СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование танцевальных способностей и развитие эстетического потенциала ребёнка с использованием художественных образов на уроке ритмики»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование танцевальных способностей и развитие эстетического потенциала ребёнка с использованием художественных образов на уроке ритмики»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Унечская детская школа искусств»










Открытый урок по учебному предмету « Ритмика»

с обучающимися 2 класса

дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства

«Хореографическое творчество»






ТЕМА

«Формирование танцевальных способностей и развитие эстетического потенциала ребёнка с использованием художественных образов на уроке ритмики»







Подготовил:

Преподаватель первой

квалификационной категории

Рубан А.Н.





Г. Унеча 2017г.







Введение.


« От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте»

Платон.

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребёнка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, всё начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира.

Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Основная цель на занятиях ритмики с учащимися эстетического отделения – всестороннее развитие ребёнка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка, средствами музыки и ритмических движений.


Ритмика – занятие радости, хорошего настроения; занятие психологического раскрепощения и эстетического, художественного творческого самоуважения; урок развития музыкальности ребёнка, в основе которого лежит «движение под музыку», как естественная двигательная реакция на музыку, свойственная любому ребёнку.

Задача ритмики – привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.

С помощью различных упражнений, игр, танцев формируются важные музыкально-двигательные умения и навыки. Всесторонне и гармонично развиваются формы тела и функции всего детского организма, т.е совершенствуются физические способности, укрепляется здоровье

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.



Урок проведён с учащимися 2 класса хореографического отделения. Использована дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

по предмету «Ритмика» для групповых занятий. Все разделы, которые применены на занятии, помогают решить основные задачи, поставленные перед нами.


Тема занятия:

«Формирование танцевальных способностей и развитие эстетического потенциала ребенка с использованием художественных образов на уроке ритмики».

Цель занятия:

  1. Разучить танцевальное движение;

  2. Повторить элементы танца, разученные ранее;

  3. Активизировать деятельность учащихся в процессе выполнения игровых упражнений;

  4. Развить творческое воображение и мышление;

  5. Развитие внимания, чувства ритма;

  6. Воспитание чувства добра;

  7. Коррекция речи и осанки.

Задачи:

обучающие - формирование представлений об окружающем мире;

- расширение кругозора учащихся;

- научить учащихся работать с дополнительными материалами

развивающая - формировать общее физическое развитие учащихся;

- формирование движенческих навыков;

- целенаправленное музыкальное воспитание;

- умение слушать музыку и отражать в движении характер музыки;

- развитие чувства ритма;

- развивать творческое воображение ребёнка;

- совершенствовать навыки творческого самовыражения.

воспитательная - воспитание эстетического вкуса, умения видеть красоту движения в танце;

- воспитание чувства коллективизма;

- воспитание нравственных качеств.

Вид занятии:

Занятие преимущественно в форме игры.



Тип занятия:

Обобщения и систематизации знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроке ритмики.



Методы и технологии обучения:

- наглядные

- словесные

- практические

Оснащение урока:

- хореографическая форма

- музыкальный инструмент

- нотный материал

- учебное пособие

- бейджик с именем ребёнка


- партерные коврики

- кубик с загадками

План занятия


I. Поклон.

II. Вступительное слово.

III. Танец-приветствие.

IV. Ритмическая разминка.

V. Упражнения на развитие художественного мышления, памяти, воображения, двигательной активности ребёнка. Игра с кубиком. Загадки.

VIЗнакомство со строением музыкального произведения. Игра «Садовник».

VII. Элементы классического танца.

VIII. Элементы народного танца.

IX. Партерный экзерсис на полу. Маленькие фантазии. Основа - сказка «Репка»

Х. Ритмические хлопки. Упражнения для моторики речи. Игра «Свиристели».

XI. Ритмические хлопки и притопы. Танец «Топ-Хлоп»

XII.Разучивание танцевальных движений в сочетании с простыми музыкальными попевочками. Игра «Повторяй-ка».

