Тема. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Мы ещё повоюем», «Воробей», «Русский язык»
Цели:
Углубить представление учащихся о личности писателя. Познакомить учащихся с жанром стихотворений в прозе. Выявить основные особенности лирико-философских миниатюр.
Формировать умение всматриваться в окружающий мир. Развивать аналитические способности учащихся.
Воспитывать позитивное мышление, эмпатию, любовь к Родине.
Теория литературы: стихотворения в прозе.
Методы: Выразительное чтение учителя, учеников, прослушивание произведений в исполнении актеров — аудиозаписи. Эвристический (используется при анализе произведений, в том числе образной системы и художественных приемов, осмысление учениками нового для них жанра). Репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее, беседа учителя с учащимися).
Оборудование: Портрет Тургенева. На доске написано число, тема урока и эпиграфы. Звуковые записи стихотворений в прозе Тургенева в исполнении мастеров художественного слова.
Меня не только тянет, меня рвет в Россию.
И.С. Тургенев
... что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках,
что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование.
П.В. Анненков
Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного».
Ги де Мопассан
Ход урока
I. Слово учителя
Лебединой песней И.С Тургенева явился цикл художественных миниатюр под названием «Стихотворения в прозе» — своего рода поэма о пройденном писателем духовном пути. Сборник насчитывал сейчас 83 стихотворения, они написаны в дни русско-турецкой войны 1877-78 гг. И.С. Тургенев в то время тяжело болел, жил во Франции.
Сборник стихотворений в прозе – своеобразный итог размышлений о жизни, себе, о творчестве.
Вы прочитали некоторые произведения Тургенева и обратили внимание на их необычность.
Цикл «Senilia» (или в переводе с латыни «Старческое») посвящен философским раздумьям писателя о жизни, о человеке, о себе. Как видим, произведения имеют серьезное содержание.
- Подумайте, почему Тургенев дает название цикла по-латыни, а не по-русски?
- Что показалось вам необычным в стихотворениях, прочитанных дома?
- Как бы вы могли определить особенности жанра «Стихотворений в прозе»? (Это стихотворения без размера и рифмы.)
II. Работа с учебником
Определение стихотворения в прозе (стр. 141 учебника).
Составление записи в тетради.
Стихотворение в прозе — это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма, рифмы: небольшой объем, часто — членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка выражение субъективного впечатления или переживания. Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет («Щи», «Старуха», «Воробей»).
Краткий экскурс в историю создания стихотворений в прозе.
Стихотворения в прозе — это необычное явление в жанровом отношении. Глубокий лиризм, эмоциональность повествования, краткость формы сближают их с лирической поэзией. Однако переживания автора в миниатюрах воплощаются в прозаической форме. В стихотворениях в прозе отсутствуют описательные картины, подробные характеристики персонажей. Прозаический ритм вместе с лирическим накалом образуют оригинальный жанр — стихотворения в прозе.
Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе к «эскизы» для будущих стихотворений, затем критик и писатель М.М. Стасюлевич уговорил его напечатать эти стихотворения. При первом издании стихотворений автор написал следующее предисловие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Это рассказ о его мыслях и чувствах, это — лирические произведения, поэтому пни и названы стихотворениями. Эти мысли и чувства изложены в прозе, следовательно, правомерно название — «Стихотворения в прозе».
III. Анализ стихотворения в прозе «Мы ещё повоюем»
Учитель обращает внимание учеников на особенность чтения произведений данного жанра: медленное, вдумчивое, неоднократное.
Вопросы:
Перескажите сюжет этого стихотворения.
Какие образы-символы присутствуют в стихотворении?
Как они выражают состояние героя произведения?
Как и почему оно изменяется?
Поясните финал стихотворения. Что может быть сильнее смерти?
IV. Анализ стихотворения в прозе «Воробей»
Целевая установка перед прослушиванием: описать, какой момент запомнился больше всего.
Тема: любовь, которая движет жизнью. Способность любящего существа пожертвовать даже жизнью ради другого.
Идея: единство человеческого мира и мира природы (природа – образец для подражания, благородные чувства и любовь естественны, они заложены природой).
Образы: охотник, пес Трезор, молодой воробей, старый воробей. Разделение на два мира, их взаимодействие.
Художественные средства: эпитеты (воробей «взъерошенный, искаженный», «отчаянный и жалкий» писк и др.); очеловечивание (воробей мыслит, собака понимает); гипербола «каким громадным чудовищем должна ему (воробью) казаться собака»); сопоставление (мир природы и мир человека).
Вопросы:
Что произошло, когда рассказчик возвращался с охоты? (Птенец упал из гнезда, и старый воробей бросился ему на помощь.)
На каких деталях внешности воробышка и старого воробья и почему фиксирует внимание автор?
Как в стихотворении «Воробей» использован контраст?
Что поразило охотника в поступке воробья? (Удивительное самопожертвование воробья — такое, что даже собака остановилась.)
Какова тема стихотворения в прозе «Воробей»? (В стихотворении воспевается мужество и самопожертвование во имя любви.)
Прочитайте строки, в которых заключен главный смысл стихотворения. («Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».)
В академическом издании есть варианты отдельных строк стихотворения и даже его названия. В черновом автографе рассказ назван «Герой». В этом варианте текста сильнее звучит личностное начало не только взволнованность автора, но и стремление показать, как близки его личному миру и окружающим его реалиям события, о которых идет речь в стихотворении. В окончательном варианте встреча с воробьем изменяет масштабы, становится более общезначимой.
Так, вместо «по аллее моего сада» — стало «по аллее сада».
Вместо «с березовой ветки» — «с близкого дерева».
