СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С.Тургенев. "Муму": Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев. "Муму": Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)»

Тема: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;

расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов

Задачи урока:

Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мышление, внимание; развивать самостоятельную и личную ответственность за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать художественный текст, высказывать своё мнение, оценивать поступки героев, делать выводы; развитие устной монологической речи, навыка анализа образа литературного героя, сравнения героев произведения; воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку.

Личностные: уважительное отношение к чужому мнению, развитие личной ответственности за результаты своей деятельности, развитие доброжелательности.

Метапредметные: самостоятельное формулирование темы и цели урока, формирование умения осознавать значимость чтения, понимания цели чтения, формирование умения аргументировать свой ответ, умения договариваться, слушать и слышать других.

Межпредметные связи: русский язык, история, искусство (ИЗО).

Ресурсы:

Основные – учебник.

Дополнительные – карточки

Основные понятия: «гипербола», «сравнение».

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа по развитию речи.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Наш урок мне бы хотелось начать стихотворением:

Если дождь стучит по крыше, если в жизни всё не так,

Улыбнитесь, рассмешитесь,

Ведь улыбка – это клад!

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.


  1. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа «Муму». Какие основные факты биографии вам запомнились?

- Дома вы читали рассказ «Муму». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2.Жизнь Герасима в доме барыни.

3.Герасим находит щенка.

4.Любовь Герасима к Татьяне.

5.Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни

(Проверка)

(Ответы детей)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Ребус

- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

г l л g у d х s о n н i е w м z о й

- Что обозначает это слово?


- Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?

2. Составление схемы:

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание?

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца?


- Для чего нужно обращать внимание на все это?


Выстраивается схема.

- Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение?



ГЛУХОНЕМОЙ

- Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты. - -

- Герасиму


- Внешний вид, одежда…


- Нет.


- На поступки, на отношение к окружающим людям…

- Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…



- На портрет, на поступки…

  1. Постановка учебной задачи.

- Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем сравнивать Герасима?

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.


- Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

(Ответы детей)



- Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)

- Анализировать содержание рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя — обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника.

  1. Открытие нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения.- Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима.

-Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

- Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа?








- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?




- А теперь обратимся к иллюстрации в учебнике «Благодетельница». Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской. Как вы понимаете слова «благодетельница», «приживалка»?




- Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня ?

3.Портрет Герасима.

- Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?»


























(«Замечательный» - 1.Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. «Славный» - 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.)

- Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа.- СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 190. (Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали)

-Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?


- Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?


- Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.

4.Историко-культурный контекст рассказа (историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса)














5. Работа с термином «сравнение»

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА : «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»

- Что такое сравнение?



Найдите сравнение в описании Герасима.


КАРТОЧКА «вырос немой и могучий, как ………….


«скучал и недоумевал, как ……….»



«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… »

«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………


- Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…..»


6. Знакомство с новым термином. Гипербола.

1 абзац «Ему отвели…» СТР.192

-Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?













- Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

-Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Гипербола — сильное преувеличение.

- Найдите примеры гипербол в тексте





7. Работа в паре. Анализ рисунков.

- Посмотрите на рисунки ваших одноклассников.

- Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника вы передали на рисунках?

- Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

- Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ.

(Ответы детей)




- «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.»

- Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.



- БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА - лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь, услугу.

- ПРИЖИВАЛКА - бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.

(Ответы детей)





- «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.»








- «…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…»


-Старуха - помещица, а Герасим – крепостной.


- Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

«Тягло» — крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.

















- СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

( Находят в тексте и заполняют карточки)


- дерево растет на плодородной земле.


недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо.


- пойманный зверь

стекло, и летят во все стороны осколки и поленья.

- его любовь к свободной жизни.




- «Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».



- он работал за четверых;- один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)

  1. Физминутка.

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине – глубина,

Там большая рыбина!

Это рыба – рыбий царь!

Называется- пескарь.


  1. Работа по теме урока.

Работа с текстом.

Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.

- И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста




















- Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов…










- Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна.

- Что она была за человек? СТР. 193


















- Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?

- Что решила причудливая старуха?

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

- Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

(Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны». СТР.202 )












- Как ведет себя Герасим после этого случая?









- Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.








-Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР.202 – 203



























- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?



«Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный»)

СТР.191 последний абзац «Со всей остальной челядью…)

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.»




«…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.»


(«Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!»)

«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».



«Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...»


«Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча — пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели.»


- Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на доро­ге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам.

- «Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он всё не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же всё было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.»

- Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...»

  1. Итог урока. Включение нового знания в систему.


Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.

- Слезами горю не поможешь.

- Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).

- И рад бы заплакать, да смех одолел.

- Барский гнев да барская милость равно опасны.

- Неволя холопу, а воля господину.


  1. Самостоятельная работа с проверкой .

- Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока .


  1. Рефлексия деятельности

- Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.

- Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.


  1. Домашнее задание

1. Заполнить таблицу «Образ Герасима»

2. Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор)

ПЛАН СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Ключевые цитаты

Происхождение, возраст и социальное положение Предыстория героя. Авторские приёмы создания образа (имя, портрет, интерьер, поступки, оценка другими персонажами)

Авторское отношение к герою.

Собственное читательское мнение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!