СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С.Тургенев "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«о письме как жанре Тургенев И.С.»

О письме как жанре творческой работы


Цели: показать композиционные и художественные возможности жанра письма на примере писем И.С. Тургенева и дать возможность учащимся попробовать силы в этом жанре; учить овладевать умением творчески выражать мысли и описываемые события, отношение к ним; раскрывать внутренний мир ученика, характер взаимодействий с другими людьми пробудить интерес к личности и творчеству писателя, обращая внимание на лексическое и стилевое богатство речи писателя, на его трудоспособность, трудолюбие и духовную культуру.


Оборудование:

Подборка произведений, написанных в жанре писем.

1 том писем. Полное собрание сочинений и писем, АНССР, 1961 Письма: №

25, 26, 36, 38, 52, 55, 58, 62, 63, 66, 68, 69, 72, 126, 133.

И.С. Тургенев в портретах, иллюстрациях, документах.

Памятка "Письмо как жанр творческой работы"

Развёрнутые листы у учащихся.

Распечатки писем Тургенева к Бакуниным, В.Г.Белинскому, П. Виардо, А.И. Герцену.


Оформление на доске: Ты хочешь, милый друг, узнать мои мечты, желанья, цели...


А.С. Пушкин Письма писателей - важный источник, представляющий большое и разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение.


М.П. Алексеев. Письма И.С. Тургенева. Умение творить словом, воплощать в художественный образ свои мысли, чувства, переживания нужно не только писателю, но и каждому культурному человеку.


В.И. Сухомлинский Ход урока


1. Ученик читает строчки из письма Тургенева Полине Виардо: "...Каждое ваше письмо перечитывается по десяти раз - всегда же два раза подряд вслух... А затем проглотивши его целиком, мы начинаем его пощипывать то там, то сям, аппетит приходит за едой, и мы начинаем сызнова".


2. Объявление темы, целей урока


3. Краткая справка о подобранной литературе, чтение и разбор эпиграфов. 4.Выступление ученицы о литературных произведениях, написанных в жанре писем.


(А.С. Пушкин "Евгений Онегин", Ф. Достоевский - письма Раскольниковой сыну, Л.Н. Толстой "Война и мир" - Н. Ростова, А. Болконского - отцу, письма И. Обломова Ольге Ильинской, поэтические письма С.Есенина "Письмо матери", "Письмо Шуре", "Стансы",


В. Маяковский "Письмо Татьяне Яковлевне из Парижа","Письмо т. Кострову о сущности любви", "Письмо в XXX век"


Р. Рождественского, письма с фронта - К. Симонов "Жди меня" и др.),


4. Слово учителя


Ребята, тема нашего урока эпистолярное сочинение, т.е. воображаемое письмо. Оно может быть написано другу, учителю, читателю и даже автору писем - И.С. Тургеневу. Напомню эпистолярная литература (от лат. epistola -письмо, переписка) - это повести, очерки, романы, написанные в форме писем. Таков роман в письмах Жан-Жака Руссо "Юлия", или новая Элоиза, роман Ф. М. Достоевского "Бедные люди" и др.


Известно много произведений, созданных на документальном материале, в частности, на письмах и фотографиях. Интерес к произведениям такого рода велик: они несут достоверную информацию. Подлинность события вызывает Р1скренний эмоциональный отклик у читателя, зрителя, слушателя. Возникает духовное соприкосновение с личным человека, оставившего в письмах часть своей жизни, эпохи. Спектакли по письмам лейтенанта Шмидта "После казни прошу...", "Милый обманщик" - Бернарда Шоу - по его переписке, пьеса Л. Малюгина о Чехове "Насмешливое моё счастье" - на письмах Чехова и его близких, по переписке Пушкина "Болдинская осень" и др.


И сегодняшний урок по письмам И.С. Тургенева позволит продолжить знакомство с жизнью и творчеством мало известного периода его жизни (1840-1850). С его ранней молодостью, годами учёбы в Берлинском университете, а затем с жизнью в Петербурге, периодом серьёзных занятий науками, началом литературной деятельности и в то же время с юношеской увлечённостью, его друзьями, любовью к Полине Виардо. Этот материал позволит ответить на вопрос, поставленный в теме сочинения, и поделиться с адресатом своими впечатлениями от прочитанного в письмах И.С.Тургенева. 5.Работа по памятке "О письме как жанре творческой работы" (прилагается) 6. Беседа с учащимися.


Кого видите в этот момент перед своим мысленным взором, с кем ведёте диалог?


Чьми глазами стремитесь прочесть своё творение, чтобы получить представление о собственных достоинствах и недостатках в обсуждаемых вопросах?


Что значит быть предельно откровенным с адресатом? 7. Оформление записей учащихся на двойных листах по следующей таблице:Адресат, год, место, краткое содержание (тезисы) Как написано письмо (стиль, интонация, настроение) Цитаты по теме: "Что за прекрасная вещь-работа" Какие произведения пишет в этот период? Отношение адресанта к адресату Мысли, чувства, впечатления



Примечание: содержание отобранного материала из писем и оформление работы будут оценены отдельно.


5. Выбор учащимися адресата (учителю, другу, читателю, автору) - краткий комментарий учителя. Работа учащихся с письмами, (письма зачитываются вслух учителем и учениками)


-Начинаем урок с писем к Михаилу Бакунину и его братьям - Алексею и Александру (1842 г., Петербург № 36,38)


Как относился Тургенев к Станкевичу и Бакунину? (запись выдержки из письма)


Какое отношение Тургенева к русским книгам? ("Я слушал - мало! внимал -мало! обращался весь в слух - мало! - и классически: пожирал - всё мало! глотал - всё ещё мало! давился - хорошо.") Какие синонимы Тургенев использует в этом высказывании?


Во время подготовки к экзамену по философии чем занимается писатель? (...работаю, много работаю", "вчера съел за один присест Декарта, Спинозу и Лейбница, Лейбниц у меня ещё бурчит в желудке - а я себе на здоровье скушал Канта - и принялся за Фихте"; "Искушение" пишется урывками, по ночам - однако готово более половины"; написал я стихотворение "Зимняя прогулка", и другое, посвященное Татьяне Андреевне").


Как написано письмо? (Живо, с юмором, заставляет удивляться таланту и огромному трудолюбию молодого Тургенева). (Ученики дальше заполняют таблицу самостоятельно). - А сейчас несколько писем Полине Виардо.


(Показываются портреты Тургенева (Ламе) и П. Виардо (Брюллов) 1846, 1850, 1847, Петербург, Париж №72,69,55,133,58.


Какие чувства испытывает Тургенев к этой женщине? Какова Полина- в глазах Тургенева? Какой тон повествования в письмах? (Глубокая любовь, испытывает радость встречи в письме с возлюбленной, которой он должен быть всего лишь другом. Вот удивительная сила благородства! Жизнь прожил рядом с нею, стал лучшим другом семьи, не пал духом от безответной любви. "Встретить вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни".)


(отводится несколько минут для заполнения таблицы) -Письмо В.Г. Белинскому , 1847, Берлин, Париж № 62,63,66,68


Какую заботу проявляет он к Белинскому? Что пишет о работе? ("Опечалило меня то, что ваше здоровье опять расклеилось", "всякое хорошее известие от Вас меня обрадует"). Тургенев называл Белинского отцом и командиром и, как бы отчитываясь о своей работе, пишет: "Я работаю усердно, ей-богу. А "Современника" читаем с волчьей жадностью) Тургенев заботился и беспокоился о здоровье Белинского и, конечно, не думал, что он умрёт таким молодым. (Письмо А.И. Герцену, 1850, Париж №126).


Как характеризует Тургенева знакомство с политическим эмигрантом? (Письмо свидетельствует о хороших, дружеских отношениях. Обещание


перевезти через границу его бумаги и исполнить в России его поручение, пожелание ему "действовать по возможности" прибавляют ещё один штрих нравственному облику Тургенева).


6. Подведение итогов.


Итак, каким же был И.С. Тургенев в этот период? Перед вами прошло одно десятилетие из жизни великого писателя. Вы узнали о разных душевных проявлениях Тургенева. Проследили, как создавалось основное произведение этих лет и первое "значительное" - "Записки охотника. Отметили частые переезды. Почувствовали искреннюю любовь к Полине Виардо. В письмах прозвучали имена друзей, были названы его произведения, посмотрели фотографии этого периода.


В письмах этого десятилетия Тургенев предстаёт жизнерадостным, немного восторженным, увлекающимся, сердечным в дружбе, одарённым и трудолюбивым, широко образованным и остроумным человеком. Читая их, мы видим дружбу с Бакуниным, Станкевичем, Белинским, Герценом. Постоянный труд направлен на написании драмы, стихов, статей, поэмы, очерков и рассказов из "Записок охотника". Читая письма, мы чувствуем огромную любовь Тургенева к родной литературе, языку. Его стремление к дальнейшему образованию и самообразованию огромно (магистерский экзамен, изучение языков: древних и испанского, музыка, чтение).


Очень подкупает юмор в письмах. Его письма к друзьям весёлые и даже озорные. Разный стиль писем в зависимости от адресатов, его письма просты и неповторимы. Мы прочитали только несколько писем. А сколько их было! 15 томов писем - это великий труд.


Выставление оценок учащимся за активную работу на уроке.


Задание на дом: написать сочинение по заданной теме.


Примерные сочинения учащихся по прочитанным письмам И.С. Тургенева


Светланка, привет!


А может быть так: "Милая моя, хорошая m-sell Апрелкина, theurste, liebeste, beste Madchen, как вы поживаете?" Удивлена?! Объясню. Так обращался в своих письмах И.С. Тургенев к своей любимой женщине Полине Виардо. Как кстати твоё письмо! Я всё больше и больше убеждаюсь в том, что тебе действительно нужно поступать на филфак. С упоением и несколько раз прочитано твоё письмо. Как просто и убедительно ты написала о том, почему излюбленным местом для И. Обломова был диван. Представляешь, нам задали сочинение-письмо по письмам И.С. Тургенева (I 840-1850). Тебе, наверное, тоже будет интересно узнать об этом мало известном периоде жизни молодого, только начинающего писать Тургенева. Какое огромное количество писем было написано им за его долгую жизнь. 15 томов - это великий труд. Много писем, и все разные, из разных уголков земли, интересные, адресованные различным людям. Из прочитанных писем на уроке мы узнали не только о жизни писателя, но и его настроениях, мнениях, о кропотливой его работе над произведениями. Как-то по-новому он открылся для меня. Письма помогли мне убедиться в том, что это очень умный, талантливый, умеющий дорожить дружбой и ценить её, любить нежно и беззаветно, ни на что не рассчитывая. Светик, поймала себя на мысли, что я узнала себя в Тургеневе. Мне тоже часто хочется забавно пошутить или "поостроумничать". Вслушайся, как он пишет: "...вчера съел за один присест Декарта, Спинозу и Лейбница, Лейбниц у меня ещё бурчит в желудке - а я себе на здоровье скушал Канта и принялся за Фихте: но этот человек несколько чёрств, и поэтому я, для отдыха, - пишу к вам письмо". (А. и Алекс. Бакуниным, 1842, Петербург). Поражаюсь, какой широкий круг чтения! И всё это прочитано им как бы шутя. Горячность и жизнерадостность высказывает он, описывая Бакунину свои мечты о работе вместе, работе, приносящей наслаждение. Письма к Бакуниным лёгкие и простодушные.


Совсем по-другому пишет Тургенев к Белинскому, своему ближайшему другу и наставнику. Эти письма проникнуты глубочайшим уважением: и заботой к великому критику. Он хочет вселить в Белинского веру в скорое выздоровление.


Исполненные нежной любви и преклонения перед талантом певицы письма Тургенева к Полине Виардо. Интересно, что муж Полины тоже дружил с ним. Тургенев вовсе не пытается говорить о любви громкими фразами. У него всё получалось просто и неповторимо.


Оказывается, Тургенев вёл переписку с Герценом: - политическим эмигрантом. Обещал прислать все необходимые книги, газеты и журналы.


Будущий филолог, Светлана Николаевна! Известнейшее произведение "Записки охотника" начато в эти годы. А я как-то и не


задумывалась, что оно создавалось, когда он был молодым писателем.


А как он умел сказать! "Встретить вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни", "я работал усиленно: никогда ещё мысли не приходили ко мне в таком изобилии; они являлись целыми дюжинами", "Что за прекрасная вещь - работа". Слов мало, а как о многом сказано: об удивительной любви, благородстве к Полине Виардо, огромном трудолюбии и таланте, поистине гигантской неутомимости в овладении науками. Из тургеневских писем узнала о новых чертах его характера. Он отмечает испытываемое счастье работы, пишет о блаженстве уединённого размышления, тихого чтения у камина, о жажде чтения и большой тяге к самообразованию.


