СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 19. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе "Мы ещё повоюем", "Воробей", "Русский язык"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы "И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе "Мы ещё повоюем", "Воробей", "Русский язык""

Просмотр содержимого документа
«Урок 19. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе "Мы ещё повоюем", "Воробей", "Русский язык"»

Тема. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Мы ещё повоюем», «Воробей», «Русский язык»


Цели:

  1. Углубить представление учащих­ся о личности писателя. Позна­комить учащихся с жанром сти­хотворений в прозе. Выявить основные особенности лирико-философских миниатюр.

  2. Фор­мировать умение всматриваться в окружающий мир. Развивать аналитические способности учащихся.

  3. Воспитывать позитивное мышление, эмпатию, любовь к Родине.

Теория литературы: стихотворения в прозе.

Методы: Выра­зительное чтение учителя, учеников, прослушивание произве­дений в исполнении актеров — аудиозаписи. Эвристический (используется при анализе произведений, в том числе образной системы и художественных приемов, осмыс­ление учениками нового для них жанра). Репродуктивный (составление и запись таблицы с исполь­зованием знаний, полученных ранее, беседа учителя с учащимися).

Оборудование: Портрет Тургенева. На доске написано число, тема урока и эпиграфы. Звуковые записи стихотворений в прозе Тургенева в исполнении мастеров художественного слова.

Меня не только тянет, меня рвет в Россию.

И.С. Тургенев

... что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках,

что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование.

П.В. Анненков

Не было души более открытой, более тонкой и более про­никновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного».

Ги де Мопассан

Ход урока

I. Слово учителя

Лебединой песней И.С Тургенева явился цикл художественных миниатюр под названием «Стихотворения в прозе» — своего рода поэма о пройденном писателем духовном пути. Сборник насчитывал сейчас 83 стихотворения, они написаны в дни русско-турецкой войны 1877-78 гг. И.С. Тургенев в то время тяжело болел, жил во Франции.

Сборник стихотворений в прозе – своеобразный итог размышлений о жизни, себе, о творчестве.

Вы прочитали некоторые произведения Тургенева и обратили внимание на их необычность.

Цикл «Senilia» (или в переводе с латыни «Старческое») посвящен философским раздумьям писателя о жизни, о человеке, о себе. Как видим, произведения имеют серьезное содержание.

- Подумайте, почему Тургенев дает назва­ние цикла по-латыни, а не по-русски?

- Что показалось вам необычным в стихотворениях, прочитанных дома?

- Как бы вы могли определить особенности жанра «Стихотво­рений в прозе»? (Это стихотворения без размера и рифмы.)


II. Работа с учебником

  1. Определение стихотворения в прозе (стр. 141 учебника).

  2. Составление записи в тетради.

Стихотворение в прозе — это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма, рифмы: небольшой объем, часто — членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность сти­ля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии дан­ного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка выражение субъективного впечатления или переживания. Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет («Щи», «Старуха», «Воробей»).

  1. Краткий экскурс в историю создания стихотворений в про­зе.

Стихотворения в прозе — это необычное явление в жанровом отношении. Глубокий лиризм, эмоциональность пове­ствования, краткость формы сближают их с лирической поэзией. Однако переживания автора в миниатюрах воплощаются в прозаи­ческой форме. В стихотворениях в прозе отсутствуют описатель­ные картины, подробные характеристики персонажей. Прозаичес­кий ритм вместе с лирическим накалом образуют оригинальный жанр — стихотворения в прозе.

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе к «эскизы» для будущих стихотворений, затем критик и писатель М.М. Стасюлевич уговорил его напечатать эти стихотворения. При первом издании стихотворений автор написал следующее предисловие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Это рассказ о его мыслях и чувствах, это — лирические произведения, поэтому пни и названы стихотворениями. Эти мысли и чувства изложены в прозе, следовательно, правомерно название — «Стихотворения в прозе».


III. Анализ стихотворения в прозе «Мы ещё повоюем»

Учитель обращает внимание учеников на особенность чтения произведений данного жанра: медленное, вдумчивое, неодно­кратное.

