Сценарий внеклассного мероприятия «Я – ребёнок. Я – человек»,
посвящённого Всемирному дню прав человека.
Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция», рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с использованием игровых ситуаций).
Задачи:
1.Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
2.Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
3.Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие.
4.Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся.
Оформление: выставка рисунков на тему "Права ребёнка".
Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
Воспитатель. Добрый день, друзья. Сядьте хорошо и слушайте внимательно. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества:
Воспитатель. Мы с вами знаем, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
Ребёнок. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди.
Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войны, чтобы никто не знал страха и нужды.20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.
Воспитатель. Это международный документ о правах ребенка. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права ребенка»)
Воспитатель. Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о правах ребенка.
Вопрос: - Что же такое права ребенка?
Права — это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.
Ученик.
У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать права свои.
Воспитатель. Мы с вами сегодня познакомимся с вашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни. Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые права.
Если кто-то нарушил ваши права вы можете позвонить и к вам придут на помощь.
Воспитатель. Сейчас я буду читать строчки стихотворения о правах, а вам нужно дружно отвечать: «разрешается» или «запрещается».
Игра «Разрешается- запрещается».
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел, лечиться.
Это разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается.
В детстве тяжкая работа
Строго запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить.
Это разрешается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными людьми дружить.
Это разрешается
Воспитатель. Молодцы!
Воспитатель. Права человека нашли своё отражение в пословицах. Сейчас я дам вам пословицы, разрезанные по частям. Вам нужно правильно составить эти части, чтобы можно было их прочесть.
В здоровом теле – здоровый дух (Право на пользование услугами здравоохранения)
У семи нянек дитя без глазу (Право ребёнка на заботу родителей)
Капля никотина убивает лошадь (Право ребёнка на защиту от наркотиков)
Какой первый документ, получает человек.
Воспитатель. Я буду вынимать из сундучка разные предметы. Вам нужно как можно быстрее сказать, какие права человека они могут означать.
1) Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
2) Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
3) Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
3) Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
4) Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка жить вместе с мамой и папой).
Воспитатель. Я имею на это право! «Почему вы нарушаете мои права?» —эти слова часто говорят дети. Но права не могут существовать без обязанностей.
Поэтому у каждого ребенка есть обязанности.
Воспитатель. А вот вы часто их забываете. Ребята, что такое обязанности?
Обязанности — это поведение человека в обществе.
Воспитатель. Есть обязанности и у вас, у школьников.
Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей). Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.
Воспитатель. На столе лежит два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «Право», другого – «Обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей
Ответы:
На лепестках цветка «право» следующие высказывания:
* Иметь фамилию, имя, отчество
* Иметь игрушки
* Ходить на кружок
* Жить с родителями
* Лечиться в больнице
* Отдыхать на перемене
На лепестках цветка «Обязанности»:
* Делать уроки
* Читать книги
* Заботиться о животных
* Мыть посуду
* Делать зарядку
* Посещать школу
* Помогать родителям
Воспитатель. Молодцы! Я думаю, вы запомнили, что такое права, и обязанности.
Права и обязанности у всех одинаковые, и если о них забывают, человеку очень трудно жить. Права принадлежат всем людям. Давайте еще раз вспомним некоторые из них.
Воспитатель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны.
12 декабря в России отмечается День Конституции.
Вывод. Мы сегодня с Вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.
- Какие документы защищают ваши права?
- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, о том, как защитить свои права. Сейчас мы еще раз прочитаем ваши права и хорошо их запомним. Ученики читают по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе
-Я имею право быть чёрным и белым.
-Я имею право быть ловким и смелым.
-Ты имеешь право иметь своё имя.
-Ты имеешь право быть просто любимым.
-Мы имеем право на всём белом свете.
-Мы имеем право! Мы – дети!