Ф.И.О. Сокова Вера Васильевна
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: «Квартет» И.А. Крылов Тип урока Изучение нового материала
Цель: формировать навыки и умения выразительного чтения басни.
Задачи:
Образовательные: учить детей умению анализировать басню, составлять характеристики героев, расширять словарный запас учащихся.
Развивающие: развитие творческого мышления, мышление, памяти.
Воспитательные: умение работать в группе, воспитывать нравственно-этические нормы поведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
-развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения.
- работать с текстом
- формировать умение вести диалог с автором. Учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства. Расширить словарный запас.
Метапредметные:
ПознавательныеУУД:
-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.
-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения
-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД
-Формирование умения работать в группах,
-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли.
-умение читать выразительно.
РегулятивныеУУД
-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.
3. Личностные:
- формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.
Методы, технологии Словесный: беседа, рассказ. Иллюстративный: использование презентации
Формы, приемы, методы:
фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группах (творческое задание).
Ресурсы урока
Для учителя Презентация , аудиозапись басни, маски животных для инсценировки басни, учебник литературное чтение 3 класс «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская.
Для учащихся Учебник литературное чтение 3 класс «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская.
Оформление доски
Портрет Ивана Андреевича Крылова
Ход урока
1.Организационный момент.(1мин)
«Прозвенел звонок
Начинается урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб читателями стать»
- Здравствуйте, ребята меня зовут Наталья Александровна. Сегодня я вместе с вами отправлюсь в увлекательную страну басен Ивана Андреевича Крылова. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места. У всех ли на партах лежат учебники?
2. Проверка домашнего задания.(5мин)
- На прошлом уроке вы читали басню Толстого «Волга и Вазуза» Вы должны были подготовить дома пересказ, пожалуйста, кто желает продемонстрировать свою память и знания?
3.Актулизация знаний.(5мин)
- Ребята, скажите, чей портрет вы видите на доске? (на доске висит портрет И.А.Крылова)
- Мы уже многое знаем о Крылове. Вспомним и обобщим свои знания.
– Произведения каких жанров писал И.А.Крылов? (Слайд 3)
– А кто из вас может сказать, что такое басня? (Слайд 4)
– Что такое мораль басни (Слайд 5)
2) Работа по коррекции ВПФ (Слайд 6)
3) Упражнение "Фотоглаз" (Учитель предъявляет слова по одному, время предъявления 1 сек. Дети читают молча).
Гроза, шутка, щука, газета, вышел, каркнула, кума, летать, звонок
– Какие из предъявленных слов встречались нам в изученных баснях? (Щука, каркнула, кума)
– В каких изученных баснях встречаются данные слова? («лебедь, щука и рак»», «Ворона и лисица»)
– Какую басню мы читали на предыдущих уроках? (Слон и Моська)
– Чему учит нас эта басня? (Слайд 7)
- «Где четыре музыканта
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют»
– Что такое КВАРТЕТ? (Слайд 8)
(Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей)
- Как вы думаете, с какой из басен Крылова мы сегодня познакомимся? (Квартет)
4.Организация познавательной деятельности. (10 мин)
- Ребята, как вы думаете, о чем будет басня?
- Давайте, послушаем басню Ивана Крылова (на компьютере включается аудиозапись басни).
- Мы прослушали произведение. Теперь возьмите простые карандаши и приступайте к прочтению басни, подчеркивая непонятные слова.
- Вот мы с вами прочитали и прослушали «Квартет» Много ли вы встретили незнакомых слов? Знаете ли вы их значение? Давайте, проверим, так ли вы понимаете трудные слова из басни?
Словарная работа(3мин)
Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам.
Уселись чинно в ряд.
Лад – согласие, порядок.
Прима — втора (первый — второй голос)
- Давайте, теперь еще раз прочтем басню, только теперь самостоятельно (вторичное чтение басни учащихся самостоятельно).
- Ребята, а вы знаете, как выглядят инструменты, на которых играли герои басни?
- Может быть, кто – то знает, какой группе инструментов они относятся?
- Представить музыкальные инструменты нам поможет презентация (Слайд 10)
– Все эти инструменты относятся к группе СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком
– Расскажите, как вы поняли смысл басни?
5.Закрепление пройденного материала.(1мин)
(На интерактивной доске появляется картинка героев басни)
Сколько животных вы увидели на картине.
А речь, только каких животных звучит в басне? (Соловей, мартышка, осел.)
Что собрались делать животные? (Затеяли сыграть квартет.)
Как сам автор относится к их затее, всерьез или с насмешкой?
Работа с текстом(3мин)
Найдите и прочитайте, кому какие инструменты достались. (Бас – медведю, мартышке– скрипка прима, альт–у осла, вторая скрипка у козла)
Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? В самом деле, они могли пленять своим искусством?
Найдите и прочитайте, как автор называет мартышку (проказница).
Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре?
Как автор называет Мишку? (Косолапым).
Прочитайте, как они начали свою игру (Ударила в смычки, дерут, а толку нет)
Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка?
Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?
Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)
Получилась ли у них музыка?
Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад»
Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты?
Прочитайте слова, которые выражают смысл басни
Инсценировка басни(10мин)
– Крылов говорил, что его басни легко инсценировать. Давайте посмотрим, как это получится у нас!
(Учитель дает наставления перед выходом на «сцену» Раздает маски с изображением героев, помогает в распределении ролей).
Мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
Осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
Соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
6.Домашнее задание.(1мин)
Выразительное чтение по ролям.
7.Итог урока (3минн)
– Чему учат басни И.А.Крылова? (Скромности, доброте, стремлению к глубоким знаниям.)
– В нашей библиотеке есть много книг И.А.Крылова, кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.
– Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе.
– Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут вам стать лучше. А теперь поднимите, пожалуйста , карточки с смайликами, как вы оцениваете свою работу на уроке. Спасибо!