СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План -конспект урока по литературе с использованием Сингапурских обучающих структур.

Просмотр содержимого документа
«Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков.»

Тема урока: И.С.Тургенева «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков.

Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение И.З.Сурикова на фоне слайдов

Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.



2.Вхождение в проблему.

  1. Обсудите с партнёром по лицу:

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Отвечает ученик …


  1. Обсудите с партнёром по плечу:

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

Отвечает ученик …


  1. Сингл Раунд Робин. Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1.

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?


  1. Индивидуальная работа. Частичная проверка знания текста (ответ на вопросы).


3.Постановка учебной проблемы.

У вас на руках текстЧто это за текст? (Описание, портрет)

- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

- Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

1)Corners

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе), определитесь с героем и выберите свои углы с портретами мальчиков.

Тексты

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).

  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

- Зачитайте ваше описание.


2) Работа в группе.

Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории, вспомните историю, которая вам больше всего понравилась. А теперь по очереди расскажите её. У каждого из вас 30 секунд. Начинает ученик …

Молодцы! Поблагодарите друг друга за интересный рассказ.


4.Закрепление.

А теперь работаем дальше. Вам дана таблица. Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут.

2. Выступления учеников.

3. МИКС- ПЭА-ШЭА

Потанцуем! Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка останавливается, учитель объявляет «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

«Я задаю вопрос, у вас есть 5 секунд, чтобы его обдумать».


1.Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун»

Отвечать начинают ученики, у которых светлее глаза.

Музыка.

  1. Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете?

Федя. По одёжке.

Отвечают ученики, у которых темнее волосы

Музыка.

3.Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

Отвечают ученики, старшие по возрасту.


Музыка.

4.Что готовили мальчики? «Картошку»

Отвечают ученики, чей дом ближе к школе.


4.ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

Ответить письменно на вопросы:


  1. О чём говорят мальчики у костра?

  2. Какие поверья бытуют среди ребят?

  3. Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?

Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?


5.Заключительный этап.

  1. Вывод.

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

- Дети интересны охотнику?

- Как вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 в.? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

  1. Рефлексия.

Продолжите фразу:

На уроке я узнал……

Осталось непонятным…..

Было интересно…..

Хотел бы узнать….

  1. Выставление оценок.

Домашнее задание. Выучить отрывок наизусть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!