СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Язык и письменность". Интегрированный урок истории и самопознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок истории Казахстана и самопознания. Урок построен в соответствии с ГОСО; в интеграции с НДО; введением трехязычия; в неразрывной связи с Национальной идеей "Мәнгілік Ел" и программой  "Рухани жаңғыру"

Просмотр содержимого документа
«"Язык и письменность". Интегрированный урок истории и самопознания»

Интегрированный урок истории Казахстана и самопознания

Тема урока: Язык и письменность

Урок строится:

  • в соответствии с ГОСО;

  • в интеграции с НДО;

  • введением трехъязычия;

  • в неразрывной связи с Национальной идеей «Мәнгілік Ел» и программой «Рухани жаңғыру»;

Цель урока: Формирование знаний и умений учащихся в изучении особенностей развития письменности у народов, населявших территорию Казахстана;

Задачи урока:

  • Содействовать развитию навыков критического мышления в группе и при самостоятельной работе с информацией;

  • Способствовать активации навыков исследования, творческой активности, умений обобщать приобретенные знания

  • Создать условия для воспитания творческих способностей, патриотизма и гражданственности на основе общечеловеческих ценностей, национальной идеи Мәңгілік Ел, программы «Рухани жаңғыру», способностей видеть единство в многообразии.

Тип урока:комбинированный

Методы: групповая работа, мозговой штурм.

Оборудование: цитаты, интерактивная доска, раздаточный материал

Ценность: истина в любви через призму общечеловеческих ценностей.

5 жалпыадамзаттық құндылықтар:

Ақиқат, Дұрыс әрекет, Сүйіспеншілік,

Ішкі тыныштық, Қиянат жасамау

5 общечеловеческих ценностей:

Истина, Праведное поведение, Внутренний покой, Любовь, Ненасилие

5 human values

Truth, Right conduct, Inner Peace, Love, Non-violence


Без слов, без письменности и без книг

не было бы никакой истории,

и не может быть никакого понятия

о человечестве.

Герман Гессе

Ход урока:

I.Организационный момент. Приветствие:

Добрый день! Я приветствую всех участников нашего урока. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки и мысленно пожелайте удачи, позитива и продуктивной работы на уроке.

II.Актуализация. Учитель – Я предлагаю сейчас провести небольшую разминку.

У вас на партах есть таблички с заданием, где вам необходимо все данные привести в соответствие.


Понятия

abc

Определения

1

Религия

A

Вера в способность воздействия на человека, природу с помощью специальных обрядов

2

Тотемизм

B

Основы религии заложил жрец Заратуштра.

3

Магия

C

Пришло с запада на восток. Первоначально представлено несторианским направлением

4

Анимизм

D

Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественные силы

5

Ислам

E

Вера в сверхъестественную связь человека с животным.

6

Зороастризм

F

Не соответствовало образу жизни и хозяйственной деятельности на территории казахстана

7

Буддизм

G

В нем заключена космическая сила, законам которой подчиняется все живое и неживое на земле и на небе.

8

Христианство

H

Два основных направления: суннизм и шиизм

9

Тенгрианство

I

Пользовался популярностью в аристократической тюркской среде

10

Манихейство

J

Вера в одушевленность предметов

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-


-Первая группа закончившая задание поднимает цветной стикер. На прошлом уроке мы с вами изучили эти религии и верования и пришли к выводу…..Ответы (Что они являются духовным наследием нашего народа и оставили огромный след в развитии духовности и нравственности жителей нашего государства)

- Хорошо, молодцы!. А в продолжении нашего урока, я хочу процитировать Джеймса Брэстеда:

«Изобретение письменности и удобной системы записи на бумаге больше способствовало возвышению человечества, чем любое другое интеллектуальное достижение его на историческом пути»

- В чем смысл этого высказывания? Ответы.

- Тема нашего урока «Язык и письменность». И сегодня мы будем исследовать историю возникновения и развития языка и письменности на территории Казахстана.

III. Новая тема. - Я предлагаю вам на стикерах записать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока и мы поместим их в Корзину идей.

В ходе нашего исследования, мы соберем эти идеи в единое целое. Обсудите между собой и закрепите те идеи на стикерах, которые не повторяются.

Смотрите как много информации мы имеем о развитии языка и письменности на территории Казахстана.

-Как сказал Ричард Тренч: «Язык является янтарем, в котором тысячи драгоценных и тонких мыслей были благополучно выражены и сохранены». Что хотел сказать автор? Каким способом эти драгоценные мысли были сохранены?

Язык и письменность неразрывно связаны между собой. История каждого народа формируется непосредственно в связи с письменным языком, и уровни всех духовных и материальных ценностей определяются культурой, и поэтому история письма рассматривается как один из ключевых отраслей общечеловеческих ценностей в истории развития общества.

Сейчас вы будете проводить исследования в трех направлениях, применяя метод «Фишбоун».

- По мнению большинства ученых, письменность у народов, населявших территорию Казахстана, появилась в сакскую эпоху. Так ли это?

