Урок по родной литературе (8 класс)
по рассказу Ю.Я.Яковлева «Рыцарь Вася»
Разработала урок
учитель родного (русского) языка и литературы
Бледных Марина Валерьевна
24.03.2022 г.
Тема: Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам (8 класс)
Цели урока:
-образовательные:
продолжить знакомство с творчеством Ю.Я.Яковлева; провести анализ рассказа с целью выявления в нём стилистических фигур и их роли в тексте; повторить литературоведческие понятия, познакомить с термином «катахреза»; выявить своеобразие художественного текста, специфику авторского видения, особенности построения и языка произведения;
-воспитательные:
развивать нравственные качества, на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность, «рыцаря» нашего времени; ориентировать в ситуации нравственного выбора;
-развивающие:
развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах),
формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации; развивать творческие способности учащихся, образное мышление с помощью работы над буктрейлером.
Форма: комбинированный урок с элементами освоения нового материала, исследования, размышления, анализа произведения.
Метод: наглядный, словесный, эвристический, исследовательский.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, текст произведения.
План урока:
1. Организационный момент. Актуализация знаний и постановка целей урока.
2.Основные этапы жизни и творчества Ю.Яковлева.
3.Работа с текстом произведения. Характеристика главного героя.
4. Сопоставительный анализ художественного текста. Работа с литературоведческими терминами.
5. Итоги урока.
6. Объяснение домашнего задания.
7. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(На доске – портрет писателя, название рассказа, эпиграфы)
Приветствие. Постановка цели урока.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня урок родной литературы проведу для вас я. Мое имя – Марина Валерьевна.
К уроку вы прочли рассказ Юрия Яковлева «Рыцарь Вася», попробуйте предположить, чем конкретно нам предстоит заниматься.
- познакомимся с писателем,
- проанализировать рассказ,
-дать характеристику главному герою,
О чем говорит в названии?
- вспомним рыцарские качества
-логическое несоответствие говорит о том, что мы обратим внимание и на художественные средства выразительности, которые использует автор.
Хорошо, а еще мы поговорим о современных героях, будем много работать с художественным текстом, повторим изученные термины тории литературы и узнаем новое понятие. Вся наша работа на уроке очень поможет вам в выполнении особенного творческого домашнего задания.
Эпиграфы
Благородные дела, которые совершаются в тайне, более всего достойны уважения.
Блез Паскаль, французский математик, механик, физик, литератор и философ
Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами.
Петрарка итальянский поэт
Обратите внимание на эпиграфы к уроку, что их объединяет? Давайте определим тему урока. О каком качестве личности мы будем говорить?
-о благородстве
Правильно, давайте запишем тему (на доске дописываю тему Благородство как следование внутренним нравственным идеалам)
Посмотрите на доску, что на первом месте?
-фамилия писателя
Начнем знакомство с автором
2.Основные этапы жизни и творчества Ю.Яковлева (презентация)
Сл.1.
Юрий Яковлевич Яковлев, настоящая фамилия — Ховкин;
родился 26 июня 1922 в Петрограде — умер 29 декабря 1995 в Москве) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.
Ребята, я не озвучила, но вы увидели сами…что мы можем точно сказать, глядя на годы жизни?
-прожил 73 года
- в этом году исполнится 100 лет со дня рождения писателя
- пережил Великую Отечественную войну
Сл.2.
После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького. Вернувшись после войны домой, не застал маму в живых: она умерла от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.
Сл.3.
Вот такая судьба… А чтобы лучше понять душу писателя – войдём в мир его книг – тем более что для хороших людей, читателей – дверь всегда открыта:
Мои книги не только мой дом, но и моя душа. Всё, что я пережил, перестрадал сам, — всё это оставило след в своем творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах моих героев — мои мысли и чувства.
Вспоминайте мой дом, а когда станет грустно, постучите в мою дверь.
Юрий Яковлев
Сл.4.
Самой первой книгой молодого поэта был сборник стихов для взрослых о буднях армии «Наш адрес», напечатанный в 1949 году, позже появились сборники «В нашем полку» (1951) и «Растут сыновья» (1955). Затем у Ю. Яковлева стали выходить тоненькие стихотворные книжечки для детей. Но, как оказалось, поэзия не была его главным призванием. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Ю. Яковлев стал отдавать предпочтение прозе. Многогранный и талантливый человек, он пробовал себя и в кино: по его сценариям было снято несколько мультипликационных и художественных фильмов («Умка», «Всадник над городом» и другие).
С 1961 года начал работать в кино. Был членом редколлегии киножурнала «Фитиль», членом художественного совета студии «Союзмультфильм», автором сценариев игровых и анимационных фильмов. Ю. Яковлев умер в 1995 году.
Сл.5 (фон)
-Ребята, подведем итог, кто же этот человек?
-писатель, сценарист, поэт, редактор
-Запишите в тетради:
Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1995) - писатель, сценарист
3.Работа с текстом произведения. Характеристика главного героя.
Как начинается рассказ?
Приятели называли его тюфяком
Почему именно так начинает писатель рассказ? (Это помогает читателю понять, что какая–то жизнь уже была до тех событий, о которых мы сейчас говорим. Писатель этим приёмом нам показывает, что у героя была какая–то жизнь была и до этого момента).
Назовите имя главного героя
Вася Рыбаков
Его определение в заголовке
– «Рыцарь»,
а в тексте первое и самое распространенное определение?
– «Тюфяк»
Индивидуальные задания
1-й ученик ищет определение слова «рыцарь», 2-й ученик ищет значение слова «тюфяк».
Запишите в тетради (записываю на доске):
Вася Рыбаков рыцарь тюфяк |
Кто такие рыцари? Что вы о них знаете?
– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
Кто же такой рыцарь? Послушаем словарную статью.
Ученик читает словарную статью.
Итак, прямое значение слова?
-феодал, конный воин
Переносное значение слова?
самоотверженный, благородный человек
Какое значение нам понадобится для характеристики главного героя?
-переносное
Что такое «тюфяк»?
Послушаем словарную статью.
Ученик читает словарную статью.
Итак, прямое значение слова?
-мешок-матрас
Переносное значение слова?
-безвольный, медлительный человек.
Какое значение нам понадобится для характеристики главного героя?
-переносное.
Запишем (на доске записывают те ученики, которые искали информацию)
Вася Рыбаков
рыцарь
самоотверженный, благородный человек
тюфяк
безвольный, медлительный человек
Теперь продолжим наш конспект, дополнив его цитатами из текста.
(ученики выбирают из текста характеристики, зачитывают их и дописывают их в соответствующую графу)
Вася Рыбаков |
РЫЦАРЬ | ТЮФЯК |
Благородное сердце рыцаря | Ходил вразвалку |
В заветных мечтах в доспехах и шлеме | Сонный вид |
Был безымянным рыцарем | Медленные, вялые движения |
…защищая слабых и обиженных… | Мешковатый мальчик |
Смелый поступок | Куртка в обтяжку |
Спас первоклассника | Все валилось из рук |
Сл.6
Кто же Вася Рыбаков? Рыцарь или тюфяк? Сколько раз в тексте вы встретили каждое из этих определений?
-тюфяк – 14 раз,
рыцарь – 8 раз.
Задумайтесь, случайно ли автор в 2 раза чаще называет Васю тюфяком?
-
(приём) Вопрос автору (Почему так назвал?) Это литературный приём (оксюморон)
Итак, следуем далее (Текст был написан в 1967 году)
Первые наши любимые вопросы: КТО? ГДЕ? КОГДА? Время, о котором говорится в рассказе отличается от нашего? (когда был написан рассказ, это время не так уж далеко, хотя и отличается от нашего).
(СЛАЙД №7)
Возвращаемся к началу текста СЛАЙД № 8
Что мы узнаём о главном герое? (ТЮФЯК)
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Что означает слово тюфяк? Покажите, что значит человек – тюфяк.
Давайте понаблюдаем, как относились к Васе окружающие.
1.Мама – Слон в посудной лавке. Какой оттенок слышим в этом фразеологизме? СЛАЙД№9
2.Друг - «На такого толстого никакие доспехи не налезут»( Толстяк)№ 10
3.Одноклассники, приятели, окружающие –Тюфяк
4.Как относились учителя? Постоянно делали замечания
СЛАЙД, №11
СЛАЙД №12
5А теперь давайте соберём все мнения окружающих о Васе
Слайд№13(Дети записывают на листочках, работа в группах) 5 мин.
Зачитать, что получилось. После этого СЛАЙД№13
Прошу обратить внимание на мнение Васи о себе
Мы ещё вернёмся к этому
А теперь давайте обобщим всё то, что нам рассказал на текущий момент автор
Составляем паспорт (Слайд № 14)
И снова текст (отрывок, слайд №14)
(ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ, можно с доски, можно - свой текст)
- Найдите предложение, которым автор готовит нас к чему то неожиданному.
Никто не догадывался……
- Какие слова употребляет писатель, чтобы мы начали ждать чего – то неожиданного?
Какой вопрос автору здесь можно задать? Почему оболочка?(потому что её можно сбросить)
Прочитаем, что же скрывается под этой оболочкой.
Чтение отрывка вслух. (СЛАЙД № 15)
- Найдите ещё в тексте отрывки, в которых писатель рассказывает о мечтах Васи.
- Каким предстаёт Вася в своих мечтах? (смелым, отважным, решительным, готовым в любую минуту броситься на помощь)
- Какой приём здесь использует автор?(антитеза)
Точка зрения(приём): (СЛАЙД №16)Встаньте, Вы Витька, который представляет себя рыцарем. Расскажите, что вы видите, чувствуете, слышите, что делаете, что вам нравится.
- Найдите предложение в тексте, которое начинается с многоточия. Прочитайте.
А сейчас прочитайте абзац, который выше, вместе с этим предложением
Что наблюдаете, ничего странного не видите
Вопрос автору (почему резкий переход, почему многоточие) К чему готовит?
Что произошло потом?
- Сцена спасения (слайд №17)
- Давайте вспомним, каким мы видели Васю, до этой минуты.
- Найдите глаголы, которые характеризуют его действия (СЛАЙД №18)
до реки, затем на реке
Что мы видим? Какие изменения произошли с героем?
(СЛАЙД 19) Точка зрения
Данное задание дети анализируют стоя
Анализируем поступок (слайд №20)
-Какой поступок совершает Вася?
-Проанализируйте поступок, используя противоречие «Если я…….,то – сделать постепенно
- Какое решение принял Вася?
- Чем пренебрёг?
- Как это его характеризует?
-Давайте вернёмся к началу урока и вспомним. Каким был вначале рассказа Вася? Смотрим копилочку. А теперь, какой для нас Вася? Что изменилось? Записать в таблице. Сравним!
Какое дело совершил Вася? (благородное, рыцарское) (СЛАЙД №21)
И прежде чем перейти к завершающей части рассказа, я хочу напомнить вам эпиграфы к уроку
-Читаем завершающую часть,-
Вопрос автору, вопросы Васе – по три группы
О каких качествах Васи в финальной части нам рассказывает автор?
(стыд, скромность, доброта, застенчивость)
КАК связано стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девчонка» с нашим уроком?
А сейчас я хочу предложить вам ещё один сюжет
Поделитесь, какие чувства испытали, что почувствовали, что ощутили?
Когда происходили события в рассказе? А в сюжете? Вывод?
РЕФЛЕКСИЯ (СЛАЙД №25)
Д/З
Спасибо за урок