СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ярмарка идей образовательного путешествия (из опыта работы над инновационным проектом)

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен  опыт реализации инновационного проекта "Внедрение модели регионального образовательного  кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям" через технологию образовательного путешествия, который творческая группа педагогического коллектива  средней школы № 66 г. Гомеля  реализовывала в 2019-2021 гг. Опыт транслировался на республиканском вебинаре, посвященном реализации данного проекта, в октябре 2021года.

Просмотр содержимого документа
«Ярмарка идей образовательного путешествия (из опыта работы над инновационным проектом)»

Ярмарка идей образовательного путешествия

(из опыта работы над инновационным проектом)



В.П.Поправко, учитель

государственного учреждения

образования

«Средняя школа №66 г.Гомеля»


Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности. Скорость появления новых технологий возросла многократно и рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные устремления, самообразовываться и саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Это актуально и для нашего региона и для нашего учреждения образования. Учащиеся VIII, IX классов стоят перед перспективами выбора жизненного пути после получения базового образования. Будущий образовательный маршрут на третьей ступени общего среднего образования обязывает их определить и совершенствовать уровень своих способностей и возможностей для выбора профиля изучения учебных предметов на повышенном уровне или освоения основ рабочей профессии в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». А учащихся X,XI классов – с выбором профессии своей жизни после окончания школы.

В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы большое внимание уделяется совершенствованию профориентационной работы в учреждениях образования, в том числе проведению Дня профориентации, Дней открытых дверей, Дня профессии; организации мероприятий, посвященных профессиональным праздникам; развитию сети объединений по интересам профессиональной направленности, привлечению учащихся к участию в них.

В связи с этим мы заинтересовались технологией образовательного путешествия, так как она открывает дополнительные ресурсы и дает новые возможности профессионального самоопределения учащихся, информирования учащихся и их родителей (законных представителей) о траекториях жизненного и профессионального самоопределения. Технология образовательного путешествия стала одним из средств реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям», который творческая группа педагогического коллектива нашей школы реализовывала на протяжении 2019-2021 годов.

Участниками реализации инновационного проекта стали 13 педагогов, из них 8 с высшей категорией и 5 с первой категорией, педагог-психолог, 191 учащийся.

За период реализации инновационного проекта были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определены управленческие механизмы реализации инновационного проекта в учреждении общего среднего образования посредством создания информационно-аналитического центра.

2.Разработаны проекты образовательных путешествий, индивидуальные образовательные маршруты и программы учащихся по ознакомлению с различными профессиями.

3. Обеспечено научно-методическое, психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение реализации индивидуальных образовательных программ учащихся по ознакомлению с профессиями посредством организации образовательных путешествий.

4. Повысилась профессиональная компетентность педагогов в области формирования профессионального самоопределения учащихся на основе организации постоянно действующего семинара, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.

5. Сформирован эффективный инновационный опыт работы, начато его обобщение и распространение в массовую педагогическую практику.

Приступая к выполнению программы инновационного проекта, педагогический коллектив и управленческая команда не имели опыта инновационной деятельности, что потребовало делегирования управленческих полномочий участникам и позволило обеспечить реалистичность и выполняемость мероприятий.

Повышению эффективности управленческой деятельности способствовало создание информационно-аналитического центра образовательного путешествия (далее ИАЦ ОП). В состав центра вошли педагогические работники (участники инновационного проекта), учащиеся, владеющие метапредметными компетенциями, родители (законные представители) учащихся, социальные партнеры, представители профессий. Состав участников изменялся в зависимости от целей и содержания образовательного путешествия. Координация взаимодействия в рамках центра позволила обеспечить разработку и рецензирование предлагаемых проектов, организовать тьюторское сопровождение по реализации индивидуальных образовательных программ, обеспечить анализ, систематизацию содержания и качества представленных продуктов.

Работа над проектом проводилась последующим направлениям:

уроки и факультативные занятия;

внеурочная и внеклассная деятельность – в течение учебного года;

работа профильного лагеря труда и отдыха для старшеклассников в период летних каникул.

В учреждении образования организовано профильное обучение на III ступени общего среднего образования по профилям «Математика – Английский язык», «Химия – Биология». Учащиеся X-XI классов в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» обучаются профессиям «Продавец», «Официант» на базе УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», профессиям «Делопроизводитель», «Секретарь», «Фрезеровщик» в УО «Гомельский государственный автомеханический колледж». Ежегодно в период каникул реализуются проекты временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время по ремонту табуретов (учащиеся VIII – X классов осваивают профессию столяра второго разряда). На протяжении нескольких лет функционирует лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием для девочек «Рукодельница» с реализацией проекта вторичной занятости по профессии швея второго разряда.

В 2019/2020 учебном году выпускники XI классов определились с выбором дальнейшего профессионального образования и трудоустройства. Поступили в высшие учебные заведения региона 63% учащихся. Все выпускники профильных классов поступили в ВУЗы по профилю обучения. В учреждения среднего специального и профессионально-технического образования поступили 30% учащихся, 7% трудоустроены продавцами и официантами.

Выпускники 2020/2021 учебного года сделали свой выбор исходя из результатов участия в образовательных путешествиях по профессиям и специальностям, востребованным в регионе: 61% выпускников поступили в ВУЗы, 37% – в учреждения среднего специального и профессионально-технического образования. Из числа учащихся IX классов 43% продолжили обучение на третьей ступени, 38% из них – в профильных классах.

Профессиональному самоопределению учащихся способствовали мероприятия, которые направлены на повышение уровня организационной, исследовательской, рефлексивной компетенции учащихся. Организована экскурсионная деятельность на предприятия и в учреждения образования города Гомеля, Гомельской области. Осуществляется сотрудничество на постоянной основе с кафедрой геологии и географии УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», ГНУ «Институт радиобиологии НАН Беларуси». Разработаны проекты образовательных путешествий по профессиям, связанным с изучением профильных предметов: «IT-менеджер», «Маркетолог», «Бизнес-администратор», «Менеджер», «Логист», «Биолог», «Офтальмолог», «Эпидемиолог», «Фармацевт», а также непрофильных предметов истории, географии, обществоведения: «Прокурор», «Следователь», «Судья», «Адвокат», «Юристконсульт, «Нотариус», «Криминалист», «Следователь», «Экскурсовод», «Менеджер по туризму».

Разработан цикл классных часов «Путь к успешному выбору профессии», «Профессии будущего», социально-психологические тренинги по поддержке профессионального самоопределения подростков, программа взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога по сопровождению учащихся VIII-IX классов.

Создано более 40 образовательных продуктов: эссе, статьи, фотоколлажи, видеоролики о профессии «Один день из жизни представителя профессии», анкеты, методические рекомендации, планы-конспекты учебных занятий и мероприятий, буклеты, презентации, организована группа учащихся и педагогов в социальной сети «VK» «Путешествие в завтра».

На занятиях, организованных ИАЦ ОП, учащиеся, сопровождаемые тьюторами, научились проектировать образовательные путешествия, использовать информационно-коммуникационные технологии и социальные сервисы сети Интернет для организации интерактивного взаимодействия с социумом, овладели способами межличностного взаимодействия, соблюдения правовых и этических норм. Педагоги с тьюторской позицией систематически работали над проблемой по выявлению и конкретизации познавательных интересов учащихся. Cоставлены индивидуальные программы исследовательской, образовательной, профориентационной деятельности, разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

Использование разнообразных приемов творческих заданий на уроках и во внеурочной деятельности предоставило возможность участникам инновационной деятельности проявить творческие способности, создало условия, в которых учащиеся самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает им. В таком сотрудничестве целенаправленно и интенсивно формировались социальные установки, образцы поведения, приобретались навыки общественной жизни, основы информационно-коммуникативной компетентности.

При проведении профориентационных занятий в качестве разрядки включались различные модификации существующих психологических игр. Например, игра на развитие ощущений и восприятия «Ящик ощущений». В ящичек (коробку) складываются различные предметы, связанные с профессиями. Не заглядывая внутрь его, только на ощупь, учащиеся должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

«Профессия по ассоциации». Из набора предметов нужно выбрать вещи, которые нужны, например, архитектору. После этого учащимся предлагается показать пантомиму или сценку, представив характерную ситуацию для этой профессии.

Мозговой штурм «Профессии-синонимы». Задание – назвать иначе представителей предложенных профессий.

Игра «Профсловарь». участники делятся на команды, каждая из которых получает листок со списком групп слов. По данным группам ребята должны определить, о какой профессии идёт речь.

Игра «Доскажи словечко!» Педагог говорит начало пословицы о труде, учащиеся должны её продолжить.

Прием «немое кино» (озвучивание видеозаписи, отрывка из мультфильма, слайдов). Перед озвучиванием дети должны несколько раз просмотреть видеозапись со звуком, затем звук отключается и дети, глядя на запись озвучивают ее.

Прием «экскурсовод» (подбор и озвучивание видеоматериала в виде экскурсии). Применение данного приема требует предварительной подготовки и сбора материала. Данный прием можно использовать на разных уроках. Виртуальные путешествия и экскурсии, особенно подготовленные в виде фильма или презентации, всегда вызывают интерес у обучающихся.

Прием «интервью» (составление вопросов по впечатлениям фильма, передач). Позволяет организовать групповую работу на занятии. Можно применять после экскурсий, просмотров спектаклей.

Прием «журналист» (сбор и прослушивание устной информации с последующей иллюстрацией ее рисунками, составлением сценарного плана видеосюжета по впечатлениям или тематической);

Прием «стоп-кадр» (обдумывание продолжения видеосюжета и т. д). Просмотр видеоматериала с остановкой для анализа поступков, характера персонажей, детального рассмотрения.

Прием «редактор» (изложение предложенной информации, с изменением ее таким образом, чтобы она стала доступной старшекласснику).

В качестве физкультминуток по профессиональному воспитанию можно предложить следующие:

«Фотограф и фотоаппарат»: участвуют два ребёнка, один–«фотограф», второй – «фотоаппарат». На стенде помещены картинки предметов, относящиеся к какой-либо профессии. «Фотограф» ведёт перед собой «фотоаппарат», у которого закрыт «объектив» – глаза. Подойдя к стенду с картинками, «фотоаппарат» делает снимок (открывает на 5-7 секунд глаза, внимательно рассматривает картинки и закрывает глаза снова). В это время убирается картинка с одним любым предметом. «Фотоаппарат» должен определить, какого предмета на стенде не стало.

«Угадай профессию по жестам» – детям жестами показываются профессиональные действия, они должны угадать, кто это.

Полученные умения и навыки учащиеся демонстрировали на предметных олимпиадах, конкурсах работ исследовательского характера:

Республиканский конкурс творческих работ учащихся средних и средних специальных учреждений образования Республики Беларусь «Я выбираю профессию» - Институт бизнеса БГУ (Диплом II степени, сертификаты участников);

«Областная юридическая олимпиада по правовому профилю» УО «Гомельский филиал Международного университета МИТСО» - эссе «Юрист – моя будущая профессия»(8 дипломов);

«Мобильное эколого-математическое состязание» УО «Белорусский государственный университет транспорта» (Дипломы);

Весенняя школа «Математика и технологии программирования», посвященная Международному числу Пи УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» (Сертификаты участников);

Олимпиада по маркетингу среди учащихся старших классов учреждений общего среднего образования г. Гомеля и Гомельской области УО ГГТУ им. П.О.Сухого (Диплом II степени);

Республиканский конкурс научных биолого-экологических работ/проектов учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи - 2020,2021 годы (Дипломы II степени);

I Республиканский краеведческий форум Беларуси в рамках Года малой родины (Падзяка);

Республиканский конкурс по разработке справочников региональных экскурсионных маршрутов образовательной направленности «Дорогами знаний» (Диплом I степени в номинации «Образовательные маршруты области»);

Международная научно-практическая конференция «Великая Отечественная война 1941–1945 годов в исторической памяти народа» (Похвальный отзыв, сертификаты участника) - 2020,2021 годы;

Открытая научно-практическая биологическая конференция старшеклассников «Ученые будущего» Эколого-биологический центр «Крестовский остров» г. Санкт-Петербург, РФ (Лауреат);

Международная научно-практическая конференция студентов и учащихся «Инновационный потенциал молодежи в современном мире» (Дипломы I и II степени)

Реализация проекта способствовала повышению уровня  сформированности учебно-познавательных компетенций учащихся на 11% , проблемно-поисковых – на 31%, информационных – на 25%, регулятивных – на 14% и коммуникативных компетенций – на 23%.

В результате повысился интерес учащихся к изучению профессий, востребованных в регионе. Они увидели себя в разных эмоционально привлекательных профессиональных ролях.

Таким образом, в результате системной и целенаправленной работы прослеживается положительная динамика уровня развития профессионального самоопределения, метапредметных компетенций, личностного развития учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!