Ярмарка идей образовательного путешествия
(из опыта работы над инновационным проектом)
| В.П.Поправко, учитель государственного учреждения образования «Средняя школа №66 г.Гомеля» |
Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности. Скорость появления новых технологий возросла многократно и рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные устремления, самообразовываться и саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Это актуально и для нашего региона и для нашего учреждения образования. Учащиеся VIII, IX классов стоят перед перспективами выбора жизненного пути после получения базового образования. Будущий образовательный маршрут на третьей ступени общего среднего образования обязывает их определить и совершенствовать уровень своих способностей и возможностей для выбора профиля изучения учебных предметов на повышенном уровне или освоения основ рабочей профессии в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». А учащихся X,XI классов – с выбором профессии своей жизни после окончания школы.
В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы большое внимание уделяется совершенствованию профориентационной работы в учреждениях образования, в том числе проведению Дня профориентации, Дней открытых дверей, Дня профессии; организации мероприятий, посвященных профессиональным праздникам; развитию сети объединений по интересам профессиональной направленности, привлечению учащихся к участию в них.
В связи с этим мы заинтересовались технологией образовательного путешествия, так как она открывает дополнительные ресурсы и дает новые возможности профессионального самоопределения учащихся, информирования учащихся и их родителей (законных представителей) о траекториях жизненного и профессионального самоопределения. Технология образовательного путешествия стала одним из средств реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям», который творческая группа педагогического коллектива нашей школы реализовывала на протяжении 2019-2021 годов.
Участниками реализации инновационного проекта стали 13 педагогов, из них 8 с высшей категорией и 5 с первой категорией, педагог-психолог, 191 учащийся.
За период реализации инновационного проекта были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определены управленческие механизмы реализации инновационного проекта в учреждении общего среднего образования посредством создания информационно-аналитического центра.
2.Разработаны проекты образовательных путешествий, индивидуальные образовательные маршруты и программы учащихся по ознакомлению с различными профессиями.
3. Обеспечено научно-методическое, психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение реализации индивидуальных образовательных программ учащихся по ознакомлению с профессиями посредством организации образовательных путешествий.
4. Повысилась профессиональная компетентность педагогов в области формирования профессионального самоопределения учащихся на основе организации постоянно действующего семинара, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.
5. Сформирован эффективный инновационный опыт работы, начато его обобщение и распространение в массовую педагогическую практику.
Приступая к выполнению программы инновационного проекта, педагогический коллектив и управленческая команда не имели опыта инновационной деятельности, что потребовало делегирования управленческих полномочий участникам и позволило обеспечить реалистичность и выполняемость мероприятий.
Повышению эффективности управленческой деятельности способствовало создание информационно-аналитического центра образовательного путешествия (далее ИАЦ ОП). В состав центра вошли педагогические работники (участники инновационного проекта), учащиеся, владеющие метапредметными компетенциями, родители (законные представители) учащихся, социальные партнеры, представители профессий. Состав участников изменялся в зависимости от целей и содержания образовательного путешествия. Координация взаимодействия в рамках центра позволила обеспечить разработку и рецензирование предлагаемых проектов, организовать тьюторское сопровождение по реализации индивидуальных образовательных программ, обеспечить анализ, систематизацию содержания и качества представленных продуктов.
Работа над проектом проводилась последующим направлениям:
уроки и факультативные занятия;
внеурочная и внеклассная деятельность – в течение учебного года;
работа профильного лагеря труда и отдыха для старшеклассников в период летних каникул.
В учреждении образования организовано профильное обучение на III ступени общего среднего образования по профилям «Математика – Английский язык», «Химия – Биология». Учащиеся X-XI классов в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» обучаются профессиям «Продавец», «Официант» на базе УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», профессиям «Делопроизводитель», «Секретарь», «Фрезеровщик» в УО «Гомельский государственный автомеханический колледж». Ежегодно в период каникул реализуются проекты временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время по ремонту табуретов (учащиеся VIII – X классов осваивают профессию столяра второго разряда). На протяжении нескольких лет функционирует лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием для девочек «Рукодельница» с реализацией проекта вторичной занятости по профессии швея второго разряда.
