Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы. - Каким было домашнее задание? | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | «Мой жребий пал: я лиру избираю!» (А. С. Пушкин) Организует обсуждение вариантов формулировки целей и задач урока. О чем сегодня пойдет речь? | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | Раздать распечатки стихов по теме урока. Определение первого задания: прочитать стихотворения в той последовательности, как они были написаны А.С.Пушкиным, и отметить, как менялось отношения поэта 1) к своему творчеству, 2) к толпе, 3) к своей роли в обществе (запись на доске). Определение второго задания: чтение и анализ (при помощи учебника литературы) стихотворения «Пророк». | Читают тексты, отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Вступительное слово учителя. А. С. Пушкина интересуют «вечные» вопросы: о смысле жизни и назначении человека, о смерти и бессмертии, о любви и счастье, о добре и зле. К постижению «вечных» истин поэт идет через сомнения и заблуждения. В стихотворении, написанном в 1828 г., поэт пытается осмыслить прожитое: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?.. Есть целый цикл стихотворений, в которых поставлены традиционно философские проблемы: «Дар напрасный, дар случайный…» (1828 г.), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829 г.), «Элегия» (1830 г.), «Пора, мой друг, пора…» (1835 г.), «Вновь я посетил…» (1835 г.), «Вакхическая песня» (1824 г.), «К морю» (1824 г.) и другие. Выразительное чтение и анализ стихотворений | Внимательно слушают Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами Записывают в тетрадь. Выразительно читают. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | Что лежит в основе замысла стихотворения? Что ведет поэта к пророку? Как понять выражение «духовная жажда»? Как изменился поэт, превращаясь в пророка? Какие качества им были утрачены, а какие – приобретены? Каково назначение пророка? 1) Почему Пушкин называет свой памятник «нерукотворным» и противопоставляет его Александрийскому столпу? 2) Какие факты из жизни и творчества поэта можно привести, чтобы доказать правильность эпитета «непокорный»? 3) Почему поэт уверен, что «к нему не зарастет народная тропа»? 4) Почему поэт отвергает суд современников и надеется на признание и понимание потомков? | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи; коммуникативные: умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; личностные: умение выражать своё отношение к событиям; |
6. Первичное закрепление | Анализ стихотворения по выбору. | Письменно анализируют стихотворение | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Прочитать стихотворения «Дар напрасный, дар случайный...», «Анчар», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «В начале жизни школу помню я...», «Не дай мне Бог сойти с ума...», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Ценность своего творчества Пушкин видит в том, что пробуждал своей лирой «чувства добрые», «восславим свободу», «и милость к падшим призывал» (защищал декабристов). Выводы по теме. Взгляды Пушкина на задачи поэта и поэзии: поэт свободен в своем творчестве; он идет своей дорогой, определенной его высшим призванием. Творчество поэта – это подвиг; поэт независим от служения светской «толпе»; он независим от суждения современников [4, с. 45]. Поэт должен преданно служить свободе, красоте, истине и добру. | Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |