СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Бунин. "Господин из Сан-Франциско". Рассказы о любви.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.А. Бунин. "Господин из Сан-Франциско". Рассказы о любви.»

И.А. Бунин. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско». Рассказы о любви. Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Гусева Анастасия Андреевна МБОУ «Сойгинская СШ», 2020

И.А. Бунин. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Рассказы о любви.

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Гусева Анастасия Андреевна

МБОУ «Сойгинская СШ», 2020

Иван Алексеевич Бунин - лауреат Нобелевской премии (присуждена ему в 1933 году с формулировкой «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер» ).

Иван Алексеевич Бунин - лауреат Нобелевской

премии (присуждена ему в 1933 году с

формулировкой «за строгий артистический

талант, с которым он воссоздал в литературной

прозе типичный русский характер» ).

Уже шла Первая мировая война, на лицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным с текущей российской действительностью. И.А. Бунин в это время путешествует: Весна 1910 г – Франция, Алжир, Капри. Декабрь 1910 г – весна 1911 г – Египет, Цейлон. Весна 1912 г – снова на Капри. Лето 1913 г – города Европы (Константинополь, Бухарест и т.д.).

Уже шла Первая мировая война, на лицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным с текущей российской действительностью.

И.А. Бунин в это время путешествует:

Весна 1910 г – Франция, Алжир, Капри.

Декабрь 1910 г – весна 1911 г – Египет, Цейлон.

Весна 1912 г – снова на Капри.

Лето 1913 г – города Европы (Константинополь, Бухарест и т.д.).

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916) Первоначальное название «Смерть на Капри». В рассказе прослеживаются традиции Л.Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Проблематика: философская; социальная.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

Первоначальное название «Смерть на Капри».

В рассказе прослеживаются традиции Л.Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности.

Проблематика:

  • философская;
  • социальная.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916) Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира. ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ: Пароход «Атлантида» = континент Атлантида = «Титаник» (1912); Океан = символ стихии, природы.   Природа противостоит цивилизации.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ:

  • Пароход «Атлантида» = континент Атлантида = «Титаник» (1912);
  • Океан = символ стихии, природы.

Природа противостоит цивилизации.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916) Антитеза – основной прием в рассказе: Общество разделено на «этажи» и «подвалы». Задание: охарактеризуйте слои общества на корабле. Выстраивается картина рая и ада, однако они связаны друг с другом. Задание: докажите, каким образом.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

Антитеза – основной прием в рассказе:

Общество разделено на «этажи» и «подвалы».

Задание: охарактеризуйте слои общества на корабле.

Выстраивается картина рая и ада, однако они связаны друг с другом.

Задание: докажите, каким образом.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916) ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ: Капитан = «огромный идол»; Образ заглавного героя: господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.  Задание. Ответьте на вопросы: Почему герой лишен имени? Как его описывает автор? Найдите эпитеты в описании. В описании господина присутствует авторская ирония.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ:

  • Капитан = «огромный идол»;
  • Образ заглавного героя: господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.

Задание. Ответьте на вопросы: Почему герой лишен имени? Как его описывает автор? Найдите эпитеты в описании.

В описании господина присутствует авторская ирония.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916) Задание: проанализируйте эпизод смерти господина из Сан-Франциско. Как называет его автор? Как меняется отношение окружающих к нему? Могущество «господина» оказалось призрачным.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

Задание: проанализируйте эпизод смерти господина из Сан-Франциско.

Как называет его автор?

Как меняется отношение окружающих к нему?

Могущество «господина» оказалось призрачным.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916) Задание. Ответьте на вопрос: какую роль играет длиннейшее неопределенно-личное предложение, занимающее почти страницу, повествующее о жизни богатых, достигнувших полного «благополучия»? Запишите вывод в тетрадь.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

Задание. Ответьте на вопрос: какую роль играет длиннейшее неопределенно-личное предложение, занимающее почти страницу, повествующее о жизни богатых, достигнувших полного «благополучия»?

Запишите вывод в тетрадь.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916) Задание. Ответьте на вопрос: какая проблематика в рассказе важнее: философская или социальная? Страх человека перед природой, разрыв между ними Разрыв между богатыми и бедными

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

Задание. Ответьте на вопрос: какая проблематика в рассказе важнее: философская или социальная?

Страх человека перед природой, разрыв между ними

Разрыв между богатыми и бедными

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916) Антитеза!!! «Сливки» общества» Обычные люди «Рай» ( искусственный ) «Преисподняя» «Подводная утроба парохода»: «грохот, раскаленные зевы, люди, багровые от пламени» «Звуки прекрасного струнного концерта»

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

Антитеза!!!

«Сливки» общества»

Обычные люди

«Рай» ( искусственный )

«Преисподняя»

«Подводная утроба парохода»: «грохот, раскаленные зевы, люди, багровые от пламени»

«Звуки прекрасного струнного концерта»

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916) Задание: проанализируйте образы Лоренцо и абруццких горцев. «Живописный бедняк» Обычные люди Естественность и радость бытия

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

Задание: проанализируйте образы Лоренцо и абруццких горцев.

«Живописный бедняк»

Обычные люди

Естественность и радость бытия

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916) Данный рассказ имел эпиграф : « Горе тебе, Вавилон, город крепкий! » (снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года). Сюжет – описание несчастного случая; Кульминация – событие (смерть); Конфликт – философский + социальный; Композиция – кольцевая; Художественное своеобразие – переплетение эпического и лирического начал.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)

Данный рассказ имел эпиграф : « Горе тебе, Вавилон, город крепкий! » (снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года).

