Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Орловской Области
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНСПЕКТ
урока литературного чтения по теме «М.И. Цветаева»,
проведенного студенткой 42 группы
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
в 4 «Г» классе МБОУ-лицей №21 им. генерала Е.П. Ермолова г. Орла
Макаровой Ларисой Сергеевной
Учитель:_______________/Кузнецова М. А./
Дата проведения: 21.02.19
Оценка:______________
Орёл, 2019
Тема урока: ««М. И. Цветаева»
Тип урока: «открытие» нового знания
УМК: «Школа России»
Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с творчеством М.И. Цветаевой, его произведениями
Планируемые результаты обучения
Предметные: обучающиеся познакомятся с творчеством М.И. Цветаевой.
Метапредметные:
Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме; использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.
Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.
Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации.
Оборудование и ресурсы: учебник Литературное чтение 4 класс (2 часть), Калимова Л.Ф.; наглядный материал.
План урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).
Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).
Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).
Реализация построенного проекта (10-15 мин).
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).
Включение в систему знаний повторение (5 мин).
Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).
Дети работают в группах по 4 человека. По очереди они выразительно читают стихи С.А.Есенина. Оценивают друг друга.
Звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой (стихи – Марина Цветаева; музыка – Микаэл Таривердиева – «Мне нравится, что вы больны не мной...»
III. Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).
– Знаете ли вы, что-то об этой песне? (Ответы учащихся.)
– Кто автор стихов? (Дети отвечают на вопрос)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).
– Сегодня мы познакомимся с автором этого стихотворения.
V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).
– Написала стихи Марина Ивановна Цветаева. А начиналось всё так…
Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, ещё раньше).
Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее, на сборник Цветаевой откликнулись многие русские поэты. «Вечерний альбом» поражал, прежде всего, искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для начинающего поэта почти уникальный. Через два года выходит второй сборник стихов юной поэтессы «Волшебный фонарь», посвящённый её мужу Сергею Эфрону.
Марина Цветаева всегда верила, что всё сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие её печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное ещё в счастливые дни юности:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Учитель читает стихотворение.
– Какие чувства наполнили вас, услышав это стихотворение?
– Какой период описан в стихотворении поэтессой?
– Какие мысли выразила М.Цветаева в стихотворении?
Далее, учитель дает задание прочитать стихотворение самостоятельно и поработать с ним.
– Прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства».
– Отметьте для себя неясные, непонятные места в стихотворении, попробуйте сформулировать вопросы по тексту.
В то время, когда дети формулируют свои вопросы к стихотворению, учитель проходит, читает эти вопросы, индивидуально работает с учеником – прорабатывают данный вопрос. Наиболее удачные вопросы появляются на доске.
На доске появляются вопросы (приблизительно такие):
Кому принадлежат владенья?
Какое время года здесь описывает поэтесса?
Какое время суток описывает в стихотворении Цветаева?
Какой жанр напоминает это произведение?
Какие элементы сказки есть в стихотворении?
В чем смысл стихотворения?
– Вот наиболее удачные вопросы. К ответам на них, мы подойдем в процессе работы над стихотворением.
Теперь учитель предлагает это стихотворение прочитать наиболее готовым учащимся.
– А теперь давайте вместе рассмотрим стихотворение «в целом», попробуем вместе понять и насладиться слогом поэтессы, увидеть образ ее детства, понять ее ранимую душу через стихотворение.
– Как вы считаете, почему стихотворение названо «Наши царства»?
– О каких царствах идет речь?
– Прочитайте первую строфу. (Ребенок читает.)
– О каком уголке идет речь?
– Это место существовало на самом деле или это выдуманный автором уголок?
– Действительно, у Марины и ее любимой младшей сестры Анастасии, о которых и идет речь в стихотворении, такие царства были на самом деле. Девочки туда бежали с радостью. Автор упоминает о волшебстве этого места, которое становится царством с приходом девочек. Здесь они наслаждаются природой, отдыхают душой.
– Найдите в стихотворении строчки, которые говорят об этом чуде.
Ребенок читает вторую строфу.
– Почему Марина Цветаева называет девочек феями?
– Чем наслаждаются феи в своем царстве?
– А взрослые видят те чудеса, которыми восхищается поэтесса?
Найдите строчки, которые это подтверждают. (Дети читают третью строфу.)
– Как взрослые реагируют на девочек?
– Почему «на фею нужен глаз»?
– О каком периоде своей жизни рассказывает М.Цветаева?
– Охарактеризуйте этот период.
– Прочитайте четвертую строфу и найдите фразу – подтверждение того, что Цветаева счастлива в периоде детства..
– Какое время автор считает подходящим для чудес?
– В этом «царстве свободы от взрослого глаза», чем девочки занимаются?
– Прочитайте последнее четверостишие.
– Что происходит с феями к концу дня?
– Докажите, что феи не хотят возвращаться во взрослый мир.
– Какие интонации необходимо передать при чтении стихотворения? (Восторг, восхищение, игривость, наслаждение, недоумение, сожаления, свободолюбие…)
– Попробуйте прочитать стихотворение, где надо вставив необходимую интонацию. (Дети читают жужжащим чтением, 2-3 ученика читают вслух).
– Давайте вернемся к тем вопросам, которые вы составили.
– На все ли вопросы мы получили ответы?
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).
Прочитайте стихотворение про себя.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).
Работа над выразительностью.
VIII. Включение в систему знаний повторение (5 мин).
Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд,
Чтение – мальчики, девочки
Чтение хором
Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)
– С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
– Поэт Максимилиан Волошин так откликался о стихах Цветаевой:
«…Ваша книга странно взволновала –
В ней сокрытое обнажено,
В ней страна, где всех путей начало,
Но куда возврата не дано….»
– Что о стихотворении Марины Цветаевой можете сказать Вы?
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
Продолжите фразу «Мне урок (понравился…), тем что …»
Домашнее задание: перечитать стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства», раскрасив его теми интонациями о которых мы говорили на уроке (с. 72–73, часть 3-я), выучить наизусть (по желанию).