Я с Вами согласна, Евгений Базаров!
Опыт прочтения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Любовь Николаевна Булыгина,
учитель русского языка и литературы гимназии № 2 г. Минска.
Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала перед вечностью, где меня не было и не будет…А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже…
Евгений Базаров, «Отцы и дети»
Многие считают, что «Отцы и дети» - невольно вырвавшаяся из-под пера либерала Тургенева ода революционно-демократическому мировоззрению. Однако давайте подумаем, не является ли подобная трактовка одним из засушенных листков того гербария, в который превращается литература как учебный предмет?! В самом деле, почему на уроках литературы многие преподаватели вынуждены всячески ухищряться, чтобы оживить ими же предварительно умерщвлённый роман! Тут и сочинения типа «Я с Вами не согласен, Евгений Базаров!», и устные баталии о заблуждениях героя. А задумывались ли мы над тем, что Базаров, живущий и умирающий во времени и пространстве вымышленной реальности романа, совершенно недоступен для поучений, звучащих из другой, объективной, реальности?
Традиционное толкование романа («Тургенев воспевает личность революционера-демократа Базарова») основано на желании исследователя увидеть в художественном произведении не жизнь в динамизме, а статическую, неподвижную характеристику её. Эта судьба постигла многие произведения курса литературы. Обычно из всей жизни героя, существенной и значимой только в собственном движении, извлекается неподвижная сумма черт его характера, что и называют образом Базарова, образом Катерины, образом Чацкого и т. д.
Однако персонаж всегда больше своей характеристики, ибо он живёт только в постоянном движении и смене событий собственной жизни. Движение же зачастую просто мешает исследователю, и он его останавливает, абстрагируется от него, но увы! - вместо живого человека после такого абстрагирования перед аналитиком предстаёт нечто другое.
Из этого следует, что анализ «Отцов и детей», как и любого другого произведения, должен идти вслед за развитием фабулы и сюжета, выявляя основные закономерности этого развития, то есть фактически не должен чем-то отличаться от чтения, помогая, однако, учащимся осмыслить произведение литературы не как характеристику жизни, а как самое жизнь.
С первых страниц читателю становится ясно, что речь в романе идёт о процессе формирования нового мировоззрения и о связанной с ним существенной переоценке ценностей. Носителем этого нового мировоззрения является Базаров, Но повременим восторгаться характером «беспощадного отрицателя», ниспровергателя барско-либеральных «принсипов» и попытаемся вдуматься в его положительную программу, (а она у него, безусловно, есть, иначе чем отличался бы он от прочих нигилистов) и, что главное, в её жизнеспособность.
Понятно, что ни Аркадий, ни тем более Ситников с Кукшиной сущности базаровской теории не понимают, а только с большим или меньшим успехом ниспровергают всё старое, поддавшись (не без удовольствия) вандалической страсти огульного отрицания. Только Базаров несёт в романе бремя положительной программы, только он поднимается до нового понимания сущности человека. Фактически это понимание заключается во взгляде на человека как на «естественное» существо, в сведении человеческой жизни к процессу отправления физиологических потребностей:
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному, взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…»
Частное высказывание? Отнюдь. В нём - весь Базаров с его мировоззрением, в системе которого есть место только эмпирико-физиологическому подходу к действительности. Философия Базарова - родное дитя вульгарного материализма, согласно которому существует лишь то, что ощутимо, а умозрительные категории, как и самоё мысль, чувство, в отличие от ощущения, - нечто из области «романтизма» и «чепухи».
Полной противоположностью философии Базарова являются воззрения «отцов», не мыслящих человека вне духовной деятельности. Человек выше собственной физиологичности - вот главный «принсип» Павла Петровича, верность которому он хранит в течение всей своей жизни. Понятно, что между носителями столь противоположных взглядов на жизнь неизбежно столкновение, в котором, безусловно, побеждает Базаров. Его теория, какой бы противоестественной и антикультурной она ни казалась Павлу Петровичу, всё же даёт возможность реально, трезво оценить ситуацию, сложившуюся в жизни России, тогда как Павел Петрович видит эту ситуацию сквозь розовые очки собственной идеалистической духовности.
Вместе с тем, если с базаровских позиций можно критиковать жизнь (и далеко не безуспешно), то можно ли, основываясь на них, жить? Жизнеспособна ли теория Базарова, может ли она стать основой его деятельности, как стали основой жизни для Павла Петровича его воззрения на «романтическую» любовь?
Дальнейшее развитие действия в романе помогает ответить на этот естественно возникающий у читателя вопрос. История любви Базарова даёт возможность герою романа «обжечься на своём молоке». Взгляды Базарова до того, как он познакомился с Одинцовой, находятся в полном соответствии с его теорией: «Нравится тебе женщина, - говаривал он, - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись, - земля не клином сошлась». Но вот читатель становится свидетелем беспристрастно рассказанной повествователем истории о том, как рушится при соприкосновении с жизнью базаровская концепция человека как физиологического существа. Совершенно неожиданно для себя этот человек обнаруживает, что попал в плен к тому, существование чего ранее с такой искренностью отрицал:
«... он скоро понял, что с ней «не добьёшься толку», а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил... В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушие и презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».
Словом, теория, доказывающая отсутствие духовности, рушится при соприкосновении с жизнью, которая против воли теоретика вводит его в мир столь яростно отрицаемой им духовности. Базаров энергично пытается бороться, но подсознательно начинает ощущать несостоятельность и нежизнеспособность собственных идей. И вот уже впервые задумывается над тем, что вся его жизнь и деятельность, пожалуй, бессмысленны:
«А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа ли Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»
Эта фраза очень точно отражает состояние Базарова после отказа Одинцовой. Дело в том, что герой начинает сознавать ошибочность своих взглядов, и поэтому лопух после смерти, являющийся логическим завершением человеческой жизни по его же теории, теперь уже не устраивает нашего героя, ибо кому же хочется, чтобы из него просто так, без всякого смысла, без всякой идеи вырос лопух?! Гибель идеи становится очевидной для героя, и поэтому все дальнейшие попытки бороться вызывают у него только душевные муки. Следовательно, в идейном отношении Базаров, попавший под власть отрицаемой им духовной любви, оказывается слабее Павла Петровича.
Как это ни парадоксально, идейные антагонисты в делах любовных оказываются на равных - в позиции страстно любящего, но нелюбимого человека. После дуэли они впервые начинают понимать друг друга: «Обоим было нехорошо. Каждый из них сознавал, что другой его понимает».
Однако равная степень трагичности судеб Базарова и Павла Петровича не даёт повода утверждать, что первый принимает либеральный образ жизни. Смерть Базарова свидетельствует о его нравственном превосходстве, ибо он в последних словах, сказанных Одинцовой, имеет мужество увидеть уходящую навсегда жизнь в столь ненавистном ему «романтическом» свете. Так кто же победитель? За каким образом жизни будущее?
Ответ на этот вопрос читатель находит в конце романа, где повествователь, хранивший во время рассказа бесстрастный тон, впервые позволяет себе оценить сказанное и расставить все точки над «i»:
«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
Эта последняя фраза романа позволяет понять, что вся предыдущая бесстрастность повествователя обусловлена взглядом на разгорающиеся страсти с позиции этой самой «жизни бесконечной». Другими словами, повествователь рассказывает о жизни, сам пребывая в вечности, и дыхание её, ощущаемое читателем на последних страницах романа, примиряет спорящих и представляет собой авторскую концепцию смиренного преклонения перед всепоглощающим единством «жизни бесконечной», на фоне которой уже нет смысла противопоставлять «детей» «отцам», либералов - революционерам-демократам, Базарова - Павлу Петровичу. Союз «и» в заглавии романа к концу повествования превращается из разделительного в соединительный.
Вечность, о которой идёт речь, - это не просто пустая абстракция. Авторская концепция «жизни бесконечной» выражает мысль о том, что ни одно из взаимно противоречивых явлений жизни не вбирает в себя полноты всей жизни и, следовательно, не может быть признано абсолютно верным или абсолютно неверным. Строго говоря, победителем в споре «отцов» и «детей» является жизнь, в своём бесконечном течении объединяющая и примиряющая Базарова с его нравственным и Павла Петровича - с его идейным превосходством. Более того, именно пафос «жизни бесконечной», преодолевающей сиюминутные противоречия и споры, делает роман не публицистическим, а художественным произведением.
Этот важный мировоззренческий вывод и пытаюсь донести до учащихся на уроках по роману «Отцы и дети».
2