СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я познаю биологию"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для подготовки обучащихся 9 класса к ОГЭ.

Она углубляет и расширяет биологические знания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«"Я познаю биологию"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2



Утверждаю

Директор МБОУ Сосновской СОШ №2

_________________ \Л.В. Платицына\

Приказ № 341 от «01» сентября 2015 г.





Рабочая программа

по курсу «Биология»

«Я познаю биологию»

Для обучающихся 9 классов,

срок реализации 1 год













Составитель:

Юдакова А.А.

Должность: учитель биологии







р.п. Сосновка 2015г.







Информационная карта программы

1.Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

2. Полное название программы

Рабочая программа по курсу «Биология»

«Я познаю биологию»

3. Сведения об авторе


3.1. Ф.И.О., должность

Юдакова антонина алексеевна – учитель биологии

4. Сведения о программе


4.1. Нормативная база

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ;

-Постановление правительства РФ от 15.08.2013г № 706

-Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1

-Постановление администрации Сосновского района от 29.09.2015г. № 530 «Об установлении тарифов на платные услуги, предоставляемые МБОУ Сосновской СОШ № 2»

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации»

-Устав и другие локальные акты ОУ

4.2 Область применения

Платные дополнительные образовательные услуги

4.3 Направленность

Естественнонаучная

4.4 Тип программы

Модифицированная

4.5 Целевая направленность программы

Общеразвивающая

4.6 Возраст обучающихся по программе

14-15 лет

4.7 Продолжительность обучения

1 год

4.8 Форма организации образовательного процесса

Групповая, индивидуально- групповая, коллективная

5. Рецензенты и авторы отзывов:






Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 классов.

Направленность образовательной программы - естественнонаучная, она опирается на знания биологии и углубляет их.

Актуальность программы – реализует потребности общества в решении проблем отношения людей к природе, к растениям, животным, к самим себе; знакомит с биологическими особенностями строения организмов различных царств живой природы; помогает формировать ответственное отношение к окружающему миру.

Новизна программы – позволяет решать важные учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся.

Отличительные особенности данной программы проявляются в объединении в одну образовательную программу разрозненных ранее различных курсов и тем, методик подготовки.

Педагогическая целесообразность. Обучающиеся будут учиться самостоятельно мыслить , осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать способности и возможности своего организма и природной среды в которой они живут. Программа формирует определенную жизненную позицию, ответственность за свои поступки, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление.

Цель программы – подготовка к успешной сдачи ГИА учащихся 9 классов.

Задачи программы.

Обучающие:

1. Расширить знания учащихся о строении растений, животных и человека. 2.показать эволюцию растительного и животного мира, происхождение человека. Воспитывающие:

1. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма.

2.Прививать у учащихся бережное отношение к природе, здоровью человека.

3. Воспитывать коммуникативные свойства личности.

Развивающие:

1.Развивать интеллектуальные умен

2.Развивать творческие способности.

3.Развивати познавательный интерес.

4.Развивать биологическое мышление.

5.Формировать научное мышление.

6.Учить самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Программа рассчитана на детей 9 классов, возраст 15-16 лет. Численность группы 10-15 человек.

Срок реализации программы-1 год. Программа рассчитана на 32 часа, из них 22 часа теории, 10 часов практических занятий. В основе реализации программы лежит принцип добровольности (по заявлению родителей).

Форма и режим занятий. Программа рассчитана на изучение материала под контролем учителя во внеурочное время, 1 час в неделю, продолжительность занятий – 45 минут. Оптимальным режимом занятий является сочетание мини-лекций, бесед, консультаций, объяснений, работ с дополнительной литературой.

Формы обучения:

1. Коллективные (лекция, беседа, объяснение,…)

2. Групповые (обсуждение в группах,…)

3. Индивидуальные (индивидуальные консультации, тестирование.)



Учебно-тематический план

№п/п

Название темы

Количество часов

1.

Биология как наука. Методы биологии

1

2.

Признаки живых организмов.

2

3.

Система, многообразие и эволюция живой природы.

7

4.

Человек и его здоровье.

12

5.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

2

6.

Решение демонстрационных вариантов ГИА.

8

7.

Итого

32









СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент, наблюдение, описание.


Требования к уровню подготовки:

знать: особенности жизни как формы существования материи;

уметь: формулировать определения основных биологических понятий.

Тема 2 Признаки живых организмов ( 2 ч.)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. Гены и хромосомы.

Нарушения в строении и функционировании клеток- одна из причин заболеваний организмов. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке. Вирусы- неклеточные формы жизни.

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость- свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Гены прокариот и эукариот. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса. Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Трансляция белка. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Роль АТФ. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Требования к уровню подготовки: знать: методы изучения клеток, особенности химического состава, основные процессы, протекающие в клетке

уметь: объяснять процессы, протекающие в клетке.

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 час.)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Царство Грибы. Лишайники. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека. Царство Растения. Систематический обзор царства

Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы , Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции . Требования к уровню подготовки: знать: усложнение строения живых организмов от одноклеточных до многоклеточных;

уметь: объяснять значение классификации органического мира.





Тема 4 Человек и его здоровье(12 часа)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Нейро - гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.

Питание. Система пищеварения, Роль ферментов в пищеварении.

Дыхание. Система дыхания

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Сердце. Работа и регуляция.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологические значение. Познавательная деятельность мозга.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях ; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждения зрения.

Требования к уровню подготовки: знать: методы анатомии, физиологии и гигиены; уметь: использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни.

Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2часа)
Влияние экологических факторов на организмы.
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Требования к уровню подготовки: знать: взаимосвязи организмов в экосистемах; уметь: определять собственные позиции по отношению к экологическим проблемам.



Тема 6 “Решение демонстрационных вариантов ГИА”(8часов)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности. Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению. Требования к уровню подготовки: уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращении энергии, питание, дыхание, выделении, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметьобъяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды ; родство человека с млекопитающими животными; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

распознавать и описывать:

на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; определять: принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе; анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы.



Учебно- методическое обеспечение программы

  1. Пасечник,В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. :учеб. для общеобразоват. учреждений/В.В.Пасечник.-15-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2012.-304 с.:ил.

  2. Латюшин В.В. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-5-е изд.,стереотитп.-М.:Дрофа,2012.-304 с.:ил

  3. Колесов,Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.-12-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2011.-332с .:ил.

  4. Каменский,А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.-8-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2007.-303 с.:ил.



Материально- техническое обеспечение.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Занятия проводятся в кабинете биологии, где находится лаборантская комната в которой имеется все необходимое для проведения занятий: микроскопы, наборы готовых микропрепаратов по разделам: растения, животные, человек; набор таблиц: «Растения. Грибы. Бактерии», «Клеточное строение растений», «Внешнее и внутреннее строение животных», «Органы и системы органов человека», набор таблиц по общей биологии.







































Список литературы

  1. Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.В.Елкина.-Минск: Букмастер : Кузьма, 2012- 6-е изд.- 416с.

  2. Лернер Г.И. ГИА 2012. Биалогия : сборник заданий :9 класс / Г.И .Лернер .- М.:Эксмо, 2012.- 240с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме)).

  3. Кириленко А.А.,Колесников С.И. Биология . 9 –й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни. Новые задания : учебно- методическое пособие / А.А. Кириленко , С.И. Колесников. – Изд. 4- е ,перераб. и дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 320 с. – (ГИА-9.)

  4. ГИА- 2012: Экзамен в новой форме : Биология : 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт. – сост. В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б Трофимов. – М.: АСТ :Астрель ,2012- 120с.: ил- (Федеральный институт педагогических измерений)

  5. Биология: Справ. Материалы. Учеб.пособие для учащихся / Д.И.ТрайтакН.И.Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев; под ред. Д.И.Трайтака. – М.: Просвещение 1983.-208с. , ил.







































Приложение к программе

Календарно-тематическое планирование

2015-2016 учебный год

п/п

Раздел, тема

В том числе

Дата по плану

Дата по факту

1

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1ч.)



2

Тема 2 Признаки живых организмов (2ч.)

1.1.Клеточное строение организмов

2.1.Признаки живых организмов.



3

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7ч.)

1.3. Царство Бактерии.

2.3. Царство Грибы.

3.3. Царство Растения-морфологические и физиологические особенности.

4.3. Обзор систематических групп растений.

5.3. Царство Животные: общая характеристика типов, классов.

6.3.Обзор систематических групп животных.


7.3. Учение об эволюции органического мира.








4

Тема 4 Человек и его здоровье (12ч.)




1.4. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

2.4. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

3.4. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов и пищеварения.

4.4. Дыхание. Система дыхания.

5.4 Внутренняя среда организма.

6.4. Обмен веществ и превращение энергии.

7.4 Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

8.4. Покровы тела и их функции.

9.4. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

10.4. Органы чувств, их роль в жизни человека.

11.4.Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

12.4. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях.























5

Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды( 2ч.)




1.5.Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов.

2.5.Экосистемная организация живой природы.



6

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (8 часов)

1.6. Работа с КИМом 2016 г. 1 вариант

2.6 .Работа с КИМом 2016 г. 2 вариант

3.6. Работа с КИМом 2015 г. 1 вариант.

4.6. Работа с КИМом 2015г. 2 вариант

5.6. Работа с КИМом 2014 г. 1 вариант

6.6.Работа с КИМом 2014 г. 2 вариант

7.6.Пробная итоговая аттестация по КИМам.

8.6.Работа над типичными ошибками.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!