СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я, конечно, вернусь..." Откровение о поэте.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённая памяти поэта, барда, артиста советского кино Владимира Высоцкого "Я, конечно, вернусь..." Откровение о поэте.

Просмотр содержимого документа
«"Я, конечно, вернусь..." Откровение о поэте.»

Внеклассное мероприятие, посвящённое

памяти Владимира Семёновича Высоцкого.

(1938 – 1980)

«Я, конечно, вернусь…»

Откровение о поэте

Мне есть что спеть, представ пред Всевышнем.

Мне есть чем оправдаться перед Ним…

Владимир Высоцкий.



Лучшие ребята из ребят раньше всех уходят-это странно…

Будем же их помнить неустанно, как они бы помнили о нас…

Юрий Визбор


Оформление сцены: посередине – театральные подмостки из не струганых досок; на них - портрет В. Высоцкого, чуть ниже, перед портретом, недогоревшая свеча; вокруг – пластинки, магнитофонные бобины, книги, страницы рукописей, карандаш, ручка, чёрный плащ-накидка и шпага; перед подмостками стул, рядом с ним- гитара, тут же стойка с микрофоном…

Над подмостками белое полотнище – кинозал...

По обеим сторонам сцены столы ведущих и микрофоны на стойках… Перед началом в зале звучат песни Владимира Высоцкого (шуточные, задорные).

Песни стихают.

Сцена подсвечивается прожекторами. В зале гаснет свет…

Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя…»

После слов «Он мне спать не давал.

Он с восходом вставал.

А вчера не вернулся из боя…» из динамика звучит сообщение о смерти Высоцкого, прозвучавшее в эфире в конце июля 1980 года на волнах радиостанций.

К микрофонам выходят ведущие.

Первый ведущий. Он ушёл… Неожиданно, вдруг. Непредвиденно. Поверить в это было невыносимо трудно. Для тех, кто его любил, - почти невозможно.

Второй ведущий. Но он ушёл. Оборвал клокочущий монолог своей жизни на полуслове… Его Гамлет удивлённо смолк…

Первый ведущий. Аккорд сорвался!.. И затих. Будто угас… Занавес упал задолго до последнего действия. Всё.

Звучит последний куплет песни «Он не вернулся из боя…»

Всё теперь одному. Только кажется мне,

Это я не вернулся из боя.

Второй ведущий. (после нескольких секунд тишины)…А когда он был с нами, мы не умели сказать ему, как мы его любили.

Первый ведущий. Сорок два года прошло с того страшного июльского дня, когда Москва и Россия прощались С Владимиром Высоцком на Ваганьковском кладбище… Сорок два года… Изменилось до неузнаваемости время. Изменился мир. Изменились мы. А он остался прежним. Он остался собой – талантливейшим Поэтом, ярчайшей Личностью, пламенным Гражданином.

Второй ведущий. Если бы он был жив, ему бы исполнилось 84 года. Но он ушёл в сорок два года. Сегодня мы попробуем приоткрыть занавес этих непреодолимых и невыносимых сорока двух лет без него, чтобы снова взглянуть ему в глаза, вглядеться в его судьбу, вслушаться в его голос…

Первый и второй ведущие. Откровение о жизни Владимира Высоцкого.


На экране появляется фотография Владимира Высоцкого в роли Гамлета (в полный рост с распростёртыми руками).

Звучит песня Высоцкого «Канат»


Первый ведущий. Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего.

Второй ведущий. В начале Великой Отечественной войны Володя с мамой Ниной Максимовной Эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвратились в Москву.

Первый ведущий. В 1945 году Володя идёт в первый класс. В 1947 году продолжает учёбу в городе Эберсвальде, в Германии: там служил его отец-офицер, который к тому времени уже развёлся с Володиной матерью и имел новую семью…

Второй ведущий. Через два года Володя возвращается в Москву, где живёт в семье мамы, которая тоже вышла замуж во второй раз. Отношения Володи с отчимом сложились хуже, чем с мачехой.

Первый ведущий. Жили они в Самом центре Москвы: в Большом Каретном переулке… Именно там свела судьба подростка с компанией сверстников, весёлых, задиристых и бесшабашных сорвиголов.

Второй ведущий. В те годы в моде была так называемая блатная романтика. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары. Так в жизни Высоцкого появилась гитара.

Первый ведущий. В 1955 году Владимир заканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт, из которого уходит, не проучившись и года. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955–го на 1956 год. Вместе со своим школьным другом Игорем Кохановским Володя решил встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей.

Второй ведущий. Их надо было срочно закончить, иначе юных строителей просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов друзья принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью и стал поливать её остатками свой чертёж. «Всё…Это не моё…»,- сказал тогда Владимир.

Звучит запись Армик (гитара) Концерт Romantic Dreams. Мелодия №2

Первый ведущий. Да.. Строителя из Высоцкого не получилось. Восемнадцатилетнего паренька из послевоенных московских подворотен уже тогда жгла изнутри страсть к художественному самовыражению.

Второй ведущий. И он принимает решение, которое и определит всю его дальнейшую жизнь: стать артистом… Летом 1956 года Высоцкий поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при Московском художественном театре.

Первый ведущий. Четыре года в школе-студии – старт Высоцкого-актёра, начало его трудного, но безумно счастливого восхождения по вертикали собственной судьбы.

Второй ведущий. Окончив в 1960 году студию, Высоцкий работает актёром в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и несколько месяцев Московском театре миниатюр. Играл в эпизодах, в массовке. Больших ролей не было. Поэтому радости от сцены жаждущий полнокровного творческого самоутверждения молодой актёр не получал.

Первый ведущий. Судьбоносным в творческой жизни стал 1964 год. Именно в это время он становится актёром только что созданного Московского театра драмы и комедии на Таганке и делает свои первые шаги по натянутому канату режиссуры Юрия Любимова.

Театр Любимова Высоцкий назвал «своим театром»… Ведь именно здесь ему было суждено прожить свою актёрскую и человеческую судьбу. Именно здесь он реализовал себя как талантливейший артист сцены, как большой и оригинальный художник, рискнувший сказать людям с театральных подмостков о них и о времени, в котором суждено было жить, самое важное, самое сокровенное.

Второй ведущий. А каких друзей и соратников приобрёл он на Таганке! Валерий Золотухин, Николай Губенко, Иван Бортник, Вениамин Смехов, Леонид Филатов, Алла Демидова…Какой блестящий актёрский ансамбль!

Какая феерическая беспредельность таланта! Но самое главное – какая дружба! Какое взаимопонимание и какая верность! Хотя было, конечно, всякое… Были соперники, завистники и недоброжелатели…

Первый ведущий. Годы работы в театре на Таганке – это шестнадцать лет неистового самосожжения во имя высокого искусства, шестнадцать лет напряженного до предела творческого труда, шестнадцать лет ошеломляющего успеха и тяжелейших сомнений, бурной, искрящейся радости и глубочайших разочарований, это годы самого смелого художественного поиска и отчаянного гражданского риска…Актёр взрывал восторженную тишину таганковского зала вулканической страстью своих сценических монологов, взламывал узкие рамки кинокадра огромностью своей актёрской индивидуальности, раздвигая их при этом до беспредельности… Галилей в спектакле по пьесе Бертольта Брехта «Жизнь Галилея», Хлопуша в сценической версии поэмы Сергея Есенина «Пугачёв», Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Лопахин в «Вишнёвом саду»… И, конечно, Гамлет! Какие характеры! Какой громадный масштаб постижения человеческого в человеке!

Звучит запись Армик (гитара) Концерт Romantic Dreams. Мелодия №5

Второй ведущий. «Гамлет – любимая роль, - говорил Высоцкий. –Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: нет, это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть,-себя. Но какой же это был трудный путь к себе!»

Первый чтец … Мой мозг, до знаний жадный, как паук,

Всё постигал: недвижимость и движенье,

Но толку нет от мыслей и наук,

Когда повсюду им опроверженье.

С друзьями детства перетёрлась нить,

Нить Ариадны оказалась схемой.

Я бился над словами «Быть – не быть»

Как над неразрешимою дилеммой.

… В непрочный сплав меня спаяли дни-

Едва застыв, он начал расползаться.

Я пролил кровь, как все, и, как они,

Я не сумел от мести отказаться.

Второй чтец.

А мой подъём пред смертью – есть провал.

Офелия! Я тленья не приемлю.

Но я себя убийством уравнял

С тем, с кем я лёг в одну и ту же землю.


Я Гамлет, я насилье презирал,

Я наплевал на датскую корону,

Но в их глазах – за трон я глотку рвал

И убивал соперника по трону.


Но гениальный всплеск похож на бред,

В рожденье смерть проглядывает косо.

А мы всё ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса.

В. Высоцкий «Мой Гамлет»

Звучит запись Армик (гитара) Концерт Romantic Dreams. Мелодия №5


Первый ведущий. Много работает Высоцкий и в кино. Сниматься он начал ещё в студенческие годы. Его актёрский дебют в кино состоялся в 1959 году в фильме «Сверстницы». Дальше были фильмы «Карьера Димы Горина» (1961), «713-й просит посадку», «Грешница», «Увольнение на берег» (1962), «Живые и мёртвые», «Штрафной удар» (1963), «На завтрашней улице», «Наш дом», «Стряпуха» (1965). Но роли в этих фильмах были небольшие, серые, а сами картины, по большому счёту, скучные.

Второй ведущий. Первый большой успех в кино пришёл в 1966 году. В фильме Сергея Говорухина «Вертикаль» Высоцкий не только блестяще сыграл роль радиста, но и выступил также как автор и исполнитель романтических песен об альпинистах. После этого его песни стали звучать во многих советских фильмах.

Первый ведущий. Естественно театр и кино в творческой судьбе Высоцкого определяли многое. Но не всё. Личности высокого артиста было тесно на сцене, мятущаяся его душа не помещалась в кадре. И поэтому он брал в руки гитару и выплёскивал обожжённую гражданским беспокойством и болью душу в дымящиеся строчки стихов и песен.

Звучит песня В. Высоцкого «Парус»

Сначала Высоцкий пел для узкого круга друзей по театру и родных. Но со временем его аудитория стала расширяться, и вскоре в Союзе не было уголка, где бы не узнавали его хриплый баритон и, затаив дыхание, не вслушивались бы в его простые, такие близкие сердцу и понятные каждому, искренние слова.

Второй ведущий. За неполных 20 лет Высоцкий написал более тысячи песен… Но при этом при жизни его не называли поэтом… При жизни на Родине не издали ни строчки из его огромного лирического наследия. Он так и не стал членом Союза писателей… Не приняли. Но знала его вся страна!

Первый ведущий. Его не просто знали и узнавали –его любили! Он был поистине народным артистом и поэтом. Его слава была огромна. Любовь к нему была безгранична. Таким уж он был человеком и таким был артистом. Ярким, своеобразным, незабываемым. Искренним, открытым, доброжелательным. И всегда, и во всём – настоящим.

Звучит запись Армик (гитара) Концерт Romantic Dreams. Мелодия №9

Вслушайтесь в его песни: в них печаль и радость, отчаяние и надежда, страстная жажда любви и жгучая ненависть ко всякому злу и подлости.

Звучит песня В. Высоцкого «Баллада о борьбе» («Средь оплывших свечей и вечерних молитв»)

Второй ведущий. «Лучшие песни Владимира Высоцкого, - писал поэт Роберт Рождественский, - для жизни. Они - друзья людей… На иную песню можно опереться, как на плечо. Ибо есть какая –то особая человеческая надёжность в этих песнях»

Первый ведущий. Его душа, как сверхчувствительный локатор, улавливала наименьшее проявление общественной тревоги, а сердце, умеющее сострадать, откликалось на чужую боль мгновенно. Именно потому он так много писал о войне, которую фактически помнил лишь краем детского сознания, но которой было изранено всё его существо, его душа и нервы.

Звучит попурри из военных песен В. Высоцкого.

Второй ведущий. «Он не вернулся из боя», «На братских могилах», «Звёзды», «Штрафные батальоны», «Мы вращаем землю», «Чёрные бушлаты», «Тот, который не стрелял» и многие другие песни Владимира Высоцкого о Великой Отечественной – ярчайшие и в деталях поразительно точные свидетельства народной трагедии и народного подвига. Его жгла и мучила та война.

Звучит запись Армик (гитара) Концерт Romantic Dreams. Мелодия №7

Первый ведущий. Интересно, что ветераны, слушая военные баллады Высоцкого, не верили, что написал из не фронтовик, настолько достоверными казались им изображённые в этих песнях картины и события. То же происходило и с другими его песнями: альпинистскими, морскими и даже лагерными.

Звучит запись Армик (гитара) Концерт Romantic Dreams. Мелодия №8

Второй ведущий. Но трагедия народной судьбы не была единственной темой песенного творчества Высоцкого. Писал от и весёлые, задорные песни – шутки, иронические песни –сказки, острые сатирические песни-карикатуры, мудрые, наполненные настоящей философской глубины, поучительные песни – притчи, лирические песни про любовь.

Звучит запись Армик (гитара) Концерт Romantic Dreams. Мелодия №8

Звучит песня В. Высоцкого «Баллада о любви»

Первый ведущий. Песни Высоцкого стали школой гражданского самосознания для миллионов соотечественников. По ним учились любить Родину, не предавать в час испытаний друга, стоять до конца в поединке со злом и подлостью.

Первый чтец. Мне судьба до последней черты, до креста –

Спорить до хрипоты, а за ней – немота,

Убеждать и доказывать с пеной у рта,

Что не то это всё, не тот и не та…


… Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!

Может, кто-то когда –то поставит свечу

Мне за голый мой нерв, на котором кричу,

И весёлый манер, на котором шучу.


Второй чтец. Даже если сулят золотую парчу

Или порчу грозят напустить – не хочу!

На ослабленном нерве я не зазвучу –

Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!


Лучше я загуляю, запью, заторчу,

Всё, что ночью кропаю, - в чаду растопчу,

Лучше голову песне своей откручу,

Но не буду скользить, словно пыль по лучу!

В. Высоцкий «Мне судьба до последней

черты, до креста…»

Второй ведущий. И он не скользил, не гнулся и не пресмыкался. Он шёл по натянутому канату своей судьбы в полный рост, ежесекундно рискуя сорваться вниз… И, бывало, срывался…В сердечные приступы после бессонных, переполненных творческими поисками, ночей…И несколько странных автомобильных аварий с тяжелейшими травмами, после которых его еле возвращали с того света опытнейшие московские врачи.

Звучит запись Армик (гитара) Концерт Romantic Dreams. Мелодия №1

Через многое прошла его мятущаяся, неугомонная душа..

Звучит песня В. Высоцкого «Истома ящерицей ползает в костях…»

Музыка звучит тихо, как фон, слова ведущего

Первый ведущий. Ему был дан великий дар не щадить себя. Самоотверженность была естественным продолжением и его принципиальности, его доброты. Он сжигал свою душу, как и свою жизнь, без остатка, до конца… (песня звучит до конца)

Второй ведущий. Те, кому посчастливилось слушать его концерты вживую, вспоминали «Когда он пел некоторые песни, казалось, что его сердце именно в эту минуту не выдержит и он умрёт прямо на сцене, перед микрофоном… И сердце, действительно, не выдержало…

Чтец Чту Фауста ли, Дорианта Грея ли,

Но чтобы душу дьяволу - ни-ни!

Зачем цыганки мне гадать затеяли?

День смерти называли мне они…

Ты эту дату, Боже, сохрани,

Не отмечай в своём календаре уж или

В последний миг – возьми да измени,

Чтоб я не ждал, чтоб вороны не реяли

И чтобы агнцы жалобно не блеяли,

Чтоб люди не хихикали в тени.

От них от всех, о Боже, охрани

Скорее, ибо душу мне они

Сомненьями и страхами засеяли!

В. Высоцкий. «Две просьбы. II.»

Звучит песня В. Высоцкого «Кони привередливые»

Первый ведущий. Говорят, поэты принадлежат своему времени, времени, в котором им суждено было жить, творить и умереть. Может быть с кем-то это правильно, но только не о Высоцком: он взломал неумолимые рамки временного и национального контекста, в которые вписаны историей его жизнь и творчество. Он опередил время. И вырвался из него в будущее. И поэтому сегодня, почти через пол столетие после его ухода, он так необходим нам, поэтому мы так напряжённо вслушиваемся в его песни-монологи, стараясь расслышать за этой до боли родной хрипотой свои собственные души, дабы обрести веру и надежду… Поэты не умирают.

Звучит песня В. Высоцкого «Корабли»

Второй ведущий. Он ушёл… Неожиданно. Вдруг. Его Гамлет удивлённо смолк…

Первый ведущий. Вскрикнули струны…Неумолимый занавес упал на самой середине жизни…

Ведущие друг за другом берут сценарии со столов и подходят к экрану. Кладут сценарии на подмостки с пластинками, магнитофонными бобинами и шпагой. Смотрят на портрет на экране и молча уходят. Из зала на сцену выходит девушка с цветами. Подходит к подмосткам, бережно кладёт цветы к портрету и медленно уходит.

Звучит песня В. Высоцкого «Купола»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!