Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев "Муму"»
Рассказ «Муму»
Главный герой рассказа.
- Кто главный герой произведения?
- Найдите его описание в тексте. Зачитайте.
- Дайте характеристику герою по его описанию.
- Какой художественный прием использует автор чаще? Для чего?
- Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки.
- Какие эпитеты используем автор?
- Описывая Герасима, автор употребляет такие эпитеты, как могучие руки, богатырская сила.
Почему Герасима автор изобразил глухонемым? Что хотел этим показать автор? Сравните его с «миром других людей» в рассказе.
- Мир безмолвия , в который погружён богатырь, прост и суров, избыточно полон трудов, послушания и строгого порядка .
- Мир слов , в котором живут все обитатели поместья, включая старуху-барыню, - лжив, хитёр, жесток и порочен .
- Каковы отношения Герасима с другими героями рассказа? Приведите примеры их текста. - с другими рабочими, - с самой барыней - с горожанами и т.д.
Герасим и Татьяна.
- Расскажите подробно историю отношений Герасима и Татьяны.
- Почему Герасим так был привязан к Татьяне?
- Возможно, что Герасим привязался к Татьяне, потому что она была так же бессловесна, как и он.
- Что автор хочет показать этой историей?
- Автор утверждает, что каждый человек имеет право на любовь, имеет право на выбор.
Герасим и Муму
- Как появилась Муму в жизни Герасима?
- Расскажите об их дружбе.
- Чем похожи эти герои?
- История Герасима и Муму – это история любви двух одиноких сердец во враждебном мире.
Герасим и Муму
- Чем Муму накликала на себя гнев барыни? Чем вы можете обосновать поведение барыни? Права ли она?
- Почему никто не сочувствует Герасиму даже из простых рабочих?
- Никто не сочувствует Герасиму. Если он глухонемой, значит , человек второго сорта.
Барыня
- Почему вся челядь готова услужить барыне?
- Почему никто не противиться ее капризам? Приведите примеры поведения некоторых персонажей.
Герасим
- Найдите момент, в котором дворовые приходят обобрать Муму у Герасима. Зачитайте.
- На что похожа эта сцена?
- Решающий поединок Герасима с трусливой челядью похож на сказочное действо, богатырскую победу над нечестивыми , торжество русского духа.
Герасим и Муму
- Как Герасим поступил с Муму? Найдите фрагмент. Зачитайте.
- Как бы поступили вы на его месте?
- Почему Герасим вынес такой приговор собачке?
- Высшее мистическое проявление любви Герасима к Муму заключено в его готовности убить самое дорогое на свете существо ради его освобождения от цепей жестокого мира.
Герасим
- Почему Герасим ужел от барыни? Что он этим хотел показать?
- Герасим всегда беспрекословно подчинялся барской воле, но, когда погибла Муму, в нем поднялось чувство протеста против равнодушия и лицемерия , царившего в барском доме, против причуд скучающей старухи. Пробудившееся человеческое достоинство , тяга к земле стали сильнее привычной рабской покорности, и герой понял, что по-прежнему жить не сможет.
- Какой еще художественный прием используем автор, чтобы показать развитие Герасима, его эволюцию?
- Сравнение – это художественное определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.
Герасим
- Сравнения помогают нам понять состояние Герасима в разные периоды его жизни. Найдите их в тексте.
- Когда его привезли из деревни в город :
- он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги.
- герой похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощённого.
Герасим
- Почему Герасим назван в рассказе «самым замечательным лицом»?
- Герой отличается от других тем, что в условиях крепостного права, уродующего человеческую душу, он один сохранил доброту, честность, порядочность, чувство собственного достоинства, гордость и независимость .
- Какой художественный прием используем автор в конце рассказа, описывая дорогу Герасима в деревню?
- Пейзаж – художественное описание природы. Для чего он дан автором?
- Герасим глубоко чувствует природу , её красоту. В финале рассказа описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогают понять новое душевное состояние героя , ощущение свободы , красоты жизни.
Главная мысль рассказа «Муму».
- Это рассказ о неизбежной гибели крепостного права, о том, что грядут новые времена .
На какую библейскую легенда похожа эта история и почему?
Завьялов. Месть Самсона. 1836
Тестовая работа по произведению
- У себя в деревне Герасим:
А)пахал Б)плотничал В)был кузнецом
2. В городе он стал:
А)сапожником Б)дворником В)портным
А)вместе с другими
Б)отдельно от всех
В)у него не было своего угла
- Дворня относилась к нему с:
А)любовью Б)уважением В)ненавистью
- На какую степенную птицу походил Герасим ?
А)петух Б)индюк В)гусак
А)общительным Б)добродушным В)замкнутым
7. Что подарил он Татьяне в первый раз?
А)крендель Б)шоколад В)пряничного петуха
- Герасим желал жениться на Татьяне, потому что:
А)было одиноко жить в каморке
Б)полюбилась Татьяна
В)было трудно справляться с домашними делами
- Появление Муму в жизни Герасима:
А)отдалило его от людей
Б) не изменило его жизнь
В) позволило отдать всю невостребованную любовь
- В предложении: «Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью » выделенные слова являются:
А)эпитетами Б)аллегорией В) сравнением
- Слова «решимость» и «отвага» – это:
А)синонимы Б)омонимы В) антонимы
- Описывая Герасима: «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле» - автор использовал:
А)сравнение Б)эпитет В) олицетворение
- Герасим ушёл из Москвы, потому что:
А)соскучился по дому
Б)устал от городской жизни
В)эта жизнь ему стала невыносима
- В основе произведения лежит историческая реальность:
А) крепостное право
Б) Война с Турцией.
В) Появление первых банков для крестьян.