СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе по теме: "И.А. Крылов "Мартышка и очки" (УМК "Школа России")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по литературному чтению в 3-ем классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе по теме: "И.А. Крылов "Мартышка и очки" (УМК "Школа России")»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

ТЕМА: И.А.Крылов «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).

  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.

  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД

Личностные:

- проявлять интерес к новому жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные:

- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

- учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный

- Добрый день ребята!

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей! (слайд 1)


-Ребята! Произнесите девиз урока.

Будем думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать. (слайд 2)


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Приветствуют друг друга.


Регулятивные УУД: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


Личностные УУД: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Речевая разминка


Ваня - Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород


Хором повторяют: с интонацией «Ворчания», удивления, весело.

Личностные УУД: включение в учебную деятельность;

Коммуникативные УУД: хоровое произношение

Проверка домашнего задания. (5 мин)

- На прошлом уроке мы вспомнили некоторые факты жизни И.А. Крылова. Расскажите, что вы запомнили из статьи учебника.

(Фамилии учеников….)

Проверьте себя, внимательно ли вы читали.

Викторина «Продолжите предложение»

1. Иван Андреевич Крылов родился в … (Москве).

2. Он без помощи учителей овладел … (русским языком, математикой, изучил французский и итальянский языки).

3. Более тридцяти лет он проработал в … (Петербургской публичной библиотеке).

4. И.А.Крылов написал более … (200) басен.

- Проверьте, оцените свою работу: б/о – «5», 1 ош. – «4», 2 ош. – «3»

Что посоветуем ребятам, кто не справился с работой?!

В чем секрет басен И.А.Крылова?

В каких источниках можно найти информацию о Крылове?

У нас есть ученики, которые приготовили дополнительный материал по биографии И.А.Крылова (Приложение 1) – Полякова, Василевская, Трясцына.


Это великий русский писатель

Рассказывают свои предположения (стихи, а один из учащихся говорит, что он знает, что И. А. Крылов писал басни).



Заполняют пропуски.













- Самопроверка по доске, самооценка.




- высказывания учеников;




- в энциклопедиях.



Заслушивание дополнительного материала по биографии И.А. Крылова

Личностные УУД - эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные УУД - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные УУД - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.


Предметные -

- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.


Актуализация знаний

- На доске зашифрованы названия литературных жанров.

ЛИНАЫБ, КЗАСАК,

ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

- Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
-
Сегодня мы обратимся к жанру басни.

- Из каких источников мы можем узнать (уточнить), что такое «Басня»?

- Поработайте со словарем и найдите определение, что такое «Басня». (если дети не дали полный ответ)




- Запишите понятие в тетрадь.

- А сейчас, поработайте в паре. Ваша задача найти основные признаки басни (у каждой группы карточка)

-присутствуют волшебные предметы;

-небольшое произведение, написанное стихами или прозой;

- повторы событий (троекратные)

-высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость и др.

- присутствуют превращения;

-обычно главные герои животные, в которых легко узнать людей;

- дает поэтически-условное изображение предмета или явлений окружающей действительности.

-заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением.


-На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

- Вспомните, с какими баснями И.А. Крылова вы уже знакомы?



-Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка







- из словаря;

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

-работают в тетради;

- работа с карточками;



-небольшое произведение, написанное стихами или прозой;

-в баснях высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость;

-обычно в баснях главные герои животные, в которых легко узнать людей;

-Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.



- прочитайте что получилось, объясняя свой выбор.






- на сказку;


- «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей»

Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные УУД: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Мотивационно-целевой











- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе, почему?
- Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

На доске опорная запись:

1) Узнать, …

2) Учиться понимать …

Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?



- Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.

- Учащиеся ставят цель, опираясь на запись.



узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.


Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

Регулятивные УУД:

понимание учебной задачи урока.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.


Организационно - деятельный

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

- Так кто главные герои басен?
- Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит, все недостатки людей автор переносит на …
-А это обидно для человека?
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки



- Это герои басни.




- Животные.

- Людей.


- Животных.

- Нет.

- Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

Предметные УУД: выделение особенностей нового жанра басни;

Личностные УУД: проявление интереса к новому жанру.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД: умение договариваться в совместной деятельности.

Физминутка.


Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки?


Анализ басни

- Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

- Понравилось ли вам исполнение басни?



Слушают аудиозапись.



Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.


Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, определение морали басни.

Регулятивные УУД:

овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме.


Словарно-лексическая работа

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:















- Определите по рисунку, где невежа, а где невежда?

Работа в группах (пользуются словарями):

Дюжина- 12;

Полдюжины- 6;

Темя - верхняя часть головы;

Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;

Нет проку - нет толку;

Невежда - необразованный, несведущий человек;

К худу клонит - к плохому клонит;



Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа -грубый, невоспитанный человек.

- Определяют по рисунку.

Познавательные УУД:

словарно-лексическая работа;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; уметь доказывать свою точку зрения опираясь на полученную информацию.

Анализ басни

Чтение басни учащимися.


- Ответьте на вопросы в учебнике № 2,3,4,5.


- Найдите в тексте мораль этой басни.

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

- Что же автор хотел сказать нам, читателям?

- Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста.

- Читают мораль.

- С необразованностью.


- Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, определение морали басни.

Регулятивные УУД:

овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме.


Работа над выразительным чтением басни.


- Как читаем первые строчки?

- Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?

- Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Чтение по ролям

- Спокойно.



- С досадой, недовольством.




- Высказывают свое мнение.

Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные УУД:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

Подведение итогов

- Для чего люди читают басни И. А. Крылова?

- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

- Хотели бы вы быть похожими на героиню басни?

- Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.

Регулятивные УУД:

ответы на итоговые вопросы урока и оценивание своих достижений.

Рефлекторно-оценочный

- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.


Урок был для меня:

интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный


Коммуникативные УУД: аргументировать свои высказывания.

Регулятивные УУД:

саморегуляция; самооценка.

Домашнее задание

Домашнее задание

- читать басню выразительно

- изобразить характер героев с помощью мимики, жестов

- выучить наизусть басню.

Учащиеся записывают домашнее задание





Приложение 1

И.А. Крылов

И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения - синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. Семья Крыловых и так была небогата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца.

Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Он написал более 200 басен.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались.


Признаки басни:

-присутствуют волшебные предметы;


-небольшое произведение, написанное стихами или прозой;


- повторы событий (троекратные)


-высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость и др.


- присутствуют превращения;


-обычно главные герои животные, в которых легко узнать людей;


- дает поэтически-условное изображение предмета или явлений окружающей действительности.


-заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением.



Признаки басни:

-присутствуют волшебные предметы;


-небольшое произведение, написанное стихами или прозой;


- повторы событий (троекратные)


-высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость и др.


- присутствуют превращения;


-обычно главные герои животные, в которых легко узнать людей;


- дает поэтически-условное изображение предмета или явлений окружающей действительности.


-заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением

Признаки басни:

-присутствуют волшебные предметы;


-небольшое произведение, написанное стихами или прозой;


- повторы событий (троекратные)


-высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость и др.


- присутствуют превращения;


-обычно главные герои животные, в которых легко узнать людей;


- дает поэтически-условное изображение предмета или явлений окружающей действительности.


-заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением


  1. Определите лексическое значение слов

МАРТЫШКА

ДЮЖИНА

ПОЛДЮЖИНЫ

ТЕМЯ

НАНИЖАЕТ

НЕВЕЖДА

К ХУДУ КЛОНИТ

ПОЗНАТНЕЙ

ВРАКИ

НАЛГАЛИ


- 6;

- надеть подряд на нитку, проволоку;

- необразованный, несведущий человек;

- к плохому клонит;

- маленькая обезьянка;

- знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

- 12;

- неправда, обман, ложь;

- обманули

- верхняя часть головы;


МАРТЫШКА

ДЮЖИНА

ПОЛДЮЖИНЫ

ТЕМЯ

НАНИЖАЕТ

НЕВЕЖДА

К ХУДУ КЛОНИТ

ПОЗНАТНЕЙ

ВРАКИ

НАЛГАЛИ


- 6;

- надеть подряд на нитку, проволоку;

- необразованный, несведущий человек;

- к плохому клонит;

- маленькая обезьянка;

- знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

- 12;

- неправда, обман, ложь;

- обманули

- верхняя часть головы;




  1. Работа в паре «невежа» или «невежда»?

- - Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них.

(Ключик: невежда - необразованный человек, неуч, недоучка, невежа - грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения).

Невежа - грубиян (синоним), невежда – эрудит (антоним).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей