Иван Алексеевич Бунин Биография (1870-1953) Рассказ «Цифры».
Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Урок литературы в 7 классе по теме: «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры».
Сложность взаимоотношения детей и взрослых.
Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октября 1870 года (10 октября по старому стилю) в Воронеже.
Воронеж. Дом, в котором родился И.А.Бунин. Детство и юность прошли в фамильном имении в Орловской губернии
Людмила Александровна Бунина
Алексей Николаевич Бунин
Алексей Николаевич Бунин (отец)
- Отец Бунина в молодости был офицером, жил беззаботно, широко… Разорившись, он поселился на хуторе Озерки…
Брат Юлий
- Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отразились в лучших произведениях Бунина. На развитие литературного дара юноши влияла не только окружающая его природа, но и среда, близкие люди: его воспитатель, старший брат Он пробудил в младшем брате любовь к книгам.
Старший брат Бунина - Юлий Алексеевич
Начальное образование И.Бунин получил в домашних условиях. С 1881 г. – 1886 г. учёба в гимназии
в г. Ельце.
В 1886 г. И.Бунин уходит из гимназии, в дальнейшем занимается самообразованием под руководством старшего брата.
И.Бунин знакомится с Л.Н.Толстым и А.П.Чеховым. В 1895 г. выходит первый рассказ Бунина «На край света».
И.А.Бунин. 1889 г.
В мае 1887 года журнал "Родина" напечатал стихотворение "Нищий" шестнадцатилетнего Вани Бунина . С этого времени началась его литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы.
В 1901 году вышел поэтический сборник "Листопад", который был восторженно принят и читателями, и критиками.
И.А. Бунин. 1893 г.
Не приняв власть большевиков, Бунин вынужден был в 1920 г. покинуть Россию. Долгие годы Иван Бунин прожил вдали от родины.
И.А.Бунин. Париж 1901 г.
1920год-эмиграция во Францию, Париж
«Я никогда не примирюсь, что разрушена Россия… Я никогда не думал, что могу так остро чувствовать»
Дневниковые записи, которые И.Бунин вёл в 1918 - 1919 г.г., были собраны им в книге «Окаянные дни»
С 1927 по 1939 г. И.Бунин работал над одной из лучших своих книг «Жизнь Арсеньева»
И.Бунин. Париж 1920 г.
В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия.
И.Бунин. 1933 г.
Рассказы для школьников
В 1953 г. в Париже И.Бунина не стало
Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры»
Задачи урока:
- Постигать художественное слово И.А. Бунина.
- Учиться вести диалог.
- А ГЛАВНОЕ – извлечь уроки на будущее .
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
- Какое чувство осталось у вас после чтения рассказа?
- Почему же произошла ссора?
Поразмышляем
ся рассказ? Почему?
- Какова тема рассказа?
- Почему произошла ссора?
- Какие чувства возникли у вас после прочтения?
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЗЫ И.А.БУНИНА –
отсутствие сюжета в привычном для нас понимании.
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА И.А.БУНИНА
Композиция рассказа
1 глава «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как…»
Заключение -
1 глава «Дядечка, прости меня, я больше не буду…»
Развязка -
2 глава «Ты в этот день проснулся с новой мечтой…»
Завязка –
Кульминация –
2 глава --«Царский день. Великий грех»
3 глава «Вот тебе и цифры…»
5 глава – «И мы сделали вид, что забыли о тебе…»
4 глава – «Но ты всё кричал…»
Развязка –
7 глава «Дядечка!– сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье..»
Особенности композиции
- Рассказ от лица героя
- Нарушение хронологии (последовательности) изображения событий
- Разное количество кульминаций
- Содержание какой главы отражает эта иллюстрация?
2.Озаглавьте её.
- Как эта иллюстрация отражает содержание рассказа?
- Что узнаем о нравах семьи, рассматривая иллюстрацию?
Главные герои произведения
- Дядя Женя
- Расскажите, какова манера, поступки, речь, отношение к себе главных героев
Манера держаться, характер героев
Женя:
«… хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким… »
сдержанный, твердый в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий;
Речь героев
в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинает кричать, вопить, то говорит шепотом; то восклицал страстно, то злобно кричал; то горячо, поспешно, то радостно.
говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо;
говорит холодно, небрежно, раздраженно;
но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника;
но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью;
Отношение героев к себе
Смирился
Я очень умный дядя
Совершаю великий
грех
Поразмышляем
Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях ?
Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? Признал ли дядя свою неправоту?
УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ!
- Взрослые должны помнить, какими они были в детстве!
- Быть внимательными по отношению к детям.
- Нельзя озлобляться!
- Взрослые всегда должны быть мудрыми.
- Нельзя обижать людей, тем более, близких тебе. Это больно.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить сочинение
«Золотая
пора
детства».