Вопросы:

  1. Перескажите сюжет этого стихотворения.

  2. Какие образы-символы присутствуют в стихотворении?

  3. Как они выражают состояние героя произведения?

  4. Как и почему оно изменяется?

  5. Поясните финал стихотворения. Что может быть сильнее смерти?


IV. Анализ стихотворения в прозе «Воробей»

Целевая установка перед прослушиванием: описать, какой момент запомнился больше всего.

Тема: любовь, которая движет жизнью. Способность любящего существа пожертвовать даже жизнью ради другого.

Идея: единство человеческого мира и мира природы (природа – образец для подражания, благородные чувства и любовь естественны, они заложены природой).

Образы: охотник, пес Трезор, молодой воробей, старый воробей. Разделение на два мира, их взаимодействие.

Художественные средства: эпитеты (воробей «взъерошен­ный, искаженный», «отчаянный и жалкий» писк и др.); оче­ловечивание (воробей мыслит, собака понимает); гипербола «каким громадным чудовищем должна ему (воробью) казаться собака»); сопоставление (мир природы и мир человека).


Вопросы:

  1. Что произошло, ког­да рассказчик возвращался с охоты? (Птенец упал из гнезда, и старый воробей бросился ему на помощь.)

  2. На каких деталях внешности воробышка и старого воробья и почему фиксирует внимание автор?

  3. Как в стихотворении «Воробей» использован контраст?

  4. Что поразило охотника в поступке воробья? (Удивительное самопожертвование воробья — такое, что даже со­бака остановилась.)

  5. Какова тема стихотворения в прозе «Воробей»? (В стихотворении воспевается мужество и самопожертвование во имя любви.)

  6. Прочитайте строки, в которых заключен главный смысл стихотворения. («Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».)


В академическом издании есть варианты отдельных строк стихотворения и даже его названия. В черновом автографе рассказ назван «Герой». В этом варианте текста сильнее звучит личностное начало не только взволнованность автора, но и стремление показать, как близки его личному миру и окружающим его реалиям события, о которых идет речь в стихотворении. В окончательном варианте встреча с воробьем изменяет масштабы, ста­новится более общезначимой.

Так, вместо «по аллее моего сада» — стало «по аллее сада».

Вместо «с березовой ветки» — «с близкого дерева».

В окончательном варианте опущена целая фраза:

« Я благоговею перед тобой, маленький герой!»

Небольшая правка в тексте дает нам право не только сказать о требователь­ности автора к каждому слову текста, но и о его умении при помощи крохотных и пленений как бы менять масштаб изображаемых событий.

Можно показать и чисто стилистические варианты, которые помогут пораз­мыслить и над творческой лабораторией автора, и над бесконечным многообразии оттенков слова. Сравним начальный и окончательный варианты текста: «недвижно, с поникшим носом, беспомощно... » и «недвижно, беспомощно»; «стало рыть, и он...» и «видно, и он...», «только ею, только любовью держится, а следова­тельно, и движется жизнь» и «только ею, только любовью держится и движется жизнь».


V. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык» (июнь 1882 г.)

Учитель. Совсем не случайно И.С. Тургенев написал эту ми­ниатюру.

На протяжении всей жизни Тургенев с любовью относился к рус­скому языку: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот вклад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает... Пушкин!»; «Я никогда, ни одной строч­ки в жизни не напечатал не на русском языке, в противном случае я был бы не художник...».


Вопросы:

  • Сформулируйте тему и основную мысль словами из текста.

  • В стихотворении всего три предложения. Какие это предложения? (Два предложения восклицательных, одно вопросительное).

  • О чем это нам говорит? (Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об искренней взволнованности автора. Недаром же именно ним стихотворением обычно завершают издание «Стихотворений в прозе»)

- Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все произведение? Сколько и каких приемов использует автор в первом предложении? Во втором? В третьем?

Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языкy, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.

- Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «сво­бодный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.

- Какая мысль заключена в этом отрывке? (Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие-то неприятные события. Тема Родины и исторической судьбы русского народа — основная тема в творчестве Тургенева — в последние годы его жизни стано­вится для него особенно близкой и волнующей. В стихотворении «Рус­ский язык» с необыкновенной силой выразилась и его любовь к Родине, к родному языку, и его вера в будущее русского народа.)


  • Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? (С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ - великий народ).

  • Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Несмотря на то, что нет рифмы, это произведение лирическое, потому что выражает чувство).


Именно эта боль «при виде того, что совершается дома» и в отражена в стихотворении «Русский язык», а также выражается надежда то, что если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с испытаниями, которые выпали не его долю.


VI. Поверка знаний по изученному материалу

  1. Что такое стихотворения в прозе? Что в этих произведения лирического, эпического?

  2. Какие образы-символы присутствуют в стихотворении «Мы ещё повоюем»? Как они выражают состояние героя? Как и почему оно меняется? (Ястреб – опасность, проблемы, жизненные испытания. Воробей – неунывающий оптимист, жизнелюб.)

  3. Поясните финал произведения. Что может быть сильнее страха смерти? (Воробей помог автору встряхнуться, он воодушевил автора. Сильнее страха смерти любовь к жизни во всех её проявлениях, радость от жизни.)

  4. Почему действия старого воробья вызвали у автора восхищение? (Удивительное самопожерт-вование воробья — такое, что даже со­бака остановилась.)

  5. Какова тема и основная мысль стихотворения в прозе «Русский язык»? (Тема Родины, родного языка. Основная мысль: вера в великое будущее русского народа.)


VII. Подведение итогов

И.С. Тургенев в своеобразной жанровой форме в цикле «Старческое» поднимает разнообразные философские, нравствен­ные, общественно-социальные вопросы. Достижения и творческие искания писателя прежних лет находят в «Стихотворениях в про­зе» свое итоговое завершение.

1. Почему стихотворения в прозе И.С. Тургенев называет по-латыни «Senilia», а не по-русски «старческое»? («Senilia» — звучное, возвышенное, таинственное, а «стар­ческое» — явный прозаизм; писатель стремится дать не только смысловое определение, но и то, что мы называем поэтической формой.)

2. «Стихотворения в прозе» — это жанр литературы, в котором сочетаются черты поэзии и прозы. Произведения напоминают прозу: в них есть сюжет, герои. Вместе с тем их эмоциональная насыщенность, повышенная метафоричность, иносказательность, ритмика не прозаические, а стихо­творные. Это слияние производит сильное впечатление. Это проза, проникнутая тонким лиризмом.

Учитель. Сохранили ли свою актуальность стихотворения И.С. Тургенева сегодня?

(В современном обществе, где культивируются в качестве нравст­венных ценностей нажива и материальное благополучие, особенно ак­туальны миниатюры писателя, воспевающие человеческую чуткость, бескорыстие, доброту и любовь. А русский язык, страдающий от на­шествия англоязычных заимствований и теряющий литературную форму, просто нуждается в защите.)


Заключительное слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев вошел в литературу как поэт, затем в его прозе мы встретим много поистине поэтических строк (мы видели это в цикле рассказов «Записки охотника»), очень любил и хорошо знал музыку — вот почему так красиво «звучат» его произведения. В конце жизни свои раздумья над вечными вопросами Иван Сергеевич облек в форму стихотво­рений в прозе, с которыми мы и познакомились сегодня. Возможно, некоторые из вас обратятся к полным мудрости строкам Тургенева в будущем. В заключение урока обратимся к поминаниям французского писателя Ги де Мопассана о Тургеневе: «Наряду с поэтом Пушкиным которым он восхищался, наряду с поэтом Лермонтовым и романистом Гоголем он всегда будет одним из тех, кому Россия должна быть обязана глубокой и вечной признательностью, ибо он оставил ее народу нечто бессмертное и неоцененное — свое искусство, незабываемые произведения, ту драгоценную и непреходяшую славу, которая выше всякой другой славы» (с. 271).


VIII. Домашнее задание

  1. Читать с. 92-108.

  2. Попытаться написать свое стихотворение в прозе.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!