МОУ «ВСОШ №21» г. Пензы
Конспект групповой консультации
9 класс
Тема: «Углерод»
Дата проведения: 19.01 2011г.
Цели:
Образовательные: Рассмотреть строение атома и аллотропные модификации углерода, изучить химические свойства углерода.
Развивающие: Развивать умение работы с текстом учебника, развивать химический словарный запас.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Оборудование: Прибор для получения газов, мрамор, соляная кислота (раствор), гидроксид кальция (раствор), вода, индикатор, пробирки, штатив, активированный уголь, чернила.
Тип урока: Изучение нового материала.
Основной метод: Объяснительно-иллюстративный.
План урока:
1. Общая характеристика углерода
2. Химические свойства углерода
3. Природные соединения углерода
Учитель: Петров Александр Валентинович
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, присаживайтесь.
(План работы на урок учитель озвучивает)
II. Изучение нового материала.
Общая характеристика углерода.
(Работа учащихся с ПС Д.И. Менделеева)
Учащиеся характеризуют положение углерода в ПСХЭ, по плану, данному учителем на предыдущих уроках. Определяют порядковый номер и составляют электронную формулу атома углерода.
(Рассказ учителя)
У углерода 4 электрона на внешнем энергетическом уровне, поэтому тенденция к отдаче и принятию электронов выражена одинаково. Углерод склонен к образованию слабо полярных ковалентных связей. Углерод, отдавая все внешние электроны приобретает положительный заряд – окисляется. Принимая 4 электрона – восстанавливается.
Для углерода характерно явление аллотропии. В виде простого вещества углерод существует в нескольких формах – алмаз, графит, аморфный углерод. Причина такого разнообразия полиморфных модификаций углерода в различном строении кристаллических решеток (Демонстрация моделей кристаллических решеток). Алмаз и графит имеют упорядоченную структуру, аморфный углерод имеет беспорядочные межатомные связи. Аморфный углерод – самая распространенная модификация углерода. Из него получают активированный уголь путем искусственного увеличения активной поверхности (Демонстрационный опыт, показывающий адсорбционную способность, активированного угля). В стеклянную воронку кладут рыхлый слой ваты, растертый в порошок активированный уголь и немного песка. Воронку помещаем в кольцо. Под воронку стакан. Далее берем растворы окрашенных веществ, например, чернила и льем в воронку. Наблюдаем, происходит обесцвечивание чернил. Также можно показать и адсорбцию газов.
Химические свойства углерода.
(Рассказ учителя)
Углерод – неметалл. Наиболее реакционноспособным является аморфный углерод. При обычных условиях углерод химически инертен, но при нагревании реагирует с большим количеством веществ. Все реакции углерода протекают при повышенной температуре (600 – 17000С). Восстановительные свойства он проявляет только по отношению к очень ЭО элементам.
(Самостоятельная работа учащихся с учебником)
1. Углерод – восстановитель:
С + О2 = СО2
С + 2S = CS2
C + 2F2 = CF4, с другими галогенами углерод не взаимодействует.
SnO2 + 2C = Sn + 2CO
C + Fe2O3 = 2Fe + 3CO
2. Углерод – окислитель:
С + 2Н2 = СН4
С + Si = SiC
3C + 4Al = Al4C3
При изучении свойств карбида кальция отметим, что связь между кальцием и углеродом ионная, а между атомами углерода – ковалентная не полярная.
Природные соединения углерода.
(Рассказ учителя)
В природе углерод встречается как в свободном виде (алмаз, графит), так и в связанном виде. В связанном состоянии углерод входит в состав карбонатов. Учащиеся называют минералы, учитель пишет формулы на доске:
Мрамор, известняк, мел – CaCO3
Магнезит – MgCO3
Доломит – CaCO3*MgCO3
Углерод входит в состав всех живых и растительных организмов, нефти, природных газов, углей.
IV. Закрепление материала.
Задание: Написать уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:
C = CO2 = CaCO3 = CO2 = C
V. Домашнее задание.
Параграф 29, упражнение 4 – 8.