2. Целеполагание. | Слайд 1 Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом: Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом писателе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада». - О ком пойдет речь на уроке? Посмотрите на портрет. Слайд 2 Запишите тему урока: И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Цели: определите цели и задачи на данный урок. | Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок. |
3. Актуализация знаний. | Работа с портретом писателя. - А теперь, ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным). - Что вы знаете об этом писателе? - Какие произведения Тургенева вы читали? (Рассказ из сборника «Записки охотника»). | Рассказывает о жизни и творчестве поэта, акцентирует внимание на основных моментах, помогает создать опорный конспект в тетради. | Слушают о жизни и творчестве писателя, акцентирует внимание на основных моментах, пишут опорный конспект в тетради. |
4. Изучение биографии писателя. | Слайды 3- 10 1).Рассказ учителя о детстве, юности и молодости Тургенева. Запись опорного конспекта в рабочей тетради учащимися самостоятельно. 2). Беседа: - Что вы записали в конспекте: - о малой родине писателя; - о родителях писателя; - об образовании, которое он получил? - Когда появилось в печати первое его произведение? (Он учился в Университете). - Как назывался первый сборник рассказов? Когда он вышел в печати? («Записки охотника», 1852 г.) Слайд 11 - Как вы думаете, почему именно этот сборник по словам М.Е.Салтыкова-Щедрина «положил начало целой литературе, имеющей объектом народ и его нужды»? - Почему об этих рассказах Тургенева так восторженно отозвался В. Г. Белинский? (Высказывание читают на с. 189). | Организует беседу с учащимися, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий. | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на изученный ранее материал и записи в тетради. |
6. Знакомство с историей создания рассказа «Муму». | Слайды 12-20 Слово учителя. Многие произведения были написаны Тургеневым в его имении, доставшемся в наследство, Спасском-Лутовинове. Давайте познакомимся с его достопримечательностями. Слайд 21 История создания рассказа «Муму». «Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества. - Что предшествовало написанию этого произведения? В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Тургенев тяжело переживал смерть писателя и друга. Рыдая, составил некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на улице Съезжей, в помещении для арестованных, Тургенев оказался проживающим по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в его памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Закончил работу над рассказом «Муму» Тургенев уже в усадьбе Спасское-Лутовиново в этом Флигеле «изгнанника». Слайд 22 Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…» Слайды 23-24 И вот… Учитель читает начало рассказа: «В одной из отдаленных улиц Москвы» до слов «вечер ее был чернее ночи» (с. 189) Беседа: - Объясните значения слов «скупая и скучающая старость»? - В прямом или переносном смысле употребляет Тургенев эти слова по отношению к барыне? - Почему её жизнь была таковой? - Как вы поняли эти слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? - Какие слова употреблены здесь в переносном значении? - Когда человек говорит о себе или других, что день нерадостный, ненастный? - Почему такие дни проживала барыня? (Старость барыни проходила одиноко, дети покинули её: «сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж»). - А как вы думаете, почему дети не были частыми гостями в доме матери? *Элемент развития речи: Нарисуйте словесный портрет барыни. Слайды 25-26 Работа с термином - прототип. - Что такое прототип? (Прототип - реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя). - Как вы думаете, кто стал прообразом барыни и главного героя? Известно, что прототипом барыни стала мать писателя – Варвара Петровна. - Что в ее поведении могло бы нам подтвердить, что она стала прототипом барыни? (Жестокий нрав, своенравие, капризность поведения, неровное отношение к детям, то, что Тургенев «матери боялся как огня»). Слайд 27 И у главного героя – Герасима – был прототип – дворник Андрей. Судите сами, вот его подлинная история: много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше! Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил. Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала. Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь. | Рассказывает об истории написания рассказа «Муму», о жанре изучаемого произведения, готовит учащихся к восприятию и анализу произведения на последующих уроках. Беседует с учащимися. | Учащиеся слушают учителя и отрывки из рассказа, размышляют, отвечают на вопросы. |
7. Знакомство с понятиями и литературными терминами. | Слайд 28-29 Работа в тетради, запись терминов: Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство – это одно из высших сословий общества (наряду с духовенством), обладавшее закреплёнными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями (имели право владеть землей и людьми - крепостными крестьянами). - Что же такое крепостное право? Крепостное право – это форма зависимости крестьян, при которой они прикреплены к земле и подчинены власти помещика. Крепостные - это крестьяне, полностью зависимые от воли своего хозяина. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). Челядь – это дворовые слуги помещика. Дворня – это домашняя прислуга в помещичьем доме. | Знакомит с понятиями и литературным термином. | Записывают в тетрадь, комментируют, стараются запомнить. |