СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Групповая проектная деятельность – это метод организованного педагогически освоения обучающимися окружающей среды»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая проектная деятельность – это метод организованного педагогически освоения обучающимися окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной групповой практической деятельности по достижению намеченных целей.

Навыки сотрудничества включают в себя: навыки оценки себя и своих действий по отношению к другим участникам совместной деятельности; стремления понять чужую точку зрения, даже если она противоречит собственной; умения проявлять инициативу в поиске недостающей информации; готовности предложить партнёру план общего действия; стремления решать конфликт не агрессивно, а рационально.

Просмотр содержимого документа
««Групповая проектная деятельность – это метод организованного педагогически освоения обучающимися окружающей среды»»

Субботина Елена Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 43

Г. Новосибирск


Тема: «Групповая проектная деятельность – это метод организованного педагогически освоения обучающимися окружающей среды»



Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.

Б.Шоу

В современном мире тема деятельности играет важную роль в получении различных знаний, привитии умений. И с этим высказыванием нельзя не согласиться, потому что именно деятельность является тем самым ключом к развитию и обучению. При помощи деятельности можно достичь определенных результатов, решения поставленных задач.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рассмотрена важность развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в конфликтных ситуациях.

В метапредметных результатах начального общего образования выделяют: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Исходя из этого, можно сказать о том, что важная задача образовательного процесса - это развитие у учащихся навыков сотрудничества. И эта тема актуальна в системе образования, в обществе в целом. Но этого результата невозможно достичь при традиционной форме обучения в ситуации отношений учитель-ученик.

Когда ребенок поступает в школу вся его жизнь, весь тот упорядоченный уклад его жизни, меняется: его социальное положение, статус, положение в коллективе, семье. Дл ребенка открывается новый коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть долгие годы, при этом познавая себя и новый окружающий мир. Это новый виток, новый период развития каждого ребенка, в котором происходит формирование его личности. Если это будет проходить легко, то ребенок будет активно общаться с окружающими его людьми, налаживать контакты, от этого зависит его дальнейшая учебная, а в дальнейшем и рабочая деятельность. В этот период зарождаются навыки быть ответственным за свое сотрудничество с окружающими людьми, навыки правильного выстраивания общения. Закладываются навыки организованности, понимания ценностей сотрудничества, общения, взаимодействия в той или иной деятельности.

Современная школьная жизнь построена так, что учебная деятельность учеников начальной школы как учебное сотрудничество слабо сказывается на процессе развития сотрудничества самих детей, его богатые возможности практически не используются.

Общение детей с взрослыми и сверстниками в школах изолированно, это затруднять создание полной социализации ребёнка. Самой важной и малоизученной остается проблема взаимодействия и взаимовлияния вышеуказанных сфер общения между собой.

Методика и механизмы различных уроков представляются учителями начальных классов по-разному. Но недостаточно уделяется внимание методике развития элементов сотрудничества в условиях групповых форм учебной работы.

При традиционном обучении учащиеся в начальной школе на уроке не общаются, учеников рассаживают за разные парты, они не взаимодействуют непосредственно друг с другом – учитель выступает главным связующим между учащимися.

Групповая проектная деятельность – каковы ее особенности в учебном процессе?

Одним из активных методов обучения в современной школе является метод проектной деятельности. Групповая проектная деятельность – это «метод организованного педагогически освоения обучающимися окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной групповой практической деятельности по достижению намеченных целей».

Е.С. Полат показывает, что метод групповых проектов, это «особую организацию совместной деятельности субъектов, направленную на образовательной цели реализацию, путем объединения усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемую конкретным практическим результатом».

Результатом метода проектов выступает сам проект, его продукт. Ведь проект – это, в первую очередь, самостоятельная и групповая творческая оконченная работа, которая имеет значимый результат в созиализации ребенка. В основе проекта лежит проблема, для решения которой важен исследование, поиск информации по различным направлениям, где результаты объединяются в одно целое.

Для типологии групповых проектов можно расмотреть следующие основания для классификации:

1. Доминирующая деятельность (какая именно преобладает): исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

  6. Продолжительность проекта.

Групповая проектная деятельность включает в себя несколько фаз. Фаза проекта – набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта.

Наиболее общая последовательность фаз проекта:

  • концепция (начальная фаза);

  • разработка;

  • реализация;

  • завершение.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту школьного образования перед педагогами стоит главная задача в младшем школьном возрасте - развивать у детей социализацию учащихся в различных видах совместной деятельности совместно со сверстниками, такую возможность дает метод проектов (проектное обучение).

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность обучающегося, у которой есть цель, определены и утверждены методы и способы, направленные на достижение наивысшего положительного результата. Благодаря методу проектной деятельности стремительно повышается познавательная активность школьников, расширяется кругозор обучающихся, дети получают более устойчивые, глубокие знания в той или иной области, развивается устная и письменная речь, развивается умение к творчеству.

Этот метод основан, прежде всего, на групповой деятельности, темы проектов обязательно связаны с интересами детей.

Проектная деятельность дает отличную возможность реализовать конкретные, личные замыслы для каждого учащегося, развивает умения поиска и выбора информации, когда учащиеся работали над данными проектами, они проявляли активность и заинтересованность, обозначивали цель и определяли пути ее достижения, обсуждали, переживали и радовались за себя, других. Внедрение технологии проектной деятельности позволяет достигнуть наилучшего усвоения учебного материала, интеллектуального и нравственного развития детей, их самостоятельности, доброжелательности к педагогу и друг другу, коммуникабельности, желания помочь другим, желания понимать других и быть понятым.

Проект представляет собой определенный алгоритм работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового, определенного продукта. В ходе проектной деятельности младшие школьники учатся сотрудничать и развивать свои коммуникативные навыки и навыки сотрудничества.

Таким образом, педагогические подходы к развитию навыков сотрудничества с одноклассниками у младших школьников основаны на ведущей деятельности – учебной. Поддержка педагога важна и необходима для развития навыков сотрудничества, именно педагог может направить коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста в необходимом направлении.

Характеристика навыков сотрудничества и их особенности:

Понятие «сотрудничество» очень обширно используется во многих научных областях – педагогике, психологии, социологии. При изучении сотрудничества ученые выделяют формы, способы, этапы, механизмы и условия развития сотрудничества.

«Сотрудничество» по Г.Н. Климановой - это «процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром».

Навыки сотрудничества зарождаются в ребенке с момента рождения, развиваются во время поступления в дошкольное учреждение, потом в период обучения в школе, затем СУЗах, колледжах, ВУЗах, а далее на протяжении всей жизни. От того, какой уровень сотрудничества развит у ребенка, зависит успешность его социально-психологической адаптации в обществе, а также самореализации собственных возможностей, способностей, талантов.

Сотрудничеством также можно назвать и некий итог культурного развития человека. Навыки сотрудничества помогают создать человеческие, добрые, душевные отношения человека как к самому к себе, так и к другим. Сотрудничество отображает процесс организации любого обучения, при этом главная роль в ней - роль взрослого. Для детей младшего школьного возраста это определение является фактором взаимодействия к разрешению детьми поставленной образовательной задачи, которая требует концентрацию усилий, определяет объединение участников для достижения целей, составления планов, регуляции в достижении совместного результата, их обязательное взаимодействие, общение.

Общение это, в первую очередь, особенная деятельность коммуникации, направленная на образование, развитие взаимоотношений. Исследования знаменитых психологов в области общения говорят нам о влиянии личности на различные характеристики общения этой личности с людьми, на все ее познавательные процессы, на ее переживания и эмоциональное состояние, на ее поведение, когда объектом этих процессов, состояний и поведения оказываются люди.

Навыки сотрудничества демонстрируют умения и навыки эффективного использования в коммуникации личностных особенностей в общении, и владение методами общения и взаимодействия. Эти умения включают в себя общий комплекс личностных качеств (и определенных умений), которые обеспечивают успешное общение детей, например: Самошкина Е.Ю. описывала, что «способности управления собственным поведением в процессе общения, комплекс способностей перцепции, которые связаны с пониманием и анализом в общении особенностей личности другого человека, с навыками изменять личность другого; способности устанавливать и в дальнейшем поддерживать межличностный контакт, входить и потом выходить из контакта, передавать инициативу в процессе общения; способности адекватно выстраивать свою речь».

Можно выделить следующие навыки к сотрудничеству в младшем школьном возрасте:

  1. способность идти на контакт, по итогу взаимодействия сформировать продуктивные отношения;

  2. способность проявлять эмпатию, социальную и психологическую наблюдательность, способность осуществлять социально-психологическую рефлексию, рефлексно-самооценочные свойства;

  3. способность на перцептивные и рефлексивные дейстаия, которые проявляются в понимании и отражении социальных и психологических характеристик партнера по общению.

В сотрудничестве всегда важна согласованность всех действий с партнером по общению. Это определяет достижение поставленной цели каждого участника общения, а также совместных целей коллективной деятельности. В процессе сотрудничества оформляются составляющие основы межличностного взаимодействия: единство (в эмоциональном плане), обмен мнениями, применение общих усилий для достижения поставленной цели.