В 2019/2020 учебном году выпускники XI классов определились с выбором дальнейшего профессионального образования и трудоустройства. Поступили в высшие учебные заведения региона 63% учащихся. Все выпускники профильных классов поступили в ВУЗы по профилю обучения. В учреждения среднего специального и профессионально-технического образования поступили 30% учащихся, 7% трудоустроены продавцами и официантами.
Выпускники 2020/2021 учебного года сделали свой выбор исходя из результатов участия в образовательных путешествиях по профессиям и специальностям, востребованным в регионе: 61% выпускников поступили в ВУЗы, 37% – в учреждения среднего специального и профессионально-технического образования. Из числа учащихся IX классов 43% продолжили обучение на третьей ступени, 38% из них – в профильных классах.
Профессиональному самоопределению учащихся способствовали мероприятия, которые направлены на повышение уровня организационной, исследовательской, рефлексивной компетенции учащихся. Организована экскурсионная деятельность на предприятия и в учреждения образования города Гомеля, Гомельской области. Осуществляется сотрудничество на постоянной основе с кафедрой геологии и географии УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», ГНУ «Институт радиобиологии НАН Беларуси». Разработаны проекты образовательных путешествий по профессиям, связанным с изучением профильных предметов: «IT-менеджер», «Маркетолог», «Бизнес-администратор», «Менеджер», «Логист», «Биолог», «Офтальмолог», «Эпидемиолог», «Фармацевт», а также непрофильных предметов истории, географии, обществоведения: «Прокурор», «Следователь», «Судья», «Адвокат», «Юристконсульт, «Нотариус», «Криминалист», «Следователь», «Экскурсовод», «Менеджер по туризму».
Разработан цикл классных часов «Путь к успешному выбору профессии», «Профессии будущего», социально-психологические тренинги по поддержке профессионального самоопределения подростков, программа взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога по сопровождению учащихся VIII-IX классов.
Создано более 40 образовательных продуктов: эссе, статьи, фотоколлажи, видеоролики о профессии «Один день из жизни представителя профессии», анкеты, методические рекомендации, планы-конспекты учебных занятий и мероприятий, буклеты, презентации, организована группа учащихся и педагогов в социальной сети «VK» «Путешествие в завтра».
На занятиях, организованных ИАЦ ОП, учащиеся, сопровождаемые тьюторами, научились проектировать образовательные путешествия, использовать информационно-коммуникационные технологии и социальные сервисы сети Интернет для организации интерактивного взаимодействия с социумом, овладели способами межличностного взаимодействия, соблюдения правовых и этических норм. Педагоги с тьюторской позицией систематически работали над проблемой по выявлению и конкретизации познавательных интересов учащихся. Cоставлены индивидуальные программы исследовательской, образовательной, профориентационной деятельности, разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
Использование разнообразных приемов творческих заданий на уроках и во внеурочной деятельности предоставило возможность участникам инновационной деятельности проявить творческие способности, создало условия, в которых учащиеся самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает им. В таком сотрудничестве целенаправленно и интенсивно формировались социальные установки, образцы поведения, приобретались навыки общественной жизни, основы информационно-коммуникативной компетентности.
При проведении профориентационных занятий в качестве разрядки включались различные модификации существующих психологических игр. Например, игра на развитие ощущений и восприятия «Ящик ощущений». В ящичек (коробку) складываются различные предметы, связанные с профессиями. Не заглядывая внутрь его, только на ощупь, учащиеся должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.
«Профессия по ассоциации». Из набора предметов нужно выбрать вещи, которые нужны, например, архитектору. После этого учащимся предлагается показать пантомиму или сценку, представив характерную ситуацию для этой профессии.
Мозговой штурм «Профессии-синонимы». Задание – назвать иначе представителей предложенных профессий.
Игра «Профсловарь». участники делятся на команды, каждая из которых получает листок со списком групп слов. По данным группам ребята должны определить, о какой профессии идёт речь.
Игра «Доскажи словечко!» Педагог говорит начало пословицы о труде, учащиеся должны её продолжить.
Прием «немое кино» (озвучивание видеозаписи, отрывка из мультфильма, слайдов). Перед озвучиванием дети должны несколько раз просмотреть видеозапись со звуком, затем звук отключается и дети, глядя на запись озвучивают ее.
Прием «экскурсовод» (подбор и озвучивание видеоматериала в виде экскурсии). Применение данного приема требует предварительной подготовки и сбора материала. Данный прием можно использовать на разных уроках. Виртуальные путешествия и экскурсии, особенно подготовленные в виде фильма или презентации, всегда вызывают интерес у обучающихся.
Прием «интервью» (составление вопросов по впечатлениям фильма, передач). Позволяет организовать групповую работу на занятии. Можно применять после экскурсий, просмотров спектаклей.
Прием «журналист» (сбор и прослушивание устной информации с последующей иллюстрацией ее рисунками, составлением сценарного плана видеосюжета по впечатлениям или тематической);
Прием «стоп-кадр» (обдумывание продолжения видеосюжета и т. д). Просмотр видеоматериала с остановкой для анализа поступков, характера персонажей, детального рассмотрения.
Прием «редактор» (изложение предложенной информации, с изменением ее таким образом, чтобы она стала доступной старшекласснику).
В качестве физкультминуток по профессиональному воспитанию можно предложить следующие:
«Фотограф и фотоаппарат»: участвуют два ребёнка, один–«фотограф», второй – «фотоаппарат». На стенде помещены картинки предметов, относящиеся к какой-либо профессии. «Фотограф» ведёт перед собой «фотоаппарат», у которого закрыт «объектив» – глаза. Подойдя к стенду с картинками, «фотоаппарат» делает снимок (открывает на 5-7 секунд глаза, внимательно рассматривает картинки и закрывает глаза снова). В это время убирается картинка с одним любым предметом. «Фотоаппарат» должен определить, какого предмета на стенде не стало.
«Угадай профессию по жестам» – детям жестами показываются профессиональные действия, они должны угадать, кто это.
Полученные умения и навыки учащиеся демонстрировали на предметных олимпиадах, конкурсах работ исследовательского характера:
Республиканский конкурс творческих работ учащихся средних и средних специальных учреждений образования Республики Беларусь «Я выбираю профессию» - Институт бизнеса БГУ (Диплом II степени, сертификаты участников);
«Областная юридическая олимпиада по правовому профилю» УО «Гомельский филиал Международного университета МИТСО» - эссе «Юрист – моя будущая профессия»(8 дипломов);
«Мобильное эколого-математическое состязание» УО «Белорусский государственный университет транспорта» (Дипломы);
Весенняя школа «Математика и технологии программирования», посвященная Международному числу Пи УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» (Сертификаты участников);
Олимпиада по маркетингу среди учащихся старших классов учреждений общего среднего образования г. Гомеля и Гомельской области УО ГГТУ им. П.О.Сухого (Диплом II степени);
Республиканский конкурс научных биолого-экологических работ/проектов учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи - 2020,2021 годы (Дипломы II степени);
I Республиканский краеведческий форум Беларуси в рамках Года малой родины (Падзяка);
Республиканский конкурс по разработке справочников региональных экскурсионных маршрутов образовательной направленности «Дорогами знаний» (Диплом I степени в номинации «Образовательные маршруты области»);
Международная научно-практическая конференция «Великая Отечественная война 1941–1945 годов в исторической памяти народа» (Похвальный отзыв, сертификаты участника) - 2020,2021 годы;
Открытая научно-практическая биологическая конференция старшеклассников «Ученые будущего» Эколого-биологический центр «Крестовский остров» г. Санкт-Петербург, РФ (Лауреат);
Международная научно-практическая конференция студентов и учащихся «Инновационный потенциал молодежи в современном мире» (Дипломы I и II степени)
Реализация проекта способствовала повышению уровня сформированности учебно-познавательных компетенций учащихся на 11% , проблемно-поисковых – на 31%, информационных – на 25%, регулятивных – на 14% и коммуникативных компетенций – на 23%.
В результате повысился интерес учащихся к изучению профессий, востребованных в регионе. Они увидели себя в разных эмоционально привлекательных профессиональных ролях.
Таким образом, в результате системной и целенаправленной работы прослеживается положительная динамика уровня развития профессионального самоопределения, метапредметных компетенций, личностного развития учащихся.