СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Тургенев. Биография. История создания рассказа Муму

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Биография. История создания рассказа Муму»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

Урок 42. Тема: И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, историей создания рассказа «Муму», выразительно читать и анализировать начало произведения.

Задачи: Образовательная: продолжить знакомить учащихся с творчеством писателей 19 века, историей русской классической литературы и обстановкой в России 19 века, когда она формировалась.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения прозаического произведения, расширять словарный запас учащихся, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к русской классической литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: учиться внимательно слушать учителя и конспектировать главное в рабочей тетради, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: понимать информацию, использовать знаково-символические средства для конспектирования учебного материала в рабочей тетради.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.


Этапы урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку.

2. Целеполагание.

Слайд 1 Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом:

Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом писателе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада».

- О ком пойдет речь на уроке? Посмотрите на портрет.

Слайд 2 Запишите тему урока: И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

Цели: определите цели и задачи на данный урок.

Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.





Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

3. Актуализация знаний.

Работа с портретом писателя.

- А теперь, ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным).

- Что вы знаете об этом писателе?

- Какие произведения Тургенева вы читали? (Рассказ из сборника «Записки охотника»).

Рассказывает о жизни и творчестве поэта, акцентирует внимание на основных моментах, помогает создать опорный конспект в тетради.

Слушают о жизни и творчестве писателя, акцентирует внимание на основных моментах, пишут опорный конспект в тетради.

4. Изучение биографии писателя.

Слайды 3- 10 1).Рассказ учителя о детстве, юности и молодости Тургенева. Запись опорного конспекта в рабочей тетради учащимися самостоятельно.

2). Беседа: - Что вы записали в конспекте:

- о малой родине писателя;

- о родителях писателя;

- об образовании, которое он получил?

- Когда появилось в печати первое его произведение? (Он учился в Университете).

- Как назывался первый сборник рассказов? Когда он вышел в печати? («Записки охотника», 1852 г.)

Слайд 11 - Как вы думаете, почему именно этот сборник по словам М.Е.Салтыкова-Щедрина «положил начало целой литературе, имеющей объектом народ и его нужды»?

- Почему об этих рассказах Тургенева так восторженно отозвался В. Г. Белинский? (Высказывание читают на с. 189).

Организует беседу с учащимися, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на изученный ранее материал и записи в тетради.

5.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

6. Знакомство с историей создания рассказа «Муму».

Слайды 12-20 Слово учителя.

Многие произведения были написаны Тургеневым в его имении, доставшемся в наследство, Спасском-Лутовинове. Давайте познакомимся с его достопримечательностями.

Слайд 21 История создания рассказа «Муму».

«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

- Что предшествовало написанию этого произведения?

В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Тургенев тяжело переживал смерть писателя и друга. Рыдая, составил некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на улице Съезжей, в помещении для арестованных, Тургенев оказался проживающим по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в его памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Закончил работу над рассказом «Муму» Тургенев уже в усадьбе Спасское-Лутовиново в этом Флигеле «изгнанника».

Слайд 22 Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…»

Слайды 23-24 И вот… Учитель читает начало рассказа: «В одной из отдаленных улиц Москвы» до слов «вечер ее был чернее ночи» (с. 189)

Беседа: - Объясните значения слов «скупая и скучающая старость»?

- В прямом или переносном смысле употребляет Тургенев эти слова по отношению к барыне?

- Почему её жизнь была таковой?

- Как вы поняли эти слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? 

- Какие слова употреблены здесь в переносном значении?

- Когда человек говорит о себе или других, что день нерадостный, ненастный?

- Почему такие дни проживала барыня? (Старость барыни проходила одиноко, дети покинули её: «сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж»).

- А как вы думаете, почему дети не были частыми гостями в доме матери?

*Элемент развития речи: Нарисуйте словесный портрет барыни.

Слайды 25-26 Работа с термином - прототип.

- Что такое прототип? (Прототип - реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя).

- Как вы думаете, кто стал прообразом барыни и главного героя?

Известно, что прототипом барыни стала мать писателя – Варвара Петровна. - Что в ее поведении могло бы нам подтвердить, что она стала прототипом барыни? (Жестокий нрав, своенравие, капризность поведения, неровное отношение к детям, то, что Тургенев «матери боялся как огня»).

Слайд 27 И у главного героя – Герасима – был прототип – дворник Андрей. Судите сами, вот его подлинная история: много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше! Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил. Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала. Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

Рассказывает об истории написания рассказа «Муму», о жанре изучаемого произведения, готовит учащихся к восприятию и анализу произведения на последующих уроках.

Беседует с учащимися.

Учащиеся слушают учителя и отрывки из рассказа, размышляют, отвечают на вопросы.

7. Знакомство с понятиями и литературными терминами.

Слайд 28-29 Работа в тетради, запись терминов:

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях.

Дворянство – это одно из высших сословий общества (наряду с духовенством), обладавшее закреплёнными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями (имели право владеть землей и людьми - крепостными крестьянами).

- Что же такое крепостное право?

Крепостное право – это форма зависимости крестьян, при которой они прикреплены к земле и подчинены власти помещика.

Крепостные - это крестьяне, полностью зависимые от воли своего хозяина.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Челядь – это дворовые слуги помещика.

Дворня – это домашняя прислуга в помещичьем доме.

Знакомит с понятиями и литературным термином.

Записывают в тетрадь, комментируют, стараются запомнить.

8.Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

- Какая тема волновала Тургенева?

- Кто стал прототипом главного героя рассказа?

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

9.Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 30. Сегодня на уроке я…

- научился…;

- узнал…;

- заинтересовался…

Организует и выполняет контроль рефлексии.

Выполняют рефлексию.

10. Домашняя работа:

1.Прочитать статью о Тургеневе на с. 188-189;

2.Приготовиться к беседе по образу Герасима (найти его предысторию, портретную характеристику, знать историю жизни Герасима в Москве в доме барыни).

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!