СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. В. КУЗЕНЬКО Урок "Синтаксическая роль инфинитива" РЯиЛ 2018-6

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И. В. КУЗЕНЬКО Урок "Синтаксическая роль инфинитива" РЯиЛ 2018-6»

И. В. Кузенько, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа д. Новые Лыщицы» Брестского района

Синтаксическая роль инфинитива

План-конспект факультативного занятия в IX классе


Цели занятия:

  • учебная: углубление знаний учащихся о синтаксической роли инфинитива в простом предложении;

  • развивающая: развитие критического мышления, обобщение полученных знаний и формулирование выводов путём сопоставления и анализа при определении синтаксической роли инфинитива в предложении;

  • воспитательная: создание условий для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание интереса к знаниям, учёбе, книге на примере высказываний известных людей, культуры общения со сверстниками.

Формы работы: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Эпиграф:

Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.

А. П. Сумароков

  1. Организационный этап.

  • Здравствуйте! Я рада встрече с вами. Думаю, что занятие принесёт вам новые открытия, а наше общение будет полезным и интересным.

  1. Работа по теме занятия.

  1. Орфографическая минутка «Ключевое слово урока».

  • Вставьте пропущенные буквы и сложите из них слово.

Зам..рать, серебря..ый, эф..ект, выч..тание, лебед..ный, пр..вилегия, окрес..ность, выж..гание, чу..ства. (Инфинитив.)

  1. Сообщение темы и целей занятия.

  • Сегодня на уроке мы будем говорить об инфинитиве, научимся безошибочно определять его функцию. Инфинитив — своеобразная и «коварная» форма глагола: он постоянно меняет своё обличье и выступает перед нами в роли разных членов предложения. Дело в том, что в древнюю эпоху инфинитив был не глагольной формой, а именной: это застывшая форма Д. п. существительных женского рода типа течь, мочь, знать, стать, пасть. Этим объясняется и тот факт, что в современном русском языке мы встречаем омонимичные формы существительных и инфинитива: печь блины и затопить печь.

  • Послушайте лингвистическую сказку об инфинитиве (приложение 1).

  • Вот мы и проверим, прав ли Инфинитив.

  1. Исследование по теме урока.

  • Сегодня мы проведём исследование и выясним, какую роль инфинитив играет в предложении. Исследователи, как правило, ведут журналы наблюдений. Заполните левую колонку вашего журнала: запишите предположения о синтаксической роли инфинитива.

Предположения

Новая информация



— Предположения записаны, а значит, их надо проверить. Предлагаю поработать с предложениями, которые распечатаны на карточках, и в процессе совместной работы заполнить правую колонку журнала новой информацией.

  1. Читать — значит применять в жизни прочитанное (А. Дистервег).

  2. Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времён, учат жить (С. Смайле).

  3. Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей (С. Смайле).

  4. Хорошая книга — беседа с умным человеком. Читатель получает от неё знания и обобщение действительности, способность понимать мир (А. Толстой).

  5. Книги — наши последние друзья, которые нас не обманывают, всегда остаются с нами.

  • Какой мыслью объединены все эти предложения? (Книга играет большую роль в жизни человека.) Хочется, чтобы книги были вашими друзьями и постоянными спутниками.

План работы с предложениями:

  1. Прочитать предложение.

  2. Подчеркнуть грамматическую основу.

  3. Найти в предложении инфинитив.

  4. Задать к нему вопрос и по вопросу определить, каким членом предложения он является (работа в парах).

  • В первом предложении инфинитивом выражены главные члены — подлежащее и сказуемое, поэтому в предложении стоит тире. Подлежащее-инфинитив находится в предложении на первом месте и интонационно отделено от сказуемого. В нём заключено определяемое слово, о котором высказывается суждение. Инфинитив можно заменить существительным.

Во втором предложении инфинитив является дополнением, так как отвечает на вопрос чему?. Все так думают? Кто объяснит товарищам, почему это дополнение? (В предложении два лица: жить будете вы, а книги учат. Если бы инфинитив входил в состав сказуемого, то обозначал бы действие лица, названного подлежащим.)

Чем является инфинитив в третьем предложении? (Составным глагольным сказуемым, так как действие выполняет одно лицо.)

В четвёртом предложении инфинитив — определение, отвечает на вопрос какую? и стоит при существительном с отвлечённым значением.

В пятом предложении инфинитив является обстоятельством цели, так как отвечает на вопрос зачем? и стоит при глаголе движения.

  1. Работа с опорной схемой.

  • На основании исследованных предложений составьте «Фишбоун».



В голове рыбы запишите главный вопрос урока «Каким членом предложения может являться инфинитив?», а в хвосте — вывод «Инфинитив может быть любым членом предложения». На верхних косточках запишите основные понятия: 1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) дополнение; 4) определение; 5) обстоятельство.

На нижних — суть понятий: 1) первое место в предложении (можно заменить существительным): читать (чтение) значит применять в жизни прочитанное; наречие на -о. Читать полезно; постпозиция (оценочное значение). Напрасный трудудить без крючка;

  1. нельзя убрать из предложения (потеря смысла): Книги могут предостеречь мыслящих людей;

  2. действия выполняют разные лица; глаголы волеизъявления: Я советую вам прочитать книгу о любви;

  3. вопрос к инфинитиву задаём от существительного с отвлечённым значением: У меня есть мечта посетить Париж;

  4. инфинитив стоит при глаголах движения и отвечает на вопрос зачем? с какой целью?. Книги остаются с нами скрашивать жизнь.

  1. Закрепление полученных знаний.

  • Настало время применить полученные знания на практике.

  1. «Синтаксическое лото» (работа в парах).

  • Расположите карточки таким образом, чтобы инфинитив выполнял ту же роль, что и в поле. Обратите внимание, что во всех предложениях один и тот же инфинитив — рисовать (приложение 2).

Физкультминутка

  1. «Внимание, инфинитив!».

Самостоятельная работа

В указанных предложениях подчеркните инфинитив как член предложения (приложение 3).

Взаимопроверка выполненного задания, озвучивание результатов.

  1. «Грамматическая эстафета» (по цепочке).

В указанных предложениях подчеркните инфинитив как член предложения.

  1. Ничто нас в жизни не может вышибить из седла! (К. Симонов)

  2. Желаю и вам повстречать прохожего, на этого чем-то похожего (С. Щипачёв).

  1. Уехали все по туманным шоссе на серебряных велосипедах — погулять, побродить по окрестным туманностям (Ю. Левитанский).

  2. Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса заставляет плакать и смеяться два часа (Ю. Левитанский).

  3. Может быть, это и есть пустяки — писать на бумаге стихи? (Ю. Левитанский)

  4. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ (М. Лермонтов).

  5. Отказаться неудобно (А. Толстой).

  6. Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать (Я. Козловский).

  7. Жить — значит работать (В. Распутин).

  8. Страсть учиться привела Ломоносова в Москву (В. Москвин).

  9. Умело играть и произносить речи не научат за один день (Г. Державин).

  10. А всё же ты должен пройти этот круг (Ю. Левитанский).

  1. Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива».

  1. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

  1. Какое это большое удовольствие — бродить в лесу.

  2. Священное уменье говорить дано нам.

  3. Красиво мёрзнет на параде, а греться едет в караул.

  4. Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

а) Дополнение;

б) обстоятельство;

в) определение;

г) подлежащее.

  1. В каких предложениях инфинитив является дополнением?

а) Попытка решить задачу кратчайшим путём не удалась.

б) Я велел обеим пить по два стакана минеральной воды в день и купаться два раза в неделю в разводной ванне.

в) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

г) Все просили её спеть что-нибудь.

  1. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?

а) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.

б) Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться.

в) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.

г) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.

  1. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

  1. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 2. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 3. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету. 4. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 5. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности (по С. Аксакову).

  1. Подведение итогов занятия.

  • Итак, сегодня мы вместе составили программу действий при определении синтаксической роли инфинитива, учились на практике определять эту роль. Заканчивая разговор об инфинитиве, предлагаю вам составить синквейн. Составьте синквейн в паре с соседом.

Пример синквейна:

Инфинитив

Сложный, интересный

Дополняет, разъясняет, определяет

Важен инфинитив в предложении!

Речь.

Учащиеся зачитывают свои синквейны.

  • Закончите заполнение правой колонки в своём журнале наблюдений, запишите, подтвердились ли ваши предположения.


Приложение 1

Лингвистическая сказка об Инфинитиве


Любил старый и мудрый Синтаксис собирать гостей. Вот и сегодня в его доме было весело и шумно. Словосочетания мирно беседовали друг с другом. Сложное предложение ни на минуту не расставалось со своими придаточными. Простое предложение привело с собой многочисленное семейство. Здесь были и Члены предложения, и Части речи. Братья и сёстры играли, водили хоровод. Особенно веселилась малышка Существительное. Она была в красивом красном платьице и с таким же бантом на голове. Все её любили, да и было за что: она могла быть любым членом предложения.

Старый и мудрый Синтаксис очень любил свою семью и следил, чтобы всюду был порядок. Вот и сейчас, глядя на веселье, царившее вокруг, он радовался, пожалуй, больше всех. Вдруг он услышал громкие голоса: это спорили Части речи и Члены предложения.

— Я главнее всех, — выпятив грудь, заявила Существительное, — я могу быть любым членом предложения, — и выпалила все примеры.

Попытались то же сделать другие Части речи, но не сумели.

И только Глагол в неопределённой форме как-то неопределённо хмыкнул, подумал- подумал и вдруг очень важно сказал:

— Друзья, надеюсь, никто не будет спорить, что я хоть и Глагол в неопределённой форме, но функции мои всем известны: я могу быть и главным, и второстепенным членом предложения. Не верите?


Приложение 2

«Синтаксическое лото»

Даны восемь предложений, в которых инфинитив рисовать выступает в разных синтаксических ролях.


Приложение 3

Определите синтаксическую роль инфинитива в следующих предложениях, объясните свой выбор.

  1. Отец поехал на вокзал (зачем? с какой целью?) встретить сына.

  2. Пришло указание (какое?) остановить все работы.

  3. Ни о чём я (что буду делать?) спрашивать не буду.

  4. Пассажир попросил водителя (о чём?) остановить автобус.



  1. Отец поехал на вокзал (зачем? с какой целью?) встретить сына (обстоятельство цели).

  2. Пришло указание (какое?) остановить все работы (определение).

  3. Ни о чём я (что буду делать?) спрашивать не буду (простое глагольное сказуемое).

  4. Пассажир попросил водителя (о чём?) остановить автобус (дополнение).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя