Иван Тургенев назвал истории, рассказанные мальчиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. «…Покойников во всяк час видеть можно, — с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья...» Россказнями обычно называют недостоверные рассказы людей, которые пытаются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рассказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об исторических событиях или деятелях, который передается из поколения в поколение. Близкое значение имеет и слово поверье. Современные ученые называют их быличками. Слово быличка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольклора, в которых речь идёт о событиях, где участвовали сами рассказчики или близкие им люди. Мальчиками рассказано 9 быличек. Основной рассказчик — Ильюша. Он рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового. Костя повествует о слободском плотнике, известном своей угрюмостью. Его невеселый нрав объясняется встречей с русалкой, которая произошла с ним во время похода в лес за орехами. Дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает сомнения по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль — о человеке, утонувшем в местном пруду, а отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул. Мальчики продолжают беседу о волкАх, оборотнях, покойниках. Говорят, что в одном из окрестных сёл появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв-траву. А ещё речь идет о некой бабе Ульяне, которая на родительскую субботу видела одного мальчика, который умер в прошлом году, а также и себя. На возражение детей, что бабка Ульяна ещё жива, Илюша отвечает, что год ещё не кончился. В основе этого рассказа лежит поверье, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. |