СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я была тогда с моим народом…» (Общая характеристика творчества А.Ахматовой и М.Цветаевой и истории ХХ века)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока истории и литературы в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
««Я была тогда с моим народом…» (Общая характеристика творчества А.Ахматовой и М.Цветаевой и истории ХХ века)»

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

«Я была тогда с моим народом…» (Общая характеристика творчества А.Ахматовой и М.Цветаевой и истории ХХ века)

Цель:  изучение событий истории и освещение их в литературе.

Задачи. 1. Вспомнить основные исторические события ХХ века и показать, как они отражены в поэзии авторов.2. Уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет, изучения в целом. 3. Воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории.

Раздаточный материал. Опорная схема «Лента времени»

Проблемный вопрос «Что из исторического опыта России в ХХ веке, на ваш взгляд, сформировало социально – исторический контекст поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой?»

Раздаточный материал (на столе у каждого ученика находится опорная схема «Лента времени». Во время урока ребята работают с данной схемой и заполняют среднюю историческую часть (дата и название событий). Литературную часть учащиеся заполняют  названиями произведений. Вот как будет выглядеть средняя историческая часть «Ленты времени» после заполнения:


1914-1918

1 мировая война

1917

Русская революция

(ФБД и Октябрьская)

1918-1920

Гражданская война

1937

Сталинские репрессии

1939 – 1945

Вторая мировая война


1. Слово учителя. Мы сегодня попробуем взглянуть на огромное историческое полотно  глазами двух великих поэтесс 20 века – Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.  Объектом нашего внимания будет первая половина ХХ века: общая характеристика исторических и литературных событий.

2. Чтение темы и эпиграфа урока.

3.Знакомство учащихся с задачами урока.

    Перед нами не просто чистый лист бумаги. Мы вместе попытаемся создать ленту времени, исторических и литературных событий.  Для этого вы должны будете определить событие, о котором будет идти речь в стихотворениях-загадках. Перефразируя М.Цветаеву, назовем литературу очевидцем всех времен истории и посмотрим что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетии».

  4. Беседа с учащимися об исторических событиях, комментарий учителя литературы к событиям жизни и творчества А.Ахматовой и М. Цветаевой. Ученики заполняют «ленту времени».

   4.1. Комментарий учителя.

   К началу ХХ века определились основные силы мира – это государства: Франция, Англия, Германия, Россия. Началась борьба за сферы влияния. Обнаружился духовный кризис, причинами которого являлись исчерпанность прежних ценностных ориентиров (чувство России как дома, нации), отсутствие новых руководящих идей. Вл. Соловьев так охарактеризовал ситуацию на рубеже веков: «… прежняя история взаправду кончилась. Конец истории сошелся с ее началом». А.П.Чехов об этом же: «Все враздробь!»

   И все же, грозные события начала 20 века – русско-японская война, революция 1905 года только обостряют стремление людей к красоте и гармонии мира. Никогда – ни до ни после не достигали такого расцвета культура, музыка, литература и театр. Именно на эти, богатые событиями истории и культуры года пришлось отрочество, взросление наших героинь (основные биографические сведения, см. презентацию)


 4.2. Отгадай событие.    

                               Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,

                               Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.

                               Балканы славились как «бочка пороха» всегда.

                               В Сараево начавшись, длилась долго та война.

                                                                         1 мировая война.   

  Вот каково отношение  к этой войне лирического героя поэмы С.Есенина «Анна Снегина»; «Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез», «Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку … другую явил я отвагу – был первый в стране  дезертир».

4.3. Отгадай событие: В 10 часов утра Военно-революционный комитет выпустил воззвание «К гражданам России!». «Государственная власть, — сообщалось в нём, — перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.

Октябрьская революция 1917 года.

4.4. Отгадай событие .

 Все общество на красных – белых поделив,

 В надежде отстоять свою Россию – все находили сил прилив.

 Сын на отца пошел, забыв свои истоки,

 Мы стержень потеряли – таковы ее итоги.

                                      Гражданская война, 1918-1920гг.

4.5. Отгадай событие: О том времени Ахматова пишет:

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад

И ненужным довеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

Время сталинских репрессий

4.7. Отгадай событие.   

                          С разгрома Польши началась она,

                          И имя ее страшное – война.

                          Продлилась с точностью в 6 лет.

                          Японию разбив, народы мира увидали свет.

                                                          2 мировая война

5. Пользуясь материалами презентации (даты, фамилии поэтов) учащиеся заполняют остальные графы «Ленты времени».

6. Материал презентации иллюстрируется стихами в исполнении учащихся.

Слайд №5 – Лебедева Лера – «Кто создан из камня…»

Слайд №18 - Литвинцева Настя – «Простите меня, мои горы»

Слайд № 18 – Литвинцева Даша – «Я знаю правду»

Слайд №20 – Душутина Софья – «Если душа родилась крылатой»

Слайд №21 – Карпова Рита – «Мне голос был…»

Слайд №23 – Лебедева Лера – «Тоска по родине»

Слайд №24 – Пинаева Юля – «Показать бы тебе, насмешнице»

Слайд №27 – Гузь Виктор – «Это было, когда улыбался…»

Слайд №30 – Добычина Аля – «Опять поминальный приблизился час…»

Слайд № 34 – Бондаренко Антон – «Мужество»

Слайд № 37 – Станкевич Юля – «Надпись на книге»

7.В качестве общего вывода по уроку ребятам предстоит ответить на проблемный вопрос, заданный в начале занятия.

Домашнее задание: Написать письменный отзыв на одно из стихотворений А. Ахматовой, М. Цветаевой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!