И. А. Яцук, учитель русского языка и литературы Ленинского УПК ясли-сад—средняя школа Слуцкого района Минской области
«У нас свой путь, и мы его пройдём»
Цикл сценариев литературных часов с мультимедийными презентациями — результат работы над проектом «У нас свой путь, и мы его пройдём (Белорусские военные дороги Ю. В. Друниной, К. М. Симонова, А. Т. Твардовского)*. На протяжении учебного года члены литературно-исследовательского клуба изучали стихотворения, очерки, автобиографии, воспоминания этих советских писателей, статьи об их творчестве. В результате кропотливой работы учащиеся выделили те произведения, в которых описывается белорусская земля в годы Великой Отечественной войны, определили временные рамки пребывания этих писателей на территории Беларуси, выявили те населённые пункты, которые упоминаются в произведениях, С судьбой К. М. Симонова соединена Могилёвщина. А. Т. Твардовский участвовал в освобождении многих белорусских городов, в том числе Минска, а имя Ю. В. Друниной связано с гомельской землёй, где похоронена знаменитая Зинка. Предложенный материал позволит изучать программные произведения этих писателей п историко-биографическом контексте, а также даст возможность узнать много интересного о судьбе нашей Родины в тяжёлое для неё военное время.
«Пылающий адрес войны» (Белорусские военные дороги А. Т. Твардовского)
Белоруссия. Что за край мы освобождаем — песни, сказки, поэзия, природа...
А. Т. Твардовский
Демонстрируется видеоклип «Гимн защиты Отечества» (песня «Священная война» (сл. В. И. Лебедева-Кумача, муз. А В. Александрова)).
Ведущий 1. Александр Трифонович Твардовский связан с Беларусью военными дорогами 1942—1945 годов. В годы Великой Отечественной войны он работал корреспондентом «Красноармейской правды» (органа Реввоенсовета Западного фронта, затем Белорусского военного округа). С сентября 1942 года и до конца войны на страницах газеты «прописался» Василий Тёркин.
Ведущий 2. А. Т. Твардовский принимал участие в освобождении Беларуси от фашистских захватчиков, был на самых горячих участках фронта^ всё время находясь на направлении главных ударов, на переднем крае.
Витебск, Гродно, Бобруйск, Логойск — заметные вехи на фронтовых дорогах писателя. Евгений Захарович Воробьёв вспоминает: «Ему можно было только позавидовать — он всё время находился на направлении главных ударов. Днём 26 июня он вошёл в дымящийся Витебск, а ранним утром 3 июля был с передовыми танковыми частями в Минске».
Ведущий 1. Увиденное, услышанное и обдуманное поэтом в те знаменательные дни нашло отражение в лирических очерках «Первый день в Минске», «Сердце народа», «Домой», «Лявониха», «В краю опустевших лесов», позднее составивших основу его книги «Родина и чужбина». Литературовед Николай Викторович Родченко отмечает:
Чтец 1. «... в основе всех этих произведений лежат личные встречи и впечатления автора. Писатель зорко “подсмотрел” и запечатлел наиболее типичные черты белорусского национального характера, с особой силой проявившегося в ходе беспримерной по размаху и ожесточённой партизанской войны, дал зарисовки белорусских пейзажей, волнующих встреч с жителями освобождённых белорусских городов и сёл. Из очерков Твардовского встают перед нами образы многочисленных, с тёплым лиризмом выписанных белорусов. Это всегда скромные, человечные, подчас по-доброму застенчивые люди — душевное целомудрие ещё отчётливее, глубже оттеняет их внутреннюю силу, мужество, свободолюбие. Твардовский выступает как знаток и ценитель белорусской культуры — некоторые его очерки («Сердце народа», «Лявониха», «Мировой дед») представляют собой увлекательные лирические импровизации на основе белорусского фольклора, литературы, музыки».
Ведущий 2.. 27 июня 1944 года, сразу после освобождения Витебска, А. Т. Твардовский напишет о том, что видел и чувствовал в этот день.
Чтец 2. «Новизна: вступление в город ним из первых. Отчётливое «ура», бомбёл нашими самолётами окраины города, пу мётные очереди.
Как три года назад — пыль дорог, гро: с неба и с земли, запах вянущей маскиров с запахом бензина, тревожное и тосклиз гудение моторов у переправ — и праздн луга и поля — всё как три года назад, только ■*- мы идём на запад и занимаем го] да. И мы долбим противника с неба и зем; и окружаем, и пленим, и обгоняем — бьём мы. Но топчем землю мы родную, и мы м стоки. А земля — она как будто nocTapej как мать стареет вдруг от беды. Как ма от горя и беды. Её цветенье — повторен как будто мягчей смиренней. И всё на све ждёт конца».
Демонстрируется видеофрагмент «Вех кая Отечественная война» (без звука). 1 фоне кадров кинохроники читается cm хотворение «Минское шоссе».
Ведущий 1. Тогда же, по горячим следз волнующих событий, появляется стихотвор ние «Минское шоссе*.
Чтец 3.
Всё, как тогда, в то лето злое:
И жёсткий шорох пыльных трав,
И ветер, дышащий золою,
И грохот бомб у переправ,
И блеклый хворост маскировки,
И жаркий, жадный ход машин,
И пеший раненый на бровке, —
И он, наверно, не один...
И вздох орудий недалёкий,
И гул шоссейного моста,
И тот же стон большой дороги,
И те же самые места:
Низины, дробные сосёнки,
Где, отмечая срок войны,
Трёхлетней давности воронки
Меж новых, нынешних, видны.
И жжёной жести тот же запах,
И пепелищ угарный дым.
Но только — мы идём на запад.
Мы наступаем. Мы громим.
Мы бьем его, что день, то пуще,
Что час, то злей и веселей,
В хвосты колонн его бегущих
Врываясь вдруг бронёй своей.
Ему ни отдыху, ни сроку,
Беги, куда бежать — гляди:
На пятки жмём, всыпаем сбоку,
И — стой! — встречаем впереди.
Идёт, вершится суд суровый.
Священна месть, и казнь права.
И дважды, трижды в день громово
Войскам салюты шлёт Москва.
И отзвук славы заслуженной
Гудит на тыщи вёрст вокруг.
И только плачут наши жёны
От счастья так же, как от мук.
И только будто зов несмелый
Таят печальные поля,
И только будто постарела,
Как в горе мать, сама земля,
И рост, и доброе цветенье
Всего, что водится на ней,
Как будто строже и смиренней
И сердцу русскому больней.
Вот дождик вкрадчиво прокрапал.
Как тонок грустный дух сенца!..
Войска идут вперёд на запад.
Вперёд на запад. До конца!..
Ведущий 2. В рабочих тетрадях Твардовского 1944 года находим зарисовки о белорусском крае в период счастливых дней освобождения.
Чтец 4. «Белоруссия, под Борисовом, дер. Панское. Вот наконец я в полном походном состоянии. У меня ни стола, ни койки, переезд за переездом, но на душе хорошо и свободно, может быть, потому, что ничего серьёзного не пишу и не приходится думать об этом. Спал в сенях избы . Думал, лёжа, думал и не мог додуматься, отчего мне так хорошо. Вернее всего, от ощущения близости завершения войны, от успеха, который сказывается физически. Сейчас пишу эту страницу в жаркой, гудящей мухами, но чистой, раззанавешенной плащ-палаткой белорусской хате с очень красивым потолком (матицы поперёк, а не вдоль, как у нас обычно, и они не широкие, как доска, а балки, опиленные ребром; потолочная доска в доску, в меру закопчённые, но заметно мытые). Пишу за столом, покрытом льняной скатертью, не сильно белой. Справа от перегородки — пианино, неизвестно, кто на нём играет и играет ли. Слева койка полковника . На улице — куры, песчаная пыль, колодец с удивительно чистой и вкусной водой. И мне так мила эта сохранность деревни, жилья, всего, что вокруг*.
Чтец 5. «Логойск. Уже очень далеко в глубине Белоруссии, в свежих по освобождении местах, где ещё душно от пожарищ и т. д., но всё далеко от “фронта”. Ощущение близости — немцы, окруженцы.
Местность, живописная по-новому для меня, холмы с хлебами и лесами по скатам с ровной и причудливой разделительной линией — как разрез. Много воды, речка с подорванной плотиной (шум у костёла — показалось ночью, что шумят древние клёны в ограде), неподалёку чудное, круглое на карте и в натуре озеро с тёплой и глубокой водой — купаться можно только с одного места, где песочек чисто пляжный, а кругом явор и “дрыгва”».
Чтец 6. «После Панского — Логойск — горелый, с живописнейшими окрестностями, речкой и озером. После Логойска — эта деревня Заскевичи (?), где второй день сидим на вещах, — уезжаем, задержка в связи с переменой намеченного пункта. На ближайшей очереди в сводке — Гродно».
«Живу — 500—600 километров в сутки туда-обратно, пишу в таких условиях, что трудно требовать чего-либо доброго, но настроение хорошее, мне довелось видеть то, о чём можно было только мечтать: успех такой, что он на лице каждого солдата, стремительность, необычность и фольклор, как в то лето, только по-иному».
Ведущий 1. В радостный день освобождения Минска Твардовскому, как было подсчитано им и его спутниками, довелось проехать на редакторском «виллисе» 532 км «вдоль развороченных дорог и разорённых сел» по «поруганной земле» и почти 18 часов не слезать с машины с очень жёсткими сидениями. Два дня после этого приходилось писать и принимать пищу на животе. В очерке «Первый день в Минске» Александр Трифонович рисует необычно яркую, оживлённую картину, наблюдаемую им в знойный июльский день 1944-го года.
Демонстрируется видеофрагмент «Освобождение Минска 1944» (без звука). На его фоне читается отрывок из очерка А. Т. Твардовского.
Чтец 7. «ВЬт он, Минск, в багровой осыпи обрушивающихся от огня зданий, в пыли дорог, стремительно запрудивших своим потоком его улицы, в тяжёлых дымах и густой поволоке июльского зноя. Минск до того, как первый регулировщик займёт в нём пост на перекрёстке.
Сквозящие пустыми окнами стены, за которыми видна противоположная сторона неба, теснины, образовавшиеся в улицах от обвалившихся домов, зловеще ревущие пожары .
Не понять, где разрушения новые, где старые, трёх летней давности. Город вновь обезображен и изуродован немцами. Как будто рану, не зажившую за долгий срок, вновь разбередили, хлынула свежая кровь, свежие рубцы легли возле прежних, успевших, может быть, если не затянуться, то хоть обсохнуть по краям. И от этого больно, как от настоящей раны.
Чтец 8. Нас обгоняют орудия, увешанные не столько увядшими ветками маскировки, сколько цветами, плетёнками, букетами цветов, что успели уже минчане поднести своим освободителям. Население, сколько его есть в городе, все от мала до велика на ногах. Лица такие, как будто каждый человек встречает своего самого близкого — мужа, сына, жениха, отца — после долгой и уже почти безнадёжной разлуки.
С волнением, которому мало слёз, мало слов, бросаются толпы девушек и женщин к приостановившемуся на перекрестке танку с пехотой на броне или грузовику с откинутым брезентом.
Машут платками, руками, красными флажками, неизвестно откуда взявшимися, машут девушки, держась парами, либо по трое, либо целыми стайками, счастливыми и радостными, как в праздник. Машут пожилые женщины, ребята, старые люди. Самозабвенно машет крошечный мальчик левой рукой — правая у него перевязана белым бинтом.
Воспалённые от пыли и трудного, бессонного марша, глаза воинов блестят так же растроганно, как и у тех, что приветствуют их.
В город незаметно, но быстро входит порядок: уже есть адрес комендатуры, регулировщики, заставы из молодых парней, подобравших немецкие винтовки и вылавливающих последних немцев, что притаились в закоулках города...»
Ведущий 2. В этот же день А. Твардовский встретился с П. Бровкой. В очерке «Он и наш, белорусский» Бровка так описывает эту встречу:
Чтец 9. «А с Твардовским повстречались мы уже летом 1944-го в освобождённом Минске. Как-то иду я, задумавшись, по улице города, да и улицей это назвать было трудно — одни руины да задымленные остовы былых зданий вокруг, — вдруг слышу знакомый шутливый голос:
— Да ншсак это сам товарищ Бровка по своей освобождённой столице шагает!..
Я обернулся и,; узнав Твардовского, не преминул отшутиться:
С вашей помощью, товарищ Твар, ский!
А что же ты думаешь? — И он про, жал полушутливо: — В этом и моя кака; доля есть.
Ну, раз так, пошли ко мне!..
Твардовский был вместе с Евгением В
бьёвым. По дороге поделились hobocthmi радостными, в то время ведь гитлеров гнали всё дальше и дальше... Поскорбел о неисчислимых страданиях Белоруссш печальном облике Минска. Но ощуще: приближающейся победы как бы отражал на наших просветлевших лицах.
Чтец 10. У меня в маленьком, но житом уголке мы, как водится, посид» по-фронтовому. Что-то добыл из скромв пайков я, да и Твардовский с Воробьёв потревожили фронтовые сумки. В общ обед по тому времени получился на ела А больше всего порадовали моих друзей с жие огурчики.
Ну, ты понимаешь ли, Петя, что значит, -^говорил увлечённо Твардовский, первые огурчики, выращенные на тв( освобождённой земле? Ну, ты полюбу! только!.. — Так он возбуждённо вертел, г некое чудо, зелёный огурец перед наши лицами. — А что за вкус! — восхищался
И нам действительно после таких воет женных отзывов свежие огурцы с белор; ской гряды показались особенно вкусным]
О многом мы поговорили тогда. И, кож но, вспомнили Янку Купалу.
