Час воспитателя
Тема: Я утверждаю себя.
Цель: сформировать у суворовцев представление о правильном, положительном утверждении личности в различных сферах.
Задачи:
познакомить суворовцев с понятиями самоутверждение, самооценка;
формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства;
побуждать к положительному самопроявлению и самовыражению;
развитие коммуникативных способностей, умений работать в малых группах;
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, карточки с описанием проблемных ситуаций, задание для работы в парах, грамоты суворовцев.
Ход классного часа.
Воспитатель:
Посмотрите на доску. Это ваши грамоты и дипломы. Вы любите побеждать? Хотите всегда быть победителями? А с чего начинаются все победы, знаете? Закончите афоризм: «Все победы начинаются с победы над …» (…самим собой)
Мне хочется сказать словами поэта Эдуарда Асадова:
С готовой красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек,
Ничто ведь само не строится,
Уверен, что скромником и бойцом,
Отзывчивым, умницей, храбрецом –
Учатся и становятся!
Человек – существо общественное, проявить себя как личность он может только в общении с другими людьми. С детских лет человеку приходится сравнивать себя с окружающими, оценивать других и себя, утверждаться в обществе.
Как вы думаете, какова будет тема нашего занятия? О чем мы с вами будем говорить? Каковы цели наши?
А что такое самоутверждение? (ответы суворовцев)
Самоутверждение – это поведение, направленное на утверждение собственной значимости, установление права на самовыражение и достижение желаемого результата.
Это потребность, стимулирующая тот или иной тип поведения.
Самоутверждаясь, личность ищет свое место в коллективе и самоопределяется в обществе.
А всегда ли человек самоутверждается положительно? (ответы суворовцев)
К сожалению, наряду с положительными способами самоутверждения, есть и отрицательные способы. Чаще всего именно их выбирают подростки.
Какие способы самоутверждения вы можете назвать?
Предполагаемые ответы суворовцев:
• Знания, учебные достижения,
• Модная прическа, одежда, путешествия,
• Спортивные достижения,
• Художественные таланты,
• Музыкальные таланты,
• Красивая фигура, симпатичная внешность,
• Воспитанность, честность, порядочность,
• Курение, алкоголь,
• Грубость, хамство, нахальство,
• Драки, воровство, конфликты и т.д.
Что нужно для того, чтобы человек самоутверждался положительно? (чтобы его самооценка была адекватной, правильной)
Самооценка – это оценка своих качеств, способностей, поступков.
Какие виды самооценок вам известны? (ответы суворовцев – заниженная, завышенная, адекватная)
В зависимости от самооценки на какие группы вы можете разделить людей? (ответы суворовцев - уверенные, неуверенные, самоуверенные). Каждая группа людей имеет определенные характеристики. Я вам предлагаю выполнить следующее задание в парах. Перед вами описания трех различных личностей. Ваша задача правильно их определить.
Неуверенный в себе человек | Уверенный в себе человек | Самоуверенный человек |
- Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону. - Голова опущена - Спина сутулая. - Руки помещены перед собой - Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты. | Смотрит окружающим в глаза. - Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок. - Спина у него прямая. Плечи развёрнуты. - Руки могут быть убраны за спину. - Ноги на ширине плеч и расслаблены | - Стоит вполоборота. - Правое плечо слегка выставлено вперёд. - Грудь колесом. - Голова высоко поднята. - Смотрит высокомерно, дерзко. - Руки на поясе. - Упор на левую ногу. |
Воспитатель: Конечно, сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то чрезмерного, далёкого от нормы.
Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, малообщительны, пугливы. Они- то часто и считают себя невезучими.
Завышенная самооценка тоже не украшает человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца.
Какой же должна быть самооценка? Ожидаемый ответ: (реальной, адекватной, соответствующей)
- Вы правы. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная – значит соответствующая действительности.
А как вы думаете, у вас у всех адекватная самооценка? (ответы суворовцев)
Давайте попробуем определить, у кого какая самооценка. Перед каждым из вас опросник. Прочтите внимательно и ответьте на вопросы согласно инструкции.
Опросник
Внимательно прочитайте вопросы. Подумайте, насколько вы с ними согласны.
Если вы полностью согласны с высказыванием, то оцените ваш ответ в 4 балла, если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла, если вы немножко согласны – оцените ответ в 2 балла, если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили высказывание.
1. Я часто бываю добрым с одноклассниками, со сверстниками - ______
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду - ________
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми одноклассниками и взрослыми - ________
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку - ________
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей - ______
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес - _______
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню - ______
8. Мне приятно делать радость своим одноклассникам - _______
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки -____
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы - ______
Обсуждение ответов
Как вы думаете, какой ответ должен в 1 вопросе? Почему? (обсуждение всех вопросов)
А теперь посчитаем, что у нас получилось.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
- ответу, оцененному в 4 балла, приписывается единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Открытый микрофон. «Поговорим откровенно»
Воспитатель. Мы с вами попробовали определить, каков уровень вашей самооценки. Но как вы думаете, всегда ли правильно вы утверждаете себя в обществе? (относительно одноклассников, педагогов, старшекурсников)
Примерные ответы детей:
– Уважение к себе есть, но не знаю, как заставить себя уважать.
– Очень трудно отвечать сдержанно на «наезды», так и хочется ответить грубостью на грубость.
– Мне кажется, что утверждать себя нужно не словами, а делами.
– Я считаю, что главное – это заставить себя уважать.
– Я считаю, что уважают только сильных. Нужно, чтобы тебя боялись, тогда и сам будешь себя уважать.
– Я стараюсь чему-то научиться, стать лучше, стараюсь ко всем относиться по-доброму – в этом мое самоутверждение.
– Мне кажется, что меня недостаточно самоуважения, потому что я плохо учусь и у меня плохое поведение.
Вы – будущие офицеры, защитники Родины, для вас имеет значение уметь правильно себя оценивать? Какие проблемы могут возникнуть, если будет неправильно самоутверждаться человек?
(ответы суворовцев)
Почитайте, пожалуйста, рассказ и выясните, как пытаются самоутвердиться герои? (самоподавление, агрессивное доминирование, конструктивное самоутверждение)
СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ПАРАХ
В этот день 8 класс сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое поведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед шестым уроком состоялся такой разговор.
Саша (громко, вызывающе). С седьмого урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается.
Дима (мямлит). Да мне, вообще-то, нужно... А то - пара в четверти...
Саша Ага, от коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (показывает кулак)
Сергей (спокойно, уверенно, без вызова). Так из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и...
Саша (грубо обрывает). Я сам знаю, что мне надо, а что не надо!
Сергей (твердо). Я тоже знаю, что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.
Саша А я считаю, что она не имеет права нас оставлять! (Толкает локтем в бок Диму.) Скажи?
Дима Да-а, нам кушать надо...
Сергей А я так не считаю.
Саша (с угрозой). Ну, мы с тобой еще разберемся!
Обсуждение
Воспитатель: Кто же из мальчиков утверждал себя продуктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать, то есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов?
- Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему?
Воспитатель: Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для них характерным.
Воспитатель: а у вас были в жизни ситуации, когда вы или вам помогли третьи лица уладить конфликт? (ответы суворовцев) Таких людей называют медиаторами или третейскими судьями.
Медиатор – это посредник, выступающий третьей стороной при разрешении спора и помогающий достигнуть соглашения.
Заключительное слово
Воспитатель: Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно (правильно) самоутверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупым, неумным заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого, что не смогли отстоять себя. Надеюсь, что сегодняшний наш разговор поможет вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения.
В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18 века И. Лафатера:
хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать.
Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.
А ещё не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам учиться на «отлично», принимать участие в олимпиадах, посещать спортивные секции, кружки и побеждать. Так вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.
ВЫВОД:
Самоутвеждаться необходимо каждому человеку, но утверждать себя следует не от противного, не в глупой борьбе с окружающими, а созидательно – в строительстве духовного и профессионального образов своей личности, в поиске здоровых интересов и единомышленников, в обретении полезных знаний и навыков. Такое самоутверждение встречает не сопротивление, но сочувствие и помощь и родителей, и учителей и ровесников и становится хорошим подспорьем во взрослении человека.
8. Рефлексия.
Воспитатель: Продолжите предложение.
Сегодня я узнал…
Мне было интересно, потому что…
Больше всего мне понравилось…
Теперь я знаю…
Теперь я буду…
Я могу похвалить себя за то, что …
Самоутверждайтесь продуктивно!
Я считаю, будет правильным, если мы в учебе и в жизни будем придерживаться девиза:
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверждай себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
- Познай себя – это интересно!