Конструкт урока литературного чтения
Дата: 14.05. 2018.
ОУ: Школа-интернат №27
Класс: 2 «А»
УМК: «Школа России»
Тема: И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».
Планируемые результаты:
Личностный: проявляют интерес к уроку «литературное чтение», к биографии И. Токмакова, к ее стихотворениям «Плим», «В чудной стране». Демонстрируют доброжелательное отношение к сверстникам. Проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Метапредметный: умеют воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников, умеют самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Проявляют ЛУУД: позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов; действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. РУУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. ПУУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметный: знакомы с биографией И. Токмаковой и ее стихотворениями «Плим», «В чудной стране».
Цель: Познакомить с творчеством И. Токмаковой, развивать навыки выразительного чтения.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интерес к уроку «литературное чтение», к биографии И. Токмакова, к ее стихотворениям «Плим», «В чудной стране». Демонстрируют доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Коррекционно - развивающая: развивать умение воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Развивать ЛУУД: позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов; действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. РУУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. ПУУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Корректировать нарушения чтения в процессе чтения по цепочке.
Образовательная: познакомить с биографией И. Токмаковой и ее стихотворениями «Плим», «В чудной стране».
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания:
Принципы обучения:
Принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип целостности; принцип минимакса; принцип деятельности; принцип психологической комфортности.
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания:
Методы формирования соц. опыта:
Педагогическое требование;
Создание ситуации успеха.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Создание ситуации успеха.
Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой; наглядные: демонстрация, иллюстрация; практические: самостоятельная работа, упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность: Частично-поисковый.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные: беседа, объяснение, повторение.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оснащение
Средства обучения:
1. Демонстрационные: презентация, портрет Токмаковой, учебник литературного чтения, аудиозапись
2. Индивидуальные: учебник литературного чтения, тетрадь.
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)
Информационные источники
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и доп. на 2011 год./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2) Учебник литературного чтения 2 класс, 2 часть. УМК «Школа России». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. 3-е изд.-223 с. Ил- Школа России.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 6 мин.
Решение проблемы. 8 мин.
Первичное закрепление. 10 мин.
Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). 10 мин.
Информация о домашнем задании. 2 мин.
Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). 2 мин.
Ход урока
Этапы урока, задачи | Методы и приёмы | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемые результаты с учетом формирования УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать на предстоящую деятельность, собрать внимание, настроить на работу. | Словесный: педагогическое требование. Метод развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию) | Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте поприветствуем друг друга, и улыбнемся своему соседу.
А чтобы урок прошел успешно, закроем глаза и скажем «у меня всё получится». Проверим все ли у нас готово к уроку. Найдите глазками учебник литературного чтения, пенал, тетрадь. Теперь садитесь. | Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, доброжелательное отношение к сверстникам. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: выявить проблему, сформулировать тему и цель урока. Установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом | Словесный (беседа, рассказ), педагогическое требование; Наглядные методы (демонстрация) Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха. | Посмотрите, пожалуйста, на экран. (сл) Что мы видим? (портрет Токмаковой). Ребята, это Токмакова Ирина Петровна. Детский поэт, и переводчик детских стихов. Ирина Петровна родилась в Москве 3 марта 1929 года в семье инженера-электротехника и детского врача. Токмакова - наш современник. (сл) Стихи Ирина писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Ирина Петровна всегда была отличницей, закончила школу с золотой медалью.
Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Однажды в Россию приехал шведский энергетик, который подарил Ирине Петровне книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. А ее муж отнес переводы стихов в издательство, и вскоре стихи вышли в виде книги. Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. (сл.)
Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих языков. А как вы думаете, почему я рассказала вам об Ирине Токмаковой? Какая будет тема урока? Тема: Стихотворения Ирины Токмаковой «Плим», «В чудной стране». Цель: Учиться читать выразительно стихотворения Ирины Токмаковой. | личностные УУД: Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи. познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
3. Решение проблемы Задача: предложить метод разрешения возникшей проблемы. | Словесные: (беседа, работа с текстом ) Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха. | А перед тем как начать выразительно читать стихотворения, выполним речевую разминку. Посмотрите, на экране текст. «Сегодня принесу пятерку я».
Предлагаю прочитать предложение разным тоном. Например, тон: спокойный повышенный мягкий высокий строгий.
А сейчас будем выделять голосом слова в предложении.
Сначала мы прочитаем в медленном темпе / среднем темпе / быстром темпе.
Сейчас, когда мы поработали над своей речью, предлагаю вас прочитать скороговорку. Для сначала прочитаем медленно, потом немного быстрее, а в третий раз совсем быстро. Купилa бaбуся бусы Мapусе. Вы хорошо поработали над своей речью. | познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Физ. минутка задача: Снять мышечное напряжение. | Словесный (объяснение). Наглядный (демонстрация учителя) | Теперь предлагаю отдохнуть. Я буду говорить слова и слоги. Когда вы услышите слово – будите подпрыгивать. Когда услышите слог – будите приседать.
Ма, лето, кино, ке, ухо, го, шорох, окно, жи, лес. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. |
4. Первичное закрепление. задача: создать условия для анализа литературного произведения. | Словесные: (беседа, объяснение, работа с книгой) Практический (упражнение, самостоятельная работа) Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха. | Теперь, чтобы узнать с каким стихотворением мы познакомимся, выполним задание, соединить буквы по стрелочкам (сл.) Стихотворение называется «Плим». Вы уже слышали такое слово? Герои стихотворений Токмаковой – очень внимательны к окружающему миру, они фантазеры и выдумщики. Герои очень любят играть в слова. И герой этого стихотворения придумал такое слово. Давайте узнаем, что это за слово. Открываем учебники на с. 153. Познакомимся со стихотворением «Плим». Я читаю, а вы следите и внимательно слушаете.  Какое открытие сделал мальчик? Предлагаю прочитать стихотворение. Как будем читать это стихотворение? (по 2 строки, по цепочке) А чтобы стихотворение звучало красивее, как его надо читать? (выразительно) | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). | Словесный: (беседа, объяснение, работа с книгой). | Познакомимся со следующим стихотворением. Давайте рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Что необычное мы видим. Предлагаю вам закрыть глаза и послушать запись, а когда слушаете, представьте перед собой картины.  Что вы представили, когда слушали? А как вы думаете, почему в слове «чудной» ударение падает на 2ой слог. В любом стихотворении должен присутствовать ритм, это одно из средств выразительности. Давайте поставим ударение на 1ый слог. Проверим, сможем ли мы прочитать первые 2 строки. (не можем) Ритм помогает прочитать стихотворение выразительно, красиво. Давайте ответим на 2 вопрос, работая в паре. Хотели бы вы побывать в такой стране? Что можно увидеть в вашей чудной стране? А теперь будем пробовать читать стихотворение выразительно, соблюдая ритм стихотворения.
( если будет время. Теперь откроем свои тетради, запишем дату 14 мая. Предлагаю вам выполнить рисунок к любому стихотворению). | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль |
6. Информация о домашнем задании. Задача: инструктаж о выполнении домашнего задания. | Словесный: (беседа, объяснение) | Сейчас возьмите свои дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно выбрать любое стихотворение и подготовить выразительное чтение. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, |
7. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). Задача: самооценка результатов деятельности, | Словесный: (беседа, объяснение) | Наш урок подходит к концу. Какая была тема урока? Какая перед нами стояла цель урока? Как мы ее достигали? С каким автором мы сегодня познакомились? Какие произведения Ирины Токмаковой вы прочитали? Понравились ли вам произведения? Почему? Что особенно запомнилось на уроке? Что понравилось? Что вам было выполнять легко на уроке, а что трудно? Почему?
Спасибо за урок. | Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самоконтроль, волевая саморегуляция. |
3