Света, у Тургенева я многому научилась. Благодаря ему, я учусь в своём дневнике искренней излагать мысли. И сделала для себя вывод: буду читать письма писателя. Надеюсь, не пожалею об этом. Поймала себя на мысли: Тургенев стал мне близок и более понятен.


Милая подруга! Что ты думаешь по этому поводу? Пиши. Жду всегда твоих писем с нетерпением.


18 декабря 2008 г. Лена.


P.S. Завтра решила сходить в библиотеку: посидеть часика два там и почитать переписку Тургенева с Полиной Виардо.


Добрый день, дружище!


Очень рада твоему письму. Пришла только что из школы, сразу взялась за чтение моей небольшой корреспонденции. Я получаю письма не так уж часто. На твои письма я стараюсь дать сразу ответ. Мне было приятно твоё мнение о моём решении - взяться за учёбу. К глубокому моему огорчению, понять меня, как ты, никто не смог (или не пожелал). Спасибо за поддержку. Это придаст силы, чтобы заняться самообразованием и более внимательным и тщательным изучением предметов. Слава, ты интересный собеседник, и я бы сказала, удивительный. Вот поэтому поделюсь своими впечатлениями об уроке по письмам И. С. Тургенева (1840-1850). До этого момента я относилась к нему без всякого восхищения, а познакомившись с письмами, он стал мне более симпатичен. Представляешь, им написано писем за всю жизнь столько, что это составляет 15 томов.


Не все письма, конечно, этого периода мною прочитаны. Но те, что были озвучены в классе, меня поразили. Вот некоторые строчки из его письма Полине Виардо: "Всю эту неделю я почти не выходил из дома; я работал усиленно: никогда ещё мысли не приходили ко мне в таком изобилии; они являлись целыми дюжинами". Вот это трудоспособность! А я часто жалею себя, приходя из школы, трачу бесцельно время. Включаю музыку, но зачем -не понимаю или просто иду потусоваться с ребятами в бар. Сколько времени уже потеряно зря!



Для меня Тургенев сегодня открылся совеем по-иному. Многому можно у него поучиться.


А какая, оказывается, сильная его любовь была к Полине Виардо. Уверена, эта женщина сыграла огромную роль в его жизни и творчестве. Тургенев пишет в очередном письме Полине: "Я ничего не видел на свете лучше вас, что встретить вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни".


Невероятно, но Тургенев уже в эти годы умел ценить любовь и дружбу, труд и дорожить всем этим. Трогает его забота к В. Г. Белинскому, когда тот болен. Не страшась, что Герцен - политический эмигрант, помогает ему. Братьям Бакуниным письма полны откровением и восторгом. Из писем я узнала: Тургенев - талантище и великий трудяга. Опять обращусь к цитате из письма: "Я слушал - мало! внимал - мало! обращался весь в слух - мало! -и классически: пожирал - всё мало! глотал - всё ещё мало! давился - хорошо". Как чувствует при этом он язык! К слову "слушать" столько синонимов!


Почитай его письма, рекомендую. Не пожалеешь об этом. Пиши. Постарайся приехать на каникулы, я жду встречи с тобой. Думаю, нам есть о чём будет с тобой поговорить.


До свидания. Лена.


18 декабря 2008г.


ПАМЯТКА


"О письме как жанре творческой работы"


Обращение к адресату.


Мысленный диалог адресанта с адресатом.


Выражение своих впечатлений и мыслей по определённому поводу (и в связи с ним).


Стиль художественный с элементами разговорного.


Ведущие стилевые черты: образность, разговорность, афористичность, эмоциональность, экспрессивность.


Вывод, заключение, обращение к адресату.


Дата написания. Автор письма.


P.S. - (постскриптум) дополнительное сообщение о чём-то важном, о котором упоминается в основной части.

Просмотр содержимого документа
«обобщающий урок по Базарову. Урок-суд»

Обобщающий урок литературы в 10-м классе по теме

"Нравственный выбор Базарова" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")


Цель: Проверка уровня понимания, осмысления учащимися содержания романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.


Задачи:

Выявить уровень понимания, осмысления содержания романа “Отцы и дети”.

Выявить уровень понимания характеристики главного героя романа, авторского отношения к героям романа.

Проверить умение учащихся самостоятельно работать с критической литературой, составлять сообщение, конспектировать выступление;

Умение понимать отличную от своей точку зрения, высказывать свое мнение об услышанном и доказывать его.

Развивать потребность в собственном мнении на художественное произведение и проблему, поставленную в нем;

Развивать потребность в дополнительном чтении по предмету.

Воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость и рефлексию при анализе художественного произведения.


Задания до урока:

Распределить роли судьи, прокурора, адвоката, свидетелей:

Аркадия Кирсанова, Евгения Базарова, Павла Петровича Кирсанова, Николая Петровича, Анны Сергеевны Одинцовой, Кукшиной.

Прокурор составляет Обвинительное слово, готовит вопросы для свидетелей.

Адвокат составляет Защитное слово, готовит вопросы для свидетелей.

Группа учащихся готовит оформление для урока: продумывает интерьер класса, оформление доски, выставку книг.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя


– Уважаемые учащиеся, наш урок пройдет в необычной форме: мы будем судить о мировоззрении главного героя романа “Отцы и дети”, о нравственном выборе Евгения Васильевича Базарова – поэтому форма урока – суд.


– Посмотрим лексическое значение слова “судить” в “Толковом словаре” Ожегова. “Судить – это значит, составлять, высказывать какое-нибудь мнение, суждение”. Судить мы будем на тему: Нравственный выбор Базарова.


Наша цель выяснить, каковы взгляды Базарова на мир, человека, общество и подумать, можно ли согласиться с убеждениями героя с нравственной точки зрения. Также мы попытаемся понять, что привлекало во взглядах Базарова других действующих лиц романа, все ли герои были с ними согласны? Попытаемся ответить на такой вопрос: “Современен ли Базаров?”


Все присутствующие на уроке выступят в роли журналистов. Ваша задача – как можно подробнее записать выступления участников и затем представить свое мнение об услышанном в виде журнальной статьи.


Итак, наше заседание будет проходить по следующему плану:

Повторение сведений по риторике

Открытие заседания суда

Мнение свидетелей

Выступление обвинения

Выступление защиты

Прения

Вынесение приговора

Закрытие заседания суда.


1. Актуализация знаний по ведению спора (риторика)


– Вспомните, какие два вида спора бывают?


(Диалектический – спор по сути проблемы и софистический – спор ради спора.)


– Какой вид спора выбираем? (Диалектический.)


– Какова цель спора: воздействие на слушателей или стремление вместе приблизиться к истине?


– Какую стратегию избираем?


(Защита собственного тезиса, приведение аргументов, подтверждающих его достоверность.)


– Что такое тезис?


– Что такое аргумент?


(Выдача памяток по ведению спора (См. Приложение))


– Итак, мы готовы приступить к основной части нашего урока – поискам истины по поставленной проблеме.


2. Открытие заседания суда.


– Заседание будет проходить под председательством судьи (представление судьи, секретаря суда, помощника судьи). Их задача – выслушав выступления свидетелей, прокурора, адвоката, приняв во внимание мнение всех присутствующих, вынести решение по поставленной проблеме. В роли обвинителя выступает (представление прокурора), в роли защитника – (представление адвоката).


3. Мнение свидетелей.


(Каждого свидетеля вызывает секретарь суда. Свидетель произносит клятву говорить правду и только правду. (Клятву давали на книге И.С.Тургенева “Отцы и дети”.) Прокурор и адвокат по очереди задают ему вопросы, судья также может задать свой вопрос.)


4. Выступление обвинения.


(Приводится примерный текст обвинения.)


– Уважаемый суд, защита! Мы выдвигаем обвинение против безнравственности взглядов господина Базарова Евгения Васильевича, студента медицинского факультета. Мы утверждаем, что его нравственный выбор – нигилизм, жизненные установки вредны для молодого поколения, что его мировоззрение несовременно.


Во-первых, напомним, какого человека называли нигилистом в конце 19 века. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.


Применимо ли это утверждение к Евгению Базарову? Да!


Базаров признает безусловное отрицание как разрушение. На упрек Николая Петровича Кирсанова: “Нельзя же только отрицать, нужно и строить”,– он возражает: “Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”. В чем же, по нашему мнению, состоит безнравственность взглядов Базарова?


Во-первых, он отрицает всё романтическое, эмоциональное, все индивидуальное, тем самым отказывая в праве человеку на собственное мнение. Примером этого отрицания может послужить разговор с Аркадием, когда Базаров предлагает ему изменить читательские интересы отца, предложив прочесть труды ученых-физиологов.


Во-вторых, Базаров отрицает красоту, в частности, он не признает красоты природы. Для него “природа лишь мастерская”. Мы считаем, что такое утверждение слишком жестокое по отношению к природе, красота которой вдохновляла на создание прекрасных шедевров многих поэтов, писателей, художников, даже научных открытий не было бы без природы.


В-третьих, мы считаем, что Базаров очень неуважительно относился к женщинам. А как можно не уважать того, кто дарит нам жизнь!


В-четвертых, он не признает любви, вообще никаких отношений, кроме физиологических, между мужчиной и женщиной.


5. Базарова можно обвинить в пренебрежительном отношении к людям. Он убежден, что по одному человеку можно судить обо всех людях, он режет лягушек, так как считает, что в конечном итоге человек та же лягушка.


6. Базаров отрицает разумность авторитетов, он может доверять только тому, что видит, слышит, обоняет. Но ведь это слишком ограниченный жизненный круг.


7. Базаров отрицает все исторические ценности, весь опыт прошлого. Но мы знаем и другое утверждение, что “все новое – это хорошо забытое старое”. Как же можно строить новое, не зная, что уже было найдено ценного до нас?


8. Мы считаем, что у Базарова только один принцип – брать только для себя, ничего не давая взамен – принцип эгоиста. Он смотрит на людей сверху вниз, ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит, никого не щадит.


Итак, мы считаем, что взгляды Базарова нельзя назвать нравственными, что его жизненные установки были вредны для молодого поколения, так как привлекали своей экстравагантностью, и что в современном обществе ему так же не нашлось бы места.


Выступление защиты.


– Уважаемые судьи, прокурор! Мы намерены опровергнуть все обвинения, выдвинутые против господина Базарова. Мы считаем, что нравственный выбор Базарова можно объяснить, что некоторые качества характера героя необходимы человеку в современном мире.


Начнем с того, что Евгений Базаров не избалован жизнью. Тургенев сразу противопоставил героев по их социальному положению: Кирсановы – это дворяне, а Базаров – выходец из небогатой семьи: сын уездного лекаря. С детских лет ему приходилось добиваться всего своим собственным трудом, поэтому он лишен сентиментальности, немного жестковат в общении, но он во всем привык полагаться только на свои собственные силы. Мы отмечаем данное качество, как положительное.


Обвинение утверждает, что герой все отрицает, и это плохо. Но почему он так поступает? Отчасти в этом виноваты условия жизни. Да, он отрицает, но ведь многое признаёт, а признаёт он только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, то есть то, что поддается осязанию, обонянию и зрению. Всё остальное он не принимает, так как не убедился ещё сам, так ли это на самом деле, что пытаются ему доказать.


В жизни Евгений руководствуется только расчетом, делает только то, что ему нужно, то есть это человек расчетливый, а это качество ценится высоко и в наше время. Вдумайтесь в высказывание Базарова: “Настоящий человек – тот, о котором думать нечего, а которого надо слушаться или ненавидеть”. Ведь это то же самое, что признать авторитеты! Ведь и Базаров признает, например, ученых – физиологов, книги которых советует прочитать Аркадию и Николаю Петровичу.


Итак, какие же качества личности Базарова мы отмечаем как ценные для общества – это способность к практическому действию, привычка к труду и потребность в нем, решительность характера, внутренняя уверенность в себе, психологическая устойчивость.


Базарова обвинили в неуважительном отношении к людям. Почему же он так груб и резок с окружающими? Вспомним, зачем Базаров приехал с Аркадием? Работать. И большую часть времени он действительно ходил по окрестностям, занимался научными исследованиями. Базаров – человек немногословный, он не любит ни спорить, ни вообще высказываться, а его постоянно вызывают на спор. Как же ему все время сдерживать себя и не вступать в разговор?


Базаров не совсем лишен человеческих чувств, но он их скрывает. Особенно явно его чувства проявляются в разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым. Мы это видим по тому, как он реагирует на высказывания Павла Петровича. Он говорит с преувеличенной резкостью, с подозрительным ожесточением, поспешно пьет чай... Все это доказывает, что он скрывает свои чувства. Тревожное и уязвимое сердце бьётся в его груди. Есть в его поведении некая двойственность, что проявляется в полной мере в финале романа, в финале жизни.


Базарова обвинили, что он – законченный эгоист, а ведь вся его жизнь доказывает обратное, что он был способен на глубокие чувства, на раздумья


Прения (тайное голосование всех присутствующих на уроке по вопросу “Современны ли взгляды Базарова сегодня?”)


Совещание суда


Оглашение приговора


Итог:


– Вы знаете, что роман Тургенева после его появления в печати, был оценен неоднозначно. Со второй половины 30-х годов XX века точки зрения на роман несколько изменились в соответствии с новыми историческими условиями. Поколения, сменяющие друг друга, все равно имели друг с другом какую-то связь. Но развитие шло путем отрицания предшественников. Новое поколение – “дети” , выступали со своей культурой, своим запасом идей и нравственных понятий. Нельзя отбрасывать все культурное наследие предшественников, ведь преемственность поколений – объективный закон, в соответствии с которым складывается история человечества.


От героя Тургенева – Евгения Базарова – требовалось большое мужество, ум, уверенность в собственных силах, чтобы открыто провозгласить свой разрыв с миром Кирсановых. И Тургенев прав, когда доказывал, что Базаров – это герой того времени. Тургенев выразил в романе свое убеждение в том, что историю двигает вперед не одно поколение, что и внутри одного поколения встречаются разные по убеждениям люди. В романе показано, что кроме Базарова есть еще и Аркадий – представитель другого направления молодежи, которое не может ограничиваться разрушением культурных ценностей, доставшихся им по наследству.


Заданная Тургеневым в заглавии романа проблема осознается как общечеловеческая: это момент перехода от одного состояния общества к другому. Конкретно-исторический смысл его всякий раз иной (как, например, сейчас в нашем обществе), но сама ситуация остается по-прежнему одной и той же, ибо вся история человечества состоит из смены “отцов” и “детей”, освоения младшими поколениями наследия старших.

Просмотр содержимого документа
«Письмо Памятка»

ПАМЯТКА


"О письме как жанре творческой работы"


Обращение к адресату.


Мысленный диалог адресанта с адресатом.


Выражение своих впечатлений и мыслей по определённому поводу (и в связи с ним).


Стиль художественный с элементами разговорного.


Ведущие стилевые черты: образность, разговорность, афористичность, эмоциональность, экспрессивность.


Вывод, заключение, обращение к адресату.


Дата написания. Автор письма.


P.S. - (постскриптум) дополнительное сообщение о чём-то важном, о котором упоминается в основной части.






ПАМЯТКА


"О письме как жанре творческой работы"


Обращение к адресату.


Мысленный диалог адресанта с адресатом.


Выражение своих впечатлений и мыслей по определённому поводу (и в связи с ним).


Стиль художественный с элементами разговорного.


Ведущие стилевые черты: образность, разговорность, афористичность, эмоциональность, экспрессивность.


Вывод, заключение, обращение к адресату.


Дата написания. Автор письма.


P.S. - (постскриптум) дополнительное сообщение о чём-то важном, о котором упоминается в основной части.



Письмо Павла Петровича к княгине Р.


Письмо княгини Р. к Павлу Петровичу


Письмо Павла Петровича к Фенечке


Письмо Фенечки к Павлу Петровичу


Письмо Аркадия к Одинцовой Анне Сергеевне


Письмо Базарова к Одинцовой А.С.


Письмо А.С. Одинцовой к Базарову


Письмо Николая Петровича к Фенечке


Письмо Аркадия к Катерине



Уважаемая Анна Сергеевна!

Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я понял, что такое испытывать неразделенную любовь и тоску одиночества. Только теперь я знаю, как важно принимать естественные законы человеческой жизни, на которых и строится существование в современном мире. Понять это помогли мне именно вы, Анна Сергеевна. Я страстно полюбил вас за вашу красоту и ум. Вам же было непросто проникнуть в мою душу из-за чрезмерной замкнутости. Для меня признания в любви к вам стало не только самым большим в жизни откровением, но и своеобразным поражением. Все мои нигилистические теории разбились о страстное чувство к вам. Именно поэтому моя страсть настолько сильная и тяжелая, что больше похожа на злобу… Так что сразу прошу простить меня, если когда-то сделал вам больно какими-то неприятными словами. Я, как неумелый ученик, никогда раньше не сталкивался с чувством влюбленности, и поэтому дебют мой получился неважным.

Анна Сергеевна! Как бы я хотел знать, что у вас на душе, что чувствуете ко мне и чего боитесь? Я бы с радостью наполнил вашу пустую и серую жизнь богатыми эмоциями, скрасил ваше тихое существование своим присутствием. Умом я понимаю, что отношения между нами невозможны, но сердце не хочет верить в это. Благодарен вам хотя бы за то, что вы помогли мне понять: я способен на чувства. Именно вы разрушили мои взгляды на жизнь, заставили переосмыслить все, поменять мироощущение и представление о себе. Вы обнажили мое страдающее и бунтующее сердце, заставив сбросить грубую и отрицающую все общепринятые человеческие ценности маску. Моя жизнь условно разделилась на две части: до встречи с вами и после. Я думал, что я гордый человек, а оказалось, что я просто трус, который боится быть настоящим и наслаждаться тем, что нас окружает… Я просто боялся обжечься и почувствовать слабость, привязанность к кому-то. Но любовь оказалась сильнее меня. Это ваша достойная победа!

Прощайте, моя дорогая Анна Сергеевна…


Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика Базарова Одинцовой Кирсановых»


Евгений Базаров

Анна Одинцова

Павел Кирсанов

Николай Кирсанов

Внешность

Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки

Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет

Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. Седые волосы с темным блеском коротко острижены. Лицо желчное правильной формы без морщинок. Замечательно красив, глаза черного цвета.

Пухленький, слегка сгорбленный, чуть более 40 лет. Мягкие жидкие седые волосы, небольшие грустные глаза черного цвета

Происхождение

Сын военного лекаря с крестьянскими корнями. Разночинец

Аристократка. Отец – аферист и игрок. Мать – из княжеского рода

Дворянин, аристократ, офицерский сын

Воспитание

Домашнее, свободное

Блестящее воспитание, полученное в Петербурге

Домашнее, а затем в пажеском корпусе

Образование

Студент Петербургского университета, медицинский факультет

Военная служба

Петербургский университет

Черты характера

Добрый и чуткий, желающий казаться безразличным циником. Резкий и непреклонный в суждениях. Труженик, самоуверенный, энергичный, смелый. Любит людей, но по-своему, независим, не отличается вежливостью, порой ведет себя вызывающе

Умна, горда, свободна в суждениях, рассудительна. Неспособна к увлечениям, равнодушна, эгоистична, холодна

Гордый, самоуверенный, безукоризненно честен. Интеллектуал, проницательный, благородный, принципиальный. Англичане вызывают у него восхищение. Волевой характер

Тонкий человек. Эстет, романтик, мечтателен и сентиментален, наивен. Идеалист, чересчур скромный и благодушный. Слабовольный, непрактичный, но добрый, гостеприимный, любящий свою семью

Общественно-политические взгляды

Демократ-нигилист (отрицает все, кроме науки)

Демократические

Либерал-консерватор

Либерал

Жизненные цели

Нигилисты не принимали «ничегонеделание», они стремились к деятельности. Главные цели молодежи – обличать и разрушать, кто-то другой должен был заниматься строительством нового мира на расчищенном месте.

Хочет полюбить Базарова, но не может. Очень ценит состояние комфорта, боится потерять внутреннюю гармонию, поэтому героиня не готова отдаться чувствам. Человеческая сущность такова, что без любви существовать просто не может. При отсутствии любви исчезает жизненная цель, человек, рано устает и стареет от горя

Аристократы – это главная сила, влияющая на развитие общества. «Английская свобода» или конституционная монархия – это идеал аристократии. Прогресс, гласность и реформы – пути для достижения идеала

Герой пытается установить новые отношения с крепостными, ищет духовную опору в искусстве, а счастье в любви

Отношения с окружающими

С крестьянами разговаривает как с равными себе. С аристократами постоянно спорит

Героиня свободна от всяческих предрассудков, имеет собственное мнение, не стремится что-то кому-либо доказывать. Живет по правилам, которые ей по душе, при этом и отвергая, и равнодушно принимая жизненную пошлость

Типичный гордый аристократ, который смотрит на окружающих свысока. Новейшие технологии, достижения науки и медицины он е принимает. Хоть герой и выказывает восхищение перед русскими мужиками, но разговаривать с ними не умеет, только морщится и нюхает одеколон. К Базарову жесток, поскольку тот не может похвастаться дворянским происхождением




Просмотр содержимого документа
«тест Отцы и дети»

Жизнь и творчество И.С. Тургенева.

 "Отцы и дети".

Тест №1.

1. В своих романах Тургенев часто знакомит читателей с биографией персонажей, с историей их жизни. Развернутая  биография какого  персонажа не включена в роман "Отцы и дети"?

а) Павел Петрович,  б) Фенечка, в) Матвей Ильич Колязин,  г) А. С. Одинцова.

2. Завязка романа состоит в сцене:

а) спор Базарова с Павлом Петровичем, 

б) встреча Базарова с Одинцовой на балу, 

в) дуэль Базарова и Павла Петровича, 

г) приезд Базарова в усадьбу Кирсановых в первый  раз.

3. К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?

а) дворянство,  б) мещанство,  в) разночинцы,  г) крестьянство.

4. Чей это портрет: " Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи"?

а) Дуняша,   б) Фенечка,   в) Катя Одинцова,  г) Кукшина.

5. Как вы понимаете термин "нигилизм"?

6.  О ком из героев романа говорится: "Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света"?

а) Авдотья Кукшина, б) Арина Власьевна Базарова,  

в) Фенечка,  г) Катя Одинцова.

7.  Кто и кому дал такую характеристику: "Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич"?

а) Базаров -  Павлу Петровичу  б) Базаров – Ситникову в) Базаров - Аркадию  г) Ситников - Аркадию.

8. С кем из героев, по мнению Тургенева, не хочется говорить о любви?

а) с Базаровым,  б) с Кукшиной,   в) с Одинцовой,    г) с Аркадием.

9. Почему Базаров ведет себя развязно в гостинице у Одинцовой?

а) он презирает ее, б) этим он прикрывает свое смущение,  в) хочет показать Аркадию свое отношение к женщинам вообще.

10. Из-за чего погиб Базаров?

а) заразился тифом,  б) погиб на дуэли,  в) застрелился.







"Отцы и дети".

Тест №2.

Укажите героя или героиню романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», которому (ой) соответствует следующая характеристика:

1. «…любитель карточной игры, толстенький седенький человек с коротенькими, точно выточенными ножками, очень вежливый и смешливый».

2. «…худенькая и маленькая женщина с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на которое никто, кроме ее, не имел права садиться».

3. «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами».

4. «…очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой».

5. «…злая и чванная старуха, которая, поселившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брюзжала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопровождении единственного своего крепостного человека, угрюмого лакея в изношенной гороховой ливрее с голубым позументом и в треуголке».

6. «Он имел о себе самое высокое мнение; тщеславие, его не знало границ, но  он держался просто, глядел одобрительно, слушал снисходительно и так добродушно смеялся, что на первых порах мог даже прослыть за «чудного малого».

7. «…известный красавец, аферист и игрок, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер».

8. «…женщина высокого роста, в черном платье. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою».

9. «Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она не делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят – нарочно, то есть не просто, не естественно».

10. «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и  смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

11. «Он был тоже из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди и на каждой стороне груди носил по звезде».

12. «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее плечах».

13. «Он владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».

14. «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».

15. «Барин лет сорока с небольшим… еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбился в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, женился на ней и покинул министерство уделов, куда по протекции отец его записал».

16. «Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи».

17. «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

18. «В присутствии Одинцовой он чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница между ними была гораздо значительнее».

19. «…ей пошел двадцать девятый год… Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист. Она непринужденно разговаривала с своим танцором, как и с сановником, тихо поводила головой и глазами, и раза два тихо засмеялась».

20. «Она была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…».

21. «В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем… расплылась и позабыла музыку  и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно…».

22. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове».

23. «…он вообще всю жизнь свою устроил английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения… И те и другие считали его гордецом… уважали его за отличные, аристократические манеры… за его безукоризненную честность…».

24. «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней, он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с ней он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».




Варианты ответов

А. Порфирий Платоныч

Б.  Княжна Авдотья Степановна Х…я

В.  Одинцов

Г.  Княгиня Р.