XIII. Развитие художественно-творческой и танцевальной способности. Танец «Гномики».

XIV. Танец – (пожелание друг другу доброго и хорошего).

XV. Поклон.

XVI. Подведение итогов.


ХОД УРОКА


  1. Поклон.

  2. Вступительное слово.

III. Танец-приветствие

IV. Ритмическая разминка.

Большое внимание мы уделяем ритмическим упражнениям, построенным на простых движениях, которые принимают игровую форму и развивают у детей навык согласовывать свои движения с музыкой, помогают научиться правильно вести себя в коллективе.

Танец- приветствие.

Дети идут по кругу навстречу друг другу.

Два шага- притопа вправо, два шага – притопа влево, один шаг – притоп вправо, один шаг – притоп влево, четыре танцевального шага с носка (дети проговаривают слова): « Здравствуй - это я».

Умение выполнять движения в разных темпах. Различать разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, умеренно, быстро, громко, очень громко). Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки.

Учитель: (Шаги с вытянутым носком).

Мы шагаем целый день

Целый день шагать не лень

Ты смотри не забывай

Всё за нами повторяй

(Шаги на полупальчиках).

Мы поднимем руки вверх

И мы стали выше всех

Руки ниже опусти

И достанешь до земли

(Шаги на пяточках).

Вот идёт огромный крот

Сильно втянутый живот

Тише, тише мыши тише

Потому что рядом кот

(Наклоны в стороны, ход на внутренней стороне стопы).

Неваляшки малыши

Даже очень хороши

Низко наклоняются

Звоном заливаются

(Ход на внешней стороне стопы).

Шёл по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком

Шёл и песню напевал

И в вразвалочку шагал

(Шаги с высоким поджатым коленом вперёд)

Гоп-гоп, конь живой

С настоящей головой

С настоящей гривою

Вот такой красивою

(Шаги с высоким подниманием ног до пятой точки).

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Маслена головушка

Шёлкова бородушка!

(Ход с наклоном вперёд, руки на коленях)

На колени руки сложим

На кого же мы похожи

Может это старичок

Он согнулся как крючок

(Прыжки в центр круга. Сужение и расширение круга).

Мой весёлый звонкий мяч.

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

(Танцевальный бег с различным положением рук).

На носочках потянулись,

За грибочками нагнулись,

А теперь скорей бежать,

Никому нас не догнать.

(Широкие шаги с высоким броском вперёд).

Вот шагает пеликан

Как большой подъёмный кран

Рощу, речку и луга

Он пройдёт за два шага

(Шаги с небольшим наклоном назад).

Вот верблюд

По пустыне идёт

Шагает достойно,

Поклажу несёт


VУпражнения на развитие художественного мышления, памяти, воображения, двигательной активности ребёнка. Игра с кубиком. Загадки.


Учитель: Вот забава, вот потеха,

Много радости и смеха

Собираем детвору

На весёлую (все вместе) игру!

Ребёнок бросает кубик. На каждой стороне кубика есть загадка. Водящий выбирается по считалочке.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Он изображает животного по отгадке. Дети повторяют за ним.

Загадки: Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.

Я у курицы - ребёнок,

А зовут меня …
(Цыпленок)
(Наклоны вперёд.)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
(Свободное размещение по классу с последующим возвращением в исходную позицию).

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

Звучит мелодия, дети выполняют прыжки на двух ногах, на одной, прыжки в поворотах, прыжки с движением рук.
Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала

(Лиса)
(Движение головы, повороты направо- налево, наклоны вправо, влево с различной амплитудой)

Крылья есть. Но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет

Очень важный господин

Семенит сюда … (Пингвин)

(Раскрывание рук из положения (на поясе) с присядкой, с наклонами вправо, влево)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна

(Медведь)

VIЗнакомство со строением музыкального произведения. Развитие у детей умение различать завершение фразы, реагируя движениями. Понятия: вступление, музыкальная фраза, различие правой, левой руки, плеча. Повороты вправо, влево.

