СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. С. Тургенев «Записки охотника» (обзор).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева?

Просмотр содержимого документа
«И. С. Тургенев «Записки охотника» (обзор).»


Тема: И. С. Тургенев «Записки охотника» (обзор).

Цели: познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»; раскрыть значение литературоведческих понятий - рассказ, цикл рассказов, образ рассказчика; обучать анализу рассказа; воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.


Ход урока.

I. Организ. момент. Мотивация.

II. Проверка д/з.

- Опрос уч-ся (биография И.С.Тургенева).

- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания)

III. Актуализация знаний.

- Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).

- Назовите литературные направления, которые вы знаете.

- К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.

- Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» - социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)

-Социальный-

-Психологический-

-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова – социально-психологический?

IV. Изучение новой темы.

Слово учителя.

- Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).

- Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.

-И. С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

- А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села Спасского и села Тургенева)

- В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».

1) Анализ рассказа «Хорь и Калиныч».

-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай). Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.

2) Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». (Тема счастья).

3)Анализ рассказа «Бежин луг». Тема. Идея. Проблема.

4)Анализ рассказа «Бирюк». Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе.

-Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином. Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

5) Выводы (записываются в тетради).

- Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

- Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

- Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ Петербурга).

- Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

- Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

- Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

- Какую роль играет пейзаж в рассказах?

- Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

V. Итог урока.

- Что такое рассказ?

-Что такое цикл рассказов?

- Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?

VI. Домашнее задание.

Анализ одного рассказа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!