СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я не знаю, где оно начало..." по творчеству А. Румянцева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия по литературе по творчеству народного поэта Бурятии А.Г. Румянцева

Просмотр содержимого документа
«"Я не знаю, где оно начало..." по творчеству А. Румянцева»

Сценарий литературно- музыкального вечера

«Я не знаю, где оно, начало…»

(по творчеству народного пэта Бурятии Андрея Румянцева)

Не в первый раз с такою силой

На Русь обрушилась беда.

Закатывалась и всходила

На небе русская звезда.

Опять на тех же кухнях мира

Дым подымают из печей,

Чтоб черным облаком затмило

Упрямый блеск ее лучей.

С какого дня, с какого лета

Никак простить не могут ей

Ее особенного света, ее особенных путей.

А нам, кому она светила,

Нам, чтоб в отчаянье не впасть,-

Ее таинственная сила,

Ее Божественная власть.

1 вед:

 Есть на Байкале, недалеко от впадения в него Селенги, залив Провал. Он назван так потому, что более ста лет назад во время сильного землетрясения низкая прибрежная степь вдруг обломилась и ушла под воду. Гигантский многоверстный надлом с годами укрыло травой, а кое- где и леском, и глядится он теперь высоким яром над мутноватым заливом, который поглотил не только пойменные покосы, болотца и кудрявые островки ивняка, но и четыре маленьких селения бурят, может быть, века назад облюбовавших эти привольные для выпасов леса.

2 вед.:

Русские же поселенцы, пришедшие сюда, вероятно, позже, но тоже задолго до землетрясения, устроились повыше, над степью, под боком у тайги. В этом не было никакого чудесного предвидения, просто крестьянским умом они смекнули, что тайгу можно чуть-чуть «отпятить» к недалеким горам и затеять пашню. Если она не прокормит в трудный год, то под боком Байкал: выручит рыбой.

Исп. Песня «Байкалу» ( слова А Румянцева, музыка Г.И.Трескиной)

Я не знаю, где оно, начало

Нашего знакомства и родства.

С детских лет волна твоя качала

И меня, и деда, и отца.

Закаляло, Исцеляло море:

Крепкий дед мой

От любой беды

В туеске, как заговор от хвори,

Мне байкальской привозил воды.

Мы растем, мы ездим за полсвета,

Изучили улицы столиц.

Только я твоей отмечен метой,

Ветром обожжен и темнолиц.

Если сил моих ослабнут токи,

Если в чем-то вдруг не повезет,

Я приду на берег твой высокий,

Будто добрый кто-то позовет.

Ты глазам предстанешь синий-синий,

Радости отцовской не тая.

И взлетит в твоих ладонях сильных

Лодка, словно колыбель моя.

1 вед:

И когда декабрьским днем 1861 года с великим треском обломилась почва и заснеженная степь, как дырявая лодка- плоскодонка, ушла в темь, под клубящую воду, русские деревни оказались на высоком яру, над черным и пугающим заливом. Этих деревень было четыре- пять. Одна из них с не очень красивым названием Шерашово- родная обитель поэта.

Звучит стихотворение «Родное»

Я из детства помню мало:

Перелески смотрят в лог,

Где хлеба зеленым валом

Набегают на село.

И оно, как сами волны,

Что кипят вокруг него,

Так легко плывет и вольно

В дали детства моего.

Видно, в памяти он прочен,

Коль года не замели,

Этот маленький кусочек

Необъятнейшей земли.

2 вед:

В пору детства и юности будущего поэта здесь, как и в соседних прибрежных селах, был рыболовецкий колхоз, и никто из жителей не представлял для себя и не любил иного дела, кроме рыбалки.

Звучит стихотворение «Когда штормит Байкал…»

Когда штормит Байкал,

Он сотрясает небо.

Чтоб так трубить, как он,

На свете нет трубы.

И каждая волна

Вздымает судно слепо

Стоймя –

Не всякий конь

Так встанет на дыбы.

   

И эта мощь его,

И этот норов грозный

Не страшны стенам скал,

Валам сырых песков.

Но если тих Байкал,

Он – луг бескрайний  росный,

А волны – шёлк живых

Лучистых лепестков.

 

Он в сердце навсегда:

И омывая сушу,

И чёрным небесам

Без устали грозя.

Так не любить нельзя

Мятущуюся душу,

И ласковой души

Так не любить нельзя!

1 вед:

Отец Андрея Румянцева в последние годы жизни сидел в конторе бухгалтером, мать считалась разнорабочей, но рыбалка присутствовала не только в их разговорах; они могли в одночасье собраться и уйти на плес, в неводную или сетевую бригаду, а вмолодости рыбачили, как все односельчане. Старшая сестра Зина стала ловцом в 14 лет. Она ходила с бригадой рыбаков круглый год: зимой на подледный лов, а летом- на сетевой, и оставила свою морскую специальность лишь тогда, когда на Байкале был запрещен лов омуля.

Звучит стихотворение «Сестра»

Зине

Опять темны и плес, и небо,

А рыбаки в воде с утра.

И вместе с ними тянет невод

Моя озябшая сестра.

Она привыкла к этой стуже,

Ожогам ветра и грозы.

Лишь веки глаз сведет поуже

От ярых брызг или слезы.

Что ей, отчаянной и сильной,

Мешок зерна забросить в клеть

И пот, горячий и обильный,

С лица по-бабьи утереть!

Работой тяжкой, неминучей –

Не чашки мыть в тиши квартир –

Ее не раз еще намучит

Колхозный сытый бригадир.

Еще не раз поближе к ночи,

Когда свалиться с ног пора,

Впотьмах подол слезами смочит

Моя уставшая сестра.

И я, от боли каменея,

Кляня убогое житье,

Не знаю, как сочтусь я с нею

За слезы тайные ее.

Но день придет, лучом играя,

Она возьмется за дела

Так, будто ей земля родная

Своею силой помогла!    

2 вед:

О своем детстве поэт вспоминает: « Мы, огольцы, привыкли к запаху лодки, причалившей к берегу после ночного лова, и рыбацкой одежды, пропитавшейся сыростью от мокрой рыбы и тумана, с той поры, как начали ходить по земле.

1 вед:

Малышами начальной школы помогали распутывать сбитое рыбой в клубок полотно невода. Семиклассниками уже сходились в бригаду и жили у плеса в палатках, ловя рыбу колхозной снастью. В отличие от «большого невода», который забрасывали взрослые, наш в официальных колхозных отчетах именовался «малым». Мы были «рыбаками малого невода»

2 вед:

В 9-10 классах парни чувствовали себя уже заправскими ловцами и летом шли во взрослую сетевую бригаду. Здесь показателем силы  и мастерства считался «пай». Если тебе устанавливали «полный пай», то ты стоял вровень с каждым из мужчин в бригаде. Это был предмет особой гордости подростка.

Звучит стихотворение «Я редко видел суету…»

2 вед:

В семье поэта было восемь детей. Тут родители Андрея Григорьевича продолжили традицию рода. Отец вырос в семье, где счет детям был большим- тринадцать, а мать имела восемь братьев и сестер. А.Г.Румянцев вспоминает, что одинаково любил обеих своих бабушек, таких разных. Та, что ьродила 13 сыновей и дочерей- Матрена Ильинична- выглядела маленькой, тихой, бесшумной. Но ее физическая крепость, твердость характера и сила духа особенно проявились в лихие военные и послевоенные годы. Потеряв на фронте двух сыновей, зятя и внука, проводив остальных своих детей, кого в шахту, кого на лесозаготовки, она выхаживала в голоде, отпаивала отварами в болезнях своих внуков. О ней рассказано в стихотворении « Погибли у бабки Матрены…»

Стихотворение « Погибли у бабки Матрены…»

Погибли у бабки Матрены
 Два сына, два дяди моих.
А я, пред войною рожденный,
Их даже не знал, молодых.

Стирая,
 Обноски латая,
 Густую варя лебеду,
Бабуся моя молодая
В трудах забывала беду.

Внучат ограждала от лиха,
 Солила грибы про запас,
  А если и плакала –
   Тихо,
   И трудно,
  И втайне от нас.

Я понял намного позднее
Живучее сердце ее.
Яснее вина перед нею,
 И горше прозренье мое,

Что ночью, зловеще и прямо,
В окошках, где тьма негуста,
Вставали пред нею две рамы,                                                                                                                
Как два неотступных креста.

1 вед:

Другая бабушка, Аграфена Петровна, была, как говорится, сгустком энергии. Эта помогала, как могла, не только родственным душам, но всем обессилевшим и осиротевшим.родных детей у нее было лишь четверо. В молодые годы дети ее умирали младенцами. В таких случаях, чтобы выжили свои, берут сироток.бабушка и брала их, даже тогда, когда в доме стало совсем тесно. Пятерых усыновленных и удочеренных любила, как своих, и вырастила всех до женитьбы и замужества. Ей посвящено стихотворение « Какие обноски носила…»

Стихотворение « Какие обноски носила…»

2 вед:

 Замечательными по трудолюбию, доступности и ласке к детям были и деды поэта Алексей Савватеевич и Яков Степанович.

Звучит песня «Я введу тебя в дом…» 9стихи А.Г.Румянцева, музыка Г.И.Трескиной)

1 вед:

В 1955 году А.Румянцев закончил среднюю школу и поступил в Иркутский госуниверситет. В 17 лет оформилась его мечта стать поэтом. Едва получив аттестат зрелости, он посылает его вместе с другими документами в Москву, в Литературный институт имени Горького. Об обязательном творческом конкурсе поэт не знал. Дело, однако, повернула болезнь отца, и поэтому Андрей поехал поступать в Иркутск, чтобы быть поближе к родным.

2 вед:

Учеба свела его с будущими писателями В.Распутиным, А.Вампиловым, Суворовым, К. Балковым. Самым задушевным другом для поэта стал Александр Вампилов, с ним А.Г.Румянцев учился в одной студенческой группе.

1 вед:

Поэт вспоминает об этом так: « Мы жили тогда на улице Пятой армии, в приспособленной под общежитие церкви. Теплым вечером…мы стояли довольно большой группой у подъезда своей церкви… Саня ( так поэт называл Вампилова) был с гитарой. Говорили, смеялись, кто-то громко запел, Вампилов начал подбирать аккомпонемент. За шумом не заметили, как из темноты выросла ватага парней. И тут на наши головы обрушились удары бутылками. Звон стекла, крики, топот ног… налетчики исчезли. Пострадавшие, в то числе и Саня, растирали макушки, прикладывали к ранкам носовые платки. Тяжелых последствий, к счастью, не оказалось. Видимо, шевелюры наши тогда были густы, а молодые головы крепки. Собрав подкрепление, мы бросились на соседнюю улицу и нашли обидчиков в доме, где временно поселились молодые строители. Последовало отмщение…»

Звучит стихотворение «Опять за собой замечаю…»

1 вед:

В Иркутских газетах были напечатаны и первые стихи молодого автора. Они рассказывали о родных таежных местах, о людях, оказавших влияние на юную душу.

2 вед:

После окончания университета А.Румянцев в течение десяти лет работает в газетах, а после 2-х годичной учебы в Москве становится заместителем председателя Комитета по телевидению и радиовещанию Бурятии. Этой должности он отдал 14 лет.

Звучит песня « Не мечется ветер, на плачет…»( стихи А.Румянцева)

1 вед:

Он Заслуженный работник культуры и Народный поэт Бурятии. В чем секрет его лирических творений? На этот вопрос ответил Ким Балков. «Поэзия Румянцева- это сама жизнь, как она воспринимается автором: горячая-и обжечься о нее можно, холодная, словно ледяные торосы на Байкале, для кого-то , может быть, сладкая, но чаще, горькая, чисто полынь- трава.»

Звучит стихотворение « Я помню рожденья и тризны…»

Я помню рожденья и тризны

 В большой многодетной семье.

 Ни горькой, ни радостной жизни

 Не надо придумывать мне.

 Я помню сиротское поле,

 Цветы на росистой земле.

 Ни слез, ни восторга, ни боли

 Не надо придумывать мне.

 Дай Бог обо всем, что успела

 В дороге запомнить душа,

 Сказать и правдиво, и зрело,

 Кудрявой строкой не греша.

2 вед:

Поэт в своих стихах говолит о том, что было с ним, с его поколением, и тут он суров и предельно точен. Ему не по нраву придумывание, он ищет опоры самой жизни и терзается тем, что мало в ней света и радости.

Дай Бог обо всем, что успела

В дороге запомнить душа,

Сказать и правдиво, и зрело,

Кудрявой строкой не греша.

1 вед:

В Бурятии, куда вернулся поэт после окончания университета, первые стихи его были напечатаны в коллективном сборнике произведений молодых авторов « Здравствуй , жизнь», вышедшем в 1961 году. С тех пор в Улан-Удэ, Иркутске и Москве вышло более 20 книг стихов и эссе поэта А.Г.Румянцева.

2 вед:

Люди, которые помнятся, жизнь, которая радует, огорчает, призывает к любви и труду- то главное, о чем хочет сказать в своих стихах поэт, наш земляк, Андрей Григорьевич Румянцев.

СИЛА

                                                      Некрашеные грубые столы,
                                                      Из лиственницы рубленные предком.
                                                      Медлительные тяжкие стволы
                                                      Пошли на свал в бору сухом и редком.

                                                      Когда тесали их, то тело плах
                                                      Топор не брал – железо о железо.
                                                      И был высок у плотника замах,
                                                      И над подворьем звон катился, резок.

                                                      Так стол входил. И табурет к нему.
                                                      И лавка, коей век не будет сносу.
                                                      Все силушка расставила в дому.
                                                      Усердствуя, шибала кровь из носу!

                                                      Все сила… О знакомый, крепкий быт!
                                                      Я вижу деда: отлитые руки,
                                                      Загривок медный, жарок и открыт,
                                                      Разлет плечей, как бы реки излуки.

                                                      Я вижу рук крестьянских торжество!
                                                      Весло согнулось… Лемех в землю вогнан…
                                                      И я, былинка, за мое родство
                                                      Высоко поднят на ладонях вольных!..

                                                      И как не вспомнить, что, храня свой дом,
                                                      В напасти час, - Григорий ли, Иван ли, -
                                                      Мой предок-русич гневно шел с дубьем
                                                      Навстречь штыку любых гостей незваных!

                                                      Он стол тесал – и силушку гранил,
                                                      Он плуг толкал – ее копил и правил.
                                                      И по-сыновьи Русь свою хранил,
                                                      И нам завет – хранить ее – оставил!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!