Урок: Я гражданин Донецкой Народной Республики.
Цель:
- воспитание гражданско-патриотических качеств личности учащихся;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, гордости за причастность к судьбе Донецкой Народной Республике;
- содействовать воспитанию уважительного отношения к профессиям ДНР
- подвести учащихся к пониманию неповторимости и богатству нашей республике;
Форма проведения: беседа (диалог).
Ход урока:
Эпиграф:
Страна, которая защищает своего гражданина,
вправе рассчитывать на взаимное уважение и патриотизм.
И.Кобзон
1. Вступительное слово: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего классного часа « Я – гражданин Донецкой Народной Республики!» Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой «гражданин», что значит для каждого человека Отечество, Родина, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.
Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей республики.
2.Основная часть.
Учитель:
-Что такое Родина? Прослушивание песни «С чего начинается Родина?» Беседа по содержанию.
Стихотворение «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Развевается флаг ДНР.
Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может бесценное богатство: Родину. Она у него одна другой. Никогда не будет, как не будет, не дано прожить человеку вторую жизнь. Ее не выбирают по своему вкусу и желанию, точно так же как не выбирают себе маму. Донбасс!!! Правда, звучит? Еще бы, все-таки Родина.
Вы родились на Донбассе.
Славься республика, наша народная,
Славься любимый шахтёрский Донбасс!
Донецкая Народная Республика была провозглашена 7 апреля 2014 года в городе Донецке, ставшим ее столицей. 11 мая 2014 г. прошел референдум о самоопределении ДНР ,и большинством голосов поддержано создание Донецкой Народной Республики. Теперь 11 мая мы будем праздновать День Республики. 12 мая 2014 г. на основании декларации о независимости, был провозглашен суверенитет Донецкой Народной Республики.
Какие ассоциации у вас вызывает это слово.
На каждую букву из слова Донбасс назовите ассоциацию.
(ответы детей)
Д – демократичный;
О – особенный;
Н-непокоренный, независимый;
Б – бесстрашный;
А- актуальный;
С- сильный;
С- свободный;
2.1Разминка:
Учитель:
Отношение к Родине встречается в пословицах.
Продолжите пословицы:
В гостях хорошо,…(а дома лучше).
Всякому мила…(своя сторона).
Своя земля…(и в горести мила).
Береги землю родную, ...(как мать любимую).
2.2Знакомство с родным краем.
Учитель:
Территория между Днепром и Доном с юга Азовским морем, а с севера – условной линией лесов называется малым Донбассом. Включающий в себя территории современных ДНР и ЛНР.По территории Донбасса протекает 110 рек. Самая большая река – Северский Донец.
Богатые недра нашего края. Всего вдоволь всего в достатке.
Стихотворение «Мое Отечество Донбасс» автор В.Зайцев
(читает ученик наизусть)
Мое Отечество Донбасс
Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным,
Как объяснение вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным
Донбасс мое Отечество, Донбасс!
Тебе века крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который все осилит и все сможет!
Донбасс! Мое Отечество Донбасс!
Могучий край родной моей державы,
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей чести, мужества и славы.
2.3Объяснение понятие «гражданин»
Учитель:
-Ребята назовите главное богатство республики? (народ)
Учитель:
-Национальный состав населения разнообразный, (украинцы, греки, евреи, татары) Да, много народов живет в нашей республике. И все они составляют единую дружную семью. (Слайд 7)
-Каждый человек с рождения является гражданином своей страны, республики.
-Итак, мы с вами граждане молодой республики.
-А кто такой гражданин?
(ответы детей)
Учитель:
Гражданин – это житель республики, который признает ее законы, любит ее, гордится ею. Вместе с ней переживает ее горе и радость, старается сделать ее сильней и богатой.
- Какой документ, удостоверяющий личность гражданина ДНР, имеет каждый житель республики? (ответы детей)
Правильно, свидетельство о рождении. Что вы можете рассказать об этом документе? (ответы детей)
- Какой документ, удостоверяющий личность гражданина ДНР, вы получите в 16 лет? (паспорт)
Учитель:
Верно, паспорт гражданина ДНР, который является основным документом, удостоверяющим личность гражданина.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
И все люди в нашей стране равноправны:
женщины и мужчины, молодёжь и старики,
люди любой национальности и вероисповедания.
-Где записано об этом? ( В Конституции ДНР.)
- Да, правильно, об этом записано в Конституции ДНР. Вы должны об этом помнить и уважать законы страны.
Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан ДНР. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. Обведите свои ладони. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.
4. Закрепление и обобщение.
2.4Знакомство с профессиями ДНР
Наш край славится такими профессиями как металлург, шахтёр.
Металлург – это не профессия, это целый ряд специальностей связанных с получением металла и его обработкой в горячем состоянии. Потому можно открыто сказать – металлург это звучит гордо.
Основные специальности в металлургической промышленности
К основным специальностям в металлургической промышленности относятся:
сталевар;
помощник сталевара;
лаборант;
машинист прокатного стана;
машинист штамповочного оборудования;
технолог по основному процессу;
технолог производства;
и еще много других сопутствующих основному производству.
Профессия металлург - огненная профессия
Профессию металлург не зря называют – огненной, ведь процесс получения металла из руды, металлолома и шихты проходит при температурах порядка 1000 градусов по Цельсию. Поэтому комфортной ее назвать ни как нельзя, особенно в летнюю жару. Отсюда и основными специалистами в отрасли являются мужчины, хотя и для желающих получить специальность металлурга женщин, всегда найдется рабочее место – лаборант, нормировщик, технолог.
Работа у доменных печей и штамповочных молотов не только очень жаркая, но и очень тяжелая, в чисто физическом смысле. Не зря работы на таком производстве осуществляются комплексными бригадами. У конверторных печей работа намного чище и приятней, ведь там нет открытого огня.
Шахтёр – специалист, добывающий подземные полезные ископаемые. Среди них уголь, нефть, железо, медь, серебро, золото, алмазы, – всё это стало незаменимым материалом в производстве различных вещей и устройств, без которых сложно представить жизнь современного человека. Работники горной промышленности трудятся в специальных сооружениях, расположенных под землёй. Здесь каждый выполняет определённые функции в соответствии со своей квалификацией. Так, существуют специалисты, которые прокладывают путь в земных недрах, – проходчики. Есть также люди, занимающиеся непосредственно добычей ресурсов, они называются горнорабочими очистного забоя. Здесь трудятся и машинисты, занимающиеся обслуживанием и ремонтом различной техники. Большое значение в горном деле имеет подземный электрослесарь, он отвечает за работоспособность всей шахты. В его полном распоряжении находятся все технические устройства и линии электропитания. В списке профессий самой вредной и самой опасной по праву считается профессия шахтера.
3.Заключение:
Викторина «Я все знаю о ДНР».
*Какой город столица ДНР?
*Главная улица столицы?
*Какие цветы являются символом Донецка?
*Какая самая почетная профессия в Донецке?
*Какое полезное ископаемое добывают?
*Какая река протекает?
*Какие профессии нашего края?
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает детей в круг «От сердца к сердцу» и предлагает закончить фразу: « Гражданином называют человека, который …», или « Я гражданин Донецкой Народной Республики и горжусь тем, что в моей республике…»