СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С.Тургенев "Муму"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентаия к урокам по теме "И.С.Тургенев. Рассказ "Муму"

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев "Муму"»

Рассказ «Муму»

Рассказ «Муму»

Главный герой рассказа. Кто главный герой произведения?  Найдите его описание в тексте. Зачитайте.  Дайте характеристику герою по его описанию.  Какой художественный прием использует автор чаще? Для чего?  Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки.  Какие эпитеты используем автор?  Описывая Герасима, автор употребляет такие эпитеты, как могучие руки, богатырская сила.

Главный герой рассказа.

  • Кто главный герой произведения?
  • Найдите его описание в тексте. Зачитайте.
  • Дайте характеристику герою по его описанию.
  • Какой художественный прием использует автор чаще? Для чего?
  • Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки.
  • Какие эпитеты используем автор?
  • Описывая Герасима, автор употребляет такие эпитеты, как могучие руки, богатырская сила.
Почему Герасима автор изобразил глухонемым? Что хотел этим показать автор? Сравните его с «миром других людей» в рассказе. Мир безмолвия , в который погружён богатырь, прост и суров, избыточно полон трудов, послушания и строгого порядка . Мир слов , в котором живут все обитатели поместья, включая старуху-барыню, - лжив, хитёр, жесток и порочен .

Почему Герасима автор изобразил глухонемым? Что хотел этим показать автор? Сравните его с «миром других людей» в рассказе.

  • Мир безмолвия , в который погружён богатырь, прост и суров, избыточно полон трудов, послушания и строгого порядка .
  • Мир слов , в котором живут все обитатели поместья, включая старуху-барыню, - лжив, хитёр, жесток и порочен .
 Каковы отношения Герасима с другими героями рассказа? Приведите примеры их текста.  - с другими рабочими,  - с самой барыней  - с горожанами и т.д.
  • Каковы отношения Герасима с другими героями рассказа? Приведите примеры их текста. - с другими рабочими, - с самой барыней - с горожанами и т.д.
Герасим и Татьяна. Расскажите подробно историю отношений Герасима и Татьяны. Почему Герасим так был привязан к Татьяне? Возможно, что Герасим привязался к Татьяне, потому что она была так же бессловесна, как и он. Что автор хочет показать этой историей? Автор утверждает, что каждый человек имеет право на любовь, имеет право на выбор.

Герасим и Татьяна.

  • Расскажите подробно историю отношений Герасима и Татьяны.
  • Почему Герасим так был привязан к Татьяне?
  • Возможно, что Герасим привязался к Татьяне, потому что она была так же бессловесна, как и он.
  • Что автор хочет показать этой историей?
  • Автор утверждает, что каждый человек имеет право на любовь, имеет право на выбор.
Герасим и Муму Как появилась Муму в жизни Герасима? Расскажите об их дружбе. Чем похожи эти герои? История Герасима и Муму – это история любви двух одиноких сердец во враждебном мире.

Герасим и Муму

  • Как появилась Муму в жизни Герасима?
  • Расскажите об их дружбе.
  • Чем похожи эти герои?
  • История Герасима и Муму – это история любви двух одиноких сердец во враждебном мире.
Герасим и Муму Чем Муму накликала на себя гнев барыни?  Чем вы можете обосновать поведение барыни? Права ли она? Почему никто не сочувствует Герасиму даже из простых рабочих?  Никто не сочувствует Герасиму. Если он глухонемой, значит , человек второго сорта.

Герасим и Муму

  • Чем Муму накликала на себя гнев барыни? Чем вы можете обосновать поведение барыни? Права ли она?
  • Почему никто не сочувствует Герасиму даже из простых рабочих?
  • Никто не сочувствует Герасиму. Если он глухонемой, значит , человек второго сорта.
Барыня Почему вся челядь готова услужить барыне? Почему никто не противиться ее капризам? Приведите примеры поведения некоторых персонажей.

Барыня

  • Почему вся челядь готова услужить барыне?
  • Почему никто не противиться ее капризам? Приведите примеры поведения некоторых персонажей.
Герасим Найдите момент, в котором дворовые приходят обобрать Муму у Герасима. Зачитайте. На что похожа эта сцена? Решающий поединок Герасима с трусливой челядью похож на сказочное действо, богатырскую победу над нечестивыми , торжество русского духа.

Герасим

  • Найдите момент, в котором дворовые приходят обобрать Муму у Герасима. Зачитайте.
  • На что похожа эта сцена?
  • Решающий поединок Герасима с трусливой челядью похож на сказочное действо, богатырскую победу над нечестивыми , торжество русского духа.
Герасим и Муму Как Герасим поступил с Муму? Найдите фрагмент. Зачитайте. Как бы поступили вы на его месте? Почему Герасим вынес такой приговор собачке? Высшее мистическое проявление любви Герасима к Муму заключено в его готовности убить самое дорогое на свете существо ради его освобождения от цепей жестокого мира.

Герасим и Муму

  • Как Герасим поступил с Муму? Найдите фрагмент. Зачитайте.
  • Как бы поступили вы на его месте?
  • Почему Герасим вынес такой приговор собачке?
  • Высшее мистическое проявление любви Герасима к Муму заключено в его готовности убить самое дорогое на свете существо ради его освобождения от цепей жестокого мира.
Герасим Почему Герасим ужел от барыни? Что он этим хотел показать? Герасим всегда беспрекословно подчинялся барской воле, но, когда погибла Муму, в нем поднялось чувство протеста против равнодушия и лицемерия , царившего в барском доме, против причуд скучающей старухи. Пробудившееся человеческое достоинство , тяга к земле стали сильнее привычной рабской покорности, и герой понял, что по-прежнему жить не сможет. Какой еще художественный прием используем автор, чтобы показать развитие Герасима, его эволюцию? Сравнение – это художественное определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.

