СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.г. песталоцци о принципе природосообразности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Песталоцци выявил законы согласования усвоения новых знаний с психологией ученика.Песталоцци вывел основные законы  обучения и  принципы, на которых должно строиться обучение, так называемую «лестницу» знаний. Одним из таких принципов он называет принцип природосообразности (на сегодняшнем языке – «ресурсности», «экологичности», согласованности его с возможностями  ученика).  

Просмотр содержимого документа
«И.г. песталоцци о принципе природосообразности»

3


И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ О ПРИНЦИПЕ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

«Час рождения ребенка есть первый час его обучения».

Иоганн Генрих Песталоцци



Год назад мне довелось побывать в Швейцарии – «стране банков, часов и шоколада». Это в самом деле богатое государство не только с конкурентоспособной экономикой, но и с блестящей системой высшего образования.

Прилетев в Цюрих , первое, с чем мы познакомились, была улица банков Банхофштрассе, одна из самых известных и дорогих торговых улиц в мире. А вслед за этим нас подвели к одному из главных украшений Цюриха – памятнику Иоганну Генриху Песталоцци , который ежегодно реставрируют лучшие мастера города.

Монумент представляет собой фигуру Генриха, ведущего за руку маленького мальчика, который внимательно слушает наставления педагога. Что интересно, памятник построен в 1899 году на средства местных жителей, которые пожелали выразить свое почтение педагогу.


Далее, переезжая в другие города - Бургдорф, Базель, Бирр, Ивердон, мы практически везде встречались с великим педагогом и мудрецом Песталоцци.

Вот небольшой городок Ивердон, ему около двух тысяч лет.

 

  На площадь выходит здание 18 века, на котором мемориальная доска. Здесь была гимназия, в которой работал Песталоцци.


В центре города располагается замок с башнями, построенный в XVI веке. С начала XIX века здесь размещалось образовательное учреждение, работающее по системе, созданной Песталоцци. Школа для детей просуществовала здесь до 1974 года

  Центральная площадь носит имя Песталоцци. Посредине площади памятник, на нем Песталоцци с детьми.

 

Находясь в Швейцарии, мы постоянно задавались вопросом - кто её создал, откуда появились все блага этого государства? Давайте немного коснемся истории Швейцарии.

В XVIII веке на швейцарской земле возник духовный ренессанс, созданный молодыми подвижниками, один из которых известен всей планете, его имя Иоганн Генрих Песталоцци.

Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе, в семье врача. Рано лишившись отца, воспитывался матерью и служанкой, простой преданной крестьянкой. Песталоцци обладал очень мягким характером, был отзывчив к чужому горю. Образование получил в высшей школе имени Карла Великого, основанной еще в 1523 г.
Песталоцци пишет: «Обстоятельства и условия жизни уже смолоду привели меня в среду страждущих и униженных – вдов, сирот, обремененных заботами разных бедных людей. Я стал доискиваться до источников зол, которые в нашем отечестве низвели народ до положения гораздо более низкого, чем он должен был занимать».
И он понял, что дело в несовершенной системе образования, причем не только в Швейцарии, но и во всей Европе.
Этот вроде бы отрешенный от мирской жизни человек, ходящий пешком, не имеющий вилл, земель, решил сам радикально излечить недуги школьного дела, которые лишают сил большинство народов Европы.

В 1769 году он занял деньги и купил небольшое имение. Через 5 лет он открыл «Учреждение для бедных», в котором собрал около пятидесяти сирот и беспризорных детей. Песталоцци занимался их воспитанием, обучал детей чтению, письму и счету. Также детей учили прясть и ткать. Песталоцци пытался соединить обучение детей с трудовым воспитанием. Вскоре он закрыл это учреждение из-за недостатка средств.

В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци пишет книги. В них он развивает свои идеи об улучшении жизни крестьян и воспитании детей.

В самом начале XIX века вышли в свет его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения, «Письмо к другу о пребывании в Станце».

С 1799 года Песталоцци работал в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с обычными тогда способами обучения.

Основной закон Песталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы прежде, чем их станут употреблять.

Одна комиссия изучала его методику и в отчете написала: «Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе, и она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем...».

Уже в XVIII в. мыслители Европы обнаружили, что силы государства и даже континента можно подорвать или, наоборот, приумножить, в зависимости от организации средней школы.

В 1805 году власти предоставили Песталоцци замок в Ивердоне, в котором он создал большой институт. Этот институт вскоре получил мировую известность. В нём учились более 100 учащихся из состоятельных слоев населения из многих стран – из России, Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других стран. Институт посещали сотни выдающихся людей того времени. Их восхищали достижения Песталоцци. Он стал гордостью Швейцарии.

Интересна связь Песталоцци с Россией. На средства, пожертвованные Александром I, работы Песталоцци были переведены и опубликованы в Российской империи. Царь Александр I наградил его Орденом Владимира и пожаловал 5 тысяч рублей на издание первого многотомника его сочинений. Александр I пригласил одного из лучших помощников Песталоцци Рамзауэра учителем князьям Александру и Петру Ольденбургским.

Чем знаменит Песталоцци?

Песталоцци выявил законы согласования усвоения новых знаний с психологией ученика Они помогли Швейцарии построить новую школу, выпускники которой прославили и развили страну.

