СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«И дети тоже победили в той войне!» Посвящается воспитанникам детского дома с. Каракулино.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа о судьбах детей, отдыхающих в пионерском лагере в Друскенниках в Литве , оказавшихся волей судьбы после начала ВОВ на берегу р.Камы, в с. Каракулино. 

Просмотр содержимого документа
««И дети тоже победили в той войне!» Посвящается воспитанникам детского дома с. Каракулино.»

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Удмуртской Республики

«Институт развития образования»







Республиканский конкурс творческих и методических работ «Дети войны»
Номинация: Методическая разработка
Название работы: «
И дети тоже победили в той войне!» Посвящается воспитанникам детского дома с. Каракулино.




Автор: Мянд Дарья Сергеевна, учитель
истории, обществознания,
МБОУ СОШ №1,
427964, Удмуртская Республика,
г. Сарапул , ул. Азина, д. 140,
[email protected]
8(904)8304571






Ижевск, 2020 г.

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной системы образования. Данное внеурочное мероприятие формирует у учащихся чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого, воспитывает нравственные качества и убеждения учащихся среднего звена, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества. Для достижения результативности мероприятия использованы различные средства: презентация слайдов, фотографии детей военных лет, наглядный материал.
Воспитательное мероприятие представлено в форме классного часа, которое включает в себя чтение стихотворений, рассказы учащихся по воспоминаниям эвакуированных детей.

Задачи:

Познавательные: Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне. Рассказать учащимся о роли детей в годы войны. Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет. Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.

Развивающие: Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру. Развивать связную, выразительную речь. Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.

Воспитательные: Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения. Побудить учащихся к нравственным поступкам. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Форма проведения: классный час.

Приемы: чтение стихотворений, рассказ по воспоминаниям эвакуированных детей.

Возрастная категория: 5 класс.
Оборудование: интерактивная доска; компьютер; презентация в программе «PowerPoint»; фотографии детей военных лет.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Учитель объявляет тему классного часа: «И дети тоже победили в той войне!»

На доске слайд с эпиграфом: «В те дни мы в войну не играли –  Мы просто дышали войной».

Ученик: Представьте себе беззаботную жизнь таких же ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война…

Послушайте стихотворение:

Его я узнал не из книжки-

Жестокое слово война!

Прожекторов яростной вспышкой …

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тонами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной. (А. Иоффе).

  1. Вводная часть.

Вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.
Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то  подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных  городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере…
III. Основная часть.

Учитель: 22 июня 1941 года директор пионерского лагеря, Самуил Маркович Певзнер, (слайд с фотографией С.М.Певзнера) сумел увезти воспитанников пионерского лагеря, в Друскининках в Литве, из-под немецких обстрелов и довез их до Каракулино.
Когда стало ясно, что Германия напала на Советский Союз, Самуил Маркович сумел очень быстро сориентироваться и сделать все для спасения воспитанников. В пятом часу утра Самуила Марковича разбудил необычный шум. Он вышел на улицу и, не веря своим глазам, смотрел на небо. Сотни тяжелых самолетов со свастикой летели на восток. Этих страшных чудовищ было так много, что временами небо, казалось, темнело. Все сомнения рассеялись, когда включив приемник, услышали душераздирающую речь Гитлера…
29-летний педагог из Ленинграда Самуил Маркович Певзнер, принял решение о немедленной эвакуации детей. Он вместе с другими педагогами и работниками лагеря доставил детей на ближайшую железнодорожную станцию и с боем посадил их в переполненные вагоны последнего уходящего на восток эшелона.
Детям объявили, что все они идут в военизированный поход, и велели взять с собой одеяла, личные вещи и сухпайки.
Учитель: Из воспоминай Зелигзон Зинаиды Гдальевны: «Лето было прекрасное, река Неман, увяла сирень, но, увы, 22 июня взрывы бомб возвестили о начале Великой Отечественной войны».
Ученик: В воспоминаниях выпускницы Каракулинского интерната Т.М. Изакович читаем: «22 ию-ня 1941 г. мы, школьники из Западной Белоруссии, отдыхали в пионерском лагере на берегу живописной реки Неман. В нашем лагере началась очередная смена. Мы успели сдружиться и готовились к традиционному прощальному костру и к встрече с родными и близкими. Ничего не предвещало тех тяжелых дней, которые выпали и на нашу судьбу. Тогда мы не в состоянии были понять, какая страшная война пришла из-за границы, рядом с которой находился наш лагерь и многие другие пионерские лагеря для детей из Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши. Мы просто встревожились и плакали из-за отсрочки встречи с родителями, из-за того, что от лагеря до станции надо было идти не налегке, а таща наволочки, в которые нам положили одежду и продукты на дорогу (по буханке или две хлеба, по большому куску сала, конфеты и печенье). Кажется, вкуснее того, выпеченного из довоенной муки хлеба – не было ничего».
Ученик: Зелигзон Зинаида Гдальевна вспоминает: «12 дней, под обстрелом немецких стервятников, добирались мы до глубокого тыла. 2 июля 1941 года прибыли мы в город Сарапул и были размещены в доме отдыха «Учитель». Начались трудности. Оказавшись без родных, без теплых вещей, без знаний русского языка».
Ученик: «…И повел нас строем Самуил Маркович Певзнер. Дошли мы только до вокзала, и никто уже не сомневался, что началась война…К дверям переполненных вагонов подойти не было никакой возможности. Нас, пацанов, затаскивали в окна вагонов старшие пионервожатые, которые каким-то образом попали в вагоны …»

Учитель: Крики и плач оглашали вокзал и привокзальную площадь. Что случилось бы с этими детьми, если бы не вмешательство Самуила Марковича? Страшно представить…
Ученик: Эта дорога для всех стала тяжелым испытанием: «Первые дни пути мы забывали о еде, но потом съели все сало, печенье и конфеты. С питанием возникли проблемы, но люди не оставляли нас в беде. На больших остановках, начиная от Смоленска, который в те дни еще не обстреляли, нам приносили в вагоны молоко, хлеб, булки».
Ученик: Вспоминает Марк Певзнер, сын С.М.Певзнера: «Отец вспоминал, что немецкие бомбардировщики временами проносились так низко над землей, что можно было разглядеть лица нацистов, им прекрасно было видно, что в поезде едут дети, и эти нелюди со звериным азартом устраивали охоту за ними».
Ученик: «Иногда нас преследовало десять или двадцать самолетов, они пикировали так низко, что мы видели лица фашистских летчиков. Значит, и они видели нас, кого везет этот поезд», – пишет Т . Изакович.
Ученик: «23 октября 1941 года мы сели на последний пароход и прибыли в Каракулино. Дождь, снег, слякоть, 3 км. пешком в тапочках, полуботиночках до здания начальной школы, на территории которой сейчас располагаются благоустроенные здания Каракулинской школы-интерната». И воспоминаний Петра Врубеля.
Учитель: Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.

Ученик:
А мы не стали памяти перечить. 
И, вспомнив, дни далекие, когда 
Упала нам на слабенькие плечи 
Огромная не детская беда. 
Была беда и жесткой и метельной, 
Была судьба у всех людей одна, 
У нас и детства не было отдельно, 
А были вместе детство и война.

Ученик: Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много…
Учитель: Несомненно, пережитые страшные моменты оставили огромный след на маленьких сердцах. Но Самуил Маркович Певзнер делал все, чтобы жизнь детей стала мирной и спокойной. (Слайд с фотографией детского дома).
По постановлению Совета Народных Комиссаров УАССР, В Каракулино для них организовали детский дом. Жили дружно. Учились, работали, отдыхали. (Слайд с фотографией воспитанников детского дома).
Ученик:
Для кружка самодеятельности были приобретены рояль и другие музыкальные инструменты. Коллектив художественной самодеятельности занимал лучшие места не только на районных смотрах, но и на республиканских – в городе Ижевске. Кроме того, ребята организовывали вечера и утренники для колхозников, а также платные концерты в районном клубе, средства от которых перечислялись в специально созданные фонды – для детей фронтовиков, на восстановление Варшавы.
Ученик: К концу войны детдом обзавелся своим подсобным хозяйством: здесь были огороды, сады, 70 га пахотной земли, лошади, коровы, свиньи, овцы, гуси, куры, козы, кролики, пчелы, три трактора, четыре автомобиля, картофелекопалка, картофелесажалка, зерноуборочный комбайн, сенокосилки и многое другое. (Слайды с фотографиями подсобного хозяйства, фотографии детей на занятиях, игры в шахматы).
Учитель:
Сегодня мы говорили о детях испытавших на себе тяготы войны. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество.
Ученик:
Пусть дети повсюду встречают рассвет 
Улыбкою ясной, спокойной. 
Давайте же скажем все вместе – нет! 
Нет, нет, нет! 
– грабительским войнам. 
Учитель: Прошло время закончилась война. Как же сложилась жизнь воспитанников детского дома с. Каракулино? Многие стали возвращаться домой, в Польшу, но в основном это те, кто нашел родных.

