СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Тургенев. Герасим-самое замечательное лицо в рассказе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Герасим-самое замечательное лицо в рассказе.»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

Урок 42. Тема: И.С. Тургенев. Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим в барском доме.

Класс: 5

Тип урока: урок комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с рассказом И.С. Тургенева «Муму», учить анализу произведения, анализу главного героя: портретная характеристика героя, средства создания образа (сравнение, гипербола), описание помещения как средства характеристики персонажа.

Задачи: Образовательная: учить работе с текстом художественного произведения, умению находить цитаты, кратко пересказывать, находить главное в тексте, делать выводы из прочитанного.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения прозаического произведения, расширять словарный запас учащихся, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к русской классической литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: учиться внимательно слушать учителя и конспектировать главное в рабочей тетради, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: понимать информацию, использовать знаково-символические средства для конспектирования учебного материала в рабочей тетради.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.


Этапы урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Осуществляют самооценку готовности к уроку.

2. Повторение изученного материала.

Слайды 1-2

Опрос домашнего задания.

- Расскажите о семье и тех местах, где родился и жил И.С. Тургенев.

- Какие произведения Тургенева вам известны?

- Какова история создания рассказа «Муму»?

- Что такое прототип? Приведите примеры прототипов литературных героев.

- Какая тема волновала Тургенева?

2. Самостоятельная работа по понятиям и литературным терминам по вариантам:

1 вариант

2 вариант

Крепостные – это…

Челядь – это…

Сравнение – это…

Крепостное право – это…

Дворянство – это…

Дворня – это…


Опрашивает материал предыдущего урока, задает вопросы.

Повторяют материал предыдущего урока, отвечают на вопросы учителя, работают в паре, дополняя ответы друг друга.

3. Целеполагание.

Слайды 3-4

- Где происходит действие рассказа Тургенева «Муму»?

- С какими героями знакомимся в начале произведения?

- Что узнаём о них?

- О ком пойдет речь сегодня на уроке? Посмотрите на портрет.

Слайд 5 Запишите тему урока: Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим в барском доме.

Цели: определите цели и задачи на данный урок.

Готовит их к восприятию материала урока, записывает тему урока на доске, помогает учащимся выполнить целеполагание.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.




Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

4. Аналитическая работа по тексту произведения.

Слайд 6·Прослушивание отрывка из рассказа «Муму» о Герасиме (6,5 минут)

Беседа:

- Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?

- Как описывает автор Герасима? Ответы подтверждайте цитатами.

(«... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником»).

Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди... Таким представил нам своего героя писатель.

Слайды 7-8 А каким увидели его художники? Давайте сравним свое представление с видением художников П.М. Боклевского, И. И. Пчелко.

- Найдите подходящие цитаты (Герасим был высокий мужик богатырского сложения с гордым взглядом, с вопрошающим взглядом).

- Как построение этих иллюстраций помогает передать богатырскую силу Герасима? Почему фоном является изображение барского дома? (Внешний облик Герасима, привыкшего к «неистомной работе», убедительно характеризует немого дворника как человека не только здорового и могучего, но и как человека «важного и степенного»).

Слайд 9

- Как Герасим попал в Москву? («Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев...»)

- Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?

(Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...)

Вывод: По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою. Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

- Как воспринимал Герасим своё новое житьё? (Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту).

- Что входило в обязанности Герасима? (Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше).

- Как долго привыкал Герасим к новой жизни? (Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда).

- Как Герасим справлялся с обязанностями?

(С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь).

Организует беседу с учащимися, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на изученный ранее материал и записи в тетради.

5.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

6. Знакомство с литературным термином.

Слайд 10 - Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе? (Сравнение)

Работа с литературным термином.

Сравнение - это изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим (стр. 296)

И.С. Тургенев вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения? Обратимся к ним.

Знакомит с литературным термином - сравнение.

Записывают в тетрадь, комментируют, стараются запомнить.

7. Работа с текстом произведения.

Работа в группах.

1). Найдите сравнение в описании работы Герасима. («...как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей»).

2).Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе? (Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь»).

- Скажите, а что должен чувствовать «пойманный зверь»? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти. И до этого страдания никому нет дела).

3).- С кем ещё сравнивает автор Герасима? («…гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака»). Что значит слово «степенный»? (Степенный — рассудительно-спокойный, важный. Важный — горделиво-величественный, надменный. А надменный — высокомерный, кичливый. А кичливый — выражающий самомнение, заносчивый).


- Да разве ж Герасим такой? Сделаем выводы.

Вывод: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими. Тургенев отмечает: герой «был нрава строго и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем драться не смели». А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться, он ничего не делает кое-как.

Слайд 11

- Давайте вспомним, как Герасим обставил каморку. Найдите и прочитайте описание каморки Герасима. (Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили).

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание? (И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа).

- Какой прием здесь использует Тургенев, рассказывая о Герасиме?

(Гиперболу)

- Что такое гипербола? (Гипербола — сильное преувеличение) с. 292

- Найдите примеры гиперболы в тексте. (Кровать - «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы». Когда Герасим косит, то может «молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води»).

- Итак, какое же сложилось у вас впечатление о Герасиме после прочтения и анализа 1 части рассказа?

Вывод: Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой — один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. Причины ухода останутся для окружающих загадкой. Но это предмет разговора на следующих уроках.

Знакомит с понятиями и литературным термином.



























Организует аналитическую беседу с учащимися, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий.

Записывают в тетрадь, комментируют, стараются запомнить.


























Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на текст произведения.

8.Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

9.Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 30. Сегодня на уроке я…

- научился…;

- узнал…;

- заинтересовался…

Организует и выполняет контроль рефлексии.

Выполняют рефлексию.

10. Домашняя работа:

1). Приготовить рассказ:

1 ряд - об отношении Герасима к Татьяне и ее горькой судьбе;

2 ряд – о том, как Герасим нашел, выходил и воспитал Муму, как ее полюбили дворовые люди;

3 ряд – о встрече Муму и барыни, о ее приказе.

2). ТПО № 56 на с. 36-38

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!