Я И ЗИМА: «МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА»
Предоставляемый материал представляет собой опыт проведения коррекционно-развивающего занятия. Его содержание включает в себя обеспечение доступности образования для различных категорий населения. В данном случае это интегрированное индивидуальное занятие учителя и учителя–логопеда с обучающейся с интеллектуальными нарушениями с расстройством аутистического спектра (РАС), по АООП (вариант II) специальной индивидуальной программе развития (СИПР) в 3 классе. Занятие направлено на формирование навыков самоорганизации и поведения относительно сложившейся ситуации, что послужит дальнейшей успешной социальной адаптации.
Разработанное интегрированное занятие может служить примером в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Цель занятия: создать условия для расширения социального опыта обучающейся о времени года «Зима», посредством изучения лексических тем: «Зима», «Новый год», приобщение к традиционному празднику, через изготовление новогодней атрибутики, для успешной социальной адаптации.
Задачи образовательные:
расширение активного и пассивного словаря ребенка;
формирование временных представлений;
уточнение и закрепление знания ребёнка о признаках зимы;
различение явлений природы в зимний период;
закрепление эталонных значений формы, цвета.
Задачи коррекционно-развивающиеся:
развитие мышления: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, сравнивать объекты, выделяя признаки различия, отгадывать загадки;
развитие зрительного внимания и восприятия, слуховой памяти;
развитие речи ребёнка: понимание речи, преодоление эхолалии путем построения собственных фраз, умение отвечать на вопрос, развивать координацию речи с движением;
развитие мелкой моторики;
развитие творческого потенциала ребенка;
Задачи воспитательные:
развитие коммуникативных навыков - желание совместно выполнять задания и получать результат;
воспитание личностного самоопределения и самостоятельной трудовой деятельности;
коррекция агрессивности через положительные эмоции и радостное настроение;
формирование навыков самоорганизации и уверенного поведения.
Новые слова и фразы: украшение, кататься на плюшках, конус, явления погоды и их символы.
Поведение девочки отличается импульсивностью, непредсказуемостью, ситуативной агрессией. Мотивация к обучению у ребенка низкая, понятийное мышление развито недостаточно. Волевые качества слабые – девочка делает только то, что ей нравится. Однако, сохранная зона ближайшего развития, позволяет обучать ребенка с использованием специальных приемов и средств.
В основу занятия положены системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход. При проведении занятия учитывались индивидуальные особенности ребенка, а так же – все структурные моменты урока. Учебный материал преподавался с использованием технических средств обучения (презентация) и специально разработанных учителем-логопедом наглядно-дидактических пособий. В результате чего, содержание занятия было понятно ребенку и вызвало у нее живой интерес.
Благодаря смене деятельности, интерес поддерживался на протяжении всего занятия. Как следствие – достигнутые цели и задачи. Словарный запас девочки расширился словами: «украшения», «кататься на плюшках», «конус», «явления природы». После нескольких повторений, девочка стала различать символы явлений погоды, безошибочно находить признаки зимы. В некоторых моментах занятия эхолалия была преодолена, так на вопрос: «Что делают дети?», девочка дала полный ответ: «Дети катаются. Катаются с горы».
Благодаря продуктивной, творческой деятельности (изготовление Новогодней елочки), повышается точность движений пальцев рук, а так же происходит отреагирование отрицательных эмоций. Мы видим, что изготовленная девочкой Новогодняя елочка (результат деятельности), вызывает у нее радость и удовлетворение.
Таким образом, проводимые в системе подобные коррекционно-развивающие занятия, с первого по третий год обучения, дали результат с заметной положительной динамикой. Словарный запас ребенка расширился, преодолевается эхолалия путем построения собственных фраз, умения отвечать на вопросы; скорректирована агрессивность через положительные эмоции, сформирована основа навыков самоорганизации и уверенного поведения, что способствует успешной социальной адаптации девочки.