«Для меня не было вопроса, я осталась в Удмуртии, ставшей мне Родиной». Писала в своих воспоминаниях Зинаида Гдальевна. Зинаида поступила в Ижевский Государственный институт на медицинский факультет. Были трудные годы учебы без родных и близких, ведь она осталась круглой сиротой. Часто ездила в Каракулино в детский дом, где директором оставался С.М. Певзнер, он всегда поддерживал своих подопечных. В 1950 году Зинаида Гдальевна стала врачом: «Для меня не было другого выбора, я вернулась в Каракулино». Больница была старинная, построена еще в 1912 году земской управой. Врачей было всего 6, на район в 16 тысяч человек. Малярия, туберкулез, трахома и многое другое с чем необходимо было бороться. Рабочий день врача начинался в 7 утра и заканчивался поздно вечером: «Страстно люблю свою работу. Хочу сказать, каждый, кто решил стать врачом, должен в первую очередь спросить себя – любит ли он людей».

Трудовой стаж Зинаиды Гдальевны 42 года. Она с любовью вспоминает своих одноклассников, особенно свою подругу Розу Семеновну Рыхтину.
Ученик: Воспитанник детского дома Петр Врубель после окончания 10 классов поступил в медицинское училище г. Сарапула, а после его окончания вернулся в с. Каракулино, где и проработал до самой пенсии. Петр Исакович помнит и чтит своих учителей и наставников: «Низкий поклон моим первым учителям, воспитателям и наставникам. Вечная память первому директору детдома, нашему наставнику Певзнеру Самуилу Марковичу, многим воспитателям и учителям, нянечкам уже ушедшим от нас». Помнит он и своих друзей и одноклассников: «Хочется упомянуть и моих друзей, с которыми вместе воспитывались в детском доме, которых разбросало по всему миру, а было нас в Каракулино 250 человек. Многие оказались в Израиле и в Польше, живут наши воспитанники в Америке, Англии, Франции и других странах».

Ученик:
– Я нарисую яркое солнце! 
– Я нарисую синее небо! 
– Я нарисую свет в оконце! 
– Я нарисую колосья хлеба! 
– Мы нарисуем осенние листья, 
Школу, ручей, друзей беспокойных. 
И зачеркнем нашей общей кистью 
Выстрелы, взрывы, огонь и войны. 
(Дети поднимают над головой нарисованные на конкурс рисунки, организованный старостой класса: «Я нарисую яркое солнце»).
Учитель: Заканчивая наш классный час, я хочу напомнить вам, что скоро наша страна будет отмечать 75-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это было страшное испытание для нашей страны и нашего народа, но мы выстояли и одержали победу. Дети войны… Кто спасал, согревал, утешал их тогда? Имен не перечесть, но память сохраняет все. Сегодня они - последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого… Дети войны, низкий вам поклон!
























Список использованной литературы

  1. Ложкина, И.А. Польские и литовские дети в детских домах Удмуртии в годы ВОВ/И.А. Ложкина//Вестник удмуртского университета.-2009.-вып.2.- 156-162 с.



Материалы музея Каракулинской школы-интернат

  1. Материалы о встречах, интервью и переписка: с Певзнером М.С., Ивановым Э.П., Ивановой К.В., Зелигзон З.Г., Зелигзон Р.Х., Ванюшевым В.М., Изакович Т., Врубелем П.И., директором детского дома в Каракулино, Третьяковой Н.Л.

  2. Материалы предоставленные из фотофонда музея Каракулинской школы-интернат.

  3. Материалы рукописной книги Петра Исаковича Врубеля










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!