Тема урока: И.С.Тургенева «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков.
Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель читает стихотворение И.З.Сурикова на фоне слайдов
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
2.Вхождение в проблему.
Обсудите с партнёром по лицу:
Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
Отвечает ученик …
Обсудите с партнёром по плечу:
Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)
Отвечает ученик …
Сингл Раунд Робин. Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1.
Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?
Индивидуальная работа. Частичная проверка знания текста (ответ на вопросы).
3.Постановка учебной проблемы.
У вас на руках текстЧто это за текст? (Описание, портрет)
- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).
- Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
1)Corners
Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе), определитесь с героем и выберите свои углы с портретами мальчиков.
Тексты
Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
- Зачитайте ваше описание.
2) Работа в группе.
Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории, вспомните историю, которая вам больше всего понравилась. А теперь по очереди расскажите её. У каждого из вас 30 секунд. Начинает ученик …
Молодцы! Поблагодарите друг друга за интересный рассказ.
4.Закрепление.
А теперь работаем дальше. Вам дана таблица. Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут.
2. Выступления учеников.
3. МИКС- ПЭА-ШЭА
Потанцуем! Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка останавливается, учитель объявляет «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.
«Я задаю вопрос, у вас есть 5 секунд, чтобы его обдумать».
1.Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун»
Отвечать начинают ученики, у которых светлее глаза.
Музыка.
Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете?
Федя. По одёжке.
Отвечают ученики, у которых темнее волосы
Музыка.
3.Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
Отвечают ученики, старшие по возрасту.
Музыка.
4.Что готовили мальчики? «Картошку»
Отвечают ученики, чей дом ближе к школе.
4.ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН
Ответить письменно на вопросы:
О чём говорят мальчики у костра?
Какие поверья бытуют среди ребят?
Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?
Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?
5.Заключительный этап.
Вывод.
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
- Дети интересны охотнику?
- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
Рефлексия.
Продолжите фразу:
На уроке я узнал……
Осталось непонятным…..
Было интересно…..
Хотел бы узнать….
Выставление оценок.
Домашнее задание. Выучить отрывок наизусть.