1 группа. Появление древнего письма в сакскую эпоху. Какие ценности отражены в надписи на серебряной чаше из Иссыкского кургана?

- В раннее средневековье на территории Казахстана было распространено тюркское руническое письмо.

2 группа. Особенности тюркского рунического письма. Что хотели донести потомкам авторы памятников Культегина, Бильге кагана и Тоньюкука.

- На арабском языке написаны самые известные научные и философские произведения восточных мыслителей средневековья.

3 группа. Арабская письменность в средневековом Казахстане. Какую роль сыграла арабская письменность в духовном развитии Казахстана?

Выступление групп.

- Как сказал наш Президент: « В культурно-цивилизационном плане древние тюрки сформировали в результате обширных и тесных контактов с цивилизациями Средней Азии, Ирана и Византии новый тип культуры со своей оригинальной письменностью на основе рунической. А особенностью этой культуры является формирование ее на местной основе». Это истина. И мы должны понимать ее и принимать с любовью. Потому что истина - это Любовь. А источник Любви в нашем сердце.

IV. Обобщение. -Тюркский язык наравне с другими вошел в основу казахского языка. И это наше духовное наследие. Почему? - Без языка нет народа, как Любви без сердца. Язык и письменность с течением и велением времени имеет свойство меняться, трансформироваться, возрождаться. 26 октября 2017 года Президент Республики Казахстан подписал Указ «О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику» - это призвано придать новый импульс развитию языка и интегрировать его в мировое пространство, заинтересовать и мотивировать граждан овладеть языком. Согласны ли вы с этим утверждением? Да – Нет «Займи позицию».

- «Когда люди изобрели язык и письменность, то их способность к изменениям увеличилась в тысячу раз. Теперь в процессе обучения мы уже не ограничены лишь тем, чему нас могут научить наши родители. С того момента, когда мы научились читать, мы становимся свободными». Глен Доман

V. Закрепление. Казахская пословица «Жеті жұрттың тілін біл» говорит о том, что нужно знать языки. Это тесно перекликается с переходом к трехъязычию в рамках Плана Нации «100 шагов». Великий Абай говорил: «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом». И в закреплении нашего урока, я прошу группы составить синквейн на трех языках


KAZAKH


RUSSIAN


ENGLISH

1


1

язык

1


2


2


2


3


3


3


4


4


4


5


5


5



KAZAKH


RUSSIAN


ENGLISH

1


1

письменность

1


2


2


2


3


3


3


4


4


4


5


5


5



KAZAKH


RUSSIAN


ENGLISH

1


1

наследие

1


2


2


2


3


3


3


4


4


4


5


5


5


Обсуждение.

Вы показали себя полиглотами. А существует ли язык, который объединяет всех, не зависимо от национальной принадлежности? – Язык сердца. Почему так важен этот язык? – Только благодаря этому языку мы придем к истине с Любовью.

И закончить я хочу словами Германа Гессе, которые являются эпиграфом нашего урока: « Без слов, без письменности и без книг не было бы никакой истории, и не может быть никакого понятия о человечестве». Какой общий вывод мы можем сделать на основе этих слов?

- Разнообразные языки и письменности на нашем Земном шаре дают нам представление о развитии человеческого общества, духовной и нравственной культуры еще за многие столетия до нашего рождения.

VI.Рефлексия.

VII.Оценивание.

VIII.Д/з: параграф 38, Написать послание потомкам тюркским руническим письмом



Приложение.

1 группа. Появление древнего письма в сакскую эпоху. Какие ценности отражены в надписи на серебряной чаше из Иссыкского кургана?


Ф. Х. Арсланова в 1960 г. начала раскопочные работы на правом берегу Иртыша. Исследовав могильник вБоровом, в Павлодарской области, археологи единодушно относят его к V—IV вв. до н. э., к эпохе саков: хранящие тайны времен различные изделия, останки батыра и его коня, оружие и костяной амулет.

Костяной амулет вырезан в виде фигурки оленя. На одной его стороне высечены древнетюркские рунические символы, которые мы прочитали справа налево как “Аксыкын” — белый.

Руника на амулете доказывает, что у предков тюркоязычных племен — саков — был алфавит, и опровергает утверждение о том, что рунический алфавит кочевых племен Южной Сибири и Казахстана появился только в V в.

Казахстанец М. С. Мердиев вел раскопки в 1960 г. на Шардаре и обнаружил брошь из глины, похожую на печать из старой стоянки Актобе. С одной стороны брошь гладкая, а на другой стороне после обжига высечены древнетюркские рунические надписи. При прочтении справа налево оказалось, что там написано: “Тігітас. Те алпас”, что означает: “Династия ханов, наденьте (брошь). Возьми и надень (Кучиген, или великан Каракус)”.

В 1970 г. в горах Или у города Иссыка был раскопан большой могильник сакского периода (V — IV вв. до н. э.). Раскопками руководил К. А. Акишев. В мавзолее обнаружили останки воина, облаченного в золото, шлем, меч и ножны из золота, различную посуду и серебряную чашу с загадочными руническими надписями. С внешней стороны чаши написаны 26 рунических символов в два ряда. Во-первых, эти символы напоминают древнетюркские рунические символы; во-вторых, схожи с древними алфавитными символами Средиземноморья (особенно древнегреческого и арамейского).

Справа налево на древнетюркском прочитали как “Ага, сана о чук! Без, чок! Букуничре а зук!..”, что в переводе: “Ага, тебе (этот) очаг! Чужой (человек из другой страны), преклони колени! (Да будет) сытым народ!” Эта древнетюркская надпись сакского периода означает, во-первых, что пока человек живет на этом свете, он нуждается в пище, во-вторых, народ решился победить врагов; в-третьих, желание народа жить в благополучии и довольстве. Особая ценность этой надписи в том, что она доказывает, что саки Казахстана использовали древнетюркский язык. Также эти письма выявили, что утверждение, будто у ранних кочевников Казахстана не было письменности, безосновательно, и подтвердили, что 2500 лет назад тюркские племена знали алфавит и использовали его.


2 группа. Особенности тюркского рунического письма. Что хотели донести до потомков авторы памятников Культегина, Бильге кагана и Тоньюкука?


Слово руна происходит от древнескандинавского корня, означающего «тайна». И название это дано не современными учеными, до сих пор не раскрывшими загадку происхождения рунических письмен, а древними германцами, приписывавшими знакам магическую силу. Первые сведения о древних рунических памятниках стали известны в конце XVII века. В 20-х годах ХVIII века один из представителей академической программы Российской миссионерской политики немецкий ученый Д.Мессершмидт и заключенный (пленник) шведской армии Ф.И.Табберт-Страленберг заявили о том, что в долине реки Енисей нашли наскальные тайные надписи. Эти наскальные тайные надписи назвали «руническими письмами», так же как назывались рунические письма, найденные на Скандинавском полуострове. Это название "древнетюркская руническая письменность» как термин прочно вошло в науку.

В 1893 году датский лингвист Вильгельм Томсен правильно определил значение древнетюркских рунических знаков. Первым делом он установил направление письма: оказалось, что чтение знаков его идет не слева направо, а справа налево. Затем датский ученый подсчитал число различных знаков, употреблявшихся в орхоно-енисейском письме. Оно равнялось 38 — и на основании этого Томсен предположил, что здесь мы имеем дело с алфавитным письмом, однако тут могут встречаться и слоговые знаки (для чисто слогового письма знаков слишком мало, а для алфавита — слишком много). А в 1894 году известный тюрколог, академик В. Радлов по методу В.Томсена расшифровал памятник Култегина.

С.Е.Малов. памятники древнетюркской письменности. Памятник в честь Кюль-тегина.

«…я вполне поднял (собрал?) погибший, неимущий народ, неимущий народ сделал богатым, немногочисленный народ сделал многочисленным. Разве есть какая-либо неправда (фальшь) в этой моей речи?! О тюркские начальники и народ, слушайте это! Я вырезал здесь (т.е. на этом камне), как вы (о начальники и народ), собрав тюркский народ, созидали (свой) племенной союз…»

да будет (ко мне) Небо благосклонно, — так как на моей стороне было счастье и удача, то я поднял (т.е. призвал) к жизни готовый погибнуть народ, снабдил платьем нагой народ, сделал богатым неимущий народ, сделал многочисленным малочисленный народ. Там, где верные племенные союзы и верные каганы, я творил добро (т.е. действовал справедливо и милостливо). Живущие по четырём углам (т.е. странам света)

3 группа. Арабская письменность в средневековом Казахстане. Какую роль сыграла арабская письменность в духовном развитии Казахстана?


Точно датировать начало распространения арабской письменности на территории Казахстана очень сложно. Однако, возможно точно определить основную первопричину применения арабской вязи – распространение Ислама. Знаковым событием истории Ислама в регионе стала Таласская битва, датируемая 751 г., в ходе которой мусульманское войско совместно с тюрками нанесло поражение армии китайской династии Тан.

С завоеваниями Арабского халифата и его преемников мусульманство прочно закрепилось в Центральной Азии. Тюркская династия Караханидов, правившая в регионе в X-XIII веках, официально объявила Ислам государственной религией. Таким образом, начиная с IX-Х вв., для записи тюркского языка начинает широко использоваться арабское письмо. Вместе с религиозными текстами в ходу были и художественные, и научные труды. Энциклопедический труд Махмуда Кашгари «Диван Лугатат-Тюрк» («Словарь тюркских наречий») увидел свет примерно в 1072—1074 гг.

При этом, предположительно с XII-XIII вв. в степных регионах рунику частично сменило не арабское, а «древнеуйгурское» письмо (разработанное для тюркского языка на основе согдийского письма), используемое в государстве Чингисхана и его потомков. Однако, этот вид письменности не закрепился на длительное время, будучи окончательно вытеснен арабской вязью в XIV в., после принятия Ислама Улусом Джучи («Золотая Орда»).

Арабская вязь, как и руника не особо жалующая гласные звуки, была весьма удобна при чтении тюркских текстов различными этническими группами.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!