2 | Работа в группах. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточку с вопросами, ученики распределяют их между собой. Время на подготовку – 5 минут. Затем выступает каждая группа, опираясь на записи таблицы (домашнее задание), текст рассказа. Другие группы могут делать дополнения. В конце урока представитель от каждой группы делает анализ работы на уроке каждого участника своей группы и ставит оценку. 1 группа. Характеристика главного героя – Портрет и происхождение: Молодой человек, хорош собой. «Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер, чудовищно толстый человек, великий обжора и умница. «Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то», — сказал он сонно; и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке.» – Литературные имена: Знаком с произведениями литературы современных авторов (Гофмансталь, Шницлер, Тетмайер, Пшибышевский, В. Брюсов, Л. Андреев, А. Белый). «И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?» Приносил книги известных поэтов и драматургов, в чьих произведениях реальность ужасна, она вторгается грубо в мир грез героини. Знаком с современным искусством, но не задумывается о том, что оно несет в себе. Его судьба – типичная судьба молодого поколения того времени. Герой хорошо чувствует себя в современной жизни. – Музыкальные предпочтения: «А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?». Он не чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в исполнении «полечки Транблан», когда партнер выкрикивает «козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким лбом под дегтярной челкой». – Отношение к героине: Он счастлив. Главное в нем – влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность. Дарит ей цветы, конфеты, книги, водит ее в рестораны, театры. Разговорчив, счастлив быть рядом с ней. Думает о будущем, хочет быть ее мужем. – Как характеризует главный герой свою возлюбленную? (В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность». Любит ее, но не понимает. Называет эту любовь «странной».) 2 группа. Характеристика главной героини – Портрет и происхождение: Она из знатного купеческого рода, отец живет в Твери, просвещенный; сама тоже образованна и близка к народной среде. Изысканность, недосягаемое совершенство, все оборачивались вслед, красота «индийская», «персидская», дорогая бархатная одежда, туфли с золотыми застежками, алмазные сережки, но могла ходить и в скромной одежде курсистки. Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». («А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками».) – Почему восточная красота? (Подчеркивает ее необычность, непохожесть, отличает от других нездешней красотой.) – Интерьер ее комнаты: Смешались языки, стили, предметы со всего мира – турецкий диван, дорогое пианино, «Лунная соната», книги современных писателей, портрет Л.Н. Толстого. – Манера поведения: Ела изысканные блюда, много курила, могла пить, веселиться, как, например, на «капустнике», могла быть молчаливой, немногословной, но и в то же время веселой, разгульной, бесшабашной. В этом таится некая таинственность, противоречивость, восточная красота, секрет женского обаяния. – Занятия и предпочтения: Чтение современных, которых она не любит, и древних книг, летописей, посещение ресторанов, званых ужинов за городом. Редко посещала курсы, на которых училась, причем на курсы ходила скромной курсисткой (элемент двойной жизни). Интересовалась историей, разучивала начало «Лунной сонаты». Посещала «капустники» Художественного театра, хотя считала их пошлыми. Ничего не любила особенно, только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех были ее слабостями. – Отношение к главному герою: Принимает его подарки, проводит с ним время в модных ресторанах, театрах, но нет любви к нему, он чужд ей по духу. Она не говорит с ним о будущем, замуж за него не пойдет («Нет, в жены я не гожусь…»). 3 группа. Духовный мир героини и авторское отношение к ней – Каков духовный мир героини? Чем она живет? (1. Любовь к запаху морозного воздуха; 2. Преклонение перед древней архитектурой Москвы – квартира «ради вида на Москву»; 3. Интерес к историческим местам Москвы и округа: раскольничье кладбище, кремлевские соборы, могилы Эртеля, Чехова, дом Грибоедова на Ордынке, Марфо-Мариинская обитель, Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, хочет побывать в вологодском или вятском монастыре где-нибудь в глуши; ее привлекает все русское, национальное, герои, красота, связь с богом, возможность обрести духовное через покаяние, через очищение души, ведь и раньше люди ходили в церковь, что было неотъемлемой их жизнью, образ Руси, там она обретала «чувство родины, ее старины», единство с народом, с людьми; 4. Восхищение героями Куликовской битвы Пересветом и Ослябей; 5. Увлечение церковными песнопениями; 6. Чтение древних летописей, повестей, сказаний, которые она перечитывает, старается запомнить наизусть и цитирует; ей интересна история вечной любви Петра и Февроньи («Повесть о Петре и Февронии», 16 век, автор - древнерусский писатель Ермолай-Еразм), чтение в тишине, чтобы никто не мешал, даже герой, ей нужно обдумать прочитанное, порой по 3-4 дня не выходила из дома и читала, думала, «во что-то мысленно вникала»; 7. Изучение философских воззрений Л.Н. Толстого, размышление о назначении человека вместе с Платоном Каратаевым (о счастье и любви); 8. Знание русской литературы: Грибоедов, Чехов как подлинные русские интеллигенты. Вывод: Героиня живет богатой внутренней жизнью. Для нее дорого все то, что связано со стариной.) – В чем противоречивость ее образа? (Несоответствие внешнего и внутреннего мира: яркая, смелая, броская, легкомысленная физическая оболочка и глубина душевных переживаний героини.) – Почему И.А. Бунину было важно показать это? (Внешняя оболочка связана с современностью. Она ведет себя как современная эмансипированная девушка. Через ее образ жизни, а также и молодого человека появляются в рассказе реалии жизни России 1910-х годов ХХ века.) – На каком приеме построены описания портретов героев? (Антитеза.) 4 группа. Цвета в рассказе – Что замечает герой в одежде своей спутницы, заехав за ней в Прощеное воскресенье? (Она одета в черное.) – Черный цвет – это…? (Цвет траурный, мы видим его в одеждах тех, кто пришел попрощаться с умершим, это цвет скорби. А еще черный – это цвет отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.) – В каком платье, по словам героя, была одета героиня обычно? (В гранатовое платье. Гранатовый близок красному, а красный - это любовь бога к роду человеческому.) – Какие цвета в портретной характеристике и в одежде являются доминирующими? (Черный, красный, белый. Черный – цвет ночи, смирения, очищения, жертвенности, траура, тайны. Красный – цвет страсти, любви, греха. Белый цвет – цвет чистоты, святости, духовного умиротворения (в конце рассказа белые одежды.) – Какие цвета мы видим в пейзажных зарисовках? (Тоже оттенки этих цветов: чернеющие прохожие, снежно-сизая Москва, золотой купол, кирпично-красные стены монастыря.) – Каков свет при описании внешности героини и окружающего мира? (Почти все описания внешности героини и окружающего мира даются на фоне приглушенного света, в сумраке, и только на кладбище в Прощеное воскресенье и через два года происходит процесс просветления. Происходит художественное преображение, изменяются образы света и блеска солнца. Только один раз в доме ослепляет свет. В доме как будто зажигается сакральный огонь перед знаковой ночью.) – Как меняется свет от начала и до конца рассказа? Какую роль играет свет в рассказе? (В цветовой и световой характеристике таинственность и противоречивость, двойственность, которая свойственна самой героине. В начале рассказа – полутьма и поцелуи. Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «темный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестер устремила взгляд своих темных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать мое присутствие…» Свет озаряет любовь. И, напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла. Таким образом, мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».) | |
3 | – Символично ли название рассказа? Что значит «Чистый понедельник» в православной традиции? (Первый день великого поста называется Чистым понедельником. Многие в этот день не принимали пищу, убирали все предметы роскоши. Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью-суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.) – Почему И.А. Бунин назвал рассказ «Чистый понедельник»? (Название краткое, точное, и вместе с тем многослойное – в этот день происходит очищение, героиню не устраивает настоящая жизнь. В этот день героиня очистилась от праздной и бессмысленной жизни, от любви героя. Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную. Она не находит красоты и духовности в современном мире, выбирает монастырь, уходит в прошлое, в допетровскую Русь.) – Сформулируйте тему рассказа. («Рассказ о двух людях, которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, определили тему рассказа – любовь.) – Так о чем же этот рассказ? Вы можете уточнить ваши предположения «о любви», ведь мы говорили, что «Темные аллеи» – энциклопедия любви, а этот рассказ почти завершает цикл. (О любви, еще об одной ее грани, о любви к Богу, о вере, что дает человеку смысл бытия. Мир изменится тогда, когда произойдет очищение души. В разлуке героев «высокое значение» - любовь остается в сердце на всю жизнь.) – Почему рассказ «Чистый понедельник» И.А. Бунин считал одним из лучших своих рассказов цикла «Темные аллеи»? (Вся сила души, боль сердца вложена И.А. Буниным в рассказ. Он нашел ответ на мучивший его вопрос: «Почему русский человек потерял «правый путь»?» Ответ – потеря духовности. Но автор этим не ограничился. Все же в его душе жила вера в новую Россию, молодую, свежую.) – Это рассказ не только о любви главных героев, но и о любви к России, о вере в новую Россию. Имена собственные, которые встречаются в тексте, названия мест, фамилии известных литераторов, – все это доказывает, что судьбы героев тесно переплетены с судьбой страны. Многочисленные упоминания в рассказе древних храмов, монастырей, икон, имен исторических личностей, цитаты из древних рукописей и молитв показывают нам приметы прошлого, которые можно отнести к вечному, духовному. Идеализируя прошлое, И.А. Бунин указывает единственно возможный путь России, который спас бы страну от катастрофы, которую несли с собой все революции и войны начала ХХ века: гуманизация общества, верность лучшим национальным традициям, сохранение исторической памяти, сохранение духовности. | |