Сказка – игра «Садовник».

Аккомпаниатор проигрывает мелодию.

Дети, какая это музыка по характеру? Спокойная или весёлая? (характер музыкального произведения). А какая она быстрая или медленная? (темп музыкального произведения). Дети что вы представляете, когда слушаете эту музыку? Вам она понравилась? Вы хотите двигаться под неё? Теперь постараемся передать свои впечатления через танцевальные движения.

Посадил дед зёрнышко. Росло, росло зёрнышко и выросло в цветочек. Потянулся он к солнышку (Руки подняты вверх). Повернулся цветочек вправо. Повернулся влево. Дождик его поливал. (Покачивание). Солнышко на него светило. (Поднимание на полупальчики). Ветерок его обдувал, сначала ласково, а потом подул сильный ветер, и оно сломалось (Окончание музыкальной фразы).


VIIЭлементы классического танца.

А теперь мы превратились в настоящих балеринок и танцоров. Акцентируем внимание на коррекцию и постановку корпуса. Дети должны усвоить правильную постановку корпуса (при этом нужно обратить внимание на природные особенности детей): укрепляем и развиваем мышечный аппарат (укрепление глубоких мышц спины, поясницы, брюшного пресса); учимся владеть центром тяжести тела.

Дети смотрят на проектор. На проекторе позы классического танца. На проекторе исполняется вattements tendus, demi plie.

1. Demi plie лицом к станку по I позиции.

2. Battements tendus в сторону у станка.

Развиваем прыгучесть.

Temps sauté.

VIII. Элементы народного танца. Гармошечка и ёлочка.

Наши ножки танцевали,

И вразвалочку шагали,

А сейчас пойдём опять

Ковырялочку плясать.

IX. Партерный экзерсис на полу. Маленькие фантазии.

На проекторе изображены герои сказки «Репка».

Сказка «Репка» на новый лад. Дети сочиняют сами. Развитие координации речи у учащихся эстетического отделения.

Сказка «Репка». Посадил дед репку.

Дети как она росла? (дети показывают, как она росла – сидим на коленях, опускаемся вправо, влево). Упражнения для развития мышц спины. «Берёзка».

Потянул дед за репку.

Дети покажите, как он тянет репку? (ребёнок показывает - наклоны вперёд к вытянутым ногам).

Посмотрел дед, кто же ему поможет (повороты головой вправо, влево, упражнения на развитие мышц шеи). Побежал звать бабку (работа стопы, упражнения на развитие голеностопа, вытягивания, разворачивание и сокращение стопы, развивает силу и эластичность берцовых и икроножных мышц, способствует развитию сухожилий пальцев стоп). Тянут, потянут репку, вытянуть не могут (наклоны вправо, влево, упражнения на развитие боковых мышц). Повороты корпусом назад, вправо, влево.

Дети, кого позвали дед с бабкой? Решили они позвонить внучке (упражнения на выворотность и растяжку тазобедренных мышц). Пришла внучка (ход на пятой точке, упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра). Тянут – потянут (выворотность тазобедренных мышц), вытянуть не могут, не знают, как им быть (поднимание плеч, упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава). Решили они, чтобы сильными стать надо пресс укрепить (упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника). Пошли они звать кошку и Жучку. Позвали они кошку и Жучку (прогнули и подняли спину вверх стоя на четвереньках, упражнения на улучшение гибкости позвоночника). Тянут - потянут, вытянуть не могут.

Дети кого они позвали ещё? Мышку (показываем, как мышка хвостиком двигает). Тянут-потянут – и вытянули репку (упражнения на напряжение и расслабление мышц тела). Наклоны вперёд, назад по парам.


X. Ритмические хлопки.

Выявлена тесная связь между становлением речи и развитием движений пальцев рук (тонкая моторика). Важно для детей тонкой моторики рук. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Игра «Свиристели».

Цель игры: развить координацию речи и движений, укреплять мелкую мускулатуру рук, совершенствовать умение передавать хлопками несложный ритмический рисунок.

Дети хором проговаривают текст, сопровождая его движениями рук:

Прилетели свиристели (Дети имитируют взмахи крыльев скрещенными кистями рук).

И на веточке присели (выполняют полуприседания с сомкнутыми перед собой кистями рук).

Стали зёрнышки клевать («Клюют» по ладони левой руки вторым пальцем правой руки, затем по ладони правой руки вторым пальцем левой руки).

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно смыкают с первым пальцем второй, третий, четвертый, пятый палец на каждой руке).

Хохолки расправили (к сомкнутым первому и второму пальцам обеих рук то присоединять, то поднимать остальные пальцы, разводя их в стороны (имитируют хохолки)).

Песни петь заставили (производят щелчки пальцами).

Ти-ри-ра! Ти-ри-ра! (выполняют два коротких хлопка ладонями, один шлепок по коленям – последовательность выполняется два раза).

Птицам прочь лететь пора! (делают четыре ритмичных взмаха крыльями. Начинают свободное движение по залу, имитируя полёт птиц с последующим возвращением в линию, в колонну).

XI. Ритмические хлопки и топы. Танец «Топ –Хлоп».

Ритмично хлопают и топают под музыку.

XII. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками очень хорошо помогают ребёнку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Для того чтобы отработать танец, мы используем игру «Повторяй-ка». Ритмические рисунки мы прохлопываем ладошками, проговариваем и повторяем.

Ты смотри, не зевай

Всё за нами повторяй.

Раз, два, три - не спеши,

Всё, как нужно покажи.

Игра «Повторяй-ка». Дети за учителем повторяют движения.

XIII. Развитие художественно-творческой и танцевальной способности.

Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластичное развитие, вызывают чувство коллективного сопереживания, сочувствия и совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, его творческих возможностей. Танец развивает чувство ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса, ног, пластику рук, грацию и выразительность. Организацию урока мы проводим в форме игры. Речь идёт не о применении игры, а о том, чтобы весь урок был пронизан игровым началом.

Учитель: Одни простые танцы,

А может и не танцы

А может не простые

Хотим вам показать

Мы знаем все их с детства

А может и не с детства

А может и не знаем

Но будем познавать

Танец «Гномики».

XIVТанец – (пожелание друг другу доброго и хорошего). Дети ритмично двигаются со словами: - «Счастья, радости желаем».

XVПоклон.

XVIПодведение итогов.

Подводя итог нашему уроку, мы проследили, что, начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Танец является чем-то большим, чем просто движения по музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять всё то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребёнку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом. С первых лет жизни ребёнка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребёнка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.




















Используемая литература.


1.Программы: дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

2. В.Морозов «В помощь педагогу-музыканту». М.музыка, 1965г.

3. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997 г.

4. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003 г.

5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». М. Музыка, 1961 г.

6. Чащина О.Е. «Музыкальные игры для дошкольников», Екатеринбург, 2000 г.

7. Роот З.Я. «Танцы в начальной школе» (практическое пособие), «Айрис-Пресс», 2006г.

8. Л.Буц. Подвижные игры под музыку. Киев. 1987 г.

9. Т.Бырченко «С песенкой по лесенке»(пособие для подготовительных классов ДШИ. М.,1984 г.

10. И.Меньших «С музыкой растём, играем и поём»(сборник песен и игр для детей дошкольного возраста). Ростов-на-Дону.,2007 г.


Музыкальный материал, используемый на занятии:

  1. И.Меньших «С музыкой растём, играем и поём»(сборник песен и игр для детей дошкольного возраста). Ростов-на-Дону.,2007 г.

  2. Методический журнал для музыкальных руководителей «Музыкальный руководитель» №4 за 2005 г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!