Д.  Колязин Матвей Ильич

Е.  Локтев Сергей Николаевич

Ж. Кукшина Авдотья Никитишна

З.  Анна Сергеевна Одинцова

И. Ситников

К. Фенечка

Л.  Базаров Евгений Васильевич

М. Кирсанов Павел Петрович

Н. Аркадий

О. Катя

П. Кирсанов Николай Петрович

Р. Арина Власьевна Базарова

С. Отец А.С. Одинцовой





"Отцы и дети".

Тест №3.

1. И. С. Тургенев написал:

А). «Записки охотника»  Б). «Записки на манжетах»  В). «Записки врача»  Г). «Записки из Мертвого дома»
2."Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями". Кому симпатизирует И. С. Тургенев?»

А). революционерам-демократам Б) разночинцам  В) либералам  Г) монархистам 
3. Роман - это:

А) Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека

Б) Жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема

В) Жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка

4. Кому адресовано посвящение романа "Отцы и дети"?

А) А.И. Герцену Б) В.Г. Белинскому В) Н.А. Некрасову Г) другому лицу
5. Эпилог - это:

А) Относительно самостоятельная часть литературного произведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста

Б) Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после его завершения для сообщения читателю дополнительных сведений

В) Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста

6. Основой конфликта романа "Отцы и дети" является:

А) Ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым

Б) Конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым

В) Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) Борьба между либеральными монархистами и народом

7. Споры героев романа "Отцы и дети" велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России (найдите лишнее):

А) Об отношении к дворянскому культурному наследию

Б) Об искусстве, науке

В) О системе поведения человека, о нравственных принципах

Г) О положении рабочего класса

Д).Об общественном долге, о воспитании

 8. Давая общую оценку политического содержания "Отцов и детей", И. С. Тургенев писал: "Вся моя повесть направлена против..." (выберите правильное).

А) Пролетариата как передового класса  Б) Дворянства как передового класса

В) Крестьянства как передового класса  Г) Революционных демократов как передового класса

9-12. Кому из героев романа "Отцы и дети" соответствуют приведенные характеристики?

9. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обык-новенного помещика, духовная ограни-ченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.
10. Противник всего подлинно демокра-тического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.
11. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип "уходящего барства".
12. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист

А). Базаров             

Б). Аркадий Кирсанов                                                      

В). П.П. Кирсанов                                           

Г). Н.П. Кирсанов


13. Кому из героев романа принадлежат слова:
"Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания... от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет"?»

А) Аркадию Кирсанову                                 Б) Н. П. Кирсанову

В) Е. В. Базарову                                            Г)  П.П. Кирсанову

14. Типизация - это:

А) Изображение общего через единичное, т. е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе

Б) Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение

В) Литературный опыт создания художественного мира, накоп-ленный многими поколениями авторов

15. Критическую статью "Базаров" написал:

А) Тургенев,  Б) Белинский, В) Писарев,  Г) Герцен.

16. Кто из героев романа "Отцы и дети" может быть назван "маленьким человеком"?

А) Василий Иванович Базаров    Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Аркадий Николаевич Кирсанов  Г ) Другой персонаж романа

17. Почему Писарев считает, что Базаров для народа "человек … чужой»?

А) потому что он презирает народ;

Б) потому что он «заигрывает» с народом;

В) потому  что  не  знает  его быта,  потребностей,  надежд.

18. Иван Сергеевич Тургенев писал: "На его долю не пришлось, как на долю Онегина и Печорина, эпохи идеализации, сочувственного превознесения". Почему Базаров был отрицательно принят и прогрессивным журналом "Современник", и либеральными, и демократическими кругами?

А) Из-за своих крайностей, неприемлемых для одних, и бес-перспективности для других

Б) Из-за нетипичности героя и времени

В) Из-за отношения героя к народу и его роли в демократическом движении

Г) Из-за расхождений в вопросе о путях освободительного дви-жения

19. Чем Е. Базаров был особенно далек автору романа?

А) Непониманием роли народа в освободительном движении

Б) Нигилистическим отношением к культурному наследию России

В) Преувеличением роли интеллигенции в освободительном дви-жении

Г)  Отрывом от какой-либо практической деятельности

20-24. Найдите соответствие героев романа социальному положению:

20. "Эмансипе"

21. Русский аристократ

22. Полковой лекарь

23. Студент-барич

24. Студент-демократ

А) А. Н. Кирсанов.            

Б) П. П. Кирсанов
В) Е. Базаров.         

Г) Кукшина               

Д) В. И. Базаров

 25. Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:

А) Шестидесятниками                         Б) Пятидесятниками

В) Декабристами                                  Г) Восьмидесятниками

26. Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности?

А) Разрыв с Аркадием                                   Б) Любовь к Одинцовой

В) Спор с П. П. Кирсановым                  Г) Посещение родителей
27-29. Найдите соответствие героев романа и их портретных описаний:

27. "Все было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки... и чуть-чуть сжатые плечи", она "беспрестанно краснела и быстро переводила дух".
28. "Длинное и худое [лицо], с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум".
29. "На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной"

А). Катя          Б). Николай Петрович                  В). Павел Петрович

30-31. Определите, кому из героев романа "Отцы и дети" принадлежат приведенные "слова и словечки":

30. "Тамошние ученые", "иные скажут дело, я соглашусь", латинские слова, "вы, чай, слыхали...".
31. "...Без чувства собственного достоинства", "нет никакого прочного основания общественному", "принсипы", французские слова, "я эфтим хочу доказать"

А). Евгений Базаров       

Б). Павел Петрович


32. Создавая роман, И. С. Тургенев широко использует прием антитезы. Что обозначает этот термин?

А) Противостояние персонажей литературного произведения

Б) Учение, ставящее в центр мироздания человека, считающее человека "венцом природы»

В) Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, явлений, композиционных элементов



Просмотр содержимого презентации
«имение Спасское-Лутовиново»

ДЕТСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИСАТЕЛЯ.

ДЕТСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИСАТЕЛЯ.

ЦЕЛИ УРОКА:

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Познакомить учащихся с детством Тургенева.
  • Показать значение Спасского-Лутовинова в жизни и творчестве писателя.
  • Показать своеобразие Тургенева-повествователя.
  • Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа «Муму».
Словарная работа

Словарная работа

  • Крепостничество
  • Дворовые
  • Челядь
  • Дворецкий
  • Ключник
  • Целковый
План урока:

План урока:

  • Слово о Тургеневе. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново.
  • Детство Тургенева (сообщение ученика)
  • Сообщение о начале литературной деятельности
  • История создания рассказа «Муму»
  • Информация о прототипах рассказа (сообщение ученика)
  • Знакомство с героями
  • Обобщение по уроку
У счастья нет завтрашнего дня…  У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.  И.С.Тургенев

У счастья нет завтрашнего дня… У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.

И.С.Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев вырос в богатой помещичьей семье. Писателю не было четырех лет, как родители повезли его за границу. Это путешествие едва не стоило жизни Ивану Сергеевичу. В Швейцарии, в Берне, он чуть-чуть не упал в яму с медведями и спасся благодаря тому, что отец успел вовремя схватить ребёнка. Шести-семилетним мальчуганом представили его почтенному старцу, известному баснописцу И.И.Дмитриеву, и заставили прочитать перед ним одну из его басен. Но представьте себе весь ужас его матери, когда ребёнок так прямо и брякнул: «Твои басни хороши, а Ивана Андреевича Крылова гораздо лучше». За такую дерзость последовало и возмездие – мать рассердилась так, что пребольно его высекла. Гувернеров-иностранцев перешло через дом отца Тургенева количество изрядное, но учителем, который впервые заинтересовал ребёнка русской литературой, был дворовый грамотный человек… Уводил этот дворовый мальчика в глушь сада и здесь читал ему старинную, написанную тяжелыми стихами поэму поэта екатерининского времени Хераскова «Россиаду», описывающую завоевание Иоанном Грозным Казани. Каждый стих дворовый читал сначала скороговоркой, начерно, а затем тот же стих читал набело, нараспев, громогласно и торжественно.

Интерес к литературному творчеству формируется у Тургенева ещё в детстве. Образование будущий писатель получал сначала в Московском, затем в Петербургском университетах. Первый большой литературный опыт – не опубликованная при жизни автора драматическая поэма (1834), тогда же были напечатаны в «Современнике» два стихотворения Тургенева. По возвращении из-за границы (обучение в Германии) Тургенев, начав службу в Министерстве, бросает её и целиком отдаётся литературному творчеству. Раннее творчество – это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев – довольно известный писатель. Но настоящий успех пришел вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Уже первый очерк из этого сборника «Хорь и Калиныч»(1847) удостоился высокой оценки читателей. В.Г.Белинский писал, что «в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него еще никто не заходил». Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» (1852) – вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

Из истории создания рассказа «Муму»  В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая , составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Из истории создания рассказа «Муму»

В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая , составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Почти каждое лето Варвара Петровна (мать Тургенева) отправлялась по деревням. Поездки были продолжительны и длились иногда целый месяц. Однажды, подъезжая к деревне Сычево, она была поражена необыкновенным ростом одного пашущего в поле крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что это был глухонемой от рождения. Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Варвара Петровна тут же распорядилась, чтобы этого немого отправили в Москву, и определила ему быть дворником. С этого дня он получил имя Немой.

Почти каждое лето Варвара Петровна (мать Тургенева) отправлялась по деревням. Поездки были продолжительны и длились иногда целый месяц. Однажды, подъезжая к деревне Сычево, она была поражена необыкновенным ростом одного пашущего в поле крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что это был глухонемой от рождения. Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Варвара Петровна тут же распорядилась, чтобы этого немого отправили в Москву, и определила ему быть дворником. С этого дня он получил имя Немой.

Иван Сергеевич не раз видел, как в дальнем углу их московского двора, обнесенного глухим забором, среди лопухов лежал немой, уткнувшись лицом в землю и обхватив голову руками. Немой тосковал в Москве. Как-то он подобрал маленькую собачонку – дворняжку, белую с коричневыми пятнами, и поселил её у себя в коморке. Эта собачонка была единственным живым существом, искренне привязанным к нему. Может быть, она чем-то напоминала ему деревню, его прежнюю жизнь.  Однажды собачонка попалась на глаза Варваре Петровне и зарычала на неё. Участь бедной дворняжки была решена. «Чтоб её сегодня же здесь не было», – приказала Варвара Петровна. Ослушаться приказа барыни никто не смел. И любимец Андрей тоже. Собаку он утопил… Замечательно, что после трагического конца своей любимицы он ни одной собаки никогда не приласкал.

Иван Сергеевич не раз видел, как в дальнем углу их московского двора, обнесенного глухим забором, среди лопухов лежал немой, уткнувшись лицом в землю и обхватив голову руками. Немой тосковал в Москве. Как-то он подобрал маленькую собачонку – дворняжку, белую с коричневыми пятнами, и поселил её у себя в коморке. Эта собачонка была единственным живым существом, искренне привязанным к нему. Может быть, она чем-то напоминала ему деревню, его прежнюю жизнь.

Однажды собачонка попалась на глаза Варваре Петровне и зарычала на неё. Участь бедной дворняжки была решена. «Чтоб её сегодня же здесь не было», – приказала Варвара Петровна. Ослушаться приказа барыни никто не смел. И любимец Андрей тоже. Собаку он утопил… Замечательно, что после трагического конца своей любимицы он ни одной собаки никогда не приласкал.

ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ – С какими героями мы знакомимся в начале произведения? – Что мы узнаем о барыне? В каких словах чувствуем отношение к ней писателя? – Почему знакомству с ней посвящён только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима? – Чем среди крестьян выделялся Герасим? – Какие слова передают отношение автора к герою? – Почему «не полюбилась» ему сначала жить в городе? – Герасим немой, и рассказать о себе сам не может. Какие сравнения и как помогают нам понять внутреннее состояние Герасима? – Как относился Герасим к своим обязанностям? – Как относились к нему окружающие люди? – Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?

ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ

С какими героями мы знакомимся в начале произведения?

Что мы узнаем о барыне? В каких словах чувствуем отношение к ней писателя?

Почему знакомству с ней посвящён только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима?

Чем среди крестьян выделялся Герасим?

Какие слова передают отношение автора к герою?

Почему «не полюбилась» ему сначала жить в городе?

Герасим немой, и рассказать о себе сам не может. Какие сравнения и как помогают нам понять внутреннее состояние Герасима?

Как относился Герасим к своим обязанностям?

Как относились к нему окружающие люди?

Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?

Обобщение по уроку Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя. Домашнее задание.  Внимательно перечитать рассказ, подготовиться к подробной беседе по тексту.

Обобщение по уроку

  • Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя.
  • Домашнее задание.

Внимательно перечитать рассказ, подготовиться к подробной беседе по тексту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!