Тема: И. С. Тургенев «Записки охотника» (обзор).
Цели: познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»; раскрыть значение литературоведческих понятий - рассказ, цикл рассказов, образ рассказчика; обучать анализу рассказа; воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.
Ход урока.
I. Организ. момент. Мотивация.
II. Проверка д/з.
- Опрос уч-ся (биография И.С.Тургенева).
- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания)
III. Актуализация знаний.
- Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).
- Назовите литературные направления, которые вы знаете.
- К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.
- Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» - социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)
-Социальный-
-Психологический-
-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова – социально-психологический?
IV. Изучение новой темы.
Слово учителя.
- Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).
- Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.
-И. С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.
- А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села Спасского и села Тургенева)
- В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».
1) Анализ рассказа «Хорь и Калиныч».
-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай). Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.
2) Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». (Тема счастья).
3)Анализ рассказа «Бежин луг». Тема. Идея. Проблема.
4)Анализ рассказа «Бирюк». Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе.
-Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином. Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.
5) Выводы (записываются в тетради).
- Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).
- Почему же эти рассказы представляют собой цикл?
- Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ Петербурга).
- Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).
-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?
- Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)
-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)
- Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)
- Какую роль играет пейзаж в рассказах?
- Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).
V. Итог урока.
- Что такое рассказ?
-Что такое цикл рассказов?
- Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?
VI. Домашнее задание.
Анализ одного рассказа.