Герасим

  • Почему Герасим ужел от барыни? Что он этим хотел показать?
  • Герасим всегда беспрекословно подчинялся барской воле, но, когда погибла Муму, в нем поднялось чувство протеста против равнодушия и лицемерия , царившего в барском доме, против причуд скучающей старухи. Пробудившееся человеческое достоинство , тяга к земле стали сильнее привычной рабской покорности, и герой понял, что по-прежнему жить не сможет.
  • Какой еще художественный прием используем автор, чтобы показать развитие Герасима, его эволюцию?
  • Сравнение – это художественное определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.
Герасим Сравнения помогают нам понять состояние Герасима в разные периоды его жизни. Найдите их в тексте. Когда его привезли из деревни в город : он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги. В конце повести : герой похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощённого.

Герасим

  • Сравнения помогают нам понять состояние Герасима в разные периоды его жизни. Найдите их в тексте.
  • Когда его привезли из деревни в город :
  • он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги.
  • В конце повести :
  • герой похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощённого.
Герасим Почему Герасим назван в рассказе «самым замечательным лицом»? Герой отличается от других тем, что в условиях крепостного права, уродующего человеческую душу, он один сохранил доброту, честность, порядочность, чувство собственного достоинства, гордость и независимость . Какой художественный прием используем автор в конце рассказа, описывая дорогу Герасима в деревню? Пейзаж – художественное описание природы. Для чего он дан автором? Герасим глубоко чувствует природу , её красоту. В финале рассказа описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогают понять новое душевное состояние героя , ощущение свободы , красоты жизни.

Герасим

  • Почему Герасим назван в рассказе «самым замечательным лицом»?
  • Герой отличается от других тем, что в условиях крепостного права, уродующего человеческую душу, он один сохранил доброту, честность, порядочность, чувство собственного достоинства, гордость и независимость .
  • Какой художественный прием используем автор в конце рассказа, описывая дорогу Герасима в деревню?
  • Пейзаж – художественное описание природы. Для чего он дан автором?
  • Герасим глубоко чувствует природу , её красоту. В финале рассказа описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогают понять новое душевное состояние героя , ощущение свободы , красоты жизни.
Главная мысль рассказа «Муму».   Это рассказ о неизбежной гибели крепостного права, о том, что грядут новые времена . На какую библейскую легенда похожа эта история и почему?  Завьялов. Месть Самсона. 1836

Главная мысль рассказа «Муму».

  • Это рассказ о неизбежной гибели крепостного права, о том, что грядут новые времена .

На какую библейскую легенда похожа эта история и почему?

Завьялов. Месть Самсона. 1836

Тестовая работа по произведению У себя в деревне Герасим:  А)пахал Б)плотничал В)был кузнецом 2. В городе он стал:  А)сапожником Б)дворником В)портным Жил Герасим у барыни:  А)вместе с другими  Б)отдельно от всех  В)у него не было своего угла Дворня относилась к нему с:  А)любовью Б)уважением В)ненавистью

Тестовая работа по произведению

  • У себя в деревне Герасим:

А)пахал Б)плотничал В)был кузнецом

2. В городе он стал:

А)сапожником Б)дворником В)портным

  • Жил Герасим у барыни:

А)вместе с другими

Б)отдельно от всех

В)у него не было своего угла

  • Дворня относилась к нему с:

А)любовью Б)уважением В)ненавистью

На какую степенную птицу походил Герасим ?  А)петух Б)индюк В)гусак По характеру он был:  А)общительным Б)добродушным В)замкнутым  7. Что подарил он Татьяне в первый раз? А)крендель Б)шоколад В)пряничного петуха Герасим желал жениться на Татьяне, потому что: А)было одиноко жить в каморке Б)полюбилась Татьяна В)было трудно справляться с домашними делами
  • На какую степенную птицу походил Герасим ?

А)петух Б)индюк В)гусак

  • По характеру он был:

А)общительным Б)добродушным В)замкнутым

7. Что подарил он Татьяне в первый раз?

А)крендель Б)шоколад В)пряничного петуха

  • Герасим желал жениться на Татьяне, потому что:

А)было одиноко жить в каморке

Б)полюбилась Татьяна

В)было трудно справляться с домашними делами

Появление Муму в жизни Герасима: А)отдалило его от людей Б) не изменило его жизнь В) позволило отдать всю невостребованную любовь В предложении: «Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью » выделенные слова являются: А)эпитетами Б)аллегорией В) сравнением Слова «решимость» и «отвага» – это: А)синонимы Б)омонимы В) антонимы
  • Появление Муму в жизни Герасима:

А)отдалило его от людей

Б) не изменило его жизнь

В) позволило отдать всю невостребованную любовь

  • В предложении: «Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью » выделенные слова являются:

А)эпитетами Б)аллегорией В) сравнением

  • Слова «решимость» и «отвага» – это:

А)синонимы Б)омонимы В) антонимы

Описывая Герасима: «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле» - автор использовал: А)сравнение Б)эпитет В) олицетворение Герасим ушёл из Москвы, потому что: А)соскучился по дому Б)устал от городской жизни В)эта жизнь ему стала невыносима В  основе произведения лежит историческая реальность: А) крепостное право Б) Война с Турцией. В) Появление первых банков для крестьян.
  • Описывая Герасима: «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле» - автор использовал:

А)сравнение Б)эпитет В) олицетворение

  • Герасим ушёл из Москвы, потому что:

А)соскучился по дому

Б)устал от городской жизни

В)эта жизнь ему стала невыносима

  • В основе произведения лежит историческая реальность:

А) крепостное право

Б) Война с Турцией.

В) Появление первых банков для крестьян.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!