СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Тургенев. Слово об авторе. Рассказ "Бирюк". Роль художественного описания.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе с элементами ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Слово об авторе. Рассказ "Бирюк". Роль художественного описания.»

4


Урок литературы в 7 классе на тему «И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бирюк. Роль художественного описания.».


Цель урока: Знакомство учащихся 7 класса с творчеством Тургенева, развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа.


Задачи: познакомить учащихся с рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», формировать умения анализировать и синтезировать информацию текста.

развивать связную речь, аналитические способности, логическое мышление, эмоциональную выразительность речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту;прививать внимательное отношение к слову


Планируемые образовательные результаты:


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;


личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий;


регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;


коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Метапредметные:


Уметь оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;


Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью выражать свои мысли;


Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, находить нужную информацию.


Организационный момент – 1 минута.

Слово учителя:

 - Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке литературы. Вижу, что весь класс присутствует, это очень замечательно. Надеюсь, наш урок, как и всегда, получится интересным, плодотворным.

2. Актуализация опорных знаний учащихся. Сегодня мы с вами вновь отправимся в чудесный мир классической литературы, ещё раз перелистаем страницы биографии писателя, нашего земляка, который когда-то сказал о себе: «Вся моя биография в моих сочинениях...» .

9 ноября 2018 года вся страна, весь мир отмечал двухсотлетие этого писателя. Надеюсь, вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь.

- Речь пойдёт об И.С. Тургеневе и его произведении

Откройте тетради, подпишите дату и тему нашего урока:

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бирюк»».

Но прежде чем мы продолжим урок, я предлагаю заполнить вам таблицу, которая определит задачи нашего занятия .

Что я знаю об И. С. Тургеневе и его творчестве

Хочу узнать

Узнал








1)Каждому из вас предстоит заполнить первые 2 графы таблицы, которая находится на рабочем листе. (4 минут)

Итак, с творчеством И. С. Тургенева мы знакомились в предыдущих классах. Какие факты вы отметили в 1 столбике? ......Кто-то вспомнил больше, кто-то меньше, но отрадно, что эта графа у всех оказалась заполненной.

-А что вы записали во втором столбике?

И теперь мы определяем наши задачи на урок:

1. Познакомиться с биографией И.С. Тургенев

2. Познакомиться с историей создания рассказа «Бирюк»

3. Начать работу над анализом содержания рассказа



И сейчас я предлагаю вам ещё раз обратиться к биографии писателя и восполнить пробелы

Изучение нового материала.

-Слово представляется Орловой Дарье (сообщение по биографии писателя-5 мин)

- Я надеюсь, что вам понравилось выступление Даши. И хочу спросить, что нового вы узнали о Тургеневе из Дашиного выступления?(ответы уч-ся)

- А кто из вас был на родине Тургенева в Спасском- Лутовиново?

Я приглашаю вас на экскурсию в Спасское-Лутовиново на родину Тургенева

Просмотр видеоотрывка – 5 минут

-Что вам понравилось в нашей экскурсии? (Я надеюсь, вы понимаете, что такая красивая природа не могла не натолкнуть на создание интересных произведений).


Работа в парах

Закрепим материал по биографии И.С.Тургенева (с проверкой по образцу)

-как только закончили работу, берёте соседа за руку и поднимаете руку


-Если вы внимательно слушали, то Даша назвала нам сборник Тургенева «Записки охотника».-2 мин.

Немного подробнее об этом сборнике. В рабочих листах у вас есть материал, поработайте с ним. Условные обозначения вам даны.


И.С. Тургенев –автор сборника «Записки охотника»

Над своим произведением писатель работает с 1847 по 1852 год.

В сборник входит 25 рассказов.

Во всех произведениях присутствует один и тот же герой Петр Петрович.

Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»

Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии.

Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору

Рассказ «Бирюк» был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году.

Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»-



Что из данного материала для вас ново?




Вопрос на восприятие прочитанного.

- Поднимите руки, кто прочитал произведение Тургенева?

К какому жанру мы отнесём его?

Вспомним, что такое рассказ? Рассказ - небольшое произведение, в котором речь идёт об одном важном событии героя. В центре рассказа всегда лежит какой-то случай, событие.

- Ребята, ваше впечатление от этого произведения?

Каким было ваше настроение после прочтения рассказа? Что удивило, а может быть, даже и поразило?



-Ну а теперь обратимся к прочитанному рассказу...и раскроем загадку такого необычного названия.( Слово Титовой Олесе)

С чего начинается данное произведение? (С описания грозы)

-Зачитаем

Как в литературе называют описание природы или природного явления? (Пейзаж)

-Какие средства художественной изобразительности использовал автор для создания сильного впечатления? (Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпитет-это образное определение предметов или явлений, отличающееся художественной выразительностью и образностью

Олицетворения: гроза надвигалась; туча поднималась; неслись облака; ; ракиты тревожно шевелились и лепетали; тени быстро густели; ветер внезапно загудел в вышине; Эпитеты: лиловая туча; душный жар; влажный холод;

- Случайно ли автор начал своё произведение с грозы? Какую роль играет образ-символ грозы?

Во-первых, гроза произойдёт в доме лесника, во-вторых, Бирюк сам похож на грозовую тучу. Главный герой чувствует себя во время грозы в своей стихии: при вспышке молнии появляется высокая грозная фигура лесника, «словно выросла из земли». Несмотря на усиление грозы(«белая молния озарила лесника с ног до головы», «дождик хлынул с удвоенной силой»), он без труда «сдёрнул с места» испуганную лошадь, на всём протяжении пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видно, гроза ему не страшна, он сам ей подобен.


Тургенев – мастер пейзажа. Мы видим, слышим, ощущаем грозу. А какие краски использует автор? (темные)


В ореоле какого цвета появляется главный герой? (при блеске (серебряный, золотистый) молнии (озарила молния)). Пояснение учителя: Издревле на Руси цвет добра и справедливости


Подумайте, почему автор изобразил своего героя при блеске молнии, озаренного с головы до ног? (1) чтобы мы лучше увидели; 2) всмотрелись; 3) добр, справедлив).


Вывод делают обучающиеся:


Автор как бы приглашает нас: всмотритесь, разглядите его , раскройте его тайну.

А вот более подробно разглядывать нашего героя мы будем на следующем уроке.

А сейчас вернитесь ещё раз к нашему листу и заполните третью колонку и сделайте

Вывод о том, решили ли мы задачи, поставленные в начале урока.

Рефлексия: Итак, я прошу вас оценить работу свою на уроке и работу одноклассников. Кто заслуживает отметки «5» и почему?

Кому можно поставить 4? Кто работал только на «3»?


Д/з: 1ряд- Быт Бирюка, его семейное положение , 2 ряд- Отношение Бирюка к работе (найти и выписать слова, характеризующие его как работника), 3 ряд- Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)4 ряд - Отношение самого Бирюка к мужику-вору

для всех :Почему Бирюк отпустил вора?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!