СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык - живая связь времен

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный час о сквернословии

Просмотр содержимого документа
«Язык - живая связь времен»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕНАКИЕВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТОРГОВО-КУЛИНАРНЫЙ ЛИЦЕЙ»






Методическая разработка внеаудиторного мероприятия

Воспитательный час, посвященный проблеме сквернословия


«Язык – живая связь времен»




Подготовила и провела

Яковлева Т.В., библиотекарь








Енакиево, 2021

Цели:

  1. Знакомство обучающихся с опасностью употребления ненормативной лексики в речи.

  2. Расширение кругозора, нравственное воспитание обучающихся.

  3. Развитие у обучающихся умения свободно владеть русским словом.

  4. Воспитание у обучающихся стремления к чистоте и искренности человеческих отношений.

Оборудование: мультимедийный проектор и колонки для показа видеороликов, для прослушивания песен, ноутбук для подключения мультимедийного проектора.


Участники: студенты и педагогические работники ГПОУ «Енакиевский ПТКЛ».


Место проведения: библиотека.


Ведущий:

Вадим Шефнер. Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!



Вопрос к слушателям: «Как вы думаете, о чем будет наша сегодняшняя беседа?» (Ответы обучающихся).

Родной язык – это живая связь времён. С помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Признанное средство межнационального общения народов всех стран, русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти его новые общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития. Происходящие в русском языке процессы полны исторического значения и ярко отражают творческую мощь русского народа.

Что же такое культура речи? В узком лингвистическом смысле – это владение языковыми нормами, а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Но культура речи в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.

Язык – важнейшее средство человеческого общения и орудие художественного творчества. Культура речи – это степень нашего владения неистощимыми богатствами языка. В этом смысле и говорят о высокой культуре речи или о низкой, недостаточной речевой культуре того или иного человека. Сократ говорил : «Каков человек, такова его и речь». Еще говорят: «Речь – это показатель ума».


Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
 А  может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами

Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!


Вопрос к слушателям: Как вы думаете, допустимо ли использование нецензурной лексики, сквернословия в речи? Загрязняет она язык или обогащает его? (Ответы обучающихся)

Послушаем, что об этом говорит В.В.Путин (Просмотр видеоролика «Ответ В.В.Путина на вопрос Шнура»)


Историческая справка: Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. «Повесть временных лет», описывая языческие обряды радимичей, вятичей и северян, упоминает «срамословие» как черту языческого поведения: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало...».

Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так, называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы».


Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и. наконец, ломается сама жизнь.

Ученые доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.


Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

М. Матусовский.


В истории нашей страны сквернословие запрещалось царскими указами, обличалось в посланиях патриархов и митрополитов. Например, Иван Грозный повелел кликать по торгам постановления Стоглавого собора (1551), где говорилось, чтобы православные христиане «матерно бы не лаялись, и отцом и матерью скверными речами друг друга не упрекали, и всякими б неподобными речми скверными друг друга не укоряли». На борьбу со сквернословием были также направлены указы царя Алексея Михайловича, когда за сквернословие было положено телесное наказание: на рынках и площадях ходили переодетые чиновники, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, наказывали беззаконных розгами для примера прочих.


Просмотр отрывка из фильма «Джентльмены удачи»


Нецензурная брань с точки зрения психологии: Одной из главных причин, обеспечивающих сквернословию жизнестойкость, является то, что многие считают его хорошим средством эмоциональной разрядки, оказывающим помощь в снятии стресса. По мнению многих, нельзя обойтись без мата в армии, на стройке, производстве и т.п. Но внутренняя диалектичность нецензурной брани в том и состоит, что, давая временное, сиюминутное освобождение от стресса, она в то же время создает нигилистическую модель дальнейшего поведения, ориентирует человека на циничное восприятие ряда важнейших этических ценностей. Все это влияет на моральное здоровье как самого сквернослова, так и окружающих его людей. Существует связь между широким распространением сквернословия и катастрофическим состоянием психического здоровья населения.
Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

1.​ первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2.​ вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

3.​ третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.


Влияние на самого человека, который использует ненормативную лексику:

Просмотр отрывка из фильма «Вода»


Дискуссия:

Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.

- Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (Низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной» и т. п.)

-Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, соблюдают режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

- Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

- Считаете ли вы что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?


Игра «Эстафета добрых слов»


Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека – это тоже очень хорошее и доброе слово. (Обучающиеся выполняют задание.)

Давайте будет стараться, чтобы такие слова в наших семьях, в нашем лицее каждый день!

Раздать обучающимся памятки


Толстой говорил: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Советский писатель Толстой справедливо считал, что «обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Тургенев призывал: «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»

В наши дни русский язык поистине становится интернациональным. И это повелевает нам высоко держать знамя русского языка. Все мы – для кого русский язык дорог – несём ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. «Мал язык – да горами качает!» - говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этому гиганту.

А сейчас я раздам вам анкеты. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Проанализировав ваши ответы, мы сможем определить эффективность данного мероприятия, насколько вы задумались над проблемой сквернословия.

Раздать обучающимся анкеты

Во время заполнения обучающимися анкет прослушивание песни О.Вельгус «Словно травы шелестят слова».

Анкета-отзыв о мероприятии:


  1. Фамилия, имя, № группы

  2. Ваши впечатления о проведенном мероприятии

  3. Достаточно ли хорошо была раскрыта тема?

  4. Узнали ли Вы что-то новое о сквернословии?

  5. Остались ли у Вас неразрешенные вопросы?

  6. Что Вам больше всего запомнилось?

  7. Изменилось ли Ваше отношение к сквернословию?

  8. Оцените мероприятие по 5-ти балльной шкале

Анкета-отзыв о мероприятии:


  1. Фамилия, имя, № группы

  2. Ваши впечатления о проведенном мероприятии

  3. Достаточно ли хорошо была раскрыта тема?

  4. Узнали ли Вы что-то новое о сквернословии?

  5. Остались ли у Вас неразрешенные вопросы?

  6. Что Вам больше всего запомнилось?

  7. Изменилось ли Ваше отношение к сквернословию?

  8. Оцените мероприятие по 5-ти балльной шкале



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!