Вводный этап | 5 минут | Умение анализировать текст, создавать связное высказывание, Понимать значение литературных терминов (эпиграф, басня) | Личностные: Формирование положительного отношения к уроку литературы,учению; самоопределение; регулятивные: целеполагание; саморегуляция коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 1. Учитель организует эмоциональное начало урока через речевую разминку 2. Учитель настраивает учащихся на деловой ритм, мотивирует учебную деятельность эпиграфом к уроку: Басня - мудрости ступенька (слайд презентации) Предлагает учащимся проанализировать эпиграф 3.Предлагает самостоятельно определить тему урока | 1.Проверяют готовность к уроку, произносят речевую разминку 2. Анализируют эпиграф, ищут ответ на на поставленный вопрос: Басни И.А. Крылова – это просто стихотворение о животных или нечто большее?; 3.Формулируют предполагаемую тему урока |
Основной этап. Осмысление | 25 минут | Умение давать определение литературных понятий. Умение делать сопоставительный анализ. Умение называть героев литературного произведения, определять главных и второстепенных персонажей. Умение выделять существенные признаки жанра басни. Умение давать характеристику литературному персонажу Умение находить в поэтическом тексте средства вырзительности. Умение анализировать поэтический текст Умение подбирать синонимы к слову Умение находить в басне мораль Умение пиводить примеры из художественого текста Умение анализировать текст, создавать связное развернутое высказывание (мини-сочинение) | Личностные: самоопределение самопроверка, оценивание своего ответа, познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; саморегуляция коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёр | 1.Учитель еще раз озвучивает тему урока, просит сформулировать учебную задачу. 2.Вводит понятие «Басня» (слайд презентации)
3 Учитель предлагает вспомнить понятие «стихотворение», сравнить его с понятием «басня» и выделить существенные признаки басни как жанра.
3. Учитель читает басню и после прочтения предлагает назвать героев басни.
4. Учитель предлагает учащимся разделиться на группы и охарактеризовать героев басни 1-ая группа подбирает эпитеты к образу Дуба. 2-ая группа подбирает эпитеты к образу Свиньи.. 3-я группа –к образу Ворона 5. Физминутка 6. Учитель создает проблемную ситуацию, ставя вопрос: Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправлять их?
7.Учитель вводит новый термин «аллегория» на примере персонажей басни. (слайды презентации), предлагает найти мораль.
8. Учитель задает вопрос: кто такой невежда и невежа, какие синонимы у этих слов(слайд презентации).
9.Учитель дает письменное творческое задание: Какие пороки обличает И.А. Крылов в басне «Свинья под Дубом»? | 1.Определяют цель учебной деятельности. 2.Записывают в тетрадь определение понятия «басня». 3. Учащиеся сравнивают понятие «басня» и «стихотворение» и выделяют существенные признаки жанра басни. 3.Учащиеся слушают текст басни и после прочтения называют героев произведения (Свинья, Дуб, Ворон) 4. Учащиеся работают в группах: дают характеристику героям басни, находя в тексте нужные эпитеты. После коллективной работы один из учащихся каждой группы зачитывает ответы. Образ Свиньи: «жирею», «глаза продравши», «до отвала» 5. Выполняют упражнения для глаз по тренажеру Базарного. 6. Учащиеся в группах ищут ответ на проблемный вопрос. (Да, И.А. Крылов, изображая в своей басне животных, говорит о людях, подчеркивая те или иные черты их характера. Свинья олицетворяет грубого, необразованного, невежественного человека. Дуб – мудрого, тактичного и образованного человека.) 7. Учащиеся записывают определение аллегории в тетрадь, ищут мораль басни. «Невежда так же вослепленье Бранит науки и ученье,…» 8. Подбирают синонимы, дают ответы на вопрос. Невежда – необразованный, непросвещенный, несведущий в чём-то человек Невежа- невоспитанный, грубый, не знающий приличий, неучтивый человек. 9. Составляют монологическое высказывание. Подбирают цитаты для характеристики героев. Зачитывают ответы |