Во время сотрудничества у школьников начальной школы развивается навык проводить анализ личностных и эмоциональных особенностей партнера: настроение (какое оно, меняется или нет), мнение и желания, интересы, а не только специфику его деятельности или его материальные ценности (любимые игрушки, предметы, например). Для младших школьников становится более значимым ощущать, как другие дети к ним относятся – позитивно или нет, учитывают ли другие их мнение и желания. Такое внутренне обусловленное отношение является базой для развития навыков общения, которое основано на внутренней связи и разных формах эмпатического взаимодействия (сопереживание, радость совместно со сверстником). Сотрудничество как явление основано на совместной деятельности, которая направлена на достижение определенной цели, которую выявляли и ставили вместе. Среди многих игр именно коллективные игры позволяют развивать навыки взаимодействия в ходе сотрудничества у школьников, потому что в них имеются основные компоненты сотрудничества: наличие общей цели и мотива деятельности, совместные организующие действия, общий результат.

Термин «сотрудничество» переплетается с понятиями «общение», «социально-коммуникативное развитие», «коммуникативная компетентность», «социализация», соединяет разные способы внедрения детей в социальные отношения со сверстниками и взрослыми. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимовлияние. Все происходит взаимно.

Сотрудничать – значит развивать социализацию учащихся в различных видах совместной деятельности со сверстниками. Исходя из опыта работы многих педагогов, такую возможность дает метод проектов (проектная деятельность).

Педагогические условия формирования навыков сотрудничества в младшем школьном возрасте:

Развитию навыков сотрудничества в младшем школьном возрасте помогают общая деятельность. В ходе совместной деятельности учащиеся помогают друг другу, дают советы. Результатом становится продукт, который сделан при помощи общих стараний, творческих штрихов каждого, переживаний за общее дело. Преимущества такой деятельности в организации обучения в том, что они устанавливают добрые взаимоотношения между детьми, а также способствуют изучить педагогу межличностные отношения в группах (между ними) в младшем школьном возрасте, для дальнейшего регулирования их, для развития коллектива.

Деятельность педагога направлена на развитие таких навыков сотрудничества в младшем школьном возрасте, как:

  1. способность идти на контакт, по итогу взаимодействия сформировать продуктивные отношения;

  2. способность проявлять эмпатию, социальную и психологическую наблюдательность, способность осуществлять социально-психологическую рефлексию, рефлексно-самооценочные свойства;

  3. способность на перцептивные и рефлексивные действия, которые проявляются в понимании и отражении социальных и психологических характеристик партнера по общению

Учебное взаимодействие основано именно на совместной деятельности, она направлена на достижение цели. Среди всех видов учебных заданий именно коллективные значительно позволяют развивать навыки сотрудничества у учащихся, так как в них есть основные компоненты взаимодействия: общая цель и мотив деятельности, совместные действия для организации, общий результат (продукт деятельности).

Анализ теоретического материала позволил сделать вывод, что особенности организации педагогической деятельности по развитию навыков сотрудничества у учащихся младшего школьного возраста основано на таких ведущих подходах, как: гуманистическом, компетентностном, системном и деятельностном. Реализация гуманистического подхода проявляется в приоритетности ценностей ребенка, организации позитивного, толерантного общения, при соблюдении основных норм педагогической и общественной этики.

Компетентностный подход развивает деятельность учащихся в практическом аспекте, при этом на ведущие позиции выдвигаются не только общие, но и специальные навыки, которые могут быть использованы, а затем применимы в дальнейшем.

Учебная и внеучебная деятельность по развитию навыков сотрудничества у младших школьников направлены на установление благоприятных взаимоотношений в коллективе (которые оказывают ощутимое влияние на процесс развития и формирования социальных навыков), развитие коммуникативных навыков.

На занятиях педагог может включать упражнения, которые посвящены изучению эмоционально-знаковой составляющей социальных умений. Данные упражнения направлены на решение задач по формированию представлений о знаках и символах общения, понимания и использования языка эмоций, культурно-речевых оборотов в коммуникативной деятельности детей в групповой и индивидуальной формах.

Отдельно можно уделить внимание упражнениям, котрые способствуют развитию социокультурной стороны взаимодействия при сотрудничестве, развитию позитивного сотрудничества с одноклассниками в разных проявлениях взаимодействия с разными партнерами (позитивного, нейтрального, негативного), навыков конструктивно решать различные конфликтные ситуации в общении при совместной деятельности.

Некоторые упражнения могут быть посвящены познавательно-развивающей стороне социальных навыков в совместной деятельности. Данные упражнения направлены на моделирование аргументированного диалога между ребятами, контроль процесса общения в его коллективных, групповых, парных формах в совместной деятельности, контролю негативных эмоций в процессе межличностного общения. Упражнения также должны быть направлены на развитие способности ребёнка контролировать и оценивать себя. Для этого применяются упражнения на рефлексию в конце каждого занятия.

Изучая практическую литературу, можно сделать вывод, что педагоги используют в основном фронтальные, групповые формы работы с младшими школьниками.

Фронтальная форма работы по развитию навыков сотрудничества осуществляет организацию деятельности учащихся всего классного коллектива над одной задачей при сотрудничестве детей друг с другом, но под чутким руководством педагога. «Фронтальная организация работы младших школьников удобна для учителя. Она не требует увеличения затрат времени при подготовке к уроку и позволяет вести всех учащихся в одном темпе к единой цели». Общаясь напрямую с учащимися, учитель может активно руководить их учением. Учитель дает школьникам образец рассуждений, при помощи вопросов активизирует их, контролирует, оценивает их работу. Но есть и недостаток при такой форме работы - младшие школьники (при фронтальной работе) исполняют то, на что указывает учитель, а это не способствует развитию самостоятельности детей в учении, и более того, в перегруженной школе, где в каждом классе двадцать пять и более учеников, очень сложно организовать сотрудничество всех учащихся класса на уроке очень тяжело.

Групповая форма деятельности по развитию навыков сотрудничества у учащихся происходит через групповую и парную работу, потому что в процессе взаимодействия между школьниками происходит распределение ролей (каждому отведена роль с учетом его особенностей, талантов) при решении поставленной учебной задачи. Данная совместная деятельность активизирует развитие творческой личности. Эта деятельность справляется сразу с несколькими задачами: «понимание каждым младшим школьником того, что он не сможет достичь успеха один, а только совместно с ребятами; развитие коммуникативных навыков, умения помогать друг другу в реализации задач как учебных, так и жизненных; воспитание ответственности за личный вклад в коллективный результат; развитие навыков самооценки и взаимооценки при подведении итога результатов работы всего коллектива и своего собственного (рефлексия)».

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту школьного образования перед педагогами стоит главная задача в младшем школьном возрасте - развивать у детей социализацию учащихся в различных видах совместной деятельности совместно со сверстниками, такую возможность дает метод проектов (проектное обучение).

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность обучающегося, у которой есть цель, определены и утверждены методы и способы, направленные на достижение наивысшего положительного результата. Благодаря методу проектной деятельности стремительно повышается познавательная активность школьников, расширяется кругозор обучающихся, дети получают более устойчивые, глубокие знания в той или иной области, развивается устная и письменная речь, развивается умение к творчеству.

Этот метод основан, прежде всего, на групповой деятельности, темы проектов обязательно связаны с интересами детей.

Проектная деятельность дает отличную возможность реализовать конкретные, личные замыслы для каждого учащегося, развивает умения поиска и выбора информации, когда учащиеся работают над проектами, они проявляют активность и заинтересованность, самостоятельно обозначивают цель и определяют пути ее достижения, обсуждают, переживают и радуются за себя, других. Внедрение технологии проектной деятельности позволяет достигнуть лучшего усвоения учебного материала, интеллектуального и нравственного развития детей, их самостоятельности, доброжелательности к педагогу и друг другу, коммуникабельности, желания помочь другим, желания понимать других и быть понятым.

Проект представляет собой определенный алгоритм работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового, определенного продукта. В ходе проектной деятельности младшие школьники учатся сотрудничать и развивать свои коммуникативные навыки и навыки сотрудничества.

Таким образом, педагогические подходы к развитию навыков сотрудничества с одноклассниками у младших школьников основаны на ведущей деятельности – учебной. Поддержка педагога важна и необходима для развития навыков сотрудничества, именно педагог может направить коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста в необходимом направлении.

Выводы:

Групповая проектная деятельность – это метод организованного педагогически освоения обучающимися окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной групповой практической деятельности по достижению намеченных целей.

Навыки сотрудничества включают в себя: навыки оценки себя и своих действий по отношению к другим участникам совместной деятельности; стремления понять чужую точку зрения, даже если она противоречит собственной; умения проявлять инициативу в поиске недостающей информации; готовности предложить партнёру план общего действия; стремления решать конфликт не агрессивно, а рационально.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Проектная деятельность является совместной учебно-познавательной, творческой деятельностью обучающегося, которая имеет общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!