие, относится к глаголу «льёт», отвечает на вопрос Как?; обозначает признак действия.

- определите разряд прилагательного и наречия?

(качественное прил., наречие образа действия)

Как мы определили разряд прилагательного? ( по вопросу и по тому, что у качественных прилагательных есть степень сравнения)
2. Закрепление нового материала.

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий. (слайд 8)

Образец:

взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.

Умно – умнее (более умно) – умнее всех.

Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.

Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.

Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.

Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.

Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.


3. Возьмите на заметку! Теоретический материал. (слайд 9)


Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:имя прилагательное

  1. обозначает признак предмета

  2. относится к имени существительному

  3. отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

  4. в предложении выступает в роли сказуемого:Наше озеро (какое?) глубже реки.

Наречие

  1. Обозначает признак действия

  2. Относится к глаголу

  3. Отвечает на вопрос как? Каким образом?

  4. в предложении выступает в роли обстоятельства: Аквалангист нырнул (как?) глубже расставленных сетей.


4. Задание. Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным? (слайд 10)

Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей (прилагательное),

Там радостней (прилагательное) весна златая,

Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,

Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),

Там сладостней (наречие) журчит поток,

Там соловей поет звучнее (наречие),

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).


5. Тренировочные упражнения. (на доске)

1. Сравнительная и превосходная степени.

Задание. В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.


Степени сравнения наречий






печально

Сравнительная


простая



составная

Превосходная


простая



составная

звонко





низко





строго


















6. Прилагательное или наречие? (слайд 11)

Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями.

Взлететь высоко – наречие.

Говорил громко – наречие.

Полотно красиво – прилагательное.

Рисует красиво – наречие.

Здание высоко – прилагательное.

Движение быстро – прилагательное.

Плыл быстро – наречие.

Звучание громко – прилагательное.

Утро прохладно – прилагательное.

Встретил прохладно – наречие.


7. Сравнительная или превосходная? (слайд 12)

Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной.


Бежать быстрее – сравнительная.

Бежать быстрее всех – превосходная.

Любить сильнее – сравнительная.

Любить сильнее всего – превосходная.

Смеяться громче – сравнительная.


Творческие задания. (слайд 13)

1. Сочиняем рассказ.

Задание. Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия в сравнительной и превосходной степенях. Придумайте и запишите рассказ на тему школьной жизни, используя как можно больше данных словосочетаний с наречиями.


Громче всех поздоровался; ужасно не хотелось; плохо знал; моментально подумал; бодро завел; плетется рысью; уже рассердилась; только сбиваешь; читай наизусть; кричал громко; читай сейчас же; прекрасно понял; смотрела внимательно; смотрел еще внимательнее; сразу вспомнил.












Задание. Вспомните все, что вы узнали о степенях сравнения наречий, составьте и запишите диалог – спор двух мальчиков, отправившихся в путешествие.






Итак, как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (о степенях сравнения наречий). Хорошо.

Мы выяснили, что наречия образа действия, так же как и прилагательные, имеют степени сравнения. 




Работа по карточкам.

Задание:1. Прочитайте текст без наречий.

А ночью лес принял ( неописуемо) жуткий, сказочный вид: стена его выросла (выше), и в глубине ее, между черных стволов, (безумно) заметались, запрыгали красные мохнатые звери.

(Бесконечно разнообразно) струились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур.

(М.Горький)

Слова для справок: неописуемо, выше, безумно, бесконечно разнообразно.

2. Восстановите опущенные наречия.

Что-то изменилось в восприятии вами текста?

Выпишите словосочетания с наречиями, определите разряд наречия по значению.

Неописуемо жуткий (в какой мере?)-значение меры

Выросла выше (как?)-значение образа действия

Безумно заметались (как?) значение образа действия

Бесконечно разнообразно (в какой степени?)-значение степени.






А теперь закрепим знания, полученные при составлении конспекта. Давайте выполним упр.215 письменно на доске и в тетради по образцу  в учебнике.

….., прочитай нам задание упражнения! Приступайте, а через полминуты я начну вызывать к доске.

Что мы сейчас с вами делали? (образовывали степени сравнения наречий)














Давайте подведем итоги урока. (слайд ) Достигнуты ли  цели, поставленные в начале урока? Что вы узнали нового? Чему научились?

( да, мы узнали, что у наречий есть степени сравнения, что способы образование степеней сравнения наречий такие же, как и у прилагательного, только нет простой превосходной степени, научились отличать похожие формы прилагательных и наречий)



Слайд Домашняя работа.




Попробую написать рассказ о школе моей мечты. С виду школа, как школа. Когда переступаешь её порог, все становится необычным. И мы сами становимся частью этого волшебного мира, где светло, тепло и уютно, как рядом с мамой.

При входе в школу нас встречает робот - чистоты и порядка. Он принимает нашу одежду и предлагает сменную обувь. Поднимаясь на эскалаторе на третий этаж я встречаю счастливые лица одноклассников. Подойдя к расписанию уроков, на сенсорном экране я выбираю уроки, которые хотел бы сегодня посетить. После уроков, либо на переменах можно было прийти в комнату отдыха. И сказать: Как же здесь здорово!




В школе моей мечты будет два спортивных зала, а перед зданием школы будет несколько спортивных объектов: школьный стадион с хорошей беговой дорожкой, баскетбольная площадка, волейбольная площадка. Каждый день во время перемен ребята смогут выходить на школьный двор, чтобы поразмяться. В моей школе будет несколько учителей физкультуры, которые на переменах вместе с ребятами будут активно отдыхать, играя в подвижные спортивные игры или будут судьями в командных состязаниях.

Перемены будут не очень большими - минут 15-20, чтобы во время них можно было бы и отдохнуть, и не устать от физической нагрузки. В перемены у ребят, я думаю, что должно быть максимум приятных движений, а то сидеть всё время за партой тоскливо и неприятно, и даже вредно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!