Сюжет – описание несчастного случая;

Кульминация – событие (смерть);

Конфликт – философский + социальный;

Композиция – кольцевая;

Художественное своеобразие – переплетение эпического и лирического начал.

Рассказы И.А. Бунина о любви. Рассказ «Темные аллеи» (1943 г) Тема любви – одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина. Задание. Просмотрите видео об И.А. Бунине (анализ рассказа «Темные аллеи» из одноименного цикла). Запишите основные положения в тетрадь.  Сделайте вывод: что такое любовь и какая она всегда, по мнению И.А. Бунина?

Рассказы И.А. Бунина о любви.

Рассказ «Темные аллеи» (1943 г)

Тема любви – одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина.

Задание. Просмотрите видео об И.А. Бунине (анализ рассказа «Темные аллеи» из одноименного цикла). Запишите основные положения в тетрадь.

Сделайте вывод: что такое любовь и какая она всегда, по мнению И.А. Бунина?

Рассказы И.А. Бунина о любви. Рассказ «Легкое дыхание» (1916 г) Композиция рассказа такова, что мы сразу узнаем о трагически оборвавшейся жизни юной гимназистки Оли Мещерской. Бунин начинает и заканчивает повествование у надгробного креста. Банальная житейская драма (убийство из ревности) превращена автором в историю о загадочной притягательности, обаянии, жизненной силе женственности, воплощенной в образе Оли.

Рассказы И.А. Бунина о любви.

Рассказ «Легкое дыхание» (1916 г)

Композиция рассказа такова, что мы сразу узнаем о трагически оборвавшейся жизни юной гимназистки Оли Мещерской.

Бунин начинает и заканчивает повествование у надгробного креста.

Банальная житейская драма (убийство из ревности) превращена автором в историю о загадочной притягательности, обаянии, жизненной силе женственности, воплощенной в образе Оли.

Рассказы И.А. Бунина о любви. Рассказ «Легкое дыхание» (1916 г) Найдите в рассказе описание портрета Оли. На что автор обращает внимание? В портрете? В характере? Она была гадким утенком при всей своей красоте. Принцип «монтажной» композиции: Кладбище – каток в городском саду – сцена в дирекции гимназии – рассказ некрасивого офицера плебейского вида – кладбище (классная дама)

Рассказы И.А. Бунина о любви.

Рассказ «Легкое дыхание» (1916 г)

Найдите в рассказе описание портрета Оли.

На что автор обращает внимание? В портрете? В характере?

Она была гадким утенком при всей своей красоте.

Принцип «монтажной» композиции:

Кладбище – каток в городском саду – сцена в дирекции гимназии – рассказ некрасивого офицера плебейского вида – кладбище (классная дама)

Рассказы И.А. Бунина о любви. Рассказ «Легкое дыхание» (1916 г) Основной композиционный прием в рассказе – антитеза . «Легкое дыхание» Оли Пошлый мир, «тяжелый» крест Красавец Малютин Некрасивый офицер Ранний женский опыт Выдуманная жизнь классной дамы

Рассказы И.А. Бунина о любви.

Рассказ «Легкое дыхание» (1916 г)

Основной композиционный прием в рассказе – антитеза .

«Легкое дыхание» Оли

Пошлый мир, «тяжелый» крест

Красавец Малютин

Некрасивый офицер

Ранний женский опыт

Выдуманная жизнь классной дамы

Рассказы И.А. Бунина о любви. Рассказ «Легкое дыхание» (1916 г) Как вы понимаете название рассказа? ПРОБЛЕМА РАССКАЗА заключается в том, что Оля восприняла мысль о «легком дыхании» слишком буквально, стихийно (не умея) обратилась к самому бессмертному – жизненной силе, женственности, таланта влюбленности, природного кокетства.

Рассказы И.А. Бунина о любви.

Рассказ «Легкое дыхание» (1916 г)

Как вы понимаете название рассказа?

ПРОБЛЕМА РАССКАЗА заключается в том, что Оля восприняла мысль о «легком дыхании» слишком буквально, стихийно (не умея) обратилась к самому бессмертному – жизненной силе, женственности, таланта влюбленности, природного кокетства.

Рассказы И.А. Бунина о любви. Рассказ «Митина любовь» (1925 г) История возвышенной и глубоко трагической любви, мучительной любви. И.А. Бунин подчеркивает контраст: с одной стороны, чистота любви, искренность чувств, а с другой стороны – несовершенство окружающего мира, жизни, отвергающей истинные чувства. В рассказе описание природы соотносится с душевным состоянием героя.

Рассказы И.А. Бунина о любви.

Рассказ «Митина любовь» (1925 г)

История возвышенной и глубоко трагической любви, мучительной любви.

И.А. Бунин подчеркивает контраст: с одной стороны, чистота любви, искренность чувств, а с другой стороны – несовершенство окружающего мира, жизни, отвергающей истинные чувства.

В рассказе описание природы соотносится с душевным состоянием героя.

План к сочинению на тему «Своеобразие творчества И.А. Бунина» Введение (30-40 слов) Основная часть (130-150 слов): а) «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки»; б) Размышления о России в повести «Деревня»; в) Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»; г) Особенности рассказов о любви («Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Митина любовь»). 3. Заключение (30-40 слов).

План к сочинению на тему

«Своеобразие творчества И.А. Бунина»

  • Введение (30-40 слов)
  • Основная часть (130-150 слов):

а) «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки»;

б) Размышления о России в повести «Деревня»;

в) Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»;

г) Особенности рассказов о любви («Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Митина любовь»).

3. Заключение (30-40 слов).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!