Что, в сущности, делал всю жизнь Песталоцци? Он проводил уроки с детьми из низших сословий, которым некому было нанять репетиторов, и наблюдал, что они усваивают из урока. Если они не понимали предмета, то Песталоции не считал детей тупицами и олухами, а обвинял себя в том, что это он сам плохо объяснил урок и искал новые формы преподавания. Такая работа вела его от одного педагогического открытия к другому. Позже люди всех сословий благословляли Песталоцци за то, что их дети стали легче усваивать материал школы.

В своем произведении «Метод» Песталоцци пишет: «Очевидным результатом системы обучения, при которой беднота получает в школах клочкообразные, лишенные психологической основы, бессистемные знания, является огрубление чувств, односторонность, поверхностность и самонадеянная пустота, которая характерны для народных масс нашего времени».

С чем встречаются сегодня преподаватели нашего колледжа? С ситуацией, когда у студентов младших курсов имеются именно клочковатые, отрывочные знания. При этом каждый из них может принести 20-страничный реферат, скаченный из Internet’а, и почти полчаса его читать. Простой же вопрос на понимание повергает студента в состояние ступора. И ведь это не только в нашем колледже.
Но если эта картина наблюдается в массе, значит виноваты не студенты, а школьные методики обучения. Обучают массе фактов, а не принципам, кроме того, нет учета житейского опыта самих студентов.
В колледже это приводит к потере времени на «латание дыр» в системе знаний, оставшихся как следствие развала среднего образования.

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

Квитэссенцией педагогических взглядов Песталоцци стала теория природосообразного образования, которая сложилась в результате многолетней практики в созданных им школах для детей бедноты .



Педагог, Народный Учитель, ( а, кстати, Иоганн Генрих Песталоцци стал народником на столетие раньше, чем появилось народническое движение в России.) считал, что в основе воспитания лежит природа человека. Согласие с природой возведено в принцип, а средствами стали труд, игра и обучение. Причем обучение, подчиненное воспитанию.

Песталоцци вывел основные законы обучения и принципы, на которых должно строиться обучение, так называемую «лестницу» знаний. Одним из таких принципов он называет принцип природосообразности (на сегодняшнем языке – «ресурсности», «экологичности», согласованности его с возможностями ученика.

Природосообразность – принцип педагогики, согласно которому педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка.

Песталоцци первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных, физических, нравственных. Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя.

Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогическах системах Я.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Ф. А. Дистервега. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.
Последователем идеи свободного воспитания в России был Л.Н. Толстой . Он верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра.

Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики :К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукиной, Т.И. Ильиной, В.П.Кащенко и др. В.П.Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании «исключительных» (с отклонениями в развитии) детей (инклюзивное образование).

Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов.

Но вернемся к Песталоцци. Он считал, что цель воспитания – развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным.

Основной принцип воспитания, по И. Г. Песталоцци, это согласие с природой.

Поэтому педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

  • учет возрастных особенностей детей;

  • учет половых особенностей детей:

  • учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;

  • опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

  • развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Развитие наук о природе и человеке в XX в. существенно обогатило содержание принципа природосообразности воспитания.

Современная трактовка принципа природосообразности

Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.

Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.
Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы "Я" и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Его система пригодна для всех времен и народов. Она проста и последовательна, как природа.

Нельзя сказать, конечно, что его методики в чистом виде могут быть использованы в наши дни, однако они представляют несомненный интерес принципами, положенными им в основу первоначального природосообразного обучения.

Законы Песталоцци учитывались и в системе образования России, СССР, что позволяло готовить хороших специалистов.

Писать учебники, соблюдая правила Песталоцци, необычайно трудно, поэтому в старой России и СССР они долго отрабатывались, а затем издавались десятилетиями.
В 90-х годах стали появляться в школах так называемые «авторские программы». Вместо того, чтобы оценивать РЕЗУЛЬТАТ обучения школьников, стали превозносить новую ФОРМУ подачи материала без связи с результатом!

Не только школьники, но и родители приходят в негодование от некоторых «авторских программ» и таких же учебников.
Более того, учителя и родители порой находят старые советские издания, тайно преподают по ним, и ребёнок говорит: теперь я всё понимаю!

Или иной раз профессор, пытаясь объяснить внукам или племянникам тему по новым учебникам, восклицает: с такими учебниками и я бы не знал ничего!
Очень жаль, что правила Песталоцци не изучаются в курсе педагогики, преподаваемой аспирантам вузов. Ведь они будущие методисты и, возможно, авторы новых учебников. Факт: защитивший диссертацию порой не знает даже приблизительно, как надо начать лекцию, как методически преподавать материал студентам.

На надгробном памятнике Песталоцци написано: «Все для других, ничего для себя».

Из своих многочисленных начинаний Песталоцци не извлек никакой выгоды. На гонорары от издания книг он строил школы для бедняков. У него почти не было имущества. Ничего, кроме всемирной славы.



И в заключении

Почему же появились в Швейцарии такие подвижники как Песталоцци? Вот, что великий педагог писал об условиях, сформировавших его личность: «Жил я в такое время и в такой стране, где образованная молодежь была охвачена всеобщим стремлением к анализу причин испытываемых страной бед, в чем бы они ни проявились, и исполнена горячего желания их устранить».

С этого начинается истинное величие державы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!