Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Тацинская специальная школа-интернат»
Конспект занятия
«Я здоровье берегу,
сам себе я помогу!»
Воспитатель: Михайлова Е.И.
ст. Тацинская
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»
Цель: формирование ценностного отношения учащихся к своему здоровью.
Задачи:
-
Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни;
-
Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности;
-
Воспитывать чувства коллективизма, бережного отношения друг к другу.
Оборудование: иллюстрация солнца, слайдовая презентация, видеофильм «Детям о здоровом образе жизни»; «Закаливание»; маршрутные листы, раздаточный дидактический материал, предметы для практической работы (мыло, полотенце, расчёска).
Организационный момент.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто лучик протянуло.
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
На доске солнышко с разноцветными лучиками.
Дети выбирают понравившийся цвет лучика и садятся по группам.
- Ребята, а что нужно человеку, чтобы всегда быть в хорошем настроении, в хорошей форме? (Здоровье)
- Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь?
- Попробуйте поставить цели перед собой на сегодняшнее занятие.
Вводная беседа
- Как вы думаете, что такое здоровье? – В толковом словаре Ожегова – здоровье – правильная, нормальная деятельность организма его полное психическое и физическое благополучие.
Слова – ассоциации к слову «здоровье».
Введение в тему.
- Ребята, а вы хотите быть здоровыми?
-Сегодня мы с вами отправимся в страну Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Это значит, что все они живут по правилам сохранения и укрепления здоровья и следуют им не от случая к случаю, а постоянно.
- В путешествии мы откроим секреты здорового образа жизни Здоровячков.
Мы откроем пять секретов,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить!
-Но не так просто попасть в страну Здоровячков. Только вместе, дружно и сообща мы сможем добиться цели.
Каждая группа получает маршрутный лист.
1. Режим дня.
2. Движение и закаливание.
3. Чистота
4. Правильное питание.
5. Занятие спортом.
- А прежде чем отправиться в путешествие, скажем слова, которые вам помогут сохранить свое здоровье во время путешествия.
Станция « Режим дня»
(Чтение рассказа о режиме дня школьника подготовленными учениками).
Жил – был мальчик Алеша Иванов. Были у Алеши мама, папа, две бабушки, тетя. Они его любили и всегда баловали. Поэтому Алеша ложился спать, когда хотел, спал, сколько хотел. Просыпался, не умывался, а сразу садился за стол. Тетя Лиза вливала ему в рот какао, бабушки протягивали пирожки, папа веселил, а мама уже одевала ребенка в школу.
А в школу Алеша всегда опаздывал, и там ему было скучно. От скуки он дергал девчонок за косы, толкался на переменах, бил и дразнил малышей, был всегда чем- то недоволен. И самое страшное – часто болел.
- Что вы можете сказать об этом мальчике?
-Почему он часто опаздывал в школу?
-Почему часто болел?
Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Бывает, что ученик занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом соблюдать все режимные моменты.
Задание 1
В мире нет рецепта лучше-
Будь с режимом неразлучен,
Проживешь до 100 ты лет –
Вот и весь скажу секрет.
Давайте вспомним режим дня, поиграв в игру «Доскажи словечко»!
Стать здоровым ты решил
Значит выполняй .......(режим)
Утром в семь звенит настырно
Наш весёлый друг .....(будильник)
На зарядку встала вся
Наша дружная.....(семья)
Режим, конечно, не нарушу-
Я моюсь под холодным ..... (душем)
Проверь, мне никто не помогает
Постель я тоже ......(застилаю)
После душа и зарядки
Ждёт меня горячий .....(завтрак)
После завтрака всегда
В школу я бегу ,....(друзья)
В школе я стараюсь очень,
С лентяем спорт дружить.(не хочет)
С пятёрками спешу домой
Сказать, что я- всегда ...(герой)
Всегда я мою руки с мылом,
Не надо звать к нам... (Мойдодыра)!
После обеда можно поспать,
А можно во дворе...(играть).
Мяч, скакалка и ракетка,
Лыжи, санки и коньки
Лучшие друзья ....(мои)
Мама машет из окна
Значит, мне домой ...(пора)
Теперь я делаю уроки,
Мне нравиться моя ....(работа)
Я важное закончил дело
И, ребята, не грущу,
Я с работы папу ...(жду).
Вечером у нас веселье,
В руки мы берём гантели,
С папой спортом ...(занимаемся),
Маме нашей ....(улыбаемся).
Но смотрит к нам в окно луна
Значит, спать уже ....(пора)
Я бегу скорей под душ,
Мою и глаза, и .....(уши)
Ждёт меня моя кровать,
«Спокойной ночи»!
Надо....(спать)
Завтра будет новый день!
Режим понравился тебе?
Станция движение и закаливание.
Итак, второй секрет Здоровячков - это «Движение и закаливание»
- Чем они занимаются в этой стране?
-К чему приводит малоподвижный образ жизни?
-Чем надо заниматься?
Делать зарядку;
Играть в подвижные игры на воздухе;
Заниматься физическим трудом и физкультурой;
Заниматься спортом.
-Кто из вас посещает спортивные секции?
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (зарядку)
Дети становятся на зарядку под песенку «Солнышко лучистое»
2 задание. Работа в группах.
Показать по одному упражнению, для утренней зарядки.
Все остальные повторяют.
- Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт, утренняя гимнастика. Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру (мышцы), сердце и другие органы. Заставляют глубже дышать, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.
3 секрет - «Закаливание»
- Как правильно закаляться?
Правило - закаливание нужно проводить постепенно. Встав рано, в одно и тоже время, открыв форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания. Для этого нужно намочить полотенце или губку и за 2 минуты растереть все части тела. Затем вытереться насухо. Постепенно снижайте температуру воды.
Песня «Если хочешь быть здоров»
Чистота — залог здоровья!
(Лексическое значение пословицы).
Грязь и неряшливость в одежде — это пренебрежение к своему здоровью, а нечистоплотность — это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, они не хотят выполнять никаких поручений, не любят аккуратно писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.
Ученик читает стихотворение
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места —
Вот была бы красота
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
Практическая работа. Слайды загадки
Угадайте загадки и найдите предмет.
Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала-
Всю грязь повыгнала…
(зубная щётка)
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было… (мыло)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и мохнатое,
Всегда под рукою.
Что это такое?... (полотенце)
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком…(расчёска)
Питание.
Сценка по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала»
Юля плохо кушает, никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд.
Прикрывает Юля рот.
- Супчик!
- Нет!
- Котлетку!
- Нет.
Стынет Юлечкин обед.
- Что с тобою Юлечка?
Ничего мамулечка.
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
-Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно не больна.
А тебе скажу, девица,
Все едят: и зверь, и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
Попрощался с Юлей врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
-Накорми меня, мамуля!
- Как правильно питаться?
Здоровое питание — одна из основ здорового образа жизни. Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.
- Чем человек питается?
- Какие органы помогают человеку пытаться? (Органы пищеварения).
- Слово "витамин" придумал американский учёный - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество ("амин"), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita ("жизнь") с "амин", получилось слово "витамин". Детям надо съедать в день 500 - 600 г овощей и фруктов.
Ешьте больше овощей,
Будете вы здоровей!
- Почему полезно есть овощи?
Здоровое питание.
Работают в группах.
- Определите, какое питание можно считать здоровым:
Разнообразное, богатое овощами и фруктами, регулярное, без спешки, богатое сладостями, однообразное, от случая к случаю, второпях.
- Какие продукты вредны?
Кроссворд.
Зная эти правила, вы разгадаете кроссворд (работа в группе)
Утро начинай с: (зарядка)
Принимай прохладный: (душ)
Мойся с мылом и: (мочалка)
Причеши волосы: (расчёска)
Занятия управляемыми видами движения: (спорт)
Ешь больше фрукты и: (овощи)
Не сиди больше 30 минут за: (компьютером)
Включай в свой распорядок новые дня познания. Где их можно найти: (чтение)
-Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Здоровье.)
Вывод. Пословицы.
Здоровье - это наш клад, самое большое богатство и его надо беречь. Если нет здоровья, нет счастья, нет настроения. Пословица гласит: "Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их". Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.
Я желаю вам ребята,
Быть здоровыми всегда!
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз пред едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И конечно закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст друзья!
Я открыла вам секреты
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить!
Рефлексия.
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
Подведение итогов.