Жаль, очень жаль, что не дожил Ив Доминикович. Вот бы поплакал на рад ост* да и написал бы... Да и в Левках мы бы i бывали...»
Чтец 11. В лётние дни 1944 го А. Т. Твардовский, продвигаясь всё далы на Запад, вдруг понял, что «придёт врем город оживёт, отстроится и встанет, как вся Беларусь, в своей своеобразной красоч поруганной, но не умерщвлённой. Нель у народа отнять его творческий дар, е неиссякаемую созидательную силу в ми ном труде, его непреклонность в суров» борьбе, его способность в любых испытан ях выражать по-своему свою бессмертна душу.
Белорусы вообще народ глубоко поэтич ский. Каждый город, каждая река, протек ющая по их земле, наделены осмысленны] легендарным происхождением».
Ведущий 1. Очерки и рассказы Твардовского воссоздали правдивую картину освобождённой Беларуси от фашистских захватчиков, запечатлели победоносное шествие Красной Армии, трудные фронтовые будни. Они написаны с любовью к белорусской культуре, белорусскому народу, с болью за муки и страдания, выпавшие на его долю, с восхищением перед его мужеством и стойкостью. Они приобрели со временем ещё и документальную ценность, а художественная выразительность придала им убедительную жизненную достоверность и вескость. Им суждено остаться немеркнущими страницами в памяти людской о прошедшей войне.
Ведущий 2. Высоко оценивал А. Т. Твардовский и творчество таких белорусских писателей, как Янка Купала и Аркадий Кулешов. В очерке «Сердце народа» он пишет: «Популярность Янки Купалы огромна. Лирик по складу своего замечательного таланта, певец Белоруссии, выразивший сердце её с необычайной силой, он всем своим существом как бы символизировал творческую мощь народа». Поэме же «Сцяг брыгады* посвящает статью «Аркадий Кулешов». «В самом общем смысле, — отмечает А. Т. Твардовский, — поэма эта была голосом сердца, полного боли за гордую белорусскую землю, плачем по ней, и горячей светлой веры в её силы к борьбе, в её освобождение».
Ведущий 1. А. Кулешов считал А. Т. Твардовского своим мудрым учителем и посвятил ему поэму “BapmaycKi шлях”, написанную в 1972 г.:
Чтец 12.
3 рукаш к аваля, з душой жня1,
Не раз ён тут салдатам нёс уцеху I жартам весял1у ix, каб яны Забылюя на змрочны жарт вайны. Здаралася, ён iM хлушу для смеху,
Ды не машу школ1 для маны.
Не раз, стадушы плач зямлг шрочай,
Ён ix на подзвн звау сваёй прарочай, Чорнарабочай
кшгай пра байца,
Не yciMi дачытанай да канца... Демонстрируется видеоклип «Героям Великой Отечественной войны посвящается», звучит песня «О героях былых времён» в исполнении Вл. Златоустовского (муз. Р. Хозака, сл. Е. Аграновича).
Список использованных источников
Воспоминания об А. Твардовском / сост. М. И. Твардовская. — 2-е. изд. — М. : Советский писатель, 1982. — 542 с.
Куляшоу, А. ПаМ1ж наступным i былым : вершы, паэмы / уклад, i прадм. В. Куляшовай. — Мшск : Мастацкая лггаратура, 1995. — 542 с.
Лиокумович, Т. Александр Твардовский в освобождённом Минске / Т. Лиокумович // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kontinent.org/article rus 4697d07e611a5.html. — Дата доступа: 08.10.2013.
Родченко, Н. В. Александр Твардовский и белорусская литература / Н. В. Родченко. — Минск, 1969. — 19 с.
Твардовский без глянца / сост. и вступ. статья П. Фокина. — СПб. : Амфора, 2010. — 446 с.
Твардовский, А. Т. Собрание сочинений: в 6-ти томах. / А. Т. Твардовский; примеч. Ю. Бурти- на и Р. Романовой. — М. : Художественная литература, 1977. — Т. 2. Стихотворения (1940—1945). Поэмы. Василий Тёркин. Дом у дороги — 431 с.
Твардовский, А. Т. Собрание сочинений: в 6-ти томах. / А. Т. Твардовский; примеч. А. Кондратовича и Р. Романовой. — М. : Художественная литература, 1978. —
Т. 4. Рассказы и очерки (1932—1959) — 566 с.
Твардовский, А Т. Собрание сочинений: в 6-ти томах. / А. Т. Твардовский; примеч. А. Дементьева и Р. Романовой. — М. : Художественная литература, 1980. —Т. 5. Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933—1970) — 463 с.
Твардовский, АТ. «Я в свою ходил атаку...» / А. Т. Твардовский. — М. : Вагриус, 2005. — 397 с