СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. Токмакова. Стихотворения "Плим", "В чудной стране".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с биографией Ирины Токмаковой, работа со стихотворениями 

Просмотр содержимого документа
«И. Токмакова. Стихотворения "Плим", "В чудной стране".»

Конструкт урока литературного чтения

Дата: 14.05. 2018.

ОУ: Школа-интернат №27

Класс: 2 «А»

УМК: «Школа России»

Тема: И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».
Планируемые результаты:

Личностный: проявляют интерес к уроку «литературное чтение», к биографии И. Токмакова, к ее стихотворениям «Плим», «В чудной стране». Демонстрируют доброжелательное отношение к сверстникам. Проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Метапредметный: умеют воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников, умеют самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Проявляют ЛУУД: позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов; действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. РУУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. ПУУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметный: знакомы с биографией И. Токмаковой и ее стихотворениями «Плим», «В чудной стране».

Цель: Познакомить с творчеством И. Токмаковой, развивать навыки выразительного чтения.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать интерес к уроку «литературное чтение», к биографии И. Токмакова, к ее стихотворениям «Плим», «В чудной стране». Демонстрируют доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Коррекционно - развивающая: развивать умение воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Развивать ЛУУД: позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов; действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. РУУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. ПУУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Корректировать нарушения чтения в процессе чтения по цепочке.

Образовательная: познакомить с биографией И. Токмаковой и ее стихотворениями «Плим», «В чудной стране».



Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального подъёма;

  • Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

Принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип целостности; принцип минимакса; принцип деятельности; принцип психологической комфортности.

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания:

  • Методы формирования соц. опыта:

  • Педагогическое требование;

  • Создание ситуации успеха.

  • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • Создание ситуации успеха.

Методы обучения

  • По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой; наглядные: демонстрация, иллюстрация; практические: самостоятельная работа, упражнение.

  • По уровню включения в продуктивную деятельность: Частично-поисковый.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные: беседа, объяснение, повторение.

  • Методы самостоятельной работы.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оснащение

Средства обучения:

1. Демонстрационные: презентация, портрет Токмаковой, учебник литературного чтения, аудиозапись
2. Индивидуальные: учебник литературного чтения, тетрадь.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)
Информационные источники

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и доп. на 2011 год./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

2) Учебник литературного чтения 2 класс, 2 часть. УМК «Школа России». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. 3-е изд.-223 с. Ил- Школа России.


Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 6 мин.

  3. Решение проблемы. 8 мин.

  4. Первичное закрепление. 10 мин.

  5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). 10 мин.

  6. Информация о домашнем задании. 2 мин.

  7. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). 2 мин.

Ход урока

Этапы урока, задачи

Методы и приёмы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты с учетом формирования УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать на предстоящую деятельность, собрать внимание,

настроить на работу.

Словесный:

педагогическое требование.

Метод развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию)

Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Давайте поприветствуем друг друга, и улыбнемся своему соседу.

А чтобы урок прошел успешно, закроем глаза и скажем «у меня всё получится».
Проверим все ли у нас готово к уроку.
Найдите глазками учебник литературного чтения, пенал, тетрадь.

Теперь садитесь.

Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность,

доброжелательное отношение к сверстникам.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задача: выявить проблему, сформулировать тему и цель урока.

Установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом


Словесный

(беседа, рассказ),

педагогическое требование;

Наглядные методы (демонстрация)


Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Создание ситуации успеха.







Посмотрите, пожалуйста, на экран. (сл)
Что мы видим? (портрет Токмаковой).

Ребята, это Токмакова Ирина Петровна. Детский поэт, и переводчик детских стихов.

Ирина Петровна родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача. Токмакова - наш современник. (сл)

Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Ирина Петровна всегда была отличницей, закончила школу с золотой медалью.

Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком.

Однажды в Россию приехал шведский энергетик, который подарил Ирине Петровне книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. А ее муж отнес переводы стихов в издательство, и вскоре стихи вышли в виде книги.


Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. (сл.)

Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих языков.


А как вы думаете, почему я рассказала вам об Ирине Токмаковой?

Какая будет тема урока?

Тема: Стихотворения Ирины Токмаковой «Плим», «В чудной стране».

Цель: Учиться читать выразительно стихотворения Ирины Токмаковой.

личностные УУД: Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи.

познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3. Решение проблемы

Задача: предложить метод разрешения возникшей проблемы.


Словесные: (беседа, работа с текстом )

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха.

А перед тем как начать выразительно читать стихотворения, выполним речевую разминку.

Посмотрите, на экране текст. «Сегодня принесу пятерку я».



Предлагаю прочитать предложение разным тоном. Например, тон: спокойный   повышенный   мягкий  высокий   строгий.


А сейчас будем выделять голосом слова в предложении.


Сначала мы прочитаем в медленном темпе / среднем темпе / быстром темпе.


Сейчас, когда мы поработали над своей речью, предлагаю вас прочитать скороговорку.
Для сначала прочитаем медленно, потом немного быстрее, а в третий раз совсем быстро.

Купилa бaбуся бусы Мapусе.
Вы хорошо поработали над своей речью.

познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Физ. минутка
задача: Снять мышечное напряжение.


Словесный (объяснение).
Наглядный
(демонстрация учителя)

Теперь предлагаю отдохнуть. Я буду говорить слова и слоги.

Когда вы услышите слово – будите подпрыгивать.

Когда услышите слог – будите приседать.



Ма, лето, кино, ке, ухо, го, шорох, окно, жи, лес.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль.

4. Первичное закрепление.
задача:
создать условия для анализа литературного произведения.


Словесные: (беседа, объяснение, работа с книгой)


Практический (упражнение, самостоятельная работа)


Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха.

Теперь, чтобы узнать с каким стихотворением мы познакомимся, выполним задание, соединить буквы по стрелочкам (сл.)

Стихотворение называется «Плим». Вы уже слышали такое слово?

Герои стихотворений Токмаковой – очень внимательны к окружающему миру, они фантазеры и выдумщики. Герои очень любят играть в слова. И герой этого стихотворения придумал такое слово.


Давайте узнаем, что это за слово.

Открываем учебники на с. 153.

Познакомимся со стихотворением «Плим». Я читаю, а вы следите и внимательно слушаете.

Какое открытие сделал мальчик?
Предлагаю прочитать стихотворение.
Как будем читать это стихотворение? (по 2 строки, по цепочке)

А чтобы стихотворение звучало красивее, как его надо читать? (выразительно)

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
Коммуникативные УУД:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).



Словесный: (беседа, объяснение, работа с книгой).

Познакомимся со следующим стихотворением. Давайте рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Что необычное мы видим.

Предлагаю вам закрыть глаза и послушать запись, а когда слушаете, представьте перед собой картины.

Что вы представили, когда слушали?

А как вы думаете, почему в слове «чудной» ударение падает на 2ой слог.

В любом стихотворении должен присутствовать ритм, это одно из средств выразительности. 

Давайте поставим ударение на 1ый слог. Проверим, сможем ли мы прочитать первые 2 строки. (не можем)

Ритм помогает прочитать стихотворение выразительно, красиво.


Давайте ответим на 2 вопрос, работая в паре.

Хотели бы вы побывать в такой стране? Что можно увидеть в вашей чудной стране? 


А теперь будем пробовать читать стихотворение выразительно, соблюдая ритм стихотворения.

( если будет время. Теперь откроем свои тетради, запишем дату 14 мая.

Предлагаю вам выполнить рисунок к любому стихотворению).

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль

6. Информация о домашнем задании.

Задача: инструктаж о выполнении домашнего задания.

Словесный: (беседа, объяснение)

Сейчас возьмите свои дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно выбрать любое стихотворение и подготовить выразительное чтение.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция,

7. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Задача: самооценка результатов деятельности,

Словесный: (беседа, объяснение)

Наш урок подходит к концу. Какая была тема урока? Какая перед нами стояла цель урока? Как мы ее достигали?

С каким автором мы сегодня познакомились?

Какие произведения Ирины Токмаковой вы прочитали?
Понравились ли вам произведения?

Почему?
Что особенно запомнилось на уроке? Что понравилось? Что вам было выполнять легко на уроке, а что трудно? Почему?

Спасибо за урок.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самоконтроль, волевая саморегуляция.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя