Конспект занятия для учеников 2 класса
Выполнила Вахрушева О.Н.
Воспитатель высшей категории
МООУ «СШИ - № 2»
Я могу быть волшебником.
Цель: Воспитывать культуру общения.
Задачи:
1.Учить детей речевому этикету.
2. Помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей.
3. Воспитывать у учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом.
Ход занятия.
I часть.
Игровая ситуация: «Сказки творят добро»
Восп: Сегодняшнее занятие, ребята, у нас не простое, а волшебное (1 слайд) И знаете почему? Потому, что сегодня мы попробуем стать волшебниками. Как вы думаете, что для этого надо сделать?
- Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками. Попробуем?
- В какую сказку вы хотите попасть? (Дети называют сказки:) (2 слайд)
- Что же волшебного делают в сказках волшебники? (Гиперссылка с картинки ежик на 4 слайд)
- да, они творят добро.
- В чем же это выражается? (Помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.)
- А вы можете помочь доброму человеку? Как?
- А помешать злому? Как?
- Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство- это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: доброта что солнце. (гиперссылка стрелка вправо на 3 слайд) Как вы понимаете это выражение?
- Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем? (3 слайд)
- Итак, каждый лучик солнышка дарит людям: теплоту, заботливость, внимание, верно? Получается, что лучик - волшебный. Давайте проверим. (4 слайд) Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ею – и.. лучик летит, летит к (называет имя). Он делает тебя внимательным и заботливым.
- К кому бы вы хотели проявить свое внимание и заботу?
- Что бы ты сделал? Почему?
- Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный лучик?
В этой игровой ситуации педагог дает возможность желающим взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч доброты близким, сверстникам.
Педагог продолжает:
- Теперь пусть каждый свершит свое волшебство. Приготовились, взмахнули палочкой… Да свершится чудо! Какое? Которое каждый из вас захочет! Для этого он запишет свое на волшебном свитке. И оно обязательно исполнится. (5 слайд)
Используется прием свитка. На каждую первую кушетку ряда кладут лист бумаги. Дети записывают свое желание и заворачивают край листа, чтобы последующий не видел сделанной записи, и передают другому. В итоге получаются свитки желаний, которые воспитатель, разворачивая, читает вслух. Перед педагогом и детьми возникает целая палитра желаний. В итоге это и своеобразный срез, методика изучения детских проявлений.
- Видите, как много вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, желание исполняется. (6 слайд) Может быть, поэтому в древней азбуке буква Д означала добро, М-мысль, З-земля, Л-люди. (7 слайд) Пусть наш цветик-семицветик поможет убедиться в силе добра. Кто хочет стать лепестками цветика-семицветика?
Начинается игра. Дети (их семь) встают у доски, берутся за руки, образуя «лепестки». Со словами: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли-быть, по-моему, вели» - один их лепестков открывается и летит к кому-нибудь из класса. Он обращается к другу с добрыми пожеланиями, ласковыми словами.
Педагог обращается к детям:
- Ну, как убедились, что можете быть волшебниками? Останемся ими и дальше. Пусть наше занятие поможет вам в этом.
II часть.
Чтение стихотворения Л. Кузнецовой «Поссорились» (8 слайд)
Восп: Послушайте стихотворение и подумайте, как могут помириться поссорившиеся подруги.
Педагог читает 1-ю часть стихотворения.
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала.
Только с мишкой убежала
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Правильно, автор так не закончил эту историю), педадагог читает 2 часть стихотворения);
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Давай играть!»
Как вы поняли из стихотворения, есть слова, которые помогают нам в общении. Какие? (9 слайд) (Извини(те), прости (те); прости (те), пожалуйста; извини (те), пожалуйста.) Когда мы пользуемся этими словами?
III часть
Анализ ситуаций о поведении
Педагог предлагает учащимся ситуации:
1. А вот что случилось в одном дворе. (10 слайд)
Попал я в дедушку мячом
И закричал: «А я при чём?»
Но, досчитав до
Сказал: «Ну, дедушка, «прости». А. Барто.
- Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки? А вы извинились бы?
2. Как можно оценить поступок мальчика? Можно ли его извинение считать искренним?
Кто кого любит? (11 слайд)
Пошел я гулять,
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать,
Меня изловчилась
За ухо поймать…
Попробовать, что-ли?
В сторонку куда-то
«Простите меня», -
Я шепнул виновато,
- Ступай, -
Улыбнулась.
-Прощаю пока.
И ухо мое отпустила рука.
«Простите» …
Ура!
Убедился я снова,
Какое оно
Интересное слово. (Н. Юсупов)
Рассказы детей о случаях, когда им приходилось использовать слова извинения.
- Вы уже знаете много вежливых слов. Послушайте совет А. Барто и Р. Зеленой и скажите, с какими новыми вежливыми словами вы встретились?
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо! Извините,
Позвольте. Разрешите.
Я вас благодарю!
Сегодня мы будем учиться употреблять в своей речи слова благодарности.
IV часть.
Анализ речевых ситуаций
Восп: Какие вы знаете слова благодарности? (Спасибо, большое спасибо, благодарю вас.) (12 слайд)
- Как вы благодарите маму за очень вкусный обед?
(Спасибо, мамочка, обед был очень вкусным!)
А вот что произошло на одном дне рождения: (13 слайд) имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. Что вы посоветуете мальчику: вежливо поблагодарить гостей за подарки - ведь они оба хотели сделать ему приятное (Большое спасибо, у меня теперь будет две отличные машинки! Теперь мы вместе сможем ими играть!); вежливо поблагодарить гостей за подарки, но заметить, что две одинаковые машинки не нужны (Спасибо, большое спасибо, я очень рад, благодарю вас), и о том, каким тоном они их произнесли.
Восп: Послушайте стихотворение Сильвы Капутикян и скажите, каким вежливым словам девочка учила куклу.
Слушай хорошенько (14 слайд)
«Слушай хорошенько, -
Кукле я сказала, -
Полно наряжаться!
Это баловство,
Ты уже большою
Девочкою стала,
А еще не знаешь
Ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече
Взрослым говорят.
- За подарки, помощь,
- Всех благодарят.
Старикам в трамвае
Место уступают.
Вежливые дети
Все так поступают.
Будь и ты такою.
И тебя тотчас
Попрошу зачислить
В первый класс».
- Только ли с взрослыми надо здороваться?
- Каким еще вежливым словам приветствия и благодарности можно научить куклу?
Послушайте, одну очень мудрую сказку В. Берестова.
«Аист и соловей» (15 слайд)
«Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране живет старый мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первой в мире птицей-музыкантом. Он так спешил, что вбежал к мудрецу в дом и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
- Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
- Нужно делать вот так!
- Все ясно! – обрадовался аист. – Это и есть музыка? – и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист только умеет стучать клювом. Да еще хвалится и учит других птиц:
- Эй, слышите! Надо делать вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца».
Восп: Почему соловей стал лучшим певцом в мире, а аист научился только стучать?
Какие вежливые слова приветствия использовал соловей? (Можно разыграть сценку из этой сказки)
Послушайте сказку о чудесном городе с вежливыми (невежливыми) людьми? (16 слайд)
А что случилось бы с вами, если бы вы попали в это волшебный город?
«За чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за сахарной горой есть город… Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных городских башнях вертятся флюгерные ватрушки.
Всех чудес в городе не перечесть…
Жить- поживать в этом городе одно удовольствие…
Все жители здесь сказочно вежливы».
А вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на Вежливом бульваре
Вежливо благодарят. (Н. Юсупов)
Ребята, как вы думаете обязательно жить в таком сладком городе, чтобы все люди говорили вежливо? (конечно же, нет, я с вами согласна. Нужно просто каждому человеку быть вежливым.
Подведение итогов
Педагог акцентирует внимание детей на том, какие ситуации были рассмотрены во время проведения часа общения и подводит итог. (17 слайд Слова благодарности - стрелка налево, слова приветствия- стрелка направо)
7