В окончательном варианте опущена целая фраза:
« Я благоговею перед тобой, маленький герой!»
Небольшая правка в тексте дает нам право не только сказать о требовательности автора к каждому слову текста, но и о его умении при помощи крохотных и пленений как бы менять масштаб изображаемых событий.
Можно показать и чисто стилистические варианты, которые помогут поразмыслить и над творческой лабораторией автора, и над бесконечным многообразии оттенков слова. Сравним начальный и окончательный варианты текста: «недвижно, с поникшим носом, беспомощно... » и «недвижно, беспомощно»; «стало рыть, и он...» и «видно, и он...», «только ею, только любовью держится, а следовательно, и движется жизнь» и «только ею, только любовью держится и движется жизнь».
V. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык» (июнь 1882 г.)
Учитель. Совсем не случайно И.С. Тургенев написал эту миниатюру.
На протяжении всей жизни Тургенев с любовью относился к русскому языку: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот вклад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает... Пушкин!»; «Я никогда, ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке, в противном случае я был бы не художник...».
Вопросы:
Сформулируйте тему и основную мысль словами из текста.
В стихотворении всего три предложения. Какие это предложения? (Два предложения восклицательных, одно вопросительное).
О чем это нам говорит? (Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об искренней взволнованности автора. Недаром же именно ним стихотворением обычно завершают издание «Стихотворений в прозе»)
- Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все произведение? Сколько и каких приемов использует автор в первом предложении? Во втором? В третьем?
Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языкy, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.
- Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.
- Какая мысль заключена в этом отрывке? (Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие-то неприятные события. Тема Родины и исторической судьбы русского народа — основная тема в творчестве Тургенева — в последние годы его жизни становится для него особенно близкой и волнующей. В стихотворении «Русский язык» с необыкновенной силой выразилась и его любовь к Родине, к родному языку, и его вера в будущее русского народа.)
Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? (С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ - великий народ).
Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Несмотря на то, что нет рифмы, это произведение лирическое, потому что выражает чувство).
Именно эта боль «при виде того, что совершается дома» и в отражена в стихотворении «Русский язык», а также выражается надежда то, что если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с испытаниями, которые выпали не его долю.
VI. Поверка знаний по изученному материалу
Что такое стихотворения в прозе? Что в этих произведения лирического, эпического?
Какие образы-символы присутствуют в стихотворении «Мы ещё повоюем»? Как они выражают состояние героя? Как и почему оно меняется? (Ястреб – опасность, проблемы, жизненные испытания. Воробей – неунывающий оптимист, жизнелюб.)
Поясните финал произведения. Что может быть сильнее страха смерти? (Воробей помог автору встряхнуться, он воодушевил автора. Сильнее страха смерти любовь к жизни во всех её проявлениях, радость от жизни.)
Почему действия старого воробья вызвали у автора восхищение? (Удивительное самопожерт-вование воробья — такое, что даже собака остановилась.)
Какова тема и основная мысль стихотворения в прозе «Русский язык»? (Тема Родины, родного языка. Основная мысль: вера в великое будущее русского народа.)
VII. Подведение итогов
И.С. Тургенев в своеобразной жанровой форме в цикле «Старческое» поднимает разнообразные философские, нравственные, общественно-социальные вопросы. Достижения и творческие искания писателя прежних лет находят в «Стихотворениях в прозе» свое итоговое завершение.
1. Почему стихотворения в прозе И.С. Тургенев называет по-латыни «Senilia», а не по-русски «старческое»? («Senilia» — звучное, возвышенное, таинственное, а «старческое» — явный прозаизм; писатель стремится дать не только смысловое определение, но и то, что мы называем поэтической формой.)
2. «Стихотворения в прозе» — это жанр литературы, в котором сочетаются черты поэзии и прозы. Произведения напоминают прозу: в них есть сюжет, герои. Вместе с тем их эмоциональная насыщенность, повышенная метафоричность, иносказательность, ритмика не прозаические, а стихотворные. Это слияние производит сильное впечатление. Это проза, проникнутая тонким лиризмом.
Учитель. Сохранили ли свою актуальность стихотворения И.С. Тургенева сегодня?
(В современном обществе, где культивируются в качестве нравственных ценностей нажива и материальное благополучие, особенно актуальны миниатюры писателя, воспевающие человеческую чуткость, бескорыстие, доброту и любовь. А русский язык, страдающий от нашествия англоязычных заимствований и теряющий литературную форму, просто нуждается в защите.)
Заключительное слово учителя.
Иван Сергеевич Тургенев вошел в литературу как поэт, затем в его прозе мы встретим много поистине поэтических строк (мы видели это в цикле рассказов «Записки охотника»), очень любил и хорошо знал музыку — вот почему так красиво «звучат» его произведения. В конце жизни свои раздумья над вечными вопросами Иван Сергеевич облек в форму стихотворений в прозе, с которыми мы и познакомились сегодня. Возможно, некоторые из вас обратятся к полным мудрости строкам Тургенева в будущем. В заключение урока обратимся к поминаниям французского писателя Ги де Мопассана о Тургеневе: «Наряду с поэтом Пушкиным которым он восхищался, наряду с поэтом Лермонтовым и романистом Гоголем он всегда будет одним из тех, кому Россия должна быть обязана глубокой и вечной признательностью, ибо он оставил ее народу нечто бессмертное и неоцененное — свое искусство, незабываемые произведения, ту драгоценную и непреходяшую славу, которая выше всякой другой славы» (с. 271).
VIII. Домашнее задание
Читать с. 92-108.
Попытаться написать свое стихотворение в прозе.
4