СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Яковенко Т.Н. Программа кружка МУЗЕЙНЫЕ ВОЛОНТЕРЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа гражданско-патриотического воспитания «Музейный волонтер» ориентирована на пробуждение и развитие у школьников духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы нашей страны.

Гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим и разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Музейный волонтер».

Просмотр содержимого документа
«Яковенко Т.Н. Программа кружка МУЗЕЙНЫЕ ВОЛОНТЕРЫ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №22»



Согласовано:

______Хакимова К.С.

зам. директора по ВР


Утверждено

приказом директора МБОУ

«СШ №22»

№____ от ___________2020 года




«МУЗЕЙНЫЙ ВОЛОНТЕР»

ПРОГРАММА

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Возраст детей –10-14 лет

Срок реализации программы:

2020 – 2021 учебный год



Разработчик:

Яковенко Т.Н., учитель

начальных классов,

педагог дополнительного

образования



г. Нижневартовск – 2020

Содержание программы.


  1. Пояснительная записка………………………………………...3

    1. Направление программы …………………………………..….3

    2. Педагогическая целесообразность..……………………….......3

    3. Цели, задачи программы ……………………………………....3

    4. Новизна программы ……………………………………………4

    5. Сроки реализации программы………………………………...4

    6. Форма занятий………………………………………………..….4

    7. Ожидаемые результаты………………………………………...5

  2. Учебно – тематический план ………………………………….6

  3. Содержание программы…..…………………………………....6

  4. Календарно-тематическое планирование…………………....7

  5. Материальное, методическое обеспечение ……………..…..11

  6. Список использованной литературы………………………...13

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа гражданско-патриотического воспитания «Музейный волонтер» ориентирована на пробуждение и развитие у школьников духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы нашей страны.

Гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим и разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Музейный волонтер».

Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать, получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу «равный – равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию при проведении экскурсий, в выступлениях на уроках мужества, на классных часах. Обучая других, будут обучаться сами.  Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. Общественная деятельность помогает волонтеру почувствовать себя необходимым и полезным людям.

1.1.Направление программы – гражданско - патриотическое. Программа «Музейный волонтер» предназначена для дополнительного образования учащихся, интересующихся историей своей Родины, родного края и музееведением.

1.2.Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что уровень и особенности развития ребенка определяются не только и не столько физиологической основой, но и конкретно-историческими условиями, в которых он воспитывается. Развитие ребенка происходит не стихийно, а под определенным воздействием условий его обучения и воспитания. Знания, которые он усваивает в школьном возрасте, развивают и удовлетворяют его познавательные интересы, служат средством познания действительности, активное и сознательное усвоение этих знаний способствует формированию мировоззрения. В процессе учения ребенок уже с самых первых шагов сталкивается с задачами, решение которых требует развитого восприятия и помочь найти правильное решение может музейное пространство. Музей является источником полноценной информации, в нем школьник может не только слушать, но и самостоятельно обследовать многие вещи, что для ребенка является наиболее важным для понимания и осознания многих вещей. Главное во всем этом то, что ребята начинают понимать, почему музейные предметы называют источником наших знаний, почему ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные. Потому что каждый из этих предметов может стать волшебной дверцей в такой притягательный мир прошлого. Школьный музей является незаменимым помощником в патриотическом воспитании, в воспитании гражданина и патриота своего Отечества, хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. Школьный музейный волонтер способствует сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей малой родине, о своем крае.


1.3.Цели и задачи

Цель: создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся через деятельность музейных волонтеров.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.

2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной

деятельности в качестве музейного волонтера.

3. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.

4. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую

инициативу учащихся.

5. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.


1.4.Новизна программы

Программа основывается на следующих принципах:

Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений

производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого

ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные,

нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

1.5 Сроки реализации программы и режим занятий. Возраст детей.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2/2,5 часа, в год 171 час. Возраст обучающихся от 10 до 14 лет. 1.6 Формы проведения занятий. Программа реализуется в соответствии с психофизическими особенностями школьников. Дети организуются в учебную группу постоянного состава. Форма обучения очная. Возможно проведение занятий с элементы проектной деятельности или видео - уроков. Особое внимание уделяется здоровье сберегающему компоненту. На протяжении занятий чередуются различные формы деятельности обучающегося: теоретический материал может восприниматься сидя, а практическое часть занятия может выполняться стоя или сидя (ребятам не воспрещается прохаживаться по кабинету, подходить к другим детям и педагогу, поскольку на остальных уроках дети преимущественно сидят). Только чередование положения тела способствует формированию правильной осанки у обучающегося. Также на занятиях проводятся физкультминутки.

Формы деятельности:

  • проведение экскурсий в школьном уголке;

  • беседы;

  • просмотр фильмов;

  • работа с документами, специальной литературой;

  • работа с сайтами по тематике;

  • исследовательская, музейная, поисковая работа;

  • игровая деятельность;

  • реализация, защита проектов;

  • участие в городских и школьных мероприятиях и конкурсах.

  • оформление выставок

  • круглый стол «Загляните в семейный альбом»

Методы обучения:

Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

Наглядный – посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий с видами города, страны, мира

Поисковый – сбор информации по заданной теме.

Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Средства обучения:

Научный и практический опыт музеев мира, образовательных учреждений, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Практические задания:

1. Детские творческие работы.

2. Сочинения (рассказ, стихотворение).

3. Игры.

4. Опережающие задания.

1.7 Ожидаемые результаты:

1. Предполагается, что воспитанники узнают и поймут такие понятия, как

экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.

2. Разовьется внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы

мышления, речь.

3. Сформируется широкий кругозор.

4. Практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям музея.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Раздел 1. Ведение


Раздел 2.

Требования к музейному волонтеру


Раздел 3.

Сбор материала для ведения экскурсий, уроков мужества, классных часов, информационных минуток музейными волонтерами


Раздел 4.

Фонды музея


Раздел 5.

Экскурсия - одна из основных форм работы музейных волонтеров


Раздел 6.

Основные требования к экскурсии


Итого

171



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение

Цели и задачи кружка «Музейный волонтер». Из истории волонтерского движения в мире и России. Знакомство с их правами и обязанностями. Направления работы и план работы на год.

Раздел 2. Требования к музейному волонтеру

Имидж волонтера-экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда. Искусство принимать гостей. Речь волонтера-экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Рассказ волонтера-экскурсовода.

Что такое ораторское искусство. Практикум (упражнения на дыхание,

скороговорки).


Раздел 3. Сбор материала для ведения экскурсий, уроков мужества, классных часов, информационных минуток музейными волонтерами Где и как собирать материалы для музея. Где и как собирать материалы для

ведения экскурсий. Библиография. Как работать с газетами, журналами,

книгами. Художественная мемуарная, справочная литература. Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий.

Раздел 4. Фонды музея

История экспонатов. Вещественные экспонаты. Фотоэкспонаты. Письменные источники. Учёт фондов. Инвентарная книга.

Раздел 5. Экскурсия - одна из основных форм работы музея

Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод», «архив», «фонд». Цель экскурсии и знакомство с работой экскурсовода. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Составление текста и маршрута экскурсии.

Раздел 6. Основные требования к экскурсии

Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения

экскурсии. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. Подтемы экскурсии. Содержание экскурсии, экспонаты. Отработка и сдача экскурсии по часам. Показ и анализ экспонатов. Отработка и сдача тематической экскурсию. Отработка и сдача обзорной экскурсии. Обсуждение и анализ проведённых экскурсий. Как подготовить доклад, выступление. Как подготовить презентацию. Практикум.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Тема занятия

Всего

часов


Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Введение

Вводное занятие. Цели и задачи кружка «Музейный волонтер»

2



Вводное занятие «Кто такие волонтеры? Мифы о волонтерстве»

2,5



Составление плана работы. Мифы о волонтерстве»

2



Знакомство с нормативными и правовыми документами волонтерской деятельности в РФ

2,5



Понятие о волонтерской деятельности. Становление волонтерского движения.

2



Психологические и педагогические аспекты волонтерской деятельности.

2,5



Современное состояние и модели организации волонтерской деятельности. Проблемы социальных групп, нуждающиеся в волонтерской поддержке

2



Волонтеры Югры

2,5



Акция «Поделись улыбкою своей» ко Дню пожилого человека. Посещение одиноких пожилых людей, помощь по хозяйству. Информационные минутки в классах.

2



Волонтеры Югры

2,5



Раздел 2. Требования к музейному волонтеру



Имидж волонтера, этикет, умение вести беседу, одежда

2,5



Имидж волонтера, этикет, умение вести беседу, одежда

2



Практикум

2,5



Имидж волонтера-экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда

2



Имидж волонтера-экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда

2,5



Искусство принимать гостей

2



Искусство принимать гостей

2,5



Что такое ораторское искусство

2



Речь волонтера-экскурсовода

2,5



Речь волонтера- экскурсовода

2



Практикум

2,5



Чтение прозы, стихов

2



Чтение прозы, стихов

2,5



Акция «День Матери». Подвиг матерей в годы Великой отечественной войны. Информационные минутки в классах.

2



Анализ моей речи и речи моих друзей

2,5



Анализ моей речи и речи моих друзей

2



Практикум

2,5



Рассказ волонтера-экскурсовода

2



Рассказ волонтера-экскурсовода

2,5



Практикум

2



Рассказ волонтера-экскурсовода

2,5



Рассказ волонтера-экскурсовода

2



Практикум

2,5



Раздел 3. Сбор материала для ведения экскурсий, уроков мужества, классных часов, информационных минуток

Где и как собрать материалы для музея

2,5



Где и как собирать материалы для ведения

экскурсий

2



Практикум

2,5



Библиография

2



Как работать с газетами, журналами, книгами

2,5



Художественная мемуарная, справочная литература

2



Как записывать воспоминания

2,5



Краткая летопись основных событий

2



Раздел 4. Фонды музея

История экспонатов

2



Акция «Посылка солдату»

2,5



Практикум

2



Вещественные экспонаты

2,5



Вещественные экспонаты

2



Практикум

2,5



Акция «Дари добро» ко Дню защитников Отечества. Информационные минутки в классах.

2



Фотоэкспонаты

2,5



Практикум

2



Письменные источники

2,5



Я люблю свой город! Экскурсия в УБТС. Информационные минутки. Мини-выступления на классных часах ко Дню города

2



Практикум

2,5



Учет фондов. Инвентарная книга.

2



Учет фондов. Инвентарная книга.

2,5



Практикум

2



Раздел 5. Экскурсия - одна из основных форм работы музейных волонтеров

Особенности классификации методических приемов

2,5



Методические приемы показа, осмотра, воссоздания

2



Типы и виды музеев

2,5



Типы и виды музеев

2



Школьные музеи, их профили и задачи

2,5



Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод», «архив»,

«фонд»

2



Цель экскурсии и знакомство с работой

экскурсовода

2,5



Теоретические понятия «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод», «архив»,

«фонд»

2



Практическое занятие знакомство с работой

экскурсовода

2,5



Раздел 6. Основные требования к экскурсии

Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии

2



Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии.

2,5



Акция «Я помню, я горжусь». Создание газеты о тружениках тыла. Посещение ветеранов ВОВ


2



Акция «Родной город – чистый город». Уборка территории, прилегающей к школе.

2



Акция «Дари добро» ко Дню защитников Победы. Информационные минутки в классах.

2,5



Содержание экскурсии, экспонаты

2



Отработка и сдача тематической экскурсии

2,5



Отработка и сдача обзорной экскурсии

2



Как подготовить доклад, выступление

2,5



Как подготовить презентацию.

2



Подведение итогов. Анализ работы

2



Итого

171




  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОГРАММЫ

1. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.

2.Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С

4-6.

3.Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная

деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная

педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки

работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.

4. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м

комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД

России.- М., 1999.

5 Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.

6. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие

записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 1999. С 199-203.

7. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций

общества.// Сборник материалов регионально научно-практической

конференции, посвященной 70–летию Кемеровского областного

краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие.- М.: Народное образование, 2003.

9. Сборник нормативных документов: специальные (коррекционные)

образовательные учреждения// Сост. Исаков П.Ю., Грибова О.Е.- М., 1999.

10. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого

музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в

современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ.

Вып.104- М., 1999. С 100-123.

11. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной

экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.

12. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное

образование. 2001. №5.

13. Типовое положение о специальном образовательном учреждении для

обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии // Вестник

образования. – 1997, № 6.

14. Трифонова В.А., Степанова О.А. Попытка организации

координированной системы помощи детям с отклонениями в

развитии //Дефектология. – 1996, № 1.

15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-

педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов

коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001

16. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР:

коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная

пресса, 2006.

17. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в

сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической

конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного

краеведческого музея. - Кемерово, 1990.С 101-103.

18. Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и

новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999.


Дидактический материал:

1. СD,DVD диски с иллюстративным и справочным материалом, презентации по темам программы, плакаты, схемы, карты.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер с выходом в интернет.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Интерактивная доска.



  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 2007.

  2. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012.

  3. Требования к методической разработке экскурсии: Методич. рекомендации. – М.: Турист, 2009.

  4. Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л. В. Полехина, В.А.Данович, М. А.Чернова.- Днепропетровск, 1999.-128с.

  5. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

  6. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.

  7. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

  8. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. ХулинСоциальная

    1. работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.

  9. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!