Просмотр содержимого документа
«Я учитель - XXI века»
Я учитель XXI века
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» - эти слова принадлежат древнему мыслителю Конфуцию и в полной мере отражают мои представления о том, каким должен быть современный педагог. На мой взгляд учитель XXI века должен:
-постигать и принимать опыт именитых педагогов прошлых лет;
-осваивать новые технологии обучения и воспитания детей;
-творчески мыслить и стремиться к самосовершенствованию.
Невозможно стать учителем не обратившись к истокам и не впитав в себя знания, бережно сохраненные до наших дней. Именно наработки таких педагогов как Коменский, Песталоцци, Корчак, Ушинский, Сухомлинский и др. заложили прочный фундамент гордо звучащей профессии «учитель». Идеи этих великих людей не только передаются новым поколениям студентов в педагогических ВУЗах, но и по сей день не утрачивают своей актуальности в учебно-воспитательном процессе.
Самым вдохновляющим опытом прошлого для меня служат некоторые идеи гуманистической педагогики. Главную задачу учителя я вижу в сосредоточении усилий на формировании свободной, самостоятельно мыслящей и действующей личности, способной принять самостоятельное решение в суровых реалиях современного мира.
Стремительно развивающиеся технологии и особенности ценностной ориентации подрастающего поколения обязывают учителя идти в ногу со временем. Сочетание опыта педагогической деятельности «старой школы» и способность принимать новшества – залог успеха современного учителя. Педагогам в возрасте бывает трудно освоиться в эпоху «гаджетомании». Школы стремительно снабжаются электронными досками, учебниками, дневниками и т.д. Я постоянно стараюсь держать в тонусе свой уровень владения компьютерной техникой, учусь делать наглядные презентации, просматриваю литературу об использовании ИКТ в образовательном процессе. Я осознаю, что большинству современных школьников уже привычнее видеть информацию на экране. Так почему бы не принять это? Современные технологии позволяют легко и быстро преобразовать теоретический материал в наглядные схемы/картинки/видеоролики и преподнести всё необходимое своим ученикам на их, уже можно сказать, цифровом языке.
Умение творчески подходить к решению задач высоко ценится в образовательном процессе. Креативные учителя интересны, они привлекают школьников и учат их нестандартному мышлению. Современный педагог не должен зацикливаться только на совершенствовании учебного материала и воспитании своих учеников, он должен помнить и о своем личностном росте. Развитие физических данных, общей эрудированности, творческих способностей сыграют не последнюю роль в работе учителя. При этом личностное развитие должно быть не целью, а процессом, постоянно присутствующим в жизни. Развитие пластичности мышления будет способствовать многостороннему и вариативному видению мира.
Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально-творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику. Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания.
Таким образом, учитель XXI века – это педагог, обладающий огромным багажом знаний, сочетающим в себе элементы старой школы и инновации образовательных технологий. Это человек способный внедрять новые формы и средства обучения, использовать интерактивные методы и выстраивать преподавание, создавая благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья детей. Я считаю, важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая станет на моих уроках важным компонентом учебного процесса. В моем понимании учитель – это уже не просто профессия, это целый образ жизни.