Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №22»
Согласовано: ______Хакимова К.С. зам. директора по ВР | Утверждено приказом директора МБОУ «СШ №22» №____ от ___________2020 года |
«МУЗЕЙНЫЙ ВОЛОНТЕР»
ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Возраст детей –10-14 лет
Срок реализации программы:
2020 – 2021 учебный год
Разработчик:
Яковенко Т.Н., учитель
начальных классов,
педагог дополнительного
образования
г. Нижневартовск – 2020
Содержание программы.
Пояснительная записка………………………………………...3
Направление программы …………………………………..….3
Педагогическая целесообразность..……………………….......3
Цели, задачи программы ……………………………………....3
Новизна программы ……………………………………………4
Сроки реализации программы………………………………...4
Форма занятий………………………………………………..….4
Ожидаемые результаты………………………………………...5
Учебно – тематический план ………………………………….6
Содержание программы…..…………………………………....6
Календарно-тематическое планирование…………………....7
Материальное, методическое обеспечение ……………..…..11
Список использованной литературы………………………...13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа гражданско-патриотического воспитания «Музейный волонтер» ориентирована на пробуждение и развитие у школьников духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы нашей страны.
Гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим и разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Музейный волонтер».
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать, получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу «равный – равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию при проведении экскурсий, в выступлениях на уроках мужества, на классных часах. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. Общественная деятельность помогает волонтеру почувствовать себя необходимым и полезным людям.
1.1.Направление программы – гражданско - патриотическое. Программа «Музейный волонтер» предназначена для дополнительного образования учащихся, интересующихся историей своей Родины, родного края и музееведением.
1.2.Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что уровень и особенности развития ребенка определяются не только и не столько физиологической основой, но и конкретно-историческими условиями, в которых он воспитывается. Развитие ребенка происходит не стихийно, а под определенным воздействием условий его обучения и воспитания. Знания, которые он усваивает в школьном возрасте, развивают и удовлетворяют его познавательные интересы, служат средством познания действительности, активное и сознательное усвоение этих знаний способствует формированию мировоззрения. В процессе учения ребенок уже с самых первых шагов сталкивается с задачами, решение которых требует развитого восприятия и помочь найти правильное решение может музейное пространство. Музей является источником полноценной информации, в нем школьник может не только слушать, но и самостоятельно обследовать многие вещи, что для ребенка является наиболее важным для понимания и осознания многих вещей. Главное во всем этом то, что ребята начинают понимать, почему музейные предметы называют источником наших знаний, почему ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные. Потому что каждый из этих предметов может стать волшебной дверцей в такой притягательный мир прошлого. Школьный музей является незаменимым помощником в патриотическом воспитании, в воспитании гражданина и патриота своего Отечества, хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. Школьный музейный волонтер способствует сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей малой родине, о своем крае.
1.3.Цели и задачи
Цель: создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся через деятельность музейных волонтеров.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.
2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной
деятельности в качестве музейного волонтера.
3. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.
4. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую
инициативу учащихся.
5. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
1.4.Новизна программы
Программа основывается на следующих принципах:
Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений
производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого
ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные,
нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
1.5 Сроки реализации программы и режим занятий. Возраст детей.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2/2,5 часа, в год 171 час. Возраст обучающихся от 10 до 14 лет. 1.6 Формы проведения занятий. Программа реализуется в соответствии с психофизическими особенностями школьников. Дети организуются в учебную группу постоянного состава. Форма обучения очная. Возможно проведение занятий с элементы проектной деятельности или видео - уроков. Особое внимание уделяется здоровье сберегающему компоненту. На протяжении занятий чередуются различные формы деятельности обучающегося: теоретический материал может восприниматься сидя, а практическое часть занятия может выполняться стоя или сидя (ребятам не воспрещается прохаживаться по кабинету, подходить к другим детям и педагогу, поскольку на остальных уроках дети преимущественно сидят). Только чередование положения тела способствует формированию правильной осанки у обучающегося. Также на занятиях проводятся физкультминутки.
Формы деятельности:
проведение экскурсий в школьном уголке;
беседы;
просмотр фильмов;
работа с документами, специальной литературой;
работа с сайтами по тематике;
исследовательская, музейная, поисковая работа;
игровая деятельность;
реализация, защита проектов;
участие в городских и школьных мероприятиях и конкурсах.
оформление выставок
круглый стол «Загляните в семейный альбом»
Методы обучения:
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий с видами города, страны, мира
Поисковый – сбор информации по заданной теме.
Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Средства обучения:
Научный и практический опыт музеев мира, образовательных учреждений, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Практические задания:
1. Детские творческие работы.
2. Сочинения (рассказ, стихотворение).
3. Игры.
4. Опережающие задания.
1.7 Ожидаемые результаты:
1. Предполагается, что воспитанники узнают и поймут такие понятия, как
экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
2. Разовьется внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы
мышления, речь.
3. Сформируется широкий кругозор.
4. Практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям музея.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Ведение | |
Раздел 2. Требования к музейному волонтеру | |
Раздел 3. Сбор материала для ведения экскурсий, уроков мужества, классных часов, информационных минуток музейными волонтерами | |
Раздел 4. Фонды музея | |
Раздел 5. Экскурсия - одна из основных форм работы музейных волонтеров | |
Раздел 6. Основные требования к экскурсии | |
Итого | 171 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение
Цели и задачи кружка «Музейный волонтер». Из истории волонтерского движения в мире и России. Знакомство с их правами и обязанностями. Направления работы и план работы на год.
Раздел 2. Требования к музейному волонтеру
Имидж волонтера-экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда. Искусство принимать гостей. Речь волонтера-экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Рассказ волонтера-экскурсовода.
Что такое ораторское искусство. Практикум (упражнения на дыхание,
скороговорки).
Раздел 3. Сбор материала для ведения экскурсий, уроков мужества, классных часов, информационных минуток музейными волонтерами Где и как собирать материалы для музея. Где и как собирать материалы для
ведения экскурсий. Библиография. Как работать с газетами, журналами,
книгами. Художественная мемуарная, справочная литература. Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий.
Раздел 4. Фонды музея
История экспонатов. Вещественные экспонаты. Фотоэкспонаты. Письменные источники. Учёт фондов. Инвентарная книга.
Раздел 5. Экскурсия - одна из основных форм работы музея
Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод», «архив», «фонд». Цель экскурсии и знакомство с работой экскурсовода. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Составление текста и маршрута экскурсии.
Раздел 6. Основные требования к экскурсии
Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения
экскурсии. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. Подтемы экскурсии. Содержание экскурсии, экспонаты. Отработка и сдача экскурсии по часам. Показ и анализ экспонатов. Отработка и сдача тематической экскурсию. Отработка и сдача обзорной экскурсии. Обсуждение и анализ проведённых экскурсий. Как подготовить доклад, выступление. Как подготовить презентацию. Практикум.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Введение |
| Вводное занятие. Цели и задачи кружка «Музейный волонтер» | 2 | | |
| Вводное занятие «Кто такие волонтеры? Мифы о волонтерстве» | 2,5 | | |
| Составление плана работы. Мифы о волонтерстве» | 2 | | |
| Знакомство с нормативными и правовыми документами волонтерской деятельности в РФ | 2,5 | | |
| Понятие о волонтерской деятельности. Становление волонтерского движения. | 2 | | |
| Психологические и педагогические аспекты волонтерской деятельности. | 2,5 | | |
| Современное состояние и модели организации волонтерской деятельности. Проблемы социальных групп, нуждающиеся в волонтерской поддержке | 2 | | |
| Волонтеры Югры | 2,5 | | |
| Акция «Поделись улыбкою своей» ко Дню пожилого человека. Посещение одиноких пожилых людей, помощь по хозяйству. Информационные минутки в классах. | 2 | | |
| Волонтеры Югры | 2,5 | | |
Раздел 2. Требования к музейному волонтеру |
|
|
| Имидж волонтера, этикет, умение вести беседу, одежда | 2,5 | | |
| Имидж волонтера, этикет, умение вести беседу, одежда | 2 | | |
| Практикум | 2,5 | | |
| Имидж волонтера-экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда | 2 | | |
| Имидж волонтера-экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда | 2,5 | | |
| Искусство принимать гостей | 2 | | |
| Искусство принимать гостей | 2,5 | | |
| Что такое ораторское искусство | 2 | | |
| Речь волонтера-экскурсовода | 2,5 | | |
| Речь волонтера- экскурсовода | 2 | | |
| Практикум | 2,5 | | |
| Чтение прозы, стихов | 2 | | |
| Чтение прозы, стихов | 2,5 | | |
| Акция «День Матери». Подвиг матерей в годы Великой отечественной войны. Информационные минутки в классах. | 2 | | |
| Анализ моей речи и речи моих друзей | 2,5 | | |
| Анализ моей речи и речи моих друзей | 2 | | |
| Практикум | 2,5 | | |
| Рассказ волонтера-экскурсовода | 2 | | |
| Рассказ волонтера-экскурсовода | 2,5 | | |
| Практикум | 2 | | |
| Рассказ волонтера-экскурсовода | 2,5 | | |
| Рассказ волонтера-экскурсовода | 2 | | |
| Практикум | 2,5 | | |
Раздел 3. Сбор материала для ведения экскурсий, уроков мужества, классных часов, информационных минуток |
| Где и как собрать материалы для музея | 2,5 | | |
| Где и как собирать материалы для ведения экскурсий | 2 | | |
| Практикум | 2,5 | | |
| Библиография | 2 | | |
| Как работать с газетами, журналами, книгами | 2,5 | | |
| Художественная мемуарная, справочная литература | 2 | | |
| Как записывать воспоминания | 2,5 | | |
| Краткая летопись основных событий | 2 | | |
Раздел 4. Фонды музея |
| История экспонатов | 2 | | |
| Акция «Посылка солдату» | 2,5 | | |
| Практикум | 2 | | |
| Вещественные экспонаты | 2,5 | | |
| Вещественные экспонаты | 2 | | |
| Практикум | 2,5 | | |
| Акция «Дари добро» ко Дню защитников Отечества. Информационные минутки в классах. | 2 | | |
| Фотоэкспонаты | 2,5 | | |
| Практикум | 2 | | |
| Письменные источники | 2,5 | | |
| Я люблю свой город! Экскурсия в УБТС. Информационные минутки. Мини-выступления на классных часах ко Дню города | 2 | | |
| Практикум | 2,5 | | |
| Учет фондов. Инвентарная книга. | 2 | | |
| Учет фондов. Инвентарная книга. | 2,5 | | |
| Практикум | 2 | | |
Раздел 5. Экскурсия - одна из основных форм работы музейных волонтеров |
| Особенности классификации методических приемов | 2,5 | | |
| Методические приемы показа, осмотра, воссоздания | 2 | | |
| Типы и виды музеев | 2,5 | | |
| Типы и виды музеев | 2 | | |
| Школьные музеи, их профили и задачи | 2,5 | | |
| Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод», «архив», «фонд» | 2 | | |
| Цель экскурсии и знакомство с работой экскурсовода | 2,5 | | |
| Теоретические понятия «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод», «архив», «фонд» | 2 | | |
| Практическое занятие знакомство с работой экскурсовода | 2,5 | | |
Раздел 6. Основные требования к экскурсии |
| Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии | 2 | | |
| Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. | 2,5 | | |
| Акция «Я помню, я горжусь». Создание газеты о тружениках тыла. Посещение ветеранов ВОВ | 2 | | |
| Акция «Родной город – чистый город». Уборка территории, прилегающей к школе. | 2 | | |
| Акция «Дари добро» ко Дню защитников Победы. Информационные минутки в классах. | 2,5 | | |
| Содержание экскурсии, экспонаты | 2 | | |
| Отработка и сдача тематической экскурсии | 2,5 | | |
| Отработка и сдача обзорной экскурсии | 2 | | |
| Как подготовить доклад, выступление | 2,5 | | |
| Как подготовить презентацию. | 2 | | |
| Подведение итогов. Анализ работы | 2 | | |
Итого | 171 | | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОГРАММЫ
1. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
2.Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С
4-6.
3.Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная
деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная
педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки
работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
4. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м
комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД
России.- М., 1999.
5 Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
6. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие
записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 1999. С 199-203.
7. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций
общества.// Сборник материалов регионально научно-практической
конференции, посвященной 70–летию Кемеровского областного
краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие.- М.: Народное образование, 2003.
9. Сборник нормативных документов: специальные (коррекционные)
образовательные учреждения// Сост. Исаков П.Ю., Грибова О.Е.- М., 1999.
10. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого
музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в
современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ.
Вып.104- М., 1999. С 100-123.
11. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной
экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.
12. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное
образование. 2001. №5.
13. Типовое положение о специальном образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии // Вестник
образования. – 1997, № 6.
14. Трифонова В.А., Степанова О.А. Попытка организации
координированной системы помощи детям с отклонениями в
развитии //Дефектология. – 1996, № 1.
15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-
педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов
коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001
16. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР:
коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная
пресса, 2006.
17. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в
сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической
конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного
краеведческого музея. - Кемерово, 1990.С 101-103.
18. Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и
новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999.
Дидактический материал:
1. СD,DVD диски с иллюстративным и справочным материалом, презентации по темам программы, плакаты, схемы, карты.
Технические средства обучения:
Компьютер с выходом в интернет.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 2007.
Добрина Н.А. Экскурсоведение: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012.
Требования к методической разработке экскурсии: Методич. рекомендации. – М.: Турист, 2009.
Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л. В. Полехина, В.А.Данович, М. А.Чернова.- Днепропетровск, 1999.-128с.
Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.
Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. ХулинСоциальная
работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.
Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.