СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

. «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

Просмотр содержимого документа
««Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.)»


Урок № 4. «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: показать на примере развития темы поэтического самоопределения то, как А.С.Пушкин изменил свое отношение к роли поэта в обществе.

Планируемые результаты

Предметные: понимание связи литературного произведения
с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие литературного произведения

Метапредметные:

Регулятивные УДД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений

Личностные: оценивают ситуацию
на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин [и др.] ;– М. : Просвещение, 2019*; информационная справка по теме урока (обзор курса литературы 10 класса), презентация

Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы.

- Каким было домашнее задание?

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

«Мой жребий пал: я лиру избираю!» (А. С. Пушкин)

Организует обсуждение вариантов формулировки целей и задач урока. О чем сегодня пойдет речь?

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

Раздать распечатки стихов по теме урока.
Определение первого задания: прочитать стихотворения в той последовательности, как они были написаны А.С.Пушкиным, и отметить, как менялось отношения поэта
1) к своему творчеству, 2) к толпе, 3) к своей роли в обществе (запись на доске).
Определение второго задания: чтение и анализ (при помощи учебника литературы) стихотворения «Пророк».

Читают тексты, отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.


личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Вступительное слово учителя.

А. С. Пушкина интересуют «вечные» вопросы: о смысле жизни и назначении человека, о смерти и бессмертии, о любви и счастье, о добре и зле. К постижению «вечных» истин поэт идет через сомнения и заблуждения.

В стихотворении, написанном в 1828 г., поэт пытается осмыслить прожитое:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?..

Есть целый цикл стихотворений, в которых поставлены традиционно философские проблемы: «Дар напрасный, дар случайный…» (1828 г.), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829 г.), «Элегия» (1830 г.), «Пора, мой друг, пора…» (1835 г.), «Вновь я посетил…» (1835 г.), «Вакхическая песня» (1824 г.), «К морю» (1824 г.) и другие.

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

Записывают в тетрадь.

Выразительно читают.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Что лежит в основе замысла стихотворения?
Что ведет поэта к пророку?
Как понять выражение «духовная жажда»?
Как изменился поэт, превращаясь в пророка? Какие качества им были утрачены, а какие – приобретены?
Каково назначение пророка?

1) Почему Пушкин называет свой памятник «нерукотворным» и противопоставляет его Александрийскому столпу?

2) Какие факты из жизни и творчества поэта можно привести, чтобы доказать правильность эпитета «непокорный»?

3) Почему поэт уверен, что «к нему не зарастет народная тропа»?

4) Почему поэт отвергает суд современников и надеется на признание и понимание потомков?


Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

6. Первичное закрепление

Анализ стихотворения по выбору.

Письменно анализируют стихотворение

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать стихотворения «Дар напрасный, дар случай­ный...», «Анчар», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «В начале жизни школу помню я...», «Не дай мне Бог сойти с ума...», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ценность своего творчества Пушкин видит в том, что пробуждал своей лирой «чувства добрые», «восславим свободу», «и милость к падшим призывал» (защищал декабристов).

Выводы по теме. Взгляды Пушкина на задачи поэта и поэзии: поэт свободен в своем творчестве; он идет своей дорогой, определенной его высшим призванием. Творчество поэта – это подвиг; поэт независим от служения светской «толпе»; он независим от суждения современников [4, с. 45]. Поэт должен преданно служить свободе, красоте, истине и добру.


Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!