СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я утверждаю себя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у суворовцев представление о правильном, положительном утверждении личности в различных сферах жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Я утверждаю себя»

Час воспитателя

Тема: Я утверждаю себя.


Цель: сформировать у суворовцев представление о правильном, положительном утверждении личности в различных сферах.

Задачи:

  • познакомить суворовцев с понятиями самоутверждение, самооценка;

  • формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства;

  • побуждать к положительному самопроявлению и самовыражению;

  • развитие коммуникативных способностей, умений работать в малых группах;

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, карточки с описанием проблемных ситуаций, задание для работы в парах, грамоты суворовцев.


Ход классного часа.

Воспитатель:

Посмотрите на доску. Это ваши грамоты и дипломы. Вы любите побеждать? Хотите всегда быть победителями? А с чего начинаются все победы, знаете? Закончите афоризм: «Все победы начинаются с победы над …» (…самим собой)

Мне хочется сказать словами поэта Эдуарда Асадова:

С готовой красивой душой навек

Отнюдь не рождается человек,

Ничто ведь само не строится,

Уверен, что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей, храбрецом –

Учатся и становятся!

Человек – существо общественное, проявить себя как личность он может только в общении с другими людьми. С детских лет человеку приходится сравнивать себя с окружающими, оценивать других и себя, утверждаться в обществе.

Как вы думаете, какова будет тема нашего занятия? О чем мы с вами будем говорить? Каковы цели наши?

А что такое самоутверждение? (ответы суворовцев)

Самоутверждение – это поведение, направленное на утверждение собственной значимости, установление права на самовыражение и достижение желаемого результата.

Это потребность, стимулирующая тот или иной тип поведения.

Самоутверждаясь, личность ищет свое место в коллективе и самоопределяется в обществе.

А всегда ли человек самоутверждается положительно? (ответы суворовцев)

К сожалению, наряду с положительными способами самоутверждения, есть и отрицательные способы. Чаще всего именно их выбирают подростки.

Какие способы самоутверждения вы можете назвать?

Предполагаемые ответы суворовцев:

• Знания, учебные достижения,

• Модная прическа, одежда, путешествия,

• Спортивные достижения,

• Художественные таланты,

• Музыкальные таланты,

• Красивая фигура, симпатичная внешность,

• Воспитанность, честность, порядочность,

• Курение, алкоголь,

• Грубость, хамство, нахальство,

• Драки, воровство, конфликты и т.д.

Что нужно для того, чтобы человек самоутверждался положительно? (чтобы его самооценка была адекватной, правильной)

Самооценка – это оценка своих качеств, способностей, поступков.

Какие виды самооценок вам известны? (ответы суворовцев – заниженная, завышенная, адекватная)

В зависимости от самооценки на какие группы вы можете разделить людей? (ответы суворовцев - уверенные, неуверенные, самоуверенные). Каждая группа людей имеет определенные характеристики. Я вам предлагаю выполнить следующее задание в парах. Перед вами описания трех различных личностей. Ваша задача правильно их определить.


Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

Самоуверенный человек

- Не выдерживает прямого взгляда,

отводит глаза в сторону.

- Голова опущена

- Спина сутулая.

- Руки помещены перед собой

- Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты.

Смотрит окружающим в глаза.

- Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.

- Спина у него прямая. Плечи развёрнуты.

- Руки могут быть убраны за спину.

- Ноги на ширине плеч и расслаблены

- Стоит вполоборота.

- Правое плечо слегка выставлено вперёд.

- Грудь колесом.

- Голова высоко поднята.

- Смотрит высокомерно, дерзко.

- Руки на поясе.

- Упор на левую ногу.



Воспитатель: Конечно, сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то чрезмерного, далёкого от нормы.

Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, малообщительны, пугливы. Они- то часто и считают себя невезучими.

Завышенная самооценка тоже не украшает человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца.

Какой же должна быть самооценка? Ожидаемый ответ: (реальной, адекватной, соответствующей)

- Вы правы. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная – значит соответствующая действительности.

А как вы думаете, у вас у всех адекватная самооценка? (ответы суворовцев)

Давайте попробуем определить, у кого какая самооценка. Перед каждым из вас опросник. Прочтите внимательно и ответьте на вопросы согласно инструкции.

Опросник

Внимательно прочитайте вопросы. Подумайте, насколько вы с ними согласны.

Если вы полностью согласны с высказыванием, то оцените ваш ответ в 4 балла, если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла, если вы немножко согласны – оцените ответ в 2 балла, если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили высказывание.


1. Я часто бываю добрым с одноклассниками, со сверстниками - ______

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду - ________

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми одноклассниками и взрослыми - ________

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку - ________

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей - ______

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес - _______

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню - ______

8. Мне приятно делать радость своим одноклассникам - _______

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки -____

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы - ______


Обсуждение ответов

Как вы думаете, какой ответ должен в 1 вопросе? Почему? (обсуждение всех вопросов)


А теперь посчитаем, что у нас получилось.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

- ответу, оцененному в 4 балла, приписывается единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.


Открытый микрофон. «Поговорим откровенно»

Воспитатель. Мы с вами попробовали определить, каков уровень вашей самооценки. Но как вы думаете, всегда ли правильно вы утверждаете себя в обществе? (относительно одноклассников, педагогов, старшекурсников)

Примерные ответы детей:

Уважение к себе есть, но не знаю, как заставить себя уважать.

Очень трудно отвечать сдержанно на «наезды», так и хочется ответить грубостью на грубость.

Мне кажется, что утверждать себя нужно не словами, а делами.

Я считаю, что главное – это заставить себя уважать.

Я считаю, что уважают только сильных. Нужно, чтобы тебя боялись, тогда и сам будешь себя уважать.

Я стараюсь чему-то научиться, стать лучше, стараюсь ко всем относиться по-доброму – в этом мое самоутверждение.

Мне кажется, что меня недостаточно самоуважения, потому что я плохо учусь и у меня плохое поведение.

Вы – будущие офицеры, защитники Родины, для вас имеет значение уметь правильно себя оценивать? Какие проблемы могут возникнуть, если будет неправильно самоутверждаться человек?

(ответы суворовцев)

Почитайте, пожалуйста, рассказ и выясните, как пытаются самоутвердиться герои? (самоподавление, агрессивное доминирование, конструктивное самоутверждение)

СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ПАРАХ

В этот день 8 класс сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое поведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед шестым уроком состоялся такой разговор.

Саша (громко, вызывающе). С седьмого урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается.

Дима (мямлит). Да мне, вообще-то, нужно... А то - пара в четверти...

Саша Ага, от коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (показывает кулак)

Сергей (спокойно, уверенно, без вызова). Так из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и...

Саша (грубо обрывает). Я сам знаю, что мне надо, а что не надо!

Сергей (твердо). Я тоже знаю, что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.

Саша А я считаю, что она не имеет права нас оставлять! (Толкает локтем в бок Диму.) Скажи?

Дима Да-а, нам кушать надо...

Сергей А я так не считаю.

Саша (с угрозой). Ну, мы с тобой еще разберемся!

Обсуждение

Воспитатель: Кто же из мальчиков утверждал себя продуктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать, то есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов?

- Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему?

Воспитатель: Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для них характерным.

Воспитатель: а у вас были в жизни ситуации, когда вы или вам помогли третьи лица уладить конфликт? (ответы суворовцев) Таких людей называют медиаторами или третейскими судьями.

Медиатор – это посредник, выступающий третьей стороной при разрешении спора и помогающий достигнуть соглашения.

Заключительное слово

Воспитатель: Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно (правильно) самоутверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупым, неумным заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого, что не смогли отстоять себя. Надеюсь, что сегодняшний наш разговор поможет вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения.

В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18 века И. Лафатера:

хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать.

Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.

А ещё не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам учиться на «отлично», принимать участие в олимпиадах, посещать спортивные секции, кружки и побеждать. Так вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.

ВЫВОД:

Самоутвеждаться необходимо каждому человеку, но утверждать себя следует не от противного, не в глупой борьбе с окружающими, а созидательно – в строительстве духовного и профессионального образов своей личности, в поиске здоровых интересов и единомышленников, в обретении полезных знаний и навыков. Такое самоутверждение встречает не сопротивление, но сочувствие и помощь и родителей, и учителей и ровесников и становится хорошим подспорьем во взрослении человека.

8. Рефлексия.

Воспитатель: Продолжите предложение.

Сегодня я узнал…

Мне было интересно, потому что…

Больше всего мне понравилось…

Теперь я знаю…

Теперь я буду…

Я могу похвалить себя за то, что …

Самоутверждайтесь продуктивно!

Я считаю, будет правильным, если мы в учебе и в жизни будем придерживаться девиза:

- Сотвори себя – это необходимо!

- Утверждай себя – это возможно!

- Прояви себя – это реально!

- Познай себя – это интересно!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!