СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповые технологии в начальной школе. Особенности их применения в развивающем образовании и традиционной системе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповые технологии в начальной школе. Особенности их применения в развивающем образовании и традиционной системе.

Просмотр содержимого документа
«Групповые технологии в начальной школе. Особенности их применения в развивающем образовании и традиционной системе.»

Групповые технологии в начальной школе

В современной педагогической литературе нет единого мнения о категории групповой работы. Её рассматривают как форму, метод, технологию обучения.

На наш взгляд, групповая работа – педагогическая технология. Это означает, что она имеет определенную цель, есть принципы измерения. И самое, пожалуй, главное – определенное требование к содержанию. Таким образом, групповая работа – целостная система, со своей целью, содержанием, методами и формой организации обучения, процедуры контроля и оценки, направленность на развитие личности обучающегося.

Вопрос использования или адекватности групповой работы очень важен для её эффективности.

Развивающее образование предполагает наличие групповой работы учащихся. Это исходит из гипотезы Л.С.Выготского о механизме интериоризации высших психических функций «всякая функция  в психическом развитии ребенка появляется дважды, сперва в социальном, а затем в психологическом» (собр. соч. т. 3 М., 1983г. с.145)  То есть сначала между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая.. Иначе, учение – это перевод всего, что накоплено в деятельности и общении людей в сознании ученика.

«... Форма коллективной жизни вызывает возникновение индивидуальной реакции» (собр. соч. т. 3 М., 1983г. с.146) Таким образом, коллектив создает у того или иного ребенка высшие психические функции – превращение форм социального взаимодействия между детьми в содержание сознания и деятельности отдельного ребенка. (...но это не означает, что это единствен- ный источник психического развития ребенка)

Исследования Р.Я.Гузмана, В.В.Рубцова, Е.Е.Шулешко, Г. А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка.

Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.

Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества –как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших  школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу. (Г.Цукерман), при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

Вывод 1: Групповая работа реализует гуманно- личностный подход к ребенку, приоритет формирования субъектно – субъектных отношений.

Почему же групповая работа?

Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность; воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Разработчики групповой работы считают, что технология групповой работы включает в себя ряд этапов, каждый из которых реализует ту или иную промежуточную цель становления личности младшего школьника.

На первом этапе необходимо научить младших школьников сотрудничеству друг с другом при выполнении учебных заданий.

 Начинать здесь следует с обучения школьников приемам непосредственного  взаимодействия друг с другом при фронтальной работе:

 -  ученик при затруднении сам вызывает себе помощника;

 -  для оценки своего ответа ученик  сам назначает рецензента;

-  использование приемов несловесного общения: значков «+»  -  согласен;.« - »  -  не согласен;-  « ? »  -  не  понял;

-  требование учителя при групповой работе представлять неиндивидуальные результаты  работы учеников, а результаты работы всей группы в целом;

-  использование игр, развивающих умение слушать другого;

-  составление коллективных рассказов на заданную учителем тему.

Вывод 2:  Эффективной технологией обучения младших школьников деловому взаимоотношению является дискуссия.

Чаще всего дается следующее понятие. Учебная дискуссия – это спор, направленный на решение задач обучения. На наш взгляд такими задачами можно считать:

-  задачи на сопоставление разных точек зрения, поиска истины;

-  подготовка школьника к самостоятельной исследовательской работе (в малых группах, индивидуально);

-  активизация познавательной деятельности учащихся;

-  развитие коммуникативных умений: вести диалог, слушать, соглашаться с   мнением партнера, возражать, доказывать свою точку зрения;

-  развитие у школьников потребности в аргументации высказываемых    положений;

-  воспитание уважительного отношения к другому мнению, стремление к     согласию.

Групповая работа – это обучающая игра. Азарт этой игре придает сложность и неординарность заданий.

Конечно, для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, предполагающие не менее двух гипотез или вариантов решения. Это могут быть проблемные задачи, связанные с неизученным пока школьниками материалом, до первого знакомства с материалом.

Так на уроке русского языка, чтобы создать ситуацию диалога, учитель задает  следующий вопрос: одинаково ли количество звуков и букв в русском языке, если нам известно, что звуки на письме обозначаются буквами?.

Это могут быть задачи, содержащие мнения, которые на сегодняшний день не являются бесспорными:  например, о происхождении человека.

Дискуссионными являются положения, противоречащие выделенным представлениям детей о действительности: лиственница не хвойное растение, потому что опадают листья.

Наконец, задачи, содержащие ошибочные, но формально аргументированные точки зрения: слова горе, горец, горит, гористый, горка – однокоренные, так как имеют общую часть « гор ».

По мнению Галины Цукерман необходимо обучать дискуссии через 3-5-минутные минидискуссии. Предложить детям поворачиваться к говорящему, смотреть на него и, в случае возражения, использовать диалогическую форму общения, обращаясь к нему лично: «Света, я с тобой не согласен», «Вова, ты допустил ошибку», и т.д. При этом, нужно обеспечить непосредственную реакцию детей на каждую реплику говорящих.

Постепенно в ходе проведения дискуссии правила дополняются. Организуя дискуссию, учитель действует следующим образом:

-  задача – вопрос;

-  вызывает ученика, желающего высказаться;

-  выслушав совет, не оценивает его;

-  спрашивает учащихся: «Кто согласен?»;

-  выслушивается следующий  ученик;

-  вновь учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей;

-  по возможности заостряет противоречия между ними;

-  в ходе полемики учитель старается втянуть в обсуждение всех учеников, следит за логикой, пресекает посторонние споры.

После такой работы анализируем вместе как прошло обсуждение, что помогло, что мешало в достижении результата.

Учитель не всегда видит отличие дискуссии от беседы, фронтального опроса. Дискуссия отличается от обычной беседы учителя с учащимися тем, что ученики вступают в непосредственное общение друг с другом, и если в беседе ученику достаточно высказать верное положение, а учитель дает ему оценку, а часто и объясняет это положение за ученика, то в дискуссии при прямом обращении возражающего ребенка к говорящему, ему приходится самому обосновывать свое высказывание. Трудность для учителя заключается в том,  чтобы не спешить с высказыванием правильного ответа, дать учащимся время поспорить, привести свои аргументы, пусть даже и нелепые с точки зрения взрослого.

Другая трудность в проведении  дискуссии – быстрое ее затухание в силу недостатка аргументов. В этом случае учитель использует прием высказывания ошибочной, но формально аргументированной точки зрения.

            При проектировании урока с использованием дискуссии следует:

-  четко сформулировать задание для учащихся;

-  записывать вывод, к которому должны будут прийти дети в процессе обсуждения;

-  придумать реплики, поддерживающие дискуссию.

Дискуссия – сложная технология.  Анализ методической литературы, изучение передового педагогического опыта показывает, что необходима предварительная подготовка учащихся к работе в группах и парах.  Можно использовать и панель, аквариум, перекрестную дискуссию, дебаты в начальной школе. Но в начале простые приемы, описанные выше. Сформированные навыки во фронтальном обсуждении переносятся в дальнейшем в работу групп.

Не менее сложным моментом является мотивация младшего школьника в совместной деятельности, показать пользу учебного сотрудничества. С этой целью можно использовать такие приемы:

-  чтение книг, статей, рассказы родителей о пользе и важности кооперации    людей для достижения ими лучшего результата в решении  производственных, исследовательских и других задач;

-  работа с такими пословицами: «Дружно - не грузно», а врозь – хоть брось»;

-  анализ совместных классных дел;

-  использование заданий, позволяющих детям на личном опыте убедиться в     пользе совместной работы.          При организации групповой работы учителю необходимо постоянно подчеркивать значимость сотрудничества школьников для их обучения.

Например, ученики делятся на две группы, одна из которых работает в парах, а другая индивидуально:

-  составить целую картинку из кусочков;

-  разгадать кроссворд;

-  решить пример в несколько действий, со скобками и т.п.

Анализируется работа и показывается эффективность работы в паре, группе.

Вывод 3: Постепенно учебное сотрудничество рассматривается не как цель, а как средство обучения.

 На этом этапе введение групповой технологии необходимо учитывать оптимальное сочетание групповых форм обучения с фронтальными и индивидуальными. Невозможно строить процесс обучения лишь на основе групповой технологии, да и это не всегда эффективно.

В работах И .М. Чередовой,  Г.А.Цукерман, В.К.Дьяченко описывается проведение групповой работы в начальной школе (в которой незаслуженно редко используется). Ставится проблема бессистемности проведения, не учитывается усложнение групповой работы, которое осуществляется за счет:

-  усложнения групповых технологий;

-  повышения степени самостоятельности учащихся в групповой работе;

-  усложнения содержания учебного материала, прорабатываемого в группе.

Сложность групповой работы  обуславливается количественным составом материала, количеством взаимодействий, в которые должен вступать ученик в процессе работы.

Вывод 4:  Исходя из этого, на наш взгляд,  целесообразно усложнять групповые технологии. 

Это можно делать следующим образом:  работа в парах постоянного состава,  единая групповая (Чередова И.М.), кооперировано - групповая (Цукерман Г.А.), дифференцированно-групповая, работа в динамических парах, работа в парах сменного состава (Дьяченко В.К.).

После того, как дети научились работать в режиме каждой из указанной выше технологий, выбор уже зависит от цели и содержания обучения.В ходе овладения учащимися навыками групповой работы необходимо усложнять содержание материала, над которым работают группы.

Постепенно от заданий репродуктивного характера группы переходят к работе , требующей преобразующей и поисковой деятельности. Наиболее эффективна тогда, когда  учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом, обращению за помощью, совместное обсуждение возникшей догадки.

Степень самостоятельности также варьируется из-за способа организации работы школьников над учебным материалом внутри групп:

-  группа сообща решает предложенную задачу без распределения функций    между учащимися;

-  задание делится на отдельные операции, которые распределяются между    участниками группы;

При этом работа строится «последовательно»: дети работают по очереди, помогая и контролируя всей группой;

-  задание членится на части, которые могут выполняться одновременно, т.е.    каждый, работая «параллельно» с другими решает свою, отличную от других задачу, затем в группах обсуждаются результаты, сопоставляются   способы решения, делаются выводы; при этом части заданий могут дифференцироваться по уровню сложности. (уровень самостоятельности в данной классификации увеличивается).

Увеличение меры самостоятельности учащихся обеспечивается  и за счет постепенного перехода от непосредственного руководства работой групп к опосредованному.

Вводя каждый новый вид групповой работы следует сначала задать его образец, вызвав к доске пару или группу учащихся и управляя каждым шагом ее работы. Затем учитель осуществляет такое же непосредственное руководство деятельностью групп на местах, а затем постепенно передает свои функции консультантам, а также опосредованно руководит при помощи памяток. Первоначально памятки регламентируют каждый шаг работы группы, но постепенно предоставляют ученикам все больше самостоятельности в организации своей деятельности.


Вывод 5:     Эффективность групповой технологии зависит от организационных  условий.

 К ним можно отнести:

-  специальный подбор учащихся в группу;

-  размещение детей за партами таким образом, чтобы они могли хорошо видеть друг друга, а также учителя и доску; при необходимости свободно перемещаться в пределах класса;

-  постоянная смена ролей участников групп.

Вывод 6.    Особенностью групповых технологий является то, что результат,  полученный учащимися, является коллективным продуктом их самостоятельной деятельности. 

Поэтому оцениваться должна, прежде всего, деятельность всей группы в целом. Каждая групповая технология предусматривает этап оценки.

Очень важно научить младших школьников самостоятельно оценивать вклад каждого ученика, а также работу всей группы в целом. Для этого совместно обсуждаются критерии оценки.. Фиксируют результаты в виде работ со шкалами. Можно использовать знаки « + »,  « + » , « -  ».

Групповую работу можно оценивать и по другим критериям, которые вырабатываются самими участниками (можно заранее обсудить):

 -  выдвижение предложений о порядке работы;

 -  обсуждение хода работы;

 -  индивидуальная работа по поиску способов решения;

 -  четкость высказывания;

 -  выслушивание предложений;

 -  аргументированная критика;

 -  выделение способа решения;

 -  соблюдение процедуры;

 -  наличие позиции организатора;

 -  оформление результатов группы и др.

И еще несколько слов об организации учебной деятельности на уроках в системе развивающего обучения.

Фронтальная работа  - должна быть для учителя моделью групповой работы, когда учитель не только исполнитель роли координатора, секретаря и докладчика (обобщает версии учащихся), но и анализирует вслух вместе с учениками смысл и способы выполнения. Постепенно процесс фронтальной работы организуется так, что частично или поэтапно эти функции делегируются нескольким учащимся (несколько секретарей фиксируют версии, несколько докладчиков делают обобщение).

Парная работа -  служит способом сокращения времени на поиск версий, переводом умений в навыки, реализацией способов взаимопомощи и простейшей ситуации  для демонстрации способов обучения  других. Качество парной работы зависит от того, насколько учитель поможет ученикам осознать и освоить необходимые педдействия.

Групповая – основной вид организации учебной деятельности. Это не просто способ организации образовательного пространства, а ежедневная среда развития, место его комплексной личностной самореализации (всех его социальных позиций). Чтобы она была успешной, требуется освоение разных способов ролевого поведения: координатор, секретарь, эксперт, оппонент-критик, сопереживающий участник и др.

Индивидуальная форма – высший этап проявления способности к саморазвитию. Индивидуальная работа – это сугубо добровольная работа. Особенно эффективно для творческих заданий, социально-значимых и социально-признаваемых проблем.Групповая работа в рамках индивидуальной образовательной программы.

Современная школа – это школа, которая заботится не только о том, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний, но и о том, чтобы с ним «случалось» образование. Это возможно если в местах, предусмотренных программой и появляется личностный интерес.  Такое проявление активности детей связано с инициативой. А когда появляется личный интерес – это уже условие его индивидуальной образовательной программы.

Одно из таких мест – групповая работа, где есть определенная роль – позиция, ситуация выбора, собственное мнение, принятие решения т.п. Именно в сообществе появляется столкновение границ собственного знания и незнания, можно обратиться с запросом. Для первоклассника групповая работа самая актуальная. Срабатывает принцип «Мы вместе», и он чувствует себя умелым и знающим, готов к любой деятельности, в т.ч. и к учебной.

Но это не просто вместе играть, а значимое и высоко ценимое в мире взрослых. И учитель обращается не к отдельному ученику, а к сообществу в целом. Таким образом, групповая работа – это форма соорганизации детского сообщества.

По мнению Г.А.Цукерман , групповая работа – условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе».Под руководством учителя происходит порождение знаний детьми совместно друг с другом. Именно в такой деятельности развивается «определяющая рефлексия» (Г.Цукерман) – индивидуальная способность ребенка, которая позволяет устанавливать границы знания и незнания, что умеет, а что нет.  Это позволяет саморазвиваться, достраивать свои знания (что и считается умением учиться). Без оглядки на взрослого, в результате общения «ребенок – ребенок» происходит формирование определяющей рефлексии, т.е. без внешнего стимула, поощрения, наказания со стороны взрослого.

Когда начинать работу в группах?

Сразу в рамках «Введения в школьную жизнь». Здесь еще не идет обучение ролям, позиции.  Идет получение опыта совместной работы по решению каких-то задач, которые окрашиваются  положительными эмоциями. Культивируются правила: работать вместе, дружно, быть доброжелательными к друг другу, никого не «потерять», дать возможность высказать свое мнение, прислушаться к аргументам друг друга, соотносить мнения с другим.

Затем эти навыки переносим на учебный предмет. В последующем формируются  умения и навыки индивидуальной работы.

Несколько слов об организационном  устройстве группы.

Группа от 4 до 8 учащихся. Развитие группового взаимодействия зависит от организатора группы, который следит за соблюдением правил:

-   говорить не одновременно, по очереди;

-  отвечать на поставленный вопрос одному, а не  нескольким сразу и т.д;

-  если отошли от вопроса , то  спрашиваем: «Что ты делаешь?»;

-  следит за временем.

Одна из сложных ситуаций в группе – если возникает непонимание друг друга, и тогда включаются вопросы: «Правильно ли я тебя понял?», «Что ты предполагаешь?». И, наконец, организатор должен стремиться , чтобы к каждому предположению, версии была оппозиция, другие точки зрения. Если группа не может продолжать работу, зашла в тупик, организатор проводит рефлексию. Останавливает и анализирует, что делалось, как?. Восстанавливает способы работы, необходимые знания.  Во время обсуждения результатов работы определяем кто будет выступать, докладывать, форму презентации. Затем обсуждают саму деятельность в группе, работу организатора.

 Как и в любой деятельности, необходимо учитывать экологию групповой работы.

Чем меньше ребенок, тем больше он ориентирован на групповую сплоченность, солидарность и слишком зависит от реакции других. Он не может разделять позицию участника группы и Я -  личности. Поэтому нельзя любого ученика ставить организатором в группу (но стремиться , чтобы сами себя назвали).

И в заключение хотелось бы еще обратить внимание на особенности групповой работы. В развивающем образовании групповая работа подчинена цели - нахождение способа решения.  В традиционной системе  ее используют для объяснения найденного способа решения тем учащимся, которые не сумели справиться с задачей.

Таким образом, развивающая групповая работа  учит ставить цель   (целеполагание), находит соответствующие учебные действия. Традиционная групповая форма – лучше держит внимание ребенка, больше включенность участников в обсуждении, чем ответ у доски одного ученика..И тогда, главное отличие: в развивающем обучении – это способ постановки рефлексии (осмысление деятельности, способа) ; в традиционном обучении – упрощенный, но